Ушедшая эпоха в романе Ирины Щегловой «Родовое проклятие»




Каждому человеку важно понимать, кто он. Часто поиск смысла жизни отсылает к истокам. Осознаешь, кто ты есть, поймешь, зачем живешь на этом свете, ведь прошлое хранит ответы на вопросы, уже заданные, осознанные, прожитые. А история, как известно, повторяется. Поэтому важно сохранять ее крупицы, чтобы те, кто будет жить после нас, учились, понимали, находили ответы.

Роман Ирины Владимировны Щегловой «Родовое проклятие» опубликован в 2014 г. в издательстве «Литресс». По признанию самого автора, это попытка «осознать свое предназначение, вспомнить свое прошлое» [2]

Ирина Владимировна — автор более 50 произведений для детей и взрослых. Член Союза писателей Москвы.

Родилась 16.11.1963 года в г. Новочеркасске Ростовской области. Училась в школе №1 пгт. Подгоренский Воронежской области, затем в Казахстане. Некоторое время жила с родителями в Алжире. В 1987 г. окончила Воронежский Технический Университет (ВГТУ), получив диплом специалиста по гибким производственным системам и модулям. В 2004 г. окончила Литературный институт им. А.М. Горького.

В 2006 году был издан её любовный роман для подростков «Королева красоты». С этого момента начинается сотрудничество с издательством «Эксмо». Произведения Ирины Владимировны выходят отдельными изданиями и в сборниках. С 2011 года мистические «ужастики» для подростков, печатаются в сборниках серии «Большая книга ужасов». С 2012 года выпускает любовные романы для взрослых. Ряд её произведений опубликован в электронном виде, несколько фантастических романов и повестей переведены на английский язык.

Роман «Родовое проклятие» построен на автобиографическом материале. «Судьба рода, на протяжении ста лет, на фоне судьбы целой страны, самой большой, самой загадочной и трагической. Судьба трех поколений в водовороте войн, революций, смертей и рождений, новых и старых формаций, взлетов и падений, поражений и побед». [2]

События изображены через восприятие разными героями: многие рассказывают о своей жизни сами, вспоминают своих родных; самые теплые воспоминания показаны глазами ребенка. Рассказчик, взрослая женщина, вспоминает себя в детстве, юности. Автор открывает внутренний мир современного человека, его страхи, переживания, попытки отыскать собственный путь. Голоса автора и его героев переплетаются, дополняя, а иногда и сбивая с толку читателя. И перед ним проходит весь ХХ век, отраженный в судьбах членов одной семьи.

Главная героиня, девочка Маша, взрослеет с каждой страницей. Впервые читатель знакомится с ней в деревне у бабушки с дедушкой. Девочке 5-6 лет. Она познает мир, у нее уже есть характер, свое мнение. Она наблюдает за деревенской жизнью, узнает, как празднуют Рождество, и не понимает, почему дед не хочет принимать гостей в этот день.

Приметы, суеверия, рассказы о ведьмах тоже нашли свое место в романе. Маша видит пророческие сны, ее бабушки умеют гадать на картах, рассказывают, как невесты «присушивают» женихов, как можно «сглазить» человека и что ему «сделать». Вообще все женщины семьи обладают даром предчувствия.

«Клавдя не только разгадывала, она еще и видела вещие сны. Великая сонница была, еще смолоду. Когда молодежь в комсомол загнали, она все видела поле большое и двое мужчин высоких: один белый, а другой черный; к ним людей длинная вереница движется, и делят они тех людей между собой. Так-то делят, а некоторые посередке остаются. Клавдия тоже к Белому, было, собралась, а он: «Нет, – говорит, – подожди». И осталась она ни с тем, ни с этим». После войны сон повторился, «и уже белый взял ее к себе». [1, с. 18]

Ирина Владимировна тяготеет к мистификации, поэтому для нее Воронежская земля – колдовское место. Мария и ее муж Сергей, потомок купеческой семьи из Рамони, в лесу видят высеченную из камня фигуру волка. На этом месте дочь графа спас от волка купец. История семьи Сергея подчеркивает масштабность событий ХХ века.

А в романе упоминаются такие события, как Первая мировая и Гражданская войны, коллективизация, репрессии, Великая Отечественная Война, послевоенная разруха, демонстрация в Новочеркасске в 1961 году, трудные 90-е годы.

Прадед Александр «в Первую Мировую попал в плен к немцам и пробыл там два года, язык знал прекрасно – работал у какого-то бюргера на ферме. Немцы ему нравились, только он никак не мог понять, как такой правильный народ допустил у себя фашизм». [1, с. 25 ]

В Гражданскую служил с Ворошиловым, состоял с ним в переписке.

Татьяна, прабабушка по отцовской линии, дочь железнодорожного инженера, вышла замуж за крестьянского сына, его в семье приняли, устроили на работу. Он много читал и не обращал внимания на то, что происходит вокруг него.

Но больше историй рассказано о семье матери. Дед Григорий служил начальником поезда связи, бабушка была телефонисткой. Вместе прошли войну, а еще до нее бабушка была направлена в Москву работать в универмаге, сидела в тюрьме за растрату, которую повесили на молоденьких продавщиц.

Дед тоже попал в тюрьму «за фамилию» Шкиль. Его отец с братом были осуждены, когда Григорию исполнилось пятнадцать, мать успела предупредить подростка, который много скитался «как Горький». «Григорий прошел через позор отречения от отца. До самой смерти Григорий ненавидел коммунистов, советскую власть и всю жизнь боялся».[1, с. 69] Поэтому и в партию не вступил, и карьеры не сделал, ведь нужно было заполнять документы, а ему было стыдно перед памятью отца.

Дед с бабушкой после войны поселились в Подгорном, построили Дом (с большой буквы, как у Булгакова). Там часто гостила Маша. В Доме собиралась большая семья. В разгар борьбы с самогоноварением дед с бабушкой пострадали, были осуждены гражданским судом за самогонный аппарат и бражку, которая стояла в доме. После этого Григорий начал сдавать.

Сестры бабушки Авдотьи: Натуся и Клавдя - живут в Новой Усмани. Натуся старшая, образования не получила, т.к. вынуждена была помогать родителям. Клавдя с детства хромала. Она выпала из колыбели, а врача не было, некому было лечить. Вдвоем они воспитывали сына Натуси, Шурку. Шурка стал летчиком, но из-за пристрастия к спиртному ушел из профессии, поселился у матери, потерял семью и постепенно спился.

Родители Маши познакомились в Подгорном, тайно расписались, по распределению поехали в Новочеркасск. Отец был свидетелем событий демонстрации 1961 г., видел, как танки вошли в город. Позже он будет вспоминать об этом в 1991, когда танки пойдут по Красной площади в Москве. Дом родительский окажется в Джезказгане (Жезказгане), в Казахстане. Но оттуда Андрей и Галина, родители Маши, будут выезжать на работу «в командировку» в Алжир и Армению. Мама Галина решительная, умная женщина. Она ничего не боится, быстро принимает решения и всюду пользуется авторитетом. Характер ее от Григория. А Маша очень похожа на свою мать.

Интересно деление персонажей по именам. Чем больше уважения в обществе имеет герой, тем «длиннее» у него имя: Александр, Григорий. Большинство героев автор называет полным именем: Авдотья, Галина, Валентина, Сергей. Менее образованные, менее значимые, «беспутные» названы короткими, домашними именами: Натуся, Клавдя, Шурка, Егорка, Женя. Маша не самая младшая в семье, но видно, что любимица, знает, как обращаться с каждым членом своей большой семьи, даже с дальними родственниками. Она впитывает в себя информацию о каждом из них, запоминает семейные секреты, легенды, каким-то чутьем угадывает настроение момента.

Конечно, это истории не всех героев произведения. Роман «Родовое проклятие» - это роман для взрослых, и в нем очень много того, что пережили читатели. Перед ними разворачивается семейная хроника, полная примет времени. Это история страны в судьбах и переживаниях обычных людей, рядовых граждан. В романе нет официоза и возвышающего пафоса. Нет в нем и тоски по «тому времени». Но каждая страница – это как фотография, с которой смотрят родные лица. Они-то и вызывают в памяти яркие картины прошлого. Герои романа кажутся читателю знакомыми, потому что он сам испытал подобное и может провести параллели с собственной жизнью, своей семьей.

Весь ХХ век настолько опутан событиями, что в каждом доме найдутся ниточки, переплетающиеся с теми историями, какие показаны на страницах романа.

Список литературы:

1. Щеглова И. В. Родовое проклятие / Литресс, - 2014

2. Сайт «Лаборатория фантастики» [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fantlab.ru/work679447

3. Сайт «Википедия» [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wp.wiki-wiki.ru/wp/index.php/Щеглова,_Ирина_Владимировна

4. Сайт издательства «Эксмо». [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://eksmo.ru/authors/shcheglova-irina-vladimirovna-ID17610/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: