Главные термины и их определения.




План практического занятия № 1

Дата _________

Учебная группа ________

Тема практического занятия: « Характеристика и анализ основных понятий безопасности жизнедеятельности »

Цели практического занятия:

обучающая: обеспечить формирование системы знаний у студентов по теме.

оказывать: посильную помощь в изучении основ безопасности жизнедеятельности.

развивающая: способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней.

Воспитывающая: формировать профессиональный кругозор и общую культуру.

Средства обучения: конспект, учебник.

Межпредметные (междисциплинарные) связи Биология, НВП/МСП-ОБЖ, Физкультура, Химия.

Внутрипредметные (внутридисциплинарные) связи

Ход занятия

I. Организационно-воспитательный момент

Создание рабочей атмосферы: приветствие, проверка соответствия внешнего вида учащихся, выявление отсутствующих на занятии.

II. Ознакомление с темой, постановка учебных целей и задач, актуальность темы практического занятия

Тема сегодняшнего практического занятия имеет большое значение в повседневной жизни. Рациональное питание оказывает огромное значение для здоровья человека.

III. Актуализация опорных знаний

Актуальность данной темы необычайно высока во все времена, поскольку угроза чрезвычайных ситуаций преследует человека постоянно.

IV. Формирование новых понятий, способов действий

Смотри конспект.

Инструктаж по правилам безопасности.

V. Закрепление изученного материала

Фронтальный опрос. Смотри вопросы в конспекте.

VI. Подведение итогов занятия

Оценивание результатов учебной деятельности, выставление отметок

    Кулик Анатолий Васильевич – преподаватель НВП/МСП-ОБЖ  
Практическое занятие № 1 Тема: « Характеристика и анализ основных понятий безопасности жизнедеятельности »  

Вопросы:

Главные термины и их определения.

2.Опасность, ее виды.

Литература:

1. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2009

2. Начальная военная подготовка. 10-11 класс: Учебное пособие / сост. Дорохов А.В.;

3. Мамченко С.В., Морозов П.Л. – Донецк: Истоки, 2019.- 280с.;

4. ОБЖ: поурочные планы по учебнику А.Т. Смирнова: Учитель, 2006

5. ОБЖ 10-11 класс: /методические рекомендации/, Дрофа, М.: 2004

6. В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов: ОБЖ 5-9 классы /тесты, контрольные работы и проверочные работы, справочные материалы/; Дрофа М.: 2001

Главные термины и их определения.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - область научных знаний, изучающая опасности и средства защиты от них человека в любых условиях его пребывания, это отрасль знания и научно-практическая деятельность, направленная на формирование безопасности и предупреждения опасности путем изучения общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий их влияния на организм человека,

 

основ защиты здоровья и жизни человека и среды его обитания от опасностей. «Жизнедеятельность» состоит из двух слов - «жизнь» и «деятельность».

Жизнь - это одна из форм существования материи, которую отличает от других способность к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, различных форм движения, возможность приспособления к среде и наличие обмена веществ и реакции на раздражение. Жизнь является высшей формой существования материи сравнительно с другими - физической, химической, энергетической и т.п.

По Н. Ф. Реймерс «Жизнь - это особая форма движения материи со специфическим обменом веществ, самовосстановлению, системным управлением, саморазвитием, физической и функциональной дискретностью живых существ и их общественных конгломератов».

Деятельность является специфически человеческой формой активности, необходимым условием существования человеческого общества, смысл которой заключается в целесообразном изменении и превращении в интересах человека окружающей среды. Это специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Любая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности разнообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни. Человеческая активность имеет особенность, которая отличает ее от активности остальных живых организмов и существ. Эта особенность заключается в том, что человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и трансформирует его для удовлетворения собственных потребностей, активно взаимодействует с ним, благодаря чему и достигает сознательно поставленной цели, которая возникла вследствие проявления у нее определенной потребности.

Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Безопасность (согласно ГОСТ) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Угроза – запугивание, обещание причинить кому-либо вред, зло (тоже что и опасность).

Чрезвычайная ситуация – это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и

 

здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и природной среде.

ДСТУ 2293-99 определяет термин «безопасность» как состояние защищенности личности и общества от риска понести ущерб. В этом определении понятия «безопасность» присутствует термин «риск».

Риск - количественная оценка опасности. Определяется как частота или вероятность возникновения одного события при наступлении другого. Обычно это безразмерная величина, лежит в пределах от 0 до 1. Может определяться и другими удобными способами. Риск возникновения аварий, повреждений или выхода из строя простых технических устройств определить несложно. Для сложных же технических систем, а тем более для человека или общества риск - это категория, которая имеет большое количество индивидуальных признаков и характеристик, и математически точно определить его чрезвычайно сложно, а иногда невозможно. В таких случаях риск может быть оценен только благодаря экспертной оценке.

Опасность, ее виды.

Опасность - явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека. Опасность присуща всем системам, которые имеют энергию, химические, биологические или другие, несовместимые с жизнедеятельностью человека компоненты.

Опасности могут быть:

Природные опасности - это природные объекты, явления природы и стихийные бедствия, угрожающие жизни или здоровья людей (землетрясения, оползни, сели, вулканы, наводнения, снежные лавины, штормы, ураганы, ливни, град, туманы, гололеда, молнии, астероиды, солнечное и космическое излучение, опасные растения, животные, рыбы, насекомые, грибки, бактерии, вирусы, заразные болезни животных и растений).

Техногенные опасности - это прежде всего опасности, связанные с использованием транспортных средств, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования, использованием горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов, с использованием процессов, происходящих при повышенных температурах и повышенном давлении, с использованием электрической энергии, химических веществ, различных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического).

 

 

К социальным источникам опасностей принадлежат опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем: бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголизм, преступность и т.д.. Первоисточниками этих опасностей является неудовлетворительное материальное состояние, плохие условия проживания, забастовки, восстания, революции, конфликтные ситуации на межнациональной, этнической, расовой или религиозной почве.

Источниками политических опасностей являются конфликты на межнациональной и межгосударственном уровнях, духовное угнетение, политический терроризм, идеологические, межпартийные, межконфессиональные и вооруженные конфликты, войны.

Большинство источников опасностей имеют комбинированный характер, например:

- природно-техногенные опасности - смог, кислотные дожди, пылевые бури, уменьшения плодородия почв, возникновения пустынь и другие явления, порожденные человеческой деятельностью;

- природно-социальные опасности - причудливые этносы, наркомания, эпидемии инфекционных заболеваний, венерические заболевания и другие;

- социально-техногенные опасности - профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм, психические отклонения и заболевания, вызванные производственной деятельностью, массовые психические отклонения и заболевания, вызванные воздействием на сознание и подсознание средствами массовой информации и специальными техническими средствами, токсикомания.

Организация Объединенных Наций (ООН) признает два основных компонента безопасности личности:

- «защита от неожиданных и пагубных нарушений нашего повседневного образа жизни» (известная как «свобода от страха»);

- «защита от постоянных угроз голода, болезней, преступлений и подавления »(известная как«свобода от нужды »).

 

Нельзя защитить мир от войн, если люди не будут в безопасности у себя дома, на своих рабочих местах, в повседневной жизни. ООН (ПРООН) разработала всеобъемлющую концепцию безопасности человека, которая состоит из семи основных категорий (компонентов):

- экономическая безопасность;

- продовольственная безопасность;

- безопасность для здоровья;

- экологическая безопасность;

- личная безопасность;

- общественная, культурная и социальная безопасность;

- политическая безопасность.

В реальной жизни все эти категории тесно взаимосвязаны. В концепциях и доктринах многих государств придерживаются несколько иной классификации компонентов безопасности. Некоторые специалисты по безопасности выделяют такие ее элементы или категории как, например, «духовная безопасность», «государственная безопасность», «военно-политическая безопасность», «информационная безопасность», «коммерческая безопасность», «научно-техническая безопасность», «деловая безопасность», «безопасность труда», «Пожарная безопасность» и др.. Однако, все эти элементы, с достаточной степенью обоснованности, можно отнести к какой-либо категории безопасности ООН.

 

 

Вопросы и задания:

1. Дайте определение понятию «Безопасность жизнедеятельности».

2. Дайте определение понятию «Опасность».

3. Какая из категорий всеобъемлющей концепции безопасности человека разработанная ООН (ПРООН), лишняя из нижеперечисленных:

- экономическая безопасность;

- продовольственная безопасность;

- автомобильная безопасность;

- безопасность для здоровья;

- экологическая безопасность;

- личная безопасность;

- духовная безопасность;

- общественная, культурная и социальная безопасность;

- политическая безопасность.

4. Что такое «Угроза »



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: