Итог занятия. Анализ работ




План-конспект занятия на тему

«Пейзаж-настроение»

 

 

 

Подготовила:

Букушина Ирина Сергеевна,

руководитель кружка

«Рисунок и живопись»

 

 

ЛУГАНСК

2020г.

План-конспект занятия

Тема: «Пейзаж – настроение»

Цель: Воспитание прекрасным, раскрыть образный и содержательный смысл понятия «пейзаж» в произведениях искусства: живописи, музыки, поэзии.

Задачи:

- познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения;

- передавать красками яркие цветовые состояния природы;

- показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.

- развивать творческое воображение, знания, умения, навыки при работе красками.

- воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.

Тип занятия: повторение пройденного материала,изучение нового материала, закрепление изучаемого материала.

Методы обучения: словесный ( беседа, чтение, объяснение, рассказ), наглядный (иллюстрации), практический (рисование пейзажа).

Формы деятельности: индивидуальная работа.

Оборудование и материалы: репродукции художников «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Стога. Сумерки», «На севере диком», рисунки, выполненные учащимися, бумага А4, гуашь, кисти (широкие, узкие), баночка с водой.

 

Ход занятия

Организационный момент.

– приветствие,

– проверка готовности к занятию.

Повторение изученного материала.

На прошлом занятии мы повторили виды и жанры изобразительного искусства. Перечислите, пожалуйста, виды изобразительного искусства (живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство), а какие жанры вы знаете (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, бытовой, батальный).

Вопрос. К какому жанру живописи вы отнесёте эти строки:

Осыпаются астры в садах,

Стройный клён под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет. (ответы детей)

Педагог: Пейзаж – один из любимейших жанров изобразительного искусства. Откуда появилось слово «пейзаж» и что оно значит? С французского языка оно переводится как «местность, страна». В пейзаже основной предмет изображения – природа. Мир вокруг нас огромный и прекрасный. Человек неразрывно связан с природой, мы часть её.

И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, всегда было источником творчества художников, писателей, композиторов.

Каждый из них выбирает то, что ему по душе (время года, время суток)

Вопрос. У каждого из вас есть любимое время года? (ответы детей)

Осенний пейзаж – всегда привлекает своим романтическим настроением поздней яркой красоты окружающей природы.

Зимний пейзаж – особая тема в творчестве мастеров пейзажа. Ведь снег только кажется белым, а сколько оттенков имеет снег.

Весенний пейзаж - привлекает своей легкостью, свежестью красок, ощущением молодости.

Летний пейзаж – красив силой и красотой цветущих красок окружающего мира.

«У каждого времени года

Особенный запах и цвет.

Но, так совершенна природа,

Что в целом её краше нет». О. Рязанова

Сообщение новой темы. Изучение новой темы.

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника.

Живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нём особое внимание, будит душу. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.

Обратите внимание на эпиграф:

«Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия»

Вот так очень образно поэт задал тему нашего занятия, на котором мы рассмотрим лучшие произведения русских художников-пейзажистов. И научимся передавать красками яркие цветовые состояния природы, настроение, изменчивость явлений природы в разных её состояниях.

Тема нашего занятия «Пейзаж – настроение.».

Вопрос: Что такое настроение? (это состояние души)

Какое может быть настроение? (плохое, хорошее)

Путь творца будь это композитор, поэт, художник, начинается с художественного восприятия. В своих произведениях не только изображают «портрет природы», а стремятся запечатлеть свои чувства, переживания, своё отношение к природе.

Беседа по картине.

Вряд ли кто-нибудь в нашей стране не слышал имени художника Исаака Ильича Левитана, блестящего мастера пейзажа. Он обладал особым даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу. В каждом уголке природы он умел найти что-то заветное, сокровенное. Для Левитана природа – второе «я». Он говорил: «Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растёт; какое это великое счастье». Его пейзажи – это пейзажи-настроения, в которых остро выражено личное чувство. Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные.

«Золотая осень»

Перед вами одна из известнейших работ «Золотая осень». Это пейзаж – настроение, в нем передано самое обычное состояние теплого осеннего дня, знакомого всем.

- Перечислите оттенки, которыми художник написал осенние листья, траву, воду, небо?

«Весна. Большая вода»

«По колено застыли в воде,

Как неловкие сёстры-подростки,

И дрожат на весеннем ветру

Тонкоствольные эти березки»

Вопрос. Какое настроение в этой картине вы увидели?

(Лирическое настроение, настроение радости.)

«Стога. Сумерки»

Тончайшая гармония мягких цветовых отношений неба, земли, воды, деревьев рождает ощущение невидимого движения весеннего воздуха. Она созвучна музыкальным образам – великого композитора и современника Левитана.

«На севере диком».

Во всем богатстве своего великолепия, сказочного даже фантастического, стоит красавица сосна одна на самом краю крутого утеса, одетая в белый снежный наряд; ее силуэт, освещенный лунным светом, словно отчеканивается на фоне ночного неба. Художник написал эту картину на стихи Гете «На севере диком»:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет качаясь, и снегом сыпучим

Одета как ризой она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой —

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

Физкультминутка.

Давно не было дождя, растения завяли. Сначала опустились головки, потом – листики, а потом согнулся весь стебелек до земли (дети за учителем опускают голову, затем роняют руки вдоль туловища, потом приседают на корточки).

Вдруг закапал дождик, растения стали оживать (движения в обратном порядке). Подул ветерок (руки над головой), зашумели стебельки (покачивание руками), затих ветерок (руки вниз). Сели.

Практическая работа.

Задание: выполнить пейзаж – настроение.

 

 

1. Работу будем выполнять поэтапно. Рисуем сухой кистью, используя только гуашь. Набираем кистью (щетина, плоская или круглая) синюю краску и начинаем покрывать ею верхнюю часть листа. Работаем слева - направо, продвигаясь сверху вниз. По мере продвижения, краски на кисточке будет все меньше и цвет нашего будущего неба будет все менее насыщенный. В центре листа оставляем два не закрашенных места. Это будут облака.    
2. Теперь нам нужна краска темнее на тон или чуть другого тона. Я к своей синей добавила фиолетовой. Полученным цветом проводим линию горизонта и от нее вниз покрываем лист, оставляя в центре белое пятно. Это наше будущее озеро. Не забываем, что кисть должна быть сухой. После того, как на кисти совсем не осталось краски, растушевываем линию горизонта, чтоб граница стала с плавным переходом. Так же проходим кистью и по озеру. Не забываем, что мы работаем слева - направо.  
3. Теперь интересный момент - рисуем горы. Для этого нам нужна черно-синяя краска. Чтоб её получить, берём чуть-чуть чёрной и добавляем её в синюю. На кончик плоской кисти набираем краски и пробуем нарисовать горы. Они у нас будут состоять из самой высокой вершины по центру и более низких по краям. Рисуем всей плоской поверхностью кисти. Попробуем нашим горам нарисовать пологие склоны.   а. б. в.
4. Наши горы должны слегка подсохнуть. Поэтому пока займемся облаками на небе. Итак, облака. Они у нас будут нежно розовые. Для этого капельку красной гуаши смешиваем с белой. Полученным цветом начинаем прорисовывать облака на месте белых пятен на небе. Работаю кончиком кисти. Не мазки, а именно точечные касания кистью бумаги. Часто-часто-часто. Теперь нам надо нарисовать верхнюю границу облаков. Она будет белой. Набираем на кисточку белую краску и наносим по верхней границе облака, перекрывая синий цвет. Представим, что облако не одно, а группа. Под верхним проплывает еще одно облако. Прорисуем белым и его верхнюю границу. Белой краски на кисточке должно быть много, чтоб она хорошо выделялась на фоне розовой. Таким способом прорисовываем облака слева и справа от гор. Пока мы рисовали облака, наши горы слегка подсохли. Теперь не менее интересное занятие. Нам надо их сделать более объёмными. Для этого возьмём на плоскую кисть белую краску и нанесём её на правую половину гор. Она у нас будет более освещённой. Работать будем от середины горы к правому краю. Краска будет ложиться не ровно, слегка перемешиваться с черным фоном, но нам это и нужно. Прорисовываем от вершины до подножия гор. Нарисуем несколько белых половинок гор, которые будут расположены ниже главной вершины, т. е. ближе к вам.  
5. Теперь смешаем белую краску с синей, нам нужен светло-синий цвет (не голубой, темнее). Тоненькой кистью наносим полученный оттенок на левую часть гор. От вершины по склону, от центра к левому краю. Вы видите, как сразу преобразились наши горы, какие они стали объёмные.    
6. Продолжаем... Рисуем отражение гор и кустов в озере. Сухой щетиной, чёрной краской рисуем слева, справа и по центру (ниже гор) отражение. Краски берём совсем по чуть-чуть, чтоб пятна получались чёрные полупрозрачные и сухие, это важно. Когда на кисти не останется чёрной краски, надо прорисовать сильным нажимом на кисть по озеру вертикальные, еле заметные полосы. По центру длиннее, по бокам - короче.  
7. Переходим к более жизнерадостным тонам. Будем рисовать осеннюю листву. Для этого нам понадобится желтая, рыжая, красная гуашь и плоская кисть. Начнём с жёлтой гуаши. Мазками наносим по чёрным пятнам, это листва. Рисуем по пятну как бы островками. Так же, как и в облаках, пройдемся по верхушкам деревьев желтой краской.  
8. Коричневой краской и тонкой кистью рисуем стволы деревьев на переднем плане. Стволы в левой части работы освещены, поэтому белой краской выделяем освещённые участки ствола. а.   б.  
9. Этим деревьям листву нарисуем желтой и рыжей красками. Ниже гор на месте черных пятен нарисуем кусты. Совет: чтоб листва получилась более реалистичной, обмакнем кисть сначала в рыжую, затем в желтую краску и, не перемешивая их, начнем прорисовывать листву: опять масками. Очень удобно листву на кустах и деревьях рисовать с помощью веерной кисти.    
10. Чтоб у нас хорошо просматривалась перспектива, нарисуем на ближнем фоне берёзу. Так как она ближе к нам, то и выглядит больше, относительно других деревьев. Сначала чёрный ствол с ветками, затем плоской кистью нанесём белую краску на ствол. И закончим берёзу, нарисовав ей жёлтую листву. Оживить картинку можно красной краской, кое-где окрасив ею листья. а.   б.  
11. Мы и вышли на финишную прямую. Нам осталось нарисовать озеро. Начнем с его границ. Обозначим их черной краской.  
12. Продолжаем черной краской покрывать берег (продольными длинными мазками).  
13. Зеленой гуашью прорисовываем на земле островки травы, оживляем их желтой краской.  
14. Белой гуашью тонкой кисточкой по границе озера накладываем длинные продольные мазки. Ну вот, пожалуй, и всё. Работа готова.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

- контроль организации рабочего места,

- контроль правильности выполнения приемов работы,

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения,

- контроль объема и качества выполнения работы.

Во время практической работы для фона включить музыкальное произведение.

Закрепление материала.

Пока наши работы подсыхают, вспомним, о чём мы говорили на уроке.

Прошу ответить на вопросы:

1. Жанр изобразительного искусства, с которым мы познакомились на занятии - _________

2. Главное изображение пейзажа – это ________________

3. Известный русский художник-пейзажист _____________________

Итог занятия. Анализ работ

Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.

Какой же можно сделать вывод по занятию:

Композиторы, поэты, художники передают красоту природы, её состояние в разное время года и суток от состояния его души, чувств, настроения.

Пейзажи, созданные творцами русской культуры, живут в нашем сознании как задушевные картины русской природы и в то же время погружают в мир прекрасных чувств, глубоких мыслей, вечных духовных ценностей.

Вывод – обобщение.

Наше занятие хочется закончить прекрасными словами писателя.

«В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: