Функции межличностных конфликтов




Льюис Козер в своей работе «Функции социального конфликта» выделяет следующие функции конфликта: конструктивные (положительные) и негативные (отрицательные). Однако для этого конфликт должен быть управляемым.

Основными негативными функциями конфликта являются следующие:

ухудшение социального климата в группе, снижение производительности труда или успеваемости в учебе, переформирование группы в целях

разрешения конфликта;

неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга;

отсутствие сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него;

стремление каждой из сторон к лидирующему положению в конфликте (к победе во что бы то ни стало), конфронтация;

материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта.

Позитивные функции конфликта отражают динамику процессов, происходящих в группе, в коллективе и заключаются в следующем:

стимулирование системы (группы, коллектива), приведение к новым формам межличностного и межгруппового взаимодействия;

диагностирование сложившихся отношений в группе;

снятие состояния напряженности, оздоровление межличностных отношений;

способствование изменению структуры социальной группы, ее сплочению;

объединение участников: в ходе конфликта его участники лучше узнают друг друга; выявляются незаметные до этого достоинства и недостатки членов группы, создаются условия для переоценки моральных качеств (стойкости, мужества и т. д.) участников конфликта, для выдвижения и формирования лидеров;

стимулирование развития личности, формирование чувства ответственности, осознания своей значимости;

снятие синдрома «выученной беспомощности», активизирование инициативы людей.

При анализе позитивных и негативных функций конфликта необходимо учитывать продолжительность его протекания: положительный, нозатянувшийся конфликт может иметь негативные последствия

Формулы конфликта

Один из отечественных исследователей в области конфликтологии В. П. Шейнов в своей книге «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» приводит три формулы конфликтов (А, Б и В).

Практическое значение формул конфликтов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить анализ многих конфликтов и находить пути их разрешения. При этом следует помнить, что приводимые ниже формулы не могут быть универсальным методом оценки и разрешения любых конфликтов. Во многих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и противоречивом процессе управления конфликтами.

Первая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от кон-фликтогенов (КФГ).

Конфликтогены — это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести кконфликту.

Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии инегативной реакции личности, против которой применен конфликтоген. При отсутствии волевогорегулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания.

Более конкретно первую формулу конфликта схематично можно выразить следующим образом:

где КФГ1 — первый конфликтоген; КФГ2 — второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ3 —

третий конфликтоген, ответный на второй, и т. д.

При этом важно иметь в виду, что КФГ2 > КФГ(, КФГ3> КФГ2 и т. д., то есть каждый ответный

конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликтогенов).

Конфликты, возникающие по первой формуле, условно будем называть конфликтами типа А. Важно отметить, что по наблюдениям специалистов, 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия.

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген._

Характер конфликтогенов Форма проявления
Прямое негативное отношение Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм
Снисходительное отношение Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание
Хвастовство Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах
Менторские отношения Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения
Нечестность и неискранность Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека
Нарушения этики Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т. п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека
Регрессивное поведение Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания

Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:

КС + И = КФ

Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые условно будем называть конфликтами типа Б: устранить конфликтую ситуацию и исчерпать инцидент.

Третья формула отражает зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС). Ее можно выразить следующим образом: КС, + КС2 +... + КСп = КФ, при этом п> 2 Словами эту формулу можно выразить так:Сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту.

Конфликты, возникающие по третьей формуле, условно будем называть конфликтами типа В.Разрешение таких конфликтов сводится к устранению всех конфликтных ситуаций.

 

 

Вопросы к семинару:

Основные компоненты конфликта

Классификация конфликтов

Каузальная атрибуция. Ошибки атрибуции.

Конфликты и трансактный анализ

Динамика конфликта

 

Ситуация из «Работы над ошибками»

 

Основание классификации Виды конфликтов Общая характеристика
Сферы проявленияконфликта    
Степеньдлительностиинапряженности конфликта    
Субъектыконфликтноговзаимодействия    
Социальныепоследствия    
Предмет конфликта    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: