Солон – политический деятель Афин




 

 

Выполнила: студентка 1 курса, гуманитарного факультета профили «История», «Право»

Меньшикова Полина Андреевна

 

Научный руководитель:

канд. ист. наук, доцент кафедры зарубежной истории

Кармазина О. В.

 

 

Воронеж 2020

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Солон – это афинский политический деятель, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.

Основными источниками наших сведений о Солоне являются «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и «Афинская полития» Аристотеля.

Но Плутарх, будучибиографом и моралистом, а не историком, описывал преимущественно психологический портрет своих героев и не учитывал некоторые факты. Также, по его словам, «Сравнительные жизнеописания» носят, в первую очередь,воспитательный характер, что имеет своим следствием идеализацию героев[1], в том числе и Солона.

Аристотель же, по мнению С. И. Радцига[2], несмотря на широкое использование различных источников, относительно многих проблемных вопросов высказывается вполне однозначно.Так, будучи сторонником умеренной демократии, он высоко оценивает деятельность Солона, следствием чего являетсятенденциозность.

Становление и развитие афинской демократии, деятельность античных греческих политиков, включая Солона,и проблемы раннего афинского законодательства исследовали в своих трудах многие современные историки, но предпочтение я отдала И. Е. Сурикову, Э. Д. Фролову иХ. Тумансу. Используя их работы и вышеперечисленные источники, я и попытаюсь ответить на вопрос:«Какую роль сыграли мировоззренческие взгляды Солона на развитие Афин?»

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Игорь Евгеньевич Суриков утверждает, что Солон, сын Эксекестида, родился около 640 г. до н. э. в Афинах[3].Также есть версия, что его отца звали Эвфорионом, однако эту точку зрения поддерживает небольшое количество историков (Плутарх. Солон. 1). Плутарх говорит о том, что по происхождению Солон принадлежал «к первому по знатности дому», а по состоянию и положению относился «к средним гражданам» (Плутарх. Солон. 1). Этого же мнения придерживается Аристотель, причислявший Солона к «гражданам среднего круга» (Аристотель. Афинская полития. IV. 5. 3).

Плутарх также добавляет, что Солон был выходцем из царского, но обедневшего рода Кодридов (Плутарх. Солон. 1). Он, как истинный выразитель аристократического мировоззрения, «отрицательно относился к несправедливо разбогатевшим людям и противопоставлял такое богатство подлинным доблестям»[4]. Однако для того, чтобы улучшить своё материальное положение, Солон стал заниматься морской торговлей (Плутарх. Солон. 2). «Много путешествуя, будущий реформатор знакомился с нравами, обычаями и политическим устройством других государств», что, по мнению И. Е. Сурикова[5], «расширяло его кругозор» и формировало в нём «не только стремление к преобразованиям, но и здоровый консерватизм». Однако следует отметить, что некоторые историки, в том числе X. Туманс, подвергают сомнению версию о торговой деятельности Солона и утверждают, что она появилась для того, чтобы доказать «средний статус» реформатора[6].

Судя по всему, поэтический дар Солона стал известен согражданам задолго до того, как он проявил себя на политическом поприще[7]. Солон был первым афинским поэтом, что, по справедливому замечанию И. Е. Сурикова[8], сказалось на его популярности. Также внимание слушателей привлекала ярко выраженная политическая направленность большинства солоновских стихотворенийи критическое отношение Солона к существующему состоянию дел. Поэт не раз описывал такие кризисные явления в афинском полисе, как стремление аристократов к несправедливому обогащению, гражданские смуты и плачевное положение простого народа, а также выдвигал идею благозакония, которая, однако, имеет дельфийское происхождение.По мнению Солона, благозаконие, или эвномия, – это наличие в полисе справедливых законов и сознательное подчинение граждан этим законам[9].

Нужно отметить и то, что Солон был очень религиозным человеком. Это также имеет отражение в его стихотворениях. Афинский поэт, по свидетельствам И. Е. Сурикова[10], глубоко верил во власть богов над человеческими судьбами и утверждал, что «только данное богами будет прочным и долговременным, а то, чего люди добились собственной наглостью, вскоре обязательно повлечёт за собой возмездие от Зевса».Таким образом, Солон — это поистине «поэт меры и враг любой экстравагантной крайности»[11].

Первым известным из источников событием, в связи с которым упоминается имя Солона, является военный конфликт Афин и Мегар за обладание Саламином. Плутарх рассказывает о том, как афиняне, утомлённые долгой и тяжкой войной, запретили законом предлагать гражданам продолжать борьбу за этот остров. Солон, огорчённый таким позорным положением, притворился сумасшедшим, прибежал на площадь и прочитал при массе народа свою элегию «Саламин», в которой говорилось о необходимости продолжения военных действий. Афиняне последовали советам поэта и назначили его военачальником (Плутарх. Солон. 10). Саламинская экспедиция, закончившаяся взятием стратегически важного пункта в Сароническом заливе,стала блистательным началом политической карьеры Солона. Датируется она, скорее всего, временем около 600 г. до н. э. Однако следует заметить, что война с Мегарами на этом не закончилась, она приняла вялотекущий характер и затянулась на несколько десятилетий. В последующем, когда спор о Саламине был вынесен на третейский суд Спарты, Солон сумел отстоять афинские права на этот остров[12].

Следующим военно-политическим мероприятием Солона стало его участие в Первой Священной войне (Плутарх. Солон. 11). Будущий законодатель выступил инициатором начала военных действий некоторых греческих полисов против фокидского города Кирры, или Крисы, захватившего Дельфийский храм[13]. Война, продолжавшаяся десять лет, закончилась освобождением Дельф, взятием и разрушением Крис, а также значительным улучшением отношений между Афинами и Дельфами. Дельфийское жречество стало всячески поддерживать Солона (Плутарх. Солон. 14), благодаря чему, вероятно, они стал самым влиятельным политическим деятелем в Афинах.

Теперь все социальные слои (аристократы, народ, торговцы и ремесленники) стали рассматривать Солона как «компромиссную фигуру»[14]. Группировки аристократов помнили о знатностиего происхождения, массы рядового демоса не забывали сочувственного отношения к беднякам, проявлявшегося в солоновских элегиях, а торговцы и ремесленникипринимали во внимание то обстоятельство, что Солон сам занимался торговлей[15]. Все они были уверенны в том, что только Солон сможет положить конец социальным раздорам в полисе (Плутарх. Солон. 14).

В 594 г. до н. э. Солон был избран архонтом.Плутарх называет его«примирителем и законодателем» (Плутарх. Солон. 14), что, по моему мнению, наилучшим образом описывает эту должность.

Аристотель отмечает, что Солон имел идеальную возможность стать тираном (Аристотель. Афинская полития, IV. 11. 2), Плутарх же добавляет, что афиняне активно побуждали законодателя к захвату единоличной власти (Плутарх. Солон. 14).То есть, по справедливому замечанию Х. Туманса[16], давление на Солона было весьма значительным, но тираном он так и не стал, что объясняется его ненавистью к тираническому правлению. «В поздних своих стихах он похвалялся тем, что, обладая практически неограниченными полномочиями, остался верен своему назначению и сознательно пренебрёг возможностью узурпировать единоличную власть»[17]. Кроме того, в последние годы своей жизни Солон дважды попытался воспрепятствовать возрастанию влияния будущего тирана Писистрата, но успеха не имел, так как люди его больше не поддерживали[18].

В 560/559 г. до н. э., при архонте Гегестрате(Плутарх. Солон. 31),законодатель скончался[19].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, Солон, будучи известным поэтом и политическим деятелем, испытывал неприязнь к единовластию и тираническому правлению. Он восхвалял меру, норму, благозаконие и социальный компромисс, любил Афины и глубоко верил в водительство богов.Выдвинутые им принципы фактически подразумевали целую программу социальных и политических преобразований, направленных на достижение единства внутри гражданского коллектива и ликвидацию наиболее острых конфликтов между различными слоями населения.Став архонтом, Солон приступил к последовательному воплощению в жизнь своих планов. Его реформы не были радикальными, но они почти полностью отражали его мировоззренческую позицию. И, хотя они пока не привели к желаемому результату, государственные деятели дальнейших десятилетий и веков шли по намеченному Солоном пути, что в результате привело к могуществу и процветанию Афинского государства[20].

 

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Аристотель. Политика. Афинская полития / Аристотель. – М., 1997. – 458 с.

Плутарх. Солон / Плутарх // Сравнительные жизнеописания. – М., 1961. – Т. 1. – С. 102-126.

 

Радциг С. И. Аристотель и «Афинская Полития» / С. И. Радциг // Аристотель. Афинская полития. – М., 1937. – С. 132-146.

Суриков, И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика / И. Е. Суриков. – М., 2005. – 383 с.

Суриков, И. Е. «Солон» Плутарха: некоторые источниковедческие проблемы / И. Е. Суриков // Вестник древней истории. – М., 2005. – № 3. – С. 151-161.

Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII-V вв. до н. э.) / Х. Туманс. – СПб., 2002. – 540 с.

Фролов, Э. Д. Политические лидеры афинской демократии / Э. Д. Фролов // Политические лидеры античности, средневековья и нового времени. – Л., 1983. – С. 6-22.

 


[1]Суриков, И. Е. «Солон» Плутарха: некоторые источниковедческие проблемы. М., 2005. С. 157.

[2] Радциг С. И. Аристотель и «Афинская Полития». М., 1937. С. 141.

[3] Суриков И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М., 2005. С. 103.

[4] Там же. С. 113.

[5] Там же. С. 114.

[6] Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII-V вв. до н. э.). СПб., 2002. С. 242.

[7] Суриков И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М., 2005. С. 114.

[8] Суриков И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М., 2005. С. 114.

[9] Там же.

[10] Там же. С. 116.

[11] Там же.

[12] Суриков И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М., 2005. С. 119.

[13] Там же. С. 121.

[14] Там же. С. 124.

[15] Там же. С. 125.

[16]Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII-V вв. до н. э.). СПб., 2002. С. 234.

[17]Фролов, Э. Д. Политические лидеры афинской демократии. Л., 1983. С. 9.

[18] Гущин, В. Р. Закон Солона о стасисе и установление тирании в Афинах в 561-560 гг. до н. э. / В. Р. Гущин // Восток, Европа, Америка в древности. – М., 2014. – Вып. 3. – С. 160.

[19]Суриков И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М., 2005. С. 144.

[20] Суриков И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М., 2005. С. 151.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: