Педагогическое общение: понятие и структура.
Место ПО в труде педагога.
Основным предметом труда педагога является создание условий для развития учащегося через усвоение СКО.
При этом главным инструментом, условием такого развития, наряду со знанием предмета, опытом и т.п., является именно ПО. Почему?
В процессе обучения и воспитания взаимодействуют 2 подсистемы:
а) дидактическая (обучающая);
Яндекс.Директ
Мандарины, вперед!Шоу "Уральских пельменей"! 10-11 ноября. Веселое настроение вам обеспечено! Успевайте!pelmeny.netЕкатеринбург |
Практикум: ТРИЗ для педагогов!Акция −33%! Дистанционный семинар по ТРИЗ 3300 руб + Сертификат. Оставьте заявку!lomonosov.online |
в) коммуникативная («общенческая» форма, коммуникативное средство обучения и воспитания).
На первый взгляд коммуникативная подсистема схожа с упаковкой, «фантиком» для обучения и воспитания. Однако практика такова, что, если не складываются взаимоотношения, общение между педагогом и учеником, воспитанником, блокируется и усвоение СКО. Этот аспект подчеркивается в педагогической психологии. Например, Национальная Ассоциация образования США девизом одного из своих конгрессов в 2009 г сделала следующий: «Процесс образования управляется процессом коммуникации». К сходным выводам приходит Кузьмина, которая в своих трудах подчеркивает роль ПО в структуре ПД. П о Кузьминой ПО – важнейшая составляющая ПД, поскольку она насыщенна коммуникацией, развивается и управляется по законам коммуникации.
Т.е., для успеха в пед/деятельности мало одних предметных знаний и соответствующих способностей. Чрезвычайно важно, чтобы каждое дидактическое воздействие имело соответствующую коммуникативную оболочку.
Понятие ПО. ПО как разновидность проф/общения.
Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, направленное на создание благоприятного психологического климата и психологическую оптимизацию взаимоотношений в ходе обучения (А.А.Реан, Я.Л.Коломинский, АН.Леонтьев).
От обыденного общения ПО отличается по целям, средствам, формам, функциям и др. особенностям. Например,
1. В ПО решаются не личные, а, прежде всего, профессиональные задачи – оно направлено на оптимизацию усвоения СКО и развитие учащихся в этом процессе.
2. Здесь требуются иные средства, способы. Это хорошо д-т эксперимент В.А. Кан-Калика (пары студентов – «светский разговор» - продолжить перед аудиторией; в итоге студенты отмечали: изменение целей общения, необходимость изменения приемов общения, скованность жестов, движений и др.).
3. Профессиональное ПО имеет свои особые функции:
1) информационно-обучающая (обеспечивает ориентацию в потоке информации);
2) социально-перцептивая (необходимость воспринимать и понимать учащегося; по Кузьминой, эта ф-ия может быть выражена на 2 уровнях: Перцептивном, т.е. умении видеть поведение ученика, и Эмпатийном – т.е. умении понимать причины поведения уч-ся);
3) организационная (связана с орг-ией совместной д-ти по усвоению СКО);
4) контрольно-оценочная (сопоставление уровня развития уч-ся с нормативным и индивидуальный прогноз);
5) интерактивная (направлена на постоянный обмен – образами, идеями, действиями);
6) аффективная (создание эмоционального комфорта, позитивный эмоциональный обмен, развитие эм/культуры);
7) функция самопрезентации (если в ПО гармонично сочетаются внутренний мир педагога и его адекватное предъявление, возникает, по Л.М.Митиной, эффект конгруэнтности самовыражения, благоприятный для развития обеих сторон пед/взаимодействия)
Структура ПО.
Тоже имеет, по сравнению с другими видами общения, ряд особенностей.
По А.К. Марковой ПО рассматривается как ком/деят-ть, а потому его стр-ра близка к стр-ре любой деятельности:
1) Мотивационно-Ориентировочный к-т (задачи, цели ком-ии);
2) Исполнительский (операциональный: этапы, способы, стили, позиции ПО);
3) Аналитический (контрольно-прогностический).
В.А. Кан-Калик представляет динамическую структуру ПО с 4 компонентами:
1) Прогностический этап (моделирование предстоящего общения);
2) Коммуникативная атака (начало общения); 3) Непосредственно управление взаимод-м;
4) Анализ и подготовка к новому взаимодействию.
1. Прогностический этап – коммуникативное планирование пед/взаимодействия, перевод дидактических задач в адекватную коммуникативную форму. Его эф-ть зависит от опыта, знаний в области возрастной и пед/пс., педагогики, от знаний класса в целом и его отдельных уч-ся, от уровня воображения учителя, от его гибкости, от способности ориентироваться на позитив и блокировать негатив прежних взаимодействий.
2. «Коммуникативная атака» - начальный этап взаимодействия.
Коммуникативная атака, по В.А.Кан-Калику, начальный этап педагогического общения, задающий направление и единый тонус взаимодействия субъектов обучения. Основные функции «атаки»:
1)завоевание инициативы в общении, создание коммуникативного фундамента и, тем самым, основы управляемости взаимодействия;
2) уточнение коммуникативного плана;
3) создание единого настроя, необходимого для реализации общих целей.
Этап занимает 1 – 3 минуты. Условия его эффективности – оперативность, акцентированное использование невербального компонента (зона начального вз-ия, голос, внешность, яркие цели, не отрывать от темы, эм/позитив и др.).
3. Непосредственное управление основной частью взаимодействия. Главные задачи – 1) удержание общения в русле заданных целей и темы; 2) поддержание целостности взаимод-ия всех его субъектов; 3) поддержание интереса.
На этом этапе нередко возникают «барьеры общения »:
несовпадения установок (смысловой барьер);
боязни группы (мышечные зажимы, зажатая речь и т.д.),
б-р отсутствия контакта и автономного взаимод-ия,
б-р негативной установки на класс или отдельных учеников,
б-р установки долженствования и др.
Для их преодоления, по Кан-Калику, необходимо развитие проф/рефлексии, рациональный, конструктивный поиск преодоления барьеров, развитое воображение и позитивная пед/направленность.
4. Анализ осуществленного общения (анализ рез-в и на этой основе - новое коммуникативное планирование).