Методические рекомендации
к курсовому проектированию по дисциплине
«Судовые автоматизированные электроэнергетические системы»
для обучаемых по специальности 26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования исредств автоматики »
Мурманск
Составители:
Урванцев Виктор Иванович, доцент кафедры электрооборудования судов МГТУ.
Ремезовский Вячеслав Михайлович, ктн, профессор кафедры Электрооборудования судов МГТУ.
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены кафедрой электрооборудования судов «29» мая 2019г, протокол № 8.
Рецензент: Власов Анатолий Борисович, дтн, профессор, заведующий кафедрой электрооборудования судов МГТУ.
ВВЕДЕНИЕ
Курсовое проектированиевыполняется в 8 и 9 семестрах при изучении дисциплины «Судовые автоматизированные электроэнергетические системы».
В 8 семестре выполняется курсовой проект на тему «Расчёт мощности судовых потребителей и выбор источников электроэнергии»
В 9 семестре выполняется курсовой проект на тему «Разработка схемы судовой сети генерирования и распределения электроэнергии »
Курсовой проект №2 является логическим продолжением курсового проекта №1.
Курсовое проектирование является обязательной составной частью учебного плана курсантов и студентов очной и заочной форм обучения специальности 26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики».
Задачами курсового проектирования являются:
· комплексное применение знаний и умений, приобретенных при изучении общеобразовательных, общетехнических и специальных
дисциплин, к решению задач производственного характера;
· закрепление и расширение теоретических знаний путем выполнения специальных расчетов, решения стандартных и нестандартных инженерных задач в рамках конкретной дисциплины;
· формирование навыков самостоятельного изучения и решения отдельных вопросов;
· формирование навыков проектно-конструкторской работы путем приобретения опыта технически грамотного оформления результатов инженерных расчетов и графического материала в соответствии с требованиями ГОСТов и ЕСКД;
В результате выполнения проекта курсант должен з н а т ь:
1. особенности функционирования судовых приемников электроэнергии в разных режимах работы судна;
2. типы и основные технические данные судовых генераторов и трансформаторов, требования Регистра РФ к их эксплуатации на судах;
3. принципы распределения электроэнергии на судне;
4. методы расчета кабельной сети;
5. виды коротких замыканий в судовых сетях и методы расчета токов коротких замыканий;
6. динамическое и термическое воздействие токов короткого замыкания на токопроводящие шины, кабели, аппараты и методы расчета этого воздействия;
7. методики расчета провалов напряжения при пуске асинхронных двигателей;
8. принципы построения схем защиты судовых сетей и генераторов;
9. принципы работы и схемы функциональных устройств автоматики судовой электростанции;
у м е т ь:
1. рассчитывать мощность судовой электростанции в заданных режимах работы судна;
2. выбирать судовые генераторы и трансформаторы;
3. составлять и рассчитывать систему распределения электроэнергии;
4. выбирать аппараты защиты;
5. рассчитывать практические параметры аварийных процессов в электроэнергетической системе;
6. выбирать контрольно-измерительную аппаратуру и унифицированные распределительные устройства;
7. пользоваться электронной таблицей MicrosoftExcel.
1. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
1.1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Для успешного выполнения курсового проекта и курсовой работы необходимо изучить основную и дополнительную литературу, рекомендуемую ниже.
Задание на курсовое проектирование сформулировано в п. 1.3. настоящих методических указаний, исходные данные приведены в п.1.4. В приложении приводятся справочные материалы, необходимые для расчетов.
Руководитель курсового проектирования может изменить объем, содержание и глубину разрабатываемых вопросов в зависимости от индивидуальных способностей и особенностей курсанта за счет добавления разделов учебно-исследовательского характера.
Выдача заданий на курсовое проектирование и рассмотрение основных этапов производятся на практических занятиях, на заочном отделении - в период установочных лекций.
Работа над курсовым проектом должна вестись поэтапно, в соответствии с календарным графиком, утвержденным заведующим кафедрой. В указанные сроки курсанты должны предоставить руководителю выполненные разделы курсового проекта на проверку. Иногородним студентам-заочникам в период между лабораторно-экзаменационными сессиями разрешается высылать на кафедру для проверки завершенные курсовые проекты.
К защите курсового проекта допускаются курсанты, выполнившие все разделы задания в соответствии с требованиями настоящих методических указаний. Завершенный курсовой проект представляется руководителю не позже, чем за две недели до начала экзаменационной сессии.
Защита курсового проекта производится перед комиссией, в которую в обязательном порядке входит преподаватель, руководивший проектированием. В процессе защиты курсант обязан продемонстрировать полное понимание существа задач, решаемых в проекте; дать четкие ответы на вопросы, касающиеся принятых технических решений, теоретических и практических сторон проекта.
Настоящие методические указания разработаны с использованием методических указаний для самостоятельной работы аналогичного курса по специальности «Эксплуатация электрооборудования судов и средств автоматики».
1.2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ
Каждый курсовой проект должен состоять из пояснительной записки (ПЗ) объемом не менее 25 листов и материалов графической части (ГЧ).
Пояснительная записка включает:
1. Титульный лист.
2. Задание на проектирование.
3. Оглавление.
4.Материалы основных разделов курсового проекта.
5. Список использованной литературы.
Курсовой проект №1 выполняется в 8 семестре на тему «Расчёт мощности судовых потребителей и выбор источников электроэнергии»
Задание на курсовой проект №1 включает:
1. Определение нагрузки генераторов СЭЭС, выбор источников
и преобразователей электрической энергии СЭЭС.
2. Выбор системы автоматического регулирования напряжения
генераторов судовой электростанции.
Курсовой проект №2 выполняется в 9 семестре на тему «Разработка схемы судовой сети генерирования и распределения электроэнергии »:
Задание на курсовой проект №2 включает
1.Разработку принципиальной электрической схемы судовой сети генерирования и распределения электроэнергии.
2.Выбор коммутационной и защитной аппаратуры, установлен
ной на главном распределительном щите (ГРЩ), выбор и
проверочный расчет кабелей, отходящих от шин ГРЩ.
3.Расчет токов короткого замыкания в СЭЭС с учетом токов
подпитки от работающих электродвигателей, проверка эле
ментов СЭЭС на динамическую и термическую устойчивость.
4.Определение изменений напряжений и частоты в СЭЭС при
пуске мощного асинхронного двигателя (провал напряжения).
5.Выбор и описание устройств автоматики согласнофункциональной схемы автоматизации судовой электростанции
6.Разработка принципиальной электрической схемы секций главного распределительного щита (ГРЩ).
Графический материал курсового проекта выполняется на двух листах формата А1(594x840 мм) и включает в себя:
1.Принципиальную электрическую однолинейную схему генерирования и распределения электроэнергии.
2.Принципиальную электрическую схему секции ГРЩ
Принципиальные и функциональные схемы конкретных блоков, устройств и систем автоматизации приводятся в пояснительной записке.
Графический материал должен выполняться в соответствии с действующими ГОСТами Единой системы конструкторской документации и другими нормативными документами.
1.3. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
Каждому студенту выдается задание, содержащее следующие исходные данные на разработку проекта автоматизированной СЭЭС:
1.Перечень электрифицированных механизмов.
2.Процессы и операции управления и контроля режимами работы
ЭС, подлежащие автоматизации.
3.Задание на разработку принципиальных электрических схем элементовинформационно – измерительной системы ЭС.
Исходные данные, для выполнения проекта, приводятся в таблицах № l -4.
Вариант задания выбирается по двум последним цифрам шифра зачетной книжки и табл.1. На пересечении столбцов и строк табл.1., номера которых соответствуют последней и предпоследней цифрам зачетной книжки, приводятся в виде кодов необходимые исходные данные для выполнения соответствующих разделов, приведенные в таблицах №2 – 4.
Первая цифра кода, приведенного в таблице1 соответствует номеру варианта в таблицах 2, где указан тип судна и перечень судовых механизмов.
. Вторая цифра кода соответствует порядковому номеру варианта в таблице 3.перечня операций, подлежащих автоматизации.
Третья цифра кода – это порядковый номер в таблице 5 варианта на разработку принципиальной электрической схемы устройства.
Таблица 1.
Варианты заданий на курсовое проектирование
1,2,2 | 4,3,9 | 5,6,4 | 6,3,1 | 3, 8, 4 | 7,8,7 | 9,9,2 | 8,7,9 | 5, 5, 3, | 7 6 3 | |
3,4,6 | 9,1,5 | 10, 6, 4, 10 | 2,8,8 | 4, 10, 7 | 10, 1, 10 | 8,4,7 | 6,6,5 | 5,1,9 | 3,7,9 | |
7,7,4 | 8,8,7 | 1,5,5 | 8,2,7 | 5,2,9 | 4,7,9 | 9,6, 10 | 1,1,9 | 7,9,8 | 4, 7, 7 | |
5,9,2 | 10, 8, 7 | 4,1,7 | 9,7,5 | 8,5,9 | 2,9,4 | 5,8,3 | 8,10, 9 | 4,2,8 | 2,10,5 | |
8,9,4 | 1,4,6 | 10, 2, 5 | 2, 3, 2 | 3,5,5 | 9,8,3 | 6, 8, 5 | 4, 9, 8, 10 | 1,8,3 | 3,6,8 | |
1,6,9 | 3,1,9 | 5,7,3 | 7, 2, 10 | 6,2,1 | 3, 10,9 | 5,3,4 | 2,6,5 | 6,1,10 | 8,1,3 | |
6,1,6 | 4,5,6 | 9,3,1 | 4,9,4 | 1,7,9 | 7,4,9 | 1,10,3 | 10, 3, 5 | 9,4,7 | 5, 10, 5 | |
7, 10, 4 | 5, 4, 8 | 2, 5, 4 | 10,6,3 | 4,6,7 | 3,2,8 | 9,2, 9 | 2,7,10 | 10, 5, 7 | 1,2,4 | |
4,4,3 | 6,5,9 | 3,3,4 | 6,7,4 | 2,4,5 | 8,3,9 | 10, 7, 9 | 10, 10, 6 | 7,1,3 | 6,9,8 | |
9, 10, 5 | 7, 3, 5 | 1,3,10 | 5,1,4 | 9,5,9 | 7,5,9 | 6, 10, 2 | 1,9,4 | 3,9,10 | 8,6,3 |
Перечень судовых механизмов Таблица 2 | ||||||||||||||||||||
Варианты задания | ||||||||||||||||||||
Наименование механизма | ||||||||||||||||||||
п | Рп, кВт | п | Рп, кВт | п | Рп, кВт | п | Рп, кВт | п | Рп, кВт | п | Рп, кВт | п | Рп, кВт | п | Рп, кВт | п | Рп, кВт | п | Рп, кВт | |
1. Рулевое устройство | 3,2 | 3,2 | 7,5 | |||||||||||||||||
2. Якорно-швартовые устройства; | ||||||||||||||||||||
а) брашпиль | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||
б)шпиль якорно-швартовый | - | - | - | - | ||||||||||||||||
в)шпиль кормовой швартовый | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
г)шпиль бортовой-швартовый | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
4. Лебедки | ||||||||||||||||||||
а) грузовые | - | - | ||||||||||||||||||
б)траловые | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||
в) шлюпочные | 9,5 | 3,5 | 5,5 | |||||||||||||||||
5. Лифты | ||||||||||||||||||||
б) камбузные | - | - | 2,4 | 0,6 | - | - | 2,5 | 2,1 | - | - | 1,1 | - | - | - | - | |||||
6.Механизмы главного двигателя | ||||||||||||||||||||
а) насосы забортной воды | 6,5 | 17,5 | 4,5 | 31,2 |
Продолжение таблицы 2
6 | ||||||||||||||||||||
б) насос пресной воды системы | з I | 6,5 | 17,5 | 7,2 | 4,5 | 40,5 | - | - | ||||||||||||
г) насос пресной волы системы охлаждения форсунок | - | 4,8 | 1,5 | - | - | - | - | - | . | - | ||||||||||
д) насос масляный | 8,5 | 10,5 | ||||||||||||||||||
е) насос топливный | 2,0 | 4,8 | 8,5 | 1,2 | 2,2 | |||||||||||||||
ж) компрессор пускового воздуха | 17,5 | |||||||||||||||||||
з) сепараторы топлива | 6,5 | 6,5 | 3,2 | 5,5 | 3,2 | 6,9 | ||||||||||||||
и) сепаратора масла | 4,5 | 6,5 | 2,5 | 3,2 | 6,9 | |||||||||||||||
7.Механизмы котлов | ||||||||||||||||||||
а) насос питательной воды | 1,5 | 29,5 | 5,5 | 5,8 | ||||||||||||||||
б) насос топливный | 2,2 | 2,2 | 0,6 | 2,1 | ||||||||||||||||
в)насос циркуляционный | - | 0,6 | 2,9 | 2,7 | 2,2 | - | - | |||||||||||||
г) вентилятор котла | 3,2 | 3,6 | 1,5 | 5,2 | ||||||||||||||||
8.Испарительная установка: | ||||||||||||||||||||
а)насос конденсатный | 1,5 | 7,6 | 1,5 | 17,6 | 1,35 | |||||||||||||||
б)насос инжекторный | - | - | - | - | ||||||||||||||||
в) насос вакуумный | 3,2 | 7,2 | ||||||||||||||||||
9. Насосы пожарные: | ||||||||||||||||||||
а) насос основной | 21.5 | |||||||||||||||||||
б) малый (аварийный) | - | - | 7,2 | |||||||||||||||||
10.Насосы балластно - осушительные | 4,1 | 10.5 | ||||||||||||||||||
11, Насосы бытовых систем: |
Продолжение 2 Таблицы 2
17 18 | ||||||||||||||||||||
а) насос санитарный пресной воды (гидроформ) | 3.2 | 3,2 | 3,6 | 3,2 | 3,2 | 1,5 | 2,8 | |||||||||||||
б) насос санитарный забортной воды | 3,2 | 3,6 | 3,2 | 3,5 | 3,2 | 7,4 | 4,5 | 2,8 | ||||||||||||
в) насос горячей воды | 0,45 | 2,2 | 0,64 | 0,45 | - | - | 0,45 | 0,37 | 0,65 | 0,39 | ||||||||||
12. Насосы топливоперекачивающие: | 5,5 | 5,5 | 5,2 | |||||||||||||||||
13. Вентиляторы: | ||||||||||||||||||||
а) машинно-котельного отделения | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||
6) общесудовые | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
14. Рефрижераторы провизионных камер | ||||||||||||||||||||
а) насос охлаждения провизионной установки | 2,2 | 3,2 | 3,7 | 1,7 | 1,2 | 7,5 | 5,4 | |||||||||||||
б) компрессор провизионной установки | 3,6 | 2,8 | 3,5 | 3,2 | 3,2 | 6,8 | ||||||||||||||
15. Рефрижераторы трюмов: | ||||||||||||||||||||
а) компрессоры | - | - | 47,5 | |||||||||||||||||
б) насосы охлаждения | 12,5 | - | - | 12,5 | ||||||||||||||||
в) вентиляторы | - | 0,9 | 0,9 | 5,3 | - | - | 1,5 | - | 3,9 | |||||||||||
16. Системы кондиционирования воздуха: | ||||||||||||||||||||
а) компрессоры | ||||||||||||||||||||
б) насосы рассольные | 8,5 | 2,3 | ||||||||||||||||||
в) насосы охлаждения | 8,5 | |||||||||||||||||||
г) вентиляторы | 4,2 | 0,5 | 1,5 | 3,25 | 2,7 |
б | ||||||||||||||||||||
18. Камбуз (плиты, моторы): | - | - | - | - | - | - | - | 9,5 | - | - | - | |||||||||
19. Освещение: | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 83,7 | - | |||||||||
21. Радиооборудование: | - | 16,9 | - | - | - | - | - | - | - | - | 16,3 | - | 16,3 | |||||||
22. Электронавигационное оборудование: | - | 7,9 | - | - | - | - | 8,5 | - | 7,2 | - | - | 4,2 | - | 4,6 | - | 6,5 | ||||
23,Вапоповоротное устройство: | 4,5 | 1 1 | 2,7 | 4,5 | - | - | - | - | 4,2 | |||||||||||
24. Электрифицированное оборудование мастерской: | - | - | - | 27,4 | - | - | - | 42,3 | 61,5 | |||||||||||
25. Технологическое оборудование: | ||||||||||||||||||||
а) механизмы рыбомучной установки | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
б) механизмы морозильной установки | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||
в) механизмырыбцеха | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
26. Подруливающее устройство: | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||
27. Прочая электрическая нагрузка: | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
Вариант а) | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
Вариант б) | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
Вариант в) | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Продолжение 3 Таблицы 2
Системы защиты и автоматики электростанции
(варианты задания) Таблица 3
№ н/п | Наименование процесса. | Варианты | |||||||||
подлежащего автоматизации | |||||||||||
Синхронизация СГ: точная | + | ||||||||||
Синхронизация СГ: грубая | + | ||||||||||
Распределение активной мощности при параллельной работе СГ. (+- точная синхронизация) | + | ||||||||||
Распределение реактивной мощности при параллельной работе СГ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Защита СГ: | |||||||||||
От перегрузки путем отключения второстепенных потребителей | + | ||||||||||
Включение и отключение резервного СГ | + | ||||||||||
От обратной мощности | + | ||||||||||
От минимального напряжения | + | ||||||||||
Дифференциальная защита от внутреннихк..з. | + | ||||||||||
Автоматический пуск дизеля | + |
Варианты задания на разработку принципиальной электрической схемы устройств измерения, контроля и автоматики ЭС
Таблица 4
Номер варианта задания | Наименование устройства |
Блок измерения напряжения и тока нагрузки СГ со схемой подключения приборов магнитоэлектрической системы. | |
Устройство измерения и контроля сопротивления изоляции судовой сети | |
Блок контроля и сигнализации состояния коммутационных аппаратов ГРЩ | |
Блок контроля и сигнализации защит генератора | |
Блок контроля температуры обмоток СГ | |
Датчик контроля угла между векторами напряжений сети и подключаемого генератора | |
Датчик активного тока СГ. | |
Датчик реактивного тока СГ. | |
Датчик разности частот сети и подключаемого генератора | |
Блок защиты от обрыва фазы. |
2. УКАЗАНИЯ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ.
2.1 Расчет нагрузки судовой электростанции
В общем случае мощность судовой электростанции зависит от следующих факторов:
• тип и назначение судна;
• водоизмещение;
• мощность главной энергетической установки;
• состав и мощность электрифицированных механизмов и других
судовых электроприемников;
• расчетный район плавания;
• условия комфортности судна, включая наличие систем конди-
ционирования воздуха, вентиляции, оснащенность камбуза и
бытовых помещений и т.п.
Наиболее точную характеристику динамики изменения нагрузки судовой электростанции дают графики нагрузки уже эксплуатируемых судов (суточные, месячные, годовые и т.п.), но их удобно использовать при анализе работы реальных СЭЭС, а применять на стадии проектирования очень затруднительно.
Вероятностные методы точнее и дают более реальные результаты расчета, но для их точности требуется очень обширная и достоверная исходная информация, поэтому они слишком сложны и громоздки для практики.
Сегодня чаще используют приближенные детерминированные методы расчета, как достаточно простые, относительно точные и наглядные. В курсовомпроекте для расчета нагрузки судовой электростанции рекомендуется использовать метод постоянных нагрузок (табличный метод), который получил наибольшее распространение в проектной практике, как дающий простое и наглядное решение задачи, хотя и достаточно приближенное.
Случайный характер процесса электропотребления учитывается с помощью коэффициентов загрузки механизмов и их приводов, а также коэффициентов одновременности их работы. Методика расчета нагрузки судовой электростанции указанным методом подробно изложена в [1,2,4].
Метод постоянных нагрузок основан на составлении табличных моделей, отражающих изменение нагрузок отдельных приемников электроэнергии (ПЭ) в различных режимах эксплуатации судна. Они имеют примерно одинаковые для всех типов судов формы иразличаются лишь режимами и значениями коэффициентов, которые зависят от типа и назначения судна. Типовая форма табличной модели нагрузок судовой электростанции представлена в таблице 5.
Табличный метод расчета мощности предусматривает следующую последовательность:
■ Выбирается род тока СЭЭС и значение напряжения в судовой
(силовой) электрической сети.
■ Намечается структурная схема главной энергетической уста-
новки судна и состав предполагаемых источников и преобра-
зователей энергии (дизель или турбогенераторы, валогене-
раторы, утилизационные генераторы, комбинированные уста
новки отбора мощности, трансформаторы и т.д.).
■ На основании заданного типа судна составляется специфика-
ция всех потребителей с их разделением по назначению
и ответственности. (графа 2 табл.5)
■ Для каждого механизма по каталогам выбирается двигатель
электропривода с соответствующими параметрами и характе-
ристиками. (графы 5,6,7,8,9 табл.5)
■ Намечаются основные расчетные (характерные) режимы экс-
плуатации данного судна в зависимости от его типа и ха-
рактера работы. (графы 13-18 табл.5)
■ Для каждого режима определяется суммарная потребляемая
мощность всех потребителей и мощность электростанции, не-
обходимая для обеспечения потребности судна в электро-
энергии с учетом 5% потерь в судовой сети.
2.2.Выбор структурной схемы главной энергетической установки судна
При выборе мощности судовой электростанции рыбопромыслового судна определяющим является расход электроэнергии на нужды производственного характера, а не на обеспечение работы общесудового оборудования. Поэтому для современных рыбопромысловых судов требуется комплексное решение вопроса о структуре судовой энергетической установке, так как главная энергетическая установка и судовая электростанция, как правиловзаимосвязаны, и в значительной степени эта взаимосвязь определяется особенностями технологии добычи, переработки и транспортировки выловленной рыбы.
Уже на этой стадии необходимо предварительно наметить тип источников электроэнергии судовой электростанции, от которых предполагается осуществить питание этих групп - на промысловых судах это быть генераторы основной электростанции, генераторные установки отбора мощности, аварийный дизель-генератор и т.д.
В качестве первичных двигателей судовых генераторов на судах флота рыбной промышленности наибольшее применение получили двигатели Дизеля. На судах, имеющих двигатель Дизеля в качестве главной энергетической установки, для привода генератора судовой электростанции всегда используется дизельный двигатель.
Таблица №5 | |||||||||||||||||||
НОМИНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ | ХОДОВОЙ РЕЖИМ РАБОТЫСУДНА | ||||||||||||||||||
№ п.п | Потребители | Кол-во m | Мощность механиз. Рм, кВт | Тип ЭД | Мощность ЭД Р2, кВт | Число оборот об/минn | Кпд ном % | соsφ ном | К.исп ЭД | Устан.акт. мощн Ру, кВт | Устан. реакт. мощн Qу, кВт | Коэф. одновр Ко | Коэф. З.М. Кзм | Коэф. загрузки Kз | Cosφ факт.фак. |
Кпд
ЭД
ном
%
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |