НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА ИГРЫ




 

ТЕМА I. НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Важнейшей стороной игровой культуры является утвердившееся в народе традиционное отношение к игре как к средству развития и воспитания человека. У каждого народа сложилась и действует своя народная педагогика игры, объединяющая вековой опыт, знания, мысли о применении игры в воспитании. Наши предки прекрасно понимали, что именно игры, игрушки закрепляют навыки (отсюда – мальчишеские сабли и девичьи куклы), направляют интересы, дают толчок к дальнейшему развитию характера, склада ума и будущего призвания. Вообще сам термин «народная педагогика» введен в практику К.Д.Ушинским, а смысл его уточнил Г.Виноградов: это есть «представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на юные поколения» (по кн. Аникина В. Русское устное народное творчество. М., 2001, с. 556). Такими средствами и были народные игры.

Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является ведущей формой деятельности ребенка. Народные игры присутствовали в жизни детей всех сословий, от крестьянства до дворянства.

Детская народная культура, в том числе культура детской игры, возникла и развивалась в среде культуры взрослых. С одной стороны, детский быт и фольклор всегда были связаны с бытом и фольклором взрослых, а с другой – дети удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившихся обстоятельств, но оставалось притягательным для младших поколений.

Одно из главных положений русской народной педагогики – осмысление детства как времени игры, а игры – как средства подготовки к будущей жизни.

Ребенок до семи лет в русской деревне воспитывался весьма своеобразно. Считалось, что ребенок – существо глупое, неразумное, и учить его – просто не имеет смысла. Но при этом ребенка ненавязчиво приучали к мысли, что ему придется в жизни много трудиться, ему внушали. Что труд – это радость и удовольствие. И это вкладывалось в ребенка через своеобразную игру «в труд», а также поощрением любого желания ребенка включиться в работу. К примеру, отец играл с малышом «в охоту», мать поощряла стремление ребенка проявить заботу о домашних животных, бабушка помогала возиться с пряжей и т.д.

Вообще взаимоотношения детей и родителей строились на любви и ласке. Детей никогда не наказывали, ибо считалось это делом бесполезным: учи – не учи, толку не будет. Поэтому детям разрешалось очень многое, что удивляло иностранцев, например.

Главным занятием ребенка до семи лет была игра, она составляла основную форму его бытия, заполняла всю его жизнь. В игре реализовывались стоящие перед этим возрастом задачи физического и психического развития. Через игру дети обучались бегу, тренировали память, внимание, приобретали навыки общения, знакомились с новыми понятиями, получали информацию о мире, его радостях и горестях.

Игры детей разных возрастов отличались, что объяснялось естественным развитием ребенка.

С ребенком грудного возраста играли мамушки и нянюшки, устанавливая с ним прежде всего эмоциональный контакт.

С двух-трехлетними играли старшие девочки – «пестуньи», «няньки». Главной целью этих игр было – позабавить малыша.

В четыре-пять лет ребенок начинал играть в игры-ловишки, где основной задачей было формирование физических качеств ребенка.

Позже игры усложнялись, в них начинали превалировать жесткие правила, которые были обязательны к исполнению. Игры сопровождали не только детство ребенка, но и его отрочество, и даже юность.

В условиях традиционной игровой культуры обеспечивалось воспроизводство игровых традиций, своеобразное возвращение к некоторым играм на более поздних этапах жизненного пути, связанное с воспитанием собственных детей и внуков, передачей им традиций.

В играх проявлялись и формировались определенные ценностные ориентации, типы групповой дисциплины, коллективного поведения. Игровая культура, как подчеркивает В. Григорьев, «укрепляла внутриобщинные и внутриэтнические связи» (Григорьев В.М. Семейно-общинные основы народной педагогики игры. \\ Мир детства и традиционная культура. М., 1996, с.124).

Народная игра всегда была важнейшей школой жизни, ведь нет такого качества человека, которое бы не развивалось в народной игре: воображение, фантазия, логика, интуиция – все это развивалось в первые годы жизни. В более позднем возрасте, в коллективных играх, в ребенке формировались чувство ответственности, коллективизм. Игры всегда воспитывали мыслительную активность, ибо играя, нужно действовать живо, энергично, осмысленно и целеустремленно. То, что в играх нужно было неукоснительно соблюдать правила, учило ребенка гражданственности, – ибо сначала чтят законы игры, а потом – и законы государства.

 

Вопросы для закрепления темы

1. Что включает в себя народная педагогика игры?

2. Как в русской народной педагогике понималось детство?

3. Как в русском быту строились взаимоотношения взрослых и детей?

4. Какие качества помогала воспитывать народная игра?

 

 

Литература

1. ГригорьевВ. Народные игры и традиции в России. М., 1994.

2. Детство. Репертуарно-методический сборник. Москва,1994.

3. Покровский Е. Детские игры, преимущественно русские. СПб., 1994.

4. Шангина И. Русские дети и их игры. СПб., Искусство, 2000.

 

 

ТЕМА II. ДЕТСКИЕ ИГРЫПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

В копилке традиционных народных игр игры с ребенком первого года жизни играют очень важную роль, будучи по сути комплексом медицинских упражнений.

В первые недели и месяцы после рождения вместо ребенка играет его мать. Именно благодаря материнской игре начинается развитие сознания (прежде всего постепенное наращивание функций левополушарного мышления) ребенка. Первые игры младенца носят сугубо адаптивный, правополушарный характер: подражание улыбке, копирование эмоций, повторение движений, концентрация взгляда, которая развивается к 6 – 8 месяцам.

Малыш, играя со взрослым, осваивает первые движения, действия с собственными руками, с предметами, а самое главное - общение с близкими людьми. Вспомните, как играют с грудным младенцем: взрослый внимательно смотрит в глаза малыша, улыбается ему, крутит головой, зовет маленького по имени, агукает… Это – игра в «гляделки», важнейший этап в эмоциональном развитии ребенка, необходимый для его успешного психического развития. Лишенные такой игры в самом нежном возрасте не только позже начинают говорить, но и ходить, и в целом развиваться! В самые первые часы жизни ребенка ему нужно внимание и отклик матери – и она включается в игру с ним: «агукает», «сюсюкает», т.е. пользуется особым, «детским» языком. Это установление контакта с малышом способствует его гармоническому развитию, в котором он сначала просто ПОДРАЖАЕТ взрослому.

Следующим важным этапом адаптивных игр в возрасте 6 – 9 месяцев становится повторение слогов и ритма материнской речи, что закладывает основы культуры, присущие этносу: ритм играет большую роль в артикуляции, в формировании фонем, интонаций и модуляций речи. Доказано, что национально-культурная принадлежность каждого человека определяется ритмическим фоном той среды, которая воздействует на него тогда, когда он еще не умеет говорить. Подобная ритмизация речевой деятельности напрямую связана с архаическим (правополушарным) способом организации речевого пространства, что ярко проявляется в фольклоре, создаваемом для детей.

Особый ритм взаимодействия с ребенком, осуществляемого матерью, выступал в качестве фактора, влияющего на психологическое здоровье малыша. Именно ритм являлся и способом осмысления мира в грудном возрасте, и способом его воссоздания через творческое воспроизведение ритмической формулы в последующей жизни.

Первые ритмические формулы, воспринимаемые ребенком, – это колыбельные песни, потешки, пестушки, приговорки. Темпоритм этих первых игровых формул соответствует биению сердца (темпоритму пульса) в состоянии покоя. Многократное воспроизведение одной и той же ритмической формулы, включающей мелодию и текст, способствует достижению эффекта суггестии и релаксации.

Со второго полугодия жизни ребенка с ним играли в эмоционально-контактные игры, которые, как показывают современные исследования, развивают оба полушария головного мозга, ибо сопряжены с массажем рефлекторных зон, расположенных на ладонях. К ряду таких игр относятся игра «Ладушки»:

Ладушки, ладушки,

Где были? – У бабушки.

Что ели? – Кашку!

Что пили? – Бражку!

Существует древнейшая традиция – сопровождать все общение с малышом песенками, потешками, присказками. Ритмически организованная речь взрослого создает условия для восприятия крохотным человеком настроения взрослого, рождает чувство безопасности и комфорта. Исполняя потешки, брали руки ребенка в свои, и двигали к себе и от себя:

 

Ай та-та, та-та, та-та,

Пожалуйте решета –

Мучки посеять,

Пирожки затеять.

А для нашей лапушки –

Затеем оладушки,

Испечем блинка –

Покормить сынка.

(из книги В.Ветровой «Ладушки, ладушки»)

На первом году жизни очень важны игры, придающие еще хаотичным движениям младенца организованный характер. Если этого не сделать вовремя, т.е. тогда, когда еще действуют так называемые «тупиковые рефлексы» (обезьяний, раскачивания и т.п.), то ребенок будет сильно отставать в эмоциональном и психическом развитии, его умственные и речевые способности не будут развиваться должным образом. В ряду таких игр – «потягушеньки», «догонялки», «прыгалки». Ребенок просыпается, потягивается, мать берет его на руки, приговаривает:

 

Потягунюшки, порастунюшки,

Роток – говорунюшки,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки.

 

Малыша развлекают, заставляя прыгать. Его берут подмышки, поворачивают лицом к себе, и помогают сделать прыжковые движения (ножки обязательно упираются в опору), приговаривая при этом:

Мы попрыгаем немножко:

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок, прыг-скок,

Обвалился потолок!

Малыша ставят на носок ноги и покачивают:

Тритатунюшки, та-та!

Вышла кошка за кота!

За кота-котовича,

За Иван-Петровича!

Ходит кот по лавочке,

Водит кошку за лапочки!

Эти игры способствовали формированию навыков прямостояния, формировали вестибулярный аппарат.

Существует много потешек, сопровождающих обучение малыша ходьбе:

Стучит, бренчит по улице,

Фома едет на курице…

Или, обучая ходьбе, приговаривают:

А лады, лады, лады,

Не посажены сады.

А Антошенька пойдет,

Он посадит и польет!

Топ-топ, топ-топ…

Все игры-манипуляции сопровождаются эмоциональным оживлением ребенка, играющим индивидуально под руководством взрослого. В такие игры включаются предметы, малыш начинает усваивать значение их, знакомится с формой, цветом. Очень важно, что игры всегда организует взрослый, сами по себе они невозможны, то есть предпосылки игры возникают в ходе развития деятельности ребенка под руководством и в совместной деятельности со взрослым. Поэтому уже с первых дней жизни ребенка игра становится важнейшей школой жизни, в которой развиваются воображение, логика, интуиция, фантазия, все физические качества.

Надо заметить, что общение малыша со взрослыми в этом возрасте происходило в основном на уровне МАТЬ – ДИТЯ, отец практически не присутствовал при этом. Общение отца (мужчины) с младенцем во многих традиционных культурах считается неприемлемым. Введение в «модель мира» осуществляется только женщиной, которая адаптирует ребенка к окружающему миру. Общение же с отцами начиналось тогда, когда наступало время формирования активного моделирующего мышления, с шестилетнего возраста, после заложения первоначальной модели мира и овладения речью. То есть мать закладывала в ребенка адаптивную модель поведения, отец же совершал переход к активной модели.

С точки зрения психологии от рождения до 18 месяцев ребенок проходит в своем интеллектуальном развитии сенсомоторный (чувственно-двигательный) период. В течение этого периода он постепенно добивается чувственно-двигательной координации ощущений и необходимой приспособленности для восприятия и манипулирования объектами в пространстве, времени, а также определения значимых связей между ними.

На первом и втором году жизни ребенок осваивает игры исследования и практики, достигая к 18-ти месяцам координации восприятия и движения, а также адаптируется к окружающему миру, и в этом ему испокон веков помогают взрослые, играя с маленьким человеком.

Ребенок младенческого возраста очень зависим от действий взрослых. Игра же дает ему возможность получить свободу, делать то, что он хочет. Выбрасывая игрушку из колыбели и получая её обратно, он быстро смекает, что может таким образом руководить действием взрослого человека. К тому же это его самостоятельное действие изменяет мир. Поэтому дети так любят ломать игрушки, разрушать ими же созданное (например, песочные куличики). В народной педагогике знали это, и делали все возможное, чтобы предоставить ребенку эту свободу. Свидетельство этому – многообразие и богатство детской игрушки, существующей в русских деревнях. Погремушки, трещотки, неваляшки, свистульки, матрешки – каких только игрушек не было у наших предков, и все они стимулировали развитие ребенка. Сутью любой народной игрушки было: дать ребенку проявить активность, когда он хочет играть. Её назначение – забавлять, обучая, или обучать через игру.

 

Вопросы для закрепления темы

1. Почему так важны игры в жизни грудного ребенка?

2. Что представляют собой эмоционально-контактные игры?

3. Почему при общении с ребенком важна ритмически организованная речь?

4. В чем заключается основная особенность игр этого возраста?

5. Почему с ребенком первого года жизни играет в основном мать?

6. Приведите примеры игр с ребенком первого года жизни.

 

Литература

1. Ветрова В. Ладушки, ладушки». М., «Знание», 1995.

2. Науменко Г.М. Этнография детства. Беловодье. М., 1998.

3. Покровский Е. Детские игры, преимущественно русские. СПб., 1996.

4. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть». М., Просвещение, 1995.

5. «Чудесный короб». М., Детская литература, 1988.

 

 

ТЕМА III. ИГРЫДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

 

Достижения ребенка первых двух лет жизни повторяются в следующий, репрезентативный период от 2 до 7-8 лет, причем повторяются в символическом и словесном плане. Начиная от простой возможности воображать отсутствующие объекты, ребенок учится символизировать целые классы объектов и отношения между ними. Для этого возраста характерна символическая игра или игра-воображение.

К двум годам ребенок овладевает новыми умениями и навыками, развивает внимание. Он любит быстро бегать по кругу, его смешит небольшое головокружение, которое он испытывает после этого. Овладение бегом, прыжками, игра в мяч – вот наиболее важные достижения ребенка младшего возраста.

С ребенком, который уже физически не связан с матерью, отлученным от груди, в русских семьях в основном играли старшие девочки, выполнявшие роль нянек, девочки-пестуньи (что тоже было своеобразной народной педагогикой – ведь девочки тем самым готовили себя к главному своему предназначению – быть матерью). Игры эти были очень просты, ребенок чаще всего просто играл роль статиста, делая то, что скажут няньки. Главным было – позабавить малыша, развлечь его. Недаром ведь в нашем языке до сих пор сохранилось выражение «чем бы дитя ни тешилось…».

Выбор репертуара во многом определялся уровнем развития ребенка. Игры часто были одни те же, но различались по степени сложности, то есть с ростом ребенка просто усложнялись условия игры.

Младший возраст – это возраст от двух до семи лет, и здесь каждый год имеет свои особенности, учитываемые в выборе игр.

Так, ребенок 3-4 лет еще не полностью овладел своим телом, движения его не всегда точны: словарный запас – от 1000 до 2000 слов, он много говорит, запоминает сказки, любит короткие стихи, тексты. Но слова произносит плохо, поэтому сокращает их, фразу строит несовершенно, пропускает трудные звуки. Психические навыки только формируются, внимание неустойчиво, велика отвлекаемость. Поэтому игры – короткие, типа «У медведя во бору», «Кошки-мышки», «Каравай». Вот, к примеру, игра «Не боимся мы кота»:

«Выбирается водящий – это кот, все остальные – мыши. Кот садится на пол и спит. Ведущая, взрослая девочка, говорит текст:

Мышки, мышки, выходите,

Порезвитесь, попляшите,

Выходите поскорей,

Спит усатый кот-злодей!

Мышки окружают «кота» и приплясывают, напевая:

Тра-та-та, тра-та-та,

Не боимся мы кота!

Девочка-ведущая кричит: «Проснулся кот!» - мыши убегают, а «кот» пытается их поймать. Те, кого «кот» запятнает, становятся его добычей.

Девочка дает команду: «Уснул кот!». Играющие вновь подходят к водящему, который снова «спит», и поют песенку мышей. И так до трех раз, после чего на охоту выходит новый кот».

(по книге О.Козака «Большая книга игр

для детей от 3 до 7 лет»)

 

К пяти годам навыки владения телом становятся точнее, мышцы крепнут, увеличивается работоспособность. Ребенок уже может оторвать одновременно обе ноги от земли, поэтому учится прыгать. Речь становится более связной, последовательной, уменьшается количество сокращений и перестановки слов. В этом возрасте улавливают ритмический рисунок мелодии, тембр голоса, узнают и запоминают песни, стихи, прозу. Начинают формироваться психические навыки: внимание становится устойчивее, развиваются процессы запоминания, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие. Поэтому в пять лет ребенок уже мог играть в игры с текстом, например, «Гуси-лебеди», осваивал дразнилки, уже мог запомнить считалки. Вообще считалок в игровом репертуаре детей было множество, и до наших дней многие из них дошли практически в неизменном виде.

Тай, тай – не летай!

Кто играет – тот играй,

Кто не с нами – выходи,

И, конечно же, води!

(записала М.Лапина, г.Белгород)

 

Раз, два, три, четыре,

Кошку грамоте учили:

Не читать, не писать,

А за мышками скакать!

(записала Л.Подвальная, пос. Красная

Яруга)

В шесть лет у ребенка появляется легкость, ритмичность бега, исчезают боковые раскачивания. Согласовываются движения рук и ног; координация движений упорядочена, поэтому шестилетний ребенок может бегать, прыгать, скакать. Запас слов – до 3000, развиваются творческие способности, ребенок может делать умозаключения, рассуждать. Познавая мир, очень много задают вопросов. В шесть лет игровой репертуар ребенка уже богат. Он включает в себя игры с мячом, с веревочкой, многообразные словесные игры, среди которых – и загадки, и считалки, и заклички, и скороговорки. Шестилетние осваивают силовые игры, игры в «казаки-разбойники», «дочки-матери». Наряду с ними в игровом репертуаре сохранялись разнообразные игры-ловишки, вообще игры спортивного характера. Распространенной была игра в «Горелки». Вот один её вариант.

По считалке выбирается «горельщик», он выходит вперед. Остальные игроки становятся друг за другом в ряд и поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Раз, два, смело

Погляди на небо –

Там гуси летят,

На всю Русь кричат:

- Га-га-га, га-га-га,

Не догнать нас никогда!

«Горельщик» поет:

Стою, стою на бревнышке,

Стою, стою на солнышке!

Ой, горю жарко!

Ой, горю ясно!

Один из играющих спрашивает:

- Что ты горишь?

- Хочу добра молодца!

- Какого?

- Тебя молодого!

Затем тот, кто спрашивал, убегает, а горельщик его ловит. Если поймает, то они меняются ролями, если нет, то выбирается новый «горельщик».

(по книге Г. Науменко «Фольклорный праздник»)

 

Дети младшего возраста не делились ещё по половому признаку, девочки и мальчики играли вместе. В их игровом репертуаре было много забав, в которых требовалась ловкость, сноровка, быстрота реакции. Все эти качества и тренировались в играх.

Главным назначением детских игр младшего возраста было – овладение правилами. Ведь овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Факт выделения и осознания правила свидетельствовал о том, что у ребенка появлялись первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднималось на новый уровень.

Значение сюжетно-ролевых игр, которые превалировали в игровом репертуаре детей младшего возраста, заключалось в том, что ребенок одновременно готовился к самостоятельному и к коллективному поведению. Дети, учась играть по правилам, брать на себя игровые роли, учились договариваться, спорить, командовать, подчиняться, участвовать в разрешении конфликтов.

 

Вопросы для закрепления темы

1. С чем связан выбор игрового репертуара детей младшего возраста?

2. Кто проводил игры с детьми младшего возраста, как таким образом осуществлялась народная педагогика?

3. Что было основным назначением игр детей младшего возраста?

4. В чем заключается значение сюжетно-ролевых игр?

5. В каком возрасте и почему возникали речевые игры?

6. Приведите примеры сечек, закличек, считалок.

 

Литература

1. Козак О. Большая книга для детей от 3 до 7 лет. «Союз», СПб, 1999.

2. Науменко Г. Фольклорный праздник. Linka-press, М., 2000.

3. Науменко Г.М. Этнография детства. Беловодье. М., 1998.

4. Петров В., Гришина Г., Короткова Л. Весенние праздники, игры и забавы для детей. М., «Сфера»,2001.

5. Панкеев И. Русские народные игры. М., «Яуза».1998.

6. Терещенко А. Быт русского народа. М., «Русская книга», 1999.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: