Ожидаемые результаты к концу года.




Департамент образования города Москвы

Принята на Педагогическом совете ГБОУ Школа № 185 «___»_____________2018 г.   Утверждена приказом директора ГБОУ Школа № 185 от «___»_________2018 г. №_____

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 185 имени Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда В.С. Гризодубовой»

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Развитие связной речи

"Путешествие в речь"

 

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Срок реализации: 1 год.

Количество часов в год: 36 ч.

 

Педагог, реализующий программу: Пустовойт Евгения Ивановна, учитель-логопед

 

Москва, 2018 г.

Пояснительная записка

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию детей.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память ребенка каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – развитие гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

Связная речь имеет огромное значение для дальнейшего общения с окружающими людьми, формирования личностных качеств, социализации.

Большое значение для развития связной речи имеет мотивация, желание высказаться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состояться при наличии у ребенка достаточного активного словаря, внутреннего плана высказывания, желания сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве

Связная речь - не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы. Коммуникативной задачей связного высказывания является создание словесного образа объекта.

Основные характеристики связного развернутого высказывания:

— тематическое и структурное единство;

— адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;

— произвольность, плановость и конспективность изложения;

— логическая завершенность;

— грамматическая связность.

Логопедическая практика показывает, что у детей шестого года жизни, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы - фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.

Таким образом, связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного и полного её восприятия, что возможно при достаточно высоком умственном и речевом развитии.

Связная речь является фундаментом для полноценного формирования письменной речи, а если письменная речь строится на дефектном фундаменте устной речи, то это служит препятствием в освоении школьной программы.

Согласно требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров литературы.

Актуальностью программы является то, что связная речь необходима для подготовки дошкольников к дальнейшему обучению. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы; самостоятельно излагать суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи.

Педагогическая целесообразность позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Цель программы: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Задачи:

- формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического;

- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной речи, развитие речевого общения;

- формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений;

- развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. Обводка, штриховка, игры с карандашами и т.п.;

- формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- развитие воображения и творческих способностей.

- адаптация к условиям школы, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря.

- развитие диалогической и монологической речи;

- научить грамотному построению предложений;

- стимулирование активности речи;

- научить пересказывать близко к тексту с опорой на картинку или серию сюжетных картинок.

Общеразвивающая программа по развитию связной речи «Путешествие в речь» ориентирована на детей от 6 до 7 лет. Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю (рассчитана на 36 тем). Продолжительность одного занятия 30 минут. С целью предупреждения утомляемости и профилактики физических, умственных, психологических перегрузок детей на занятиях проводятся физкультурные минутки.

Ожидаемые результаты к концу года.

Дети овладевают умением:

1) Слушать, запоминать и пересказывать близко к тексту услышанное.

2) В описательных рассказах о предметах или явлениях точно и правильно передавать особенности, подбирая нужные слова.

3) Говорить простыми и сложными предложениями;

4) Правильно согласовывать слова в предложении;

7) Высказывать свое мнение, рассуждать, задавать вопросы, делать выводы.

8) Использовать правильные варианты словообразования;

9) Сочинять небольшие сюжетные рассказы по картинке, серии сюжетных картинок, из опыта; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме;

10) Внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения, уметь придумать продолжение к рассказу.

Попутно у детей развивается общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Лучшим воспитателем в данном случае становится не сила убеждения и назидание, а личный пример положительных героев из детских книг и произведений устного народного творчества.

Методы занятия.

1. Словесные методы обучения беседа).

2. Наглядные методы обучения (показ иллюстраций; показ, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу).

3. Практические методы обучения (тренировочные упражнения).

Структура занятия:

1. Организационный момент:

- артикуляционная гимнастика / дыхательные упражнения;

- лексические игры и задания

2. Основная часть:

- Чтение произведения;

- физкультминутка;

- обобщающая беседа по прочитанному;

- рассказ ребенка;

3. Итог занятия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: