к конспекту прилагается презентация




Тема: «Психологические маски и эмоции»

Урок проведен в СОШ №14 г.Севастополя

И для обучающихся 4 курса направления подготовки: Психология

к конспекту прилагается презентация

конспект   Действия педагога
Тема: «Психологические маски и эмоции» Цели, задачи:способствовать осознанию эмоциональной сферы, важности эмоций в жизни человека, формирование способностей распознавать и анализировать разные виды поведения, создание условий для рефлексии скрываемых чувств и последующего их выражения с помощью невербальных и вербальных средств. План урока: 1. Организационный этап –5 мин 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 15 мин 3. Актуализация знаний – 10 минут 4. Первичное усвоение новых знаний – 30 мин 5. Первичная проверка понимания – 40 минут 6. Первичное закрепление –15 мин 7. Рефлексия (подведение итогов занятия) –15 мин    
ТЕКСТ КОНСПЕКТА - Здравствуйте! Мне хочется поздравить вас с днем психолога, с нашим профессиональным праздником. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: “Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе собрались. Я желаю всем хорошего настроения на весь день”. Я хочу задать вам несколько вопросов. Ответы на них вы, конечно, знаете, но давайте все-таки актуализируем знания по теме. Вопросы: -Что такое эмоции? (переживание человеком своего отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе) -Назовите, пожалуйста, какие эмоции вы знаете? (позитивные и негативные) -Какие вы хотели бы испытывать чаще? -Какие вы совсем не хотели бы испытать? -Какие эмоции важны и нужны в нашей жизни? -Как это объяснить? (нет плохих чувств, они все важны, эмоция страха помогает преодолеть опасность и т.п.) -Как мы можем угадать то или иное чувство, ту или иную эмоцию в человеке? (по мимике, жестам, интонации голоса)   Сегодня у нас с Вами очень интересная и важная тема! Мы исследуем соотношение эмоций и так называемых психологических масок.Давайте вместе разберемся в этом. (слайд 2, понятия) Первичное усвоение новых знаний. Психологические маски: спасение или наказание. С психологическими масками каждый человек сталкивается ежедневно. Особенно активно они используются в процессе формального общения. В чем же секрет столь большой их популярности? Люди не могут быть искренними всегда и со всеми. Вы ведь не будете рассказывать о своих личных переживаниях первому встречному. В общении с эмоционально неблизкими людьми, либо в формальной обстановке, практически все мы надеваем определенную маску. Это нормально, пока человек не становится ее заложником.   Зачем нам нужны психологические маски Для начала нужно разделить понятия «психологическая маска» и «социальная роль». Социальная роль – это модель поведения, характерная для личности, занимающей определенный социальный статус. У всех есть представление, как должны вести себя «заботливая мама», «строгий учитель», «прилежный ученик». Это и есть социальные роли. Они характеризуют место человека в социуме, определяют, каким должно быть его поведение, соответствующее нормам, принятым в обществе. Психологическая маска – нечто другое. Это образ, который презентуется окружающим вместо истинного «Я». У каждого есть несколько привычных и отлично отработанных линий поведения, с успехом используемых даже в межличностном общении с близкими. Люди «надевают» психологические маски для достижения разных целей. Чаще всего они необходимы: для защиты – когда есть страх, что тебя настоящего никто не оценит и не полюбит. Так личность защищает себя от эмоциональной боли. Для самоутверждения – человек уверен, что определенное поведение создаст ему позитивный имидж в восприятии окружающими. Для достижения корыстных целей – сознательно выстроенная модель поведения часто позволяет достичь желаемого результат. Люди используют лесть, обман, манипуляцию, плетут интриги, чтобы удовлетворить собственные потребности. Какой бы не была цель применения масок, результат один – истинные эмоции, чувства, переживания, скрываются. Вместо них демонстрируется поведение, наиболее выгодное либо приемлемое в конкретной ситуации. Делается это не всегда осознанно. Часто личность даже не понимает, что «включилась» в некую игру и просто играет роль.   Наиболее распространенные маски Количество психологических масок, позволяющих скрыть истинные переживания, огромное множество. Но есть перечень наиболее часто используемых:   1) «Хороший человек» – личность, которая в социуме демонстрирует исключительно позитивные качества, подавляя весь негатив, но наедине с собой либо с близкими людьми может демонстрировать агрессию, раздражительность. 2) Маска-образ «плохого» («плохого парня», «плохой девчонки», «плохого человека»). Антипод маске «хорошего». Такой образ применяют в трёх вариантах: либо от внутренней обиды, либо в качестве защитного покрывала от социума, либо как знак протеста этому миру. Во всех трёх вариантах – это явная незрелость личности. Надо сказать, что данная маска-образ не доставляет радости даже тому, кто её носит: индивидуум в конце концов очень устаёт от неё… 3) Маска «добродетеля». Добродетель – это деятельное добро через человека. Но, к сожалению, в мире людей с такими моральными принципами – мизер. Под маской «добродетеля» люди, порой, воплощают самые гнусные свои планы, входят в доверие доверчивым, выведывают самые личные моменты, а потом пользуются этой информацией, реализуют сложные схемы манипуляций. 4) «Беспомощная личность» – человек создает образ несчастного и невезучего, чтобы получить помощь от окружающих. Маска - образ «вечно несчастного». Этот образ удобен энергетически слабым людям. Образ постоянно «несчастного» прочно вплетается в сознание человека, и это есть его выбор собственной реальности. 5) «Высоконравственная личность» – на людях проповедует моральные нормы и декларирует принципы, от которых отступает, если вокруг нет публики. Очень похожа по своим проявлениям с образом – маской «хорошего человека», но имеет несколько отличий: а) Если человек не является высоко духовным, нравственным в истинном смысле этих слов, то носящий маску подобия, будет демонстрировать склонность к осуждению (с желанием возмездия) и бесконечным порицаниям всего того, и всех тех, что и кто не вписывается в рамки его привычной ментальности, в то время, как истинный высоко духовный человек имеет уровень понимания на основе принятия, спокойствия и не суждения, ибо знает, что каждый в этом мире проходит свои этапы личностного становления, что каждый находится ровно на своем уровне, и взаимодействует с миром, тождественно своему уровню развития, а потому осуждать такого человека просто бессмысленно. Все движется по закону эволюционного развития, и стремящийся отлично понимает: когда–то он и сам был таким же, и совершал подобные ошибки, и разве есть смысл осуждать человека, когда выше своей головы он прыгнуть не сможет… б) Очень часто, пребывающие в этом рассматриваемом образе люди, склонны к проявлению агрессии. Не замечая за собой этого факта, такие люди имеют привычку выброса своих накопившихся разрушительных энергий качестве эмоций во внешний мир. Если эти выбросы осознаваемы, то такие люди имеют защищающую их философию борьбы против «зла мира сего». Религиозных фанатов, также сектантов можно отнести сюда в качестве примера. Стоит ли говорить о том, что под эгидой "духовности", также "во имя Христа" совершались самые жестокие казни: инквизиция тому пример. в) Пребывающие в образе высоко духовного, нравственного человека нуждаются в постоянном внимании и одобрении со стороны окружающих. Таким людям нужна публика и, часто, лидерство. В то время, как истинный великодушный человек стремится быть незаметным. г) Пребывающие в этой маске любят говорить о духовности, они имеют потребность учить, наставлять и доминировать. Это есть акт самоутверждения, но такие люди, как правило не соответствуют тем словам, которые они так любят произносить о духовности. Истинно духовный человек не нуждается в потребности учить, он беспрерывно учится сам, повышая свой потенциал Любви-Мудрости через осознание. д) Многие, позиционирующие себя, как "духовный" любят спорить. Но в споре тонет истина, и спорящие о духовности и о своей причастности к духовному со стороны похожи на героев басни Крылова "Лебедь, щука и рак", где каждый слышит и понимает лишь себя. Истинно духовному человеку не нужны споры: он видит искажения.   6) «Холодный человек» – черты бесчувственности часто демонстрируют сверхчувствительные и впечатлительные люди, стремящиеся скрыть свои переживания. 7) Маска-образ гневливого человека. Этот образ удобен по многим причинам: -Для устрашения (например, подчиненных, или тех, кто ниже уровнем по социальной лестнице), -Для того, чтобы лишний раз к такому человеку ни с чем не обращались, ни с какими лишними просьбами: «да ну его, сами лучше это сделаем, а то он такой вспыльчивый, что как начнёт орать…». -Для снятия ответственности себя: «вы же знаете, какой я эмоционально неуравновешенный, так что это поручение вы лучше дайте кому-нибудь другому, боюсь, что я из-за своей эмоциональности непременно завалю дело». Как мы видим, эта маска очень удобна при манипуляциях и нужна для того, чтобы попрочнее создать у окружающих определённое мнение о себе, в целях, чтобы, например, поменьше беспокоили и ничего серьезного (ответственного) не предлагали сделать. 8) Маска "глупышки" (реже - "дурака"). Этот образ более часто примеряют и применяют женщины, нежели мужчины, хотя последние иногда при особых обстоятельствах тоже не брезгуют воспользоваться этой ролью. 9) Маска – образ гиперсексуального человека. Характерна для мужчин. Если человек не страдает психической, или физиологической патологией, касаемо данного вопроса, то гиперсексуальность также является образом – маской, в которую прочно вживается личность. Коротко можно отметить, что корни возникновения образа гиперсексуального – это потребность в постоянном самоутверждении человека среди окружающих людей и перед самим собой. Подсознательная основа такого образа – стремление данной личности к сексуальному покорению другого человека через подавление (основа сексуального акта - подавление). Удовлетворение победами на «сексуальном поприще» обычно носит кратковременный характер, а потому такая личность усиленно ищет все новые и новые пути реализации своего глубокого комплекса, или зависимости. У таких людей большой сексуальный опыт, что кстати, вовсе не означает, что они чувствуют партнёра и познали секреты и тонкости секса, это всего лишь свидетельствует об их незрелости, зависимости и одиночестве.     Если использовать психологические маски ситуативно, то это помогает «держать лицо» в определенной ситуации. Однако, когда человек не может проявлять искренние чувства и постоянно меняет маски, это опустошает его, делает зависимым от созданного имиджа и несчастным. Лучше направлять энергию на саморазвитие, борьбу с комплексами, страхами, учиться быть собой. Личность, у которой есть четкая система ценностей, цели и вера в себя, не нуждается в масках. Она смело демонстрирует эмоции, высказывает мысли и максимально самореализуется. Подобная стратегия поведения дарит гармонию, способствует эмоциональной гармонии и позволяет быть счастливым. Первичная проверка понимания   Упражнение “Консультация” Цель: развитие навыка распознавания эмоций человека без слов. Инструкция: два участника сидят друг напротив друга, один является клиентом, который пришел к психологу за консультацией. Тот участник, который является клиентом, вытаскивает карточку с определённой эмоцией или маской-образом (список и модель поведения были оговорены в теоретической части урока) и с помощью невербальных жестов показывает свой образ. Психолог в своею очередь помимо наблюдения так же может задавать определённые вопросы, клиент может отвечать на них “Да/Нет”. Список масок-образов: «Хороший человек», Маска-образ «плохого», Маска «добродетеля», «Беспомощная личность», «Высоконравственная личность», «Холодный человек», Маска-образ гневливого человека, Маска "глупышки", Маска – образ гиперсексуального человека.   Упреждение “Создатель маски”. Цель: осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии, повышение самооценки. Материалы: бумага, картон, ножницы, карандаши. Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас – ваши положительные и отрицательные стороны. Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маску. Маска есть олицетворение архетипа «Персона». Я себя так презентую миру. Человек, живущий в социуме, имеет определенный набор масок как один из копинг-механизмов. Маска – это то, что дает возможность спрятаться, «замаскироваться», не показать себя настоящего. Психотерапевтическая помощь становится необходимой в тех случаях, когда: масок слишком мало (низкая адаптивность), масок слишком много (низкая адаптивность), ношу чужие маски (сценарные проблемы), путаю маску со своим собственным лицом (низкая аутентичность), не знаю, для чего мне эта маска (дезадаптивные паттерны поведения) и т.п. Следовательно, использование масок в психотерапии (арт-терапии) чрезвычайно широко: при работе со взрослыми и подростками, в групповой и индивидуальной работе, в работе с самым широким спектром проблем, вплоть до психосоматических расстройств. Вопросы для обсуждения:
  1. Что это за маска? Как бы вы ее назвали, или охарактеризовали?
  2. Что видят друзья, когда они смотрят на маску?
  3. Что маска им показывает?
  4. Что ей хотелось бы показать?
  5. Чего маска не хочет показывать?
  6. Чего маска боится?
  7. Какое самое заветное у маски желание?
Упражнение «Глухой смайл» Цель: развитие навыка распознавания эмоций человека без слов. Инструкция: участники сидят с закрытым маской лицом. Первый участник вытаскивает эмоцию, дотрагивается рукой до плеча соседа справа, тот открывает лицо и смотрит, какую эмоцию ему передаёт первый участник мимикой. Молча, он передает ту же эмоцию своему соседу справа, тот передает далее. Важно чтобы участники сохраняли молчание и не открывали лицо раньше положенного времени. Эмоция проходит по кругу и возвращается к тому, кто ее послал. Список эмоций: Восторг, Бешенство, Ужас, Благодарность, Тревога, Смущение, Гордость, Радость. Вопросы: 1. Та же эмоция вернулась или она трансформировалась в другую? 2. Если эмоция изменилась, то в какой момент, почему? 3. Как вам было понимать чужую эмоцию и тут же передавать ее другому? 4. В чем были трудности? Первичное закрепление -Ребята, вам понравились наши игры? -Были ли какое-то затруднения? -Назовите самый интересный этап игры. Почему? Рефлексия -Наше занятие подходит к концу, и я хотела бы услышать от вас обратную связь. -Возникли у вас по ходу занятия новые мысли, чувства, намерения? -Что вам больше всего запомнилось? Спасибо всем за работу!
    Обращение к группе, налаживание контакта   Слайд 1 Вопросы Слайд 2 Слайд 3 Первичное усвоение новых знаний. Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Проверка усвоенных знаний Слайд 15 Слайд 16 Упражнение 1 Вопросы Слайд 17 Упражнение 2 Вопросы Первичное закрепление Вопросы классу Рефлексия Слайд 18 Слайд 19   Упражнение3

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: