Контрперенос как инструмент





Если противоперенос осознается консультантом, он может использоваться как инструмент для более эффективной работы. Например, испытывая ту или иную реакцию на слова или действия клиента, консультант может сказать: «Когда вы делаете это, я чувствую, что это вызывает у меня ощущение, как будто мой отец (сын, брат.)...... Что Вы об этом думаете?»

 

Д. Пайнз


Психоаналитический диалог: перенос и контрперенос


В настоящее время специалисты по психоанализу придают большое значение наблюдению, пониманию и интерпретации переноса и контрпереноса как в своей клинической практике, так и в обучении. За этим стоит прежде всего тщательное наблюдение эмоциональной стороны взаимоотношений двух людей, вовлеченных в психоанализ, – аналитика и пациента. Они вступают друг с другом в достаточно интенсивные взаимоотношения, в которые привносят свой жизненный опыт, свои осознаваемые и неосознаваемые чувства, мечты и желания, а также обстоятельства сегодняшней жизни, текущей за пределами аналитического пространства. Необходимо отметить, что все сказанное выше справедливо для любых двух людей, вступающих в тесный и регулярный контакт. Однако особенная структура психоанализа, условия, налагаемые на аналитика в целях продвижения терапевтической работы с проблемами пациента, превращают аналитическое взаимодействие в совершенно особенный процесс. Аналитик приглашает пациента вступить в достаточно близкие и доверительные взаимоотношения с ним и в то же время строго исключает возможность физического контакта и физического общения с пациентом. Он побуждает пациента раскрыться, но сам, насколько это возможно, скрывает свои чувства, способствуя проявлению чувств пациента, связанных с наиболее значимыми фигурами в его прошлом и настоящем, которые он проецирует на аналитика. Эти чувства переживаются как реально существующие во время переноса.


З. Фрейд отмечает, что аналитический процесс не создает перенос, а обнаруживает его. Таким образом, в нашей повседневной работе как аналитик, так и пациент сталкиваются с проявлением самых сильных человеческих чувств. Нелегкие компромиссы, на которые каждый человек должен идти ради примирения своих и чужих интересов, приходится находить снова и снова. Здоровое стремление каждого ребенка стать самостоятельной личностью, достичь достаточной сексуальной свободы, которую несет физическая и психическая зрелость, наталкивается на сопротивление мощных регрессивных сил, не позволяющих отделить себя от первоначальных объектов и чувства ненависти к ним, реальное или воображаемое. Мы признаем, что конфликты детского и подросткового возраста, живущие во взрослом человеке, могут заново напомнить о себе и проявиться как у аналитика, так и у пациента, потому что теперь мы рассматриваем психоанализ как двусторонний процесс, в который вовлечены два участника, хотя З. Фрейд не подходил к анализу с этой стороны. Аналитик и пациент вместе принимают участие в процессе, способствующем росту и развитию человека.


Обсуждаемая тема возникла из клинической практики психоанализа. Если рассматривать психоанализ как взаимосвязь между двумя людьми, то очень сложно дать точное определение переносу и контрпереносу, так как каждый аналитик и каждый пациент переживают их по-своему.


Обратимся к истокам. В своей «Автобиографии» З. Фрейд писал: «Перенос – это универсальное явление человеческой психики, которое оказывает влияние на взаимоотношения человека с его окружением». Еще в 1895 г. З. Фрейд упоминал о переносе, который он рассматривал как источник сопротивления аналитическому процессу. А в 1909 г. он отмечал: «Перенос возникает спонтанно во всех человеческих взаимоотношениях, и то же самое происходит между пациентом и психоаналитиком».


В то время З. Фрейд определял перенос как реакции пациента на личность аналитика и осознание аналитиком этих реакций в свой адрес. С накоплением клинического опыта многие аналитики стали рассматривать перенос как наиболее значимое средство понимания психической реальности пациента, в отличие от первоначального понимания его З. Фрейдом как сопротивления. Позднее психоаналитиками были предложены более подробные определения переноса. Р. Гринсон писал: «Перенос есть переживание в настоящем чувств, влечений, отношений, фантазий и стремлений защищаться по отношению к человеку, к которому все эти чувства не могут относиться, ибо они суть повторение, смешение реакций, возникших из отношения к лицам, игравшим важную роль в жизни человека в период его раннего детства» ([2]; цит. по: Сандлер Д., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик. Воронеж, 1993. С. 43-44). Он подчеркивал, что для того, чтобы реакция могла считаться переносом, она должна быть повторением прошлого и не иметь отношения к настоящему.


У. Хоффер, известный практикующий аналитик Британского психоаналитического общества, писал в 1956 г., что определение переноса подчеркивает влияние детства на всю жизнь человека в целом. Об этом говорят и результаты научных наблюдений, согласно которым люди, строя свои отношения с реальными или воображаемыми, положительными или отрицательными (а может быть, и амбивалентными) объектами, привносят свои воспоминания о наиболее значимых событиях прошлого и таким образом изменяют отношения с реальными объектами, пытаясь строить их в соответствии со своим жизненным опытом. Р. Гринсон, У. Хоффер и многие другие аналитики, особенно П. Гринакре, подчеркивали важность детского опыта, который ребенок начинает приобретать с первого дня своего рождения в общении с матерью.

Перенос и контрперенос


Противовесом переносу на психоаналитических сеансах является контрперенос. Это ответная реакция психоаналитика на перенос пациента. Она базируется на двух универсальных бессознательных тенденциях в человеческом поведении: 1) на склонности побуждать других людей вести себя так, как от них ожидают, и 2) на готовности считаться с ожиданиями других людей и выполнять их желания (Сандлер Дж. Статья «Контрперенос и готовность к принятию на себя роли»).


Контрперенос является следствием бессознательной идентификации психоаналитика с предлагаемым переносом со стороны анализируемого им пациента. Таким образом фантазии переноса и реакции на них психоаналитика вместе образуют одну функциональную единицу наподобие ключа и замка (Deutsch H. Okkulte Vorgaenge waehrend der Psychoanalyse (Появление оккультных феноменов во время психоаналитического лечения)). Возникает бессознательное взаимодействие между переносом и контрпереносом. Осознаваемые психоаналитиком установки по отношению к анализируемому пациенту являются всего на всего производными от контрпереноса; сам же контрперенос всегда остаётся бессознательным и только на основании психоаналитического процесса мы можем судить о нём.


Взаимодействие переноса и контрпереноса характеризует любой тип межличностных отношений. Но в психоанализе мы всё же встречаемся с ситуацией, которая существенно отличается от повседневной жизни: овладение психоаналитическим методом и специальное профессиональное образование способствуют развитию у психоаналитика способности к самонаблюдению, давая психоаналитику возможность самостоятельно выявлять и прорабатывать возникающие у него реакции на переносы пациента. Таким образом, психоаналитик может воспользоваться своими собственными реакциями, чтобы понять первоначальные реакции анализируемого им человека. Эта возможность нахождения пути к пониманию переносов пациента путём прояснения психоаналитиком своих собственных реакций наделяет контрперенос необычайно большим значением, придаваемым ему сегодня в технике психоаналитического лечения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: