ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
ТЕМА 2. Основные направления работы с молодежью
Выполнено студенткой
Пащенко Марии Андреевной
Группа 9862
Преподаватель
Зайцева Марина Александровна
Доцент кафедры социальной педагогики и ОРМ
Ярославль
2018 г.
Задание 1.(на практическом занятии ставится задача - создать «образ понятий», которые мы будем использовать в дальнейшей работе, обратите внимание на алгоритм работы, на примере понятия «активность»)
ПРИМЕР: понятия рассматриваются с точки зрения происхождения (этимологии), с точки зрения философии, психологии, педагогики, социологии, права (если это возможно), а затем предлагается авторское видение понятия.
Активность – от лат.- деятельный - определяющее темп движения и интенсивность действий веществ, явлений и живых организмов (Википедия)
-деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире (Энциклопедический словарь). В философии предстает в качестве некой формы взаимодействия субъекта с реальностью или состояния субъективированной деятельности.
С точки зрения социологии активность стала трактоваться на основе понятия «социальная деятельность», то есть деятельность по выполнению социальных функций (Л.П. Буева, Л.Н. Митрохин, С.С. Батенин и др.)
В психологии характеристика активности личности впервые была дана В.М. Бехтеревым и К.Н. Корниловым в начале ХХ века. Общее в данном подходе заключалось в представлении общественной среды главным фактором формирования и проявления активности.
Согласно В.А. Петровскому, активность – это движение, характеризующее деятельность и объективно ей присущее, а значит, это совокупность обусловленных индивидом моментов движения деятельности.
Социальная работа с молодёжью
Организация деятельности
Образование
Инвалидность
Идентичность
Субкультура
Социальное благополучие
Сопровождение
Саморазвитие
Самовоспитание
Понятие «Социальная работа с молодёжью»
Социальная работа с молодёжью – это профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми.
- создание системы социального обслуживания молодёжи как государственно – общественной целостной системы социально – психологического сопровождения человека;
- выявление факторов, обуславливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодёжи;
- оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодёжи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
- увеличение степени их самостоятельности, их способности контролирлвать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы.
Понятие «организация деятельности»
Организация деятельности – это упорядочивание и оптимизация процессов.
Организация (от греч. — инструмент) — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
В философии под деятельностью понимается специфическая форма отношения человека к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное освоение и преобразование. Деятельность — это сознательное, целенаправленное отношение человека к миру. При этом подчеркивается бесконечное многообразие видов человеческой деятельности, которая может быть материальной и духовной, познавательной и оценочной, репродуктивной и творческой, созидательной и разрушительной и т.д.
В социологии деятельность, рассматривается как сознательное действие индивида, ориентированное на ответное поведение людей. Сознательную ориентацию субъекта деятельности на ответную реакцию со стороны других людей Макс Вебер определял с помощью понятия «ожидание».
В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.
Синоним: формироние деятельности
Организация - форма объединения, созданная для производства и распределения продукции, услуг и работ.
Понятие «образования»
Образова́ние — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции. В широком смысле слова, образование — процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности.
Современная социология образования исследует образование в качестве многоуровневой системы, функционирующей в четырех основных и взаимосвязанных формах:
1. как процесс формирования знаний у индивидов, вовлеченных в то или иное звено образования;
2. как процесс изменения общественного сознания;
3. как фактор социализации личности, и её воспитания;
4. как своеобразная феноменология личностного сознания.
Область философского знания, имеющего своим предметом образование. Ведет отсчет своей истории в качестве отдельной дисциплины с начала XX века.
Понятие «инвалидности»
Инвали́дность (лат. invalidus — букв. «несильный», in — «не» + validus — «силач») — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.
Инвали́д — человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.
Слово «инвалид» (от латинского слова, буквально означающего кроме «бессильный», также «непригодный», поэтому второе значение имеет и англ. invalid) в настоящее время все чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями». Тем не менее, этот устоявшийся термин часто употребляется в прессе и публикациях, а также в нормативных и законодательных актах, в том числе в официальных материалах ООН.
С точки зрения философии независимой жизни, инвалидность рассматривается с позиций неумения человека ходить, слышать, видеть, говорить или мыслить обычными категориями.
Социально - инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым меньшинством.
Понятие «идентичность»
Идентичность - осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний.
Происходит от лат. identitas «тождественность» (с V века), из idem «тот же самый», далее из id + dem.
книжн. свойство по значению прилагательного идентичный
психол. осознание индивидом себя как личности, отличной от других
Синонимы: тождественность, совпадение, личность
Идентичность – способность психики человека осознавать принадлежность личности к определенным группам — профессиональным, религиозным, национальным. (Психология)
Идентичность – соотнесенность чего-либо ("имеющего бытие") с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости и мыслимая в этом качестве ("наблюдателем", рассказывающим о ней себе и "другим" с целью подтверждения ее саморавности). (Философия)
Идентичность – многозначный житейский и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания. (Социология)
Феномен слова идентичность
Социальная идентичность это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям.
Личная идентичность или самоидентичность –это единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов и смысложизненных установок личности, осознающей себя субъектом деятельности.
Свое понятие
Идентичность – это осознание себя, принадлежность личности к той или иной социальной роли.
Понятие «Субкультура»
Субкульту́ра (лат. sub «под» + cultura «культура»), обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.
Понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства.
Понятие «Социальное благополучие»
Социальное благополучие – это высшая социальная ценность, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с максимально эффективным использованием материальных и духовных ресурсов цивилизации.
Социальное благополучие в современной теории социальной работы рассматривается в системе её философско-аксиологических основ. Под ценностью в философском смысле понимают личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений окружающего мира, которые имеют положительное или отрицательное значение для человека и общества. Социальное благополучие – антипод нищеты и неустроенности.
Понятие «сопровождение»
Сопровождение - то, что сопровождает какое-нибудь явление, какой-нибудь процесс.
Например: Аккомпанемент (муз.). Музыкальное сопровождение. Пение в сопровождении рояля.
С психологической точки зрения сопровождать кого-либо означает начать действовать вместе с ним.
Социологическое сопровождение отражает различные смысловые содержания и обозначают качественно разные формы социологической деятельности.
Понятие «саморазвитие»
Саморазвитие – это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха.
В философии Саморазвитие человека как личности считается актуальным объектом исследования. Изучения саморазвития в философии изначально было принято как воспитание. Спустя время западные традиции философии выделили два начала бытия человека — становление его в вечном, духовном бытии и материальная принадлежность к бытию. Разница в том, что воспитание – влияние на человека, своего рода принуждение себя ради общественных интересов, а саморазвитие – это создание собственного образа, пробуждение в человеке человеческого.
С точки зрения социологии саморазвитие– это способность людей к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников образовательных процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния образования и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив.