Окружающий мир
Тема: «Какие бывают растения? Какие бывают животные?»
Цели урока: Познакомить детей с названиями групп растений, с растениями, относящимися к той или иной группе; Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы: птицы, рыбы, звери, насекомые.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Просмотреть видеоурок (прикреплен к сообщению)
Знакомство с разнообразием растений.
Вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в лесу? (Ответы детей самые различные: от сосны до земляники.)
- Наша задача – разделить все эти растения на группы. Какая группа будет самая первая? (Деревья)
- Чем деревья отличаются от остальных растений? (У них есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви.)
- Все ли деревья одинаковы в лесу? Отгадайте, о каких деревьях идет речь?
Русская красавица
Стоит на поляне.
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела,
Красные кораллы. (Рябина)
Никто не пугает,
А она дрожит. (Осина)
Кудри в речку опустила,
И о чем- то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
- Чем ель отличается от остальных деревьев? (У ели иголки вместо листьев.)
Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные – это деревья, у которых листья в виде пластинки: береза, осина, рябина и т. д. А у хвойных листья в виде иголочек: ель, сосна, лиственница, кедр, и т.д.
-А как мы назовем одним словом эти растения: смородина, шиповник, малина, орешник? (Это кустарники.)
- Чем кустарники отличаются от деревьев? (У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких.)
- А какие еще растения могут быть, кроме деревьев и кустарников? (Травы.)
- Какие травы мы можем увидеть в лесу?
-Сегодня мы рассмотрим один всем известный цветок. Отгадайте, какой:
Был цветочек золотой,
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
Горел в траве росистой
Фонарик золотой,
Потом померк, потух,
И превратился в пух.
Пушистый, белый, а не зайчик.
Он просто… (Одуванчик)
-Где можно встретить этот цветок?
Одуванчику и луга для жизни подходят, и лесные опушки, сады и огороды он не обходит. Одуванчик пробивается сквозь трещину в асфальте, а может даже вырасти на старой крыше дома. Вот какой он стойкий и смелый путешественник!
Из одуванчика варят мед и варенье. Из корней одуванчика делают напиток, похожий на кофе. Из молодых листьев одуванчика готовят салат. Это тоже лекарственное растение, из него готовят лекарства от бессонницы, зубной боли и глазных болезней.
- На что похожи одуванчики? (На золотые шарики, на солнце, на желтых цыплят.)
Лес состоит как бы из трех ярусов – деревья, кустарники и травы. Лес называют «легкими» планеты, потому что лес – это фабрика, по выделению кислорода для человека, животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете.
Какие бывают животные – беседа.
- В лесу находятся не только растения, там еще обитают различные животные. А теперь давайте подробнее познакомимся с разными животными. Их, оказывается, можно научиться различать по числу ног и по покрову тела.
- Какие группы животных вы уже знаете? (Звери, птицы, насекомые, рыбы.)
- Кого отнесем к зверям? (Собаки, кошки, кроты, ежи, лошади, коровы, волк, лиса, лось – все это звери.)
- Что объединяет всех этих животных? Сколько ног? Чем покрыто тело? (Четыре ноги, тело покрыто шерстью.)
- Следующая группа животных – птицы.
-Каких животных этой группы вы знаете? (Воробей, ворона, сорока и т. д.)
- Что отличает птиц от всех остальных животных? (Тело покрыто перьями, две ноги и два крыла.)
- Какую следующую группу животных можно выделить? (Рыбы.)
- Каких животных отнесем к этой группе? (Карась, лещ, сом, окунь и т. д.)
- Что можно сказать об этих животных? Чем они отличаются от других? (Это водные животные, у них нет ног, а есть плавники, которые помогают им плавать; тело покрыто чешуей.)
- О следующей группе животных прочитайте в учебнике на с. 62.
- что же это за группа? Чем она отличается от остальных? (Насекомые, у них шесть ног.)
- Каких животных мы отнесем к этой группе? (Кузнечики, комары, мухи, жуки.)
- Сегодня мы познакомимся еще с двумя новыми группами животных. Как вы думаете, к какой группе можно отнести лягушек жаб? Где они обитают?
(На суше и в воде.)
- Поэтому они составляют свою группу – земноводные.
В самом названии уже видно, что эти животные могут находиться и на суше, и в водоеме. Чем они отличаются от остальных? Сколько ног? Чем покрыто тело?
(Четыре ноги, голая кожа.)
- Еще одна группа – это пресмыкающиеся. К ним относятся змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы. Что можете сказать о количестве ног и покрове?
(4 ноги, кожа покрыта роговыми чешуйками.)
Домашнее задание:
Прочитать в учебнике текст стр.56 – 63, по желанию составить рассказ о любой группе животных. Работа в тетради стр. 23 № 2, стр. 24 № 4, 26 № 2, стр. 27 № 4, выполнить задания. Стр. 25раскрасить по желанию.