Характеристика массового общества: теоретический аспект
Появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX-XX вв. массового общества.
Массовая культура как социальный феномен сложилась в эпоху современного индустриального общества (ХХв). Родина: США.
Это общество, где преобладают массовые стандартизированные производственные и потребительские процессы.
Материальной основой произошедших в XIX в. существенных перемен стал переход к машинному производству, а это предполагало стандартизацию, причем не только оборудования, сырья, технической документации, но и умений, навыков работников, распорядка рабочего дня и т. д.
Стандартизация затронула ВСЕ области жизни массового общества.
Массовое общество - закономерный результат развития западной цивилизации.
Масса – совокупность разобщенных субъектов, выступающих в качестве безличного коллектива, единицей которого является среднестатистическая личность
Неспособность массы к самостоятельному существованию, инфантильность, размытость представлений о мире, отсутствие внутренней детерминации – обусловливает потребность в руководстве.
Такое руководство осуществляет массовая культура.
Особенностью МК является её неспособность к производству к реативного сознания.
Она существует исключительно как механизм адаптации индивида к социокультурным трансформациям и выполняет защитные и воспитательные стратегии.
Массовое общество породило его типичного представителя - «человека массы» - главного потребителя массовой культуры.
Массовый человек – мятежный дикарь, свойственно самодовольство, не приемлет критики, не имеет аргументов и категоричен. Массовый человек глуп, но никогда не признает своей глупости. Может обладать высоким интеллектом, но не умеет им пользоваться.
|
Философы начала XX в. наделяли его преимущественно отрицательными характеристиками - «человек без лица», «человек - как все». Для него характерно:
- врожденная, глубокая уверенность в том, что жизнь легка, изобильна, в ней нет трагических ограничений; вследствие чего заурядный человек проникнут ощущением победы и власти;
- ощущения эти побуждают его к самоутверждению, к полной удовлетворенности своим моральным и интеллектуальным багажом. Самодовольство ведет к тому, что он не признает никакого внешнего авторитета, никого не слушается, не допускает критики своих мнений и ни с кем не считается. Внутреннее ощущение своей силы побуждает его всегда выказывать свое превосходство; он ведет себя так, словно он и ему подобные - одни на свете, а поэтому
- он лезет во все, навязывая свое пошлое мнение, не считаясь ни с кем и ни с чем, то есть - следуя принципу «прямого действия» (Ортега-и-Гассет)
Массовый человек как герой и потребитель масскульта
Массовое общество породило его типичного представителя - «человека массы» - главного потребителя массовой культуры.
Массовый человек – мятежный дикарь, свойственно самодовольство, не приемлет критики, не имеет аргументов и категоричен. Массовый человек глуп, но никогда не признает своей глупости. Может обладать высоким интеллектом, но не умеет им пользоваться.
Масса – специфическая форма общности людей, которой свойственны:
• Агрессивность;
|
• стадность;
• Деструктивность;
• Примитивность стремлений;
• Пониженная интеллектуальность;
• Повышенная эмоциональность;
• Спонтанность;
• Готовность подчиниться лидеру;
• Переменчивость.
Человек массы – носитель особого - Массового сознания. Это тип надсоциальный.
Главный критерий человека массы – усредненность.
Масса – это состояние духа; ее больше всего заботит собственное благополучие и менее всего – истоки этого благополучия.
Характеристика современного массового человека:
• Мозаичность мышления (нет приоритетов);
• Цинизм в осмеянии действительности (особенно в случае ее непонимания); нетерпимость к Иному;
• Глубинное неуважение к себе (духовная лень);
• Фрагментарность, стереотипность проявлений. Нет целостного восприятия;
• Местонахождение – в толпе, но сам по себе (один на один с ТВ);
• Значимость – спрос на рынке. Человек – товар (надо продать по высокой цене);
• Зависимость от оценки других людей, от моды на специальность;
• Зависимость от массового спроса;
• Нечувствителен к чужой боли, но очень сентиментален;
• Иллюзия лучше реальности. Реальность замещает иллюзией.
Философы начала XX в. наделяли его преимущественно отрицательными характеристиками - «человек без лица», «человек - как все». Для него характерно:
1. врожденная, глубокая уверенность в том, что жизнь легка, изобильна, в ней нет трагических ограничений; вследствие чего заурядный человек проникнут ощущением победы и власти;
2. ощущения эти побуждают его к самоутверждению, к полной удовлетворенности своим моральным и интеллектуальным багажом. Самодовольство ведет к тому, что он не признает никакого внешнего авторитета, никого не слушается, не допускает критики своих мнений и ни с кем не считается. Внутреннее ощущение своей силы побуждает его всегда выказывать свое превосходство; он ведет себя так, словно он и ему подобные - одни на свете, а поэтому
|
3. он лезет во все, навязывая свое пошлое мнение, не считаясь ни с кем и ни с чем, то есть - следуя принципу «прямого действия» (Ортега-и-Гассет)
Масса – совокупность разобщенных субъектов, выступающих в качестве безличного коллектива, единицей которого является среднестатистическая личность
Неспособность массы к самостоятельному существованию, инфантильность, размытость представлений о мире, отсутствие внутренней детерминации – обусловливает потребность в руководстве.
Такое руководство осуществляет массовая культура.
Особенностью МК является её неспособность к производству креативного сознания.
Она существует исключительно как механизм адаптации индивида к социокультурным трансформациям и выполняет защитные и воспитательные стратегии.
Субъект массовой культуры – массовый человек со стертым индивидуальным началом.
- Теоретическое осмысление массовой культуры (концепция Флиера)
Неспособность массы к самостоятельному существованию, инфантильность, размытость представлений о мире, отсутствие внутренней детерминации – обусловливает потребность в руководстве.
Такое руководство осуществляет массовая культура.
Особенностью МК является её неспособность к производству креативного сознания.
Она существует исключительно как механизм адаптации индивида к социокультурным трансформациям и выполняет защитные и воспитательные стратегии.
Субъект массовой культуры – массовый человек со стертым индивидуальным началом.
А. Я. Флиер – философ, культуролог
Флиер делил массовую культуру на 4 части:
1) Субкультура сельских производителей (витальная культура). Социальные притязание – низкие. Функция – обеспечить население общества продуктами питания.
2) Субкультура городских производителей (середнячки). Социальные притязания – высокие. Мобильны, ценят социальный статус. Функция – производство товаров и услуг социального значения.
3) Элитарная субкультура. Имеет огромную дистанцию. Социальные притязания – высочайшие. Цель – обеспечение порядка в социуме (власть, структура управления, идеология существующей системы)
4) Криминальная субкультура. Социальные притязания – разные. Функция – противостоять элитарной культуре. Криминальная власть в Бразилии, Иране, Пакистане, Афганистане.
Массовая культура – обеспечивает коммуникацию, взаимодействие этих четырёх культур и является ретранслятором культурных смыслов (переводчиком со специализированного языка на обыденный и обратно)
Культура обыденная – повседневная
Культура специализированная - профессиональная