нужна ли современному ребенку игрушка ручной работы?




А пока в учебных классах-студиях и в комнате жюри кипела работа, в выставочный зал Кировского ОДНТ шли и шли посетители. Горожане с детьми и без любовались представленными работами, фотографировали, давали интервью прессе. Поход выходного дня на выставку для них завершался, как правило, в игровой комнате.

Здесь были только рукотворные игрушки. На этапе организации их безвозмездно передавали приехавшие на фестиваль мастера, а педагоги ОДНТ создавали игровое пространство, продумывали коммуникацию с детьми. Пожалуй, впервые у маленьких посетителей появилась возможность стать не только зрителями выставочных работ, но и экспериментально апробировать игрушки подобно тому, как когда-то в практиках советской игрушечной индустрии «обыгрывали» в детских садах и парках образцы, которые готовились запустить в производство.

Игровая комната была тем особенным местом, где невольно приходилось задаваться вопросом: нужна ли современному ребенку игрушка ручной работы?

Не нужно быть специалистом, чтобы ответить на этот вопрос утвердительно. Никогда пластмассовая игрушка и даже фабричный игрушечный текстиль не заменят энергии мысли и творчества мастера, которую дети очень хорошо чувствуют. А если игрушка ручной работы «вырастает» из традиции, если она сделана с пониманием особенностей и потребностей ребенка, она очень хорошо к нему приспособлена. Она дает простор для различных фантазий, для манипуляций. Потенциал игрушки ручной работы, от домоделки - самой обыкновенной, сшитой человеком, который вообще не имеет об этом никакого понятия, до игрушки мастера, игрушки художника никогда не будет исчерпан, пока есть дети. Именно потому, что природа ребенка и природа творчества имеют общий знаменатель, эта игрушка, безусловно, сохраняет свою актуальность.

Но все зависит, конечно, прежде всего, от семьи. Если в семье есть традиция превратить носок в лошадку, а варежку в забавного зверька, то понятно, что эта семья очень гостеприимна для любой рукотворной игрушки, она сама включается в процесс творчества. Если семья сориентирована на современную массовую культуру, то расшифровать коды рукотворной игрушки для нее очень сложно. Поэтому здесь очень важны различные способы трансляции такой игрушки в обществе, которые связаны с популяризацией и традиционных игрушечных брендов, и творчества современных мастеров. Это, конечно, говорит о том, что есть необходимость в системе последовательной работы и дополнительного образования, и педагогического просвещения, и выставочной деятельности. И, что невозможно замыкаться в узком кругу любительства мастеров-художников, которые чувствуют себя этакими «гуру» и не желают «снизойти» до ребенка. Нужны усилия для того, чтобы рукотворная игрушка «заговорила» на языке современности и была понята и принята обществом как безусловная ценность. VII Всероссийский фестиваль современной рукотворной игрушки – очередной и очень важный шаг на этом пути.

P. S. Вернувшись с фестиваля, я обнаружила на двери подъезда своего дома взывающее к жителям округи объявление следующего содержания:

«Ребенок в песочнице оставил куклу тряпичную в зеленом платье с желтыми косичками. Очень переживает! Просьба нашедшему: верните, пожалуйста!».

Так сама судьба незамедлительно ответила на вопрос нужна ли детям сейчас игрушка ручной работы?

 

«Спасибо за фестиваль!»

Что дальше?

 

VII Всероссийский фестиваль современной рукотворной игрушки завершен. В том, что фестиваль вновь вернулся на вятскую землю, была своя справедливость. Давние игрушечные традиции Вятки обусловили выбор места проведения здесь Всероссийских фестивалей рукотворной игрушки в 2007, 2008 и 2010 гг., и вот теперь этот ряд продолжил седьмой по счету форум игрушечников.

К ак все подобные форумы, он позволил сканировать ситуацию - увидеть тенденции, становление индивидуальностей, открыл имена новых мастеров.События, состоявшиеся в рамках лаборатории и фестиваля, позволили дополнить карту художественных действий, обозначили «точки роста» и проблемные «зоны». Сегодня освоение традиции игрушки углубляется в детали конструкций, декора, выявление и использование пластических особенностей материала. Поверхностное копирование образцов уже не является трендом современных поисков. Настоящими находками признаются работы, которые сохраняют не букву, а дух традиции, и, следуя логике игрушки, выражают детское начало, внутреннюю динамику, содержат игровой посыл – открытость к действию, включению в игру. Баланс эстетического и функционального в игрушке по-прежнему остается специфической особенностью жанра.

Творческая «перезагрузка» состоялась. По словам участников, полученных впечатлений, знаний, вдохновения хватит на два года творческой работы, как раз до следующего Всероссийского фестиваля игрушки.

«Хочу выразить огромную благодарность всем, кто организовал наше бытование на вашей гостеприимной земле. Я прикипаю все больше и больше к вашей Вятке. Уезжать неохота, но дома ждут родные. Кусочек сердца оставляю у вас, обещаю, что еще приеду обязательно» (Марина Яборова, Курган).

«Мне кажется, что фестиваль стал открытием нескольких очень интересных имен, причем они выросли уже в системе фестиваля и в системе творческой лаборатории. Скажем, Елена Семенова из Кирова или Мария Енцова из Марий Эл» (Ирина Андреева, г. Челябинск).

«Огромное спасибо за фестиваль! За прием! За науку! За опыт! За встречи! За творчество! Я была первый раз и, конечно, не очень понимала куда еду, но очень хотелось начать с чего-то. Спасибо, что вызвали, что разрешили привезти кукол (не самых правильных и еще корявых). Пожалуйста, не забывайте нас, позовите еще! Мы будем стараться вас не подвести!» (Наталья Сержантова, Московская область).

Впереди у организаторов два года. VIII Всероссийский фестиваль и IV Межрегиональная лаборатория, объединятся ли они вновь на вятской земле? Есть ли перспективы у этого проекта?

Перспективы есть, если есть аналитическая работа и возможности работать с состоявшимся художником над общим замыслом, если мастера чувствуют, что они здесь находят не только признание и поддержку, не только импульсы для дальнейшего творчества, но что они еще и учатся. Не сомневаюсь, что в фестивале, как в своеобразном профи-клубе нуждаются и состоявшиеся «мэтры».

 


[1] См. Народное творчество. – 2013. - №3.

[2] Рекламный текст, сопровождавший витрины французских художественных салонов с уникальными работами Каран д‘аша (Э. Пуаре) в начале XX в.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: