Необходимость и генезис ГБ.
Учение о гос б-те - область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений - бюджетной. Она включает фин отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда, ден ср-в гос-ва. Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития и представлял собой систему обществ отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (гос казны) и осуществлением гос расходов. Трансформация б-та в фин категорию происходила постепенно с развитием гос-ва и товарно-денежных отношений. Тем не менее древний период и начало средних веков принято считать эпохой начального развития обществ потребностей. Позже, когда была подмечена выгода удовлетворения некоторых потребностей совместными усилиями, люди стали образовывать союзы, которые на первых порах носили временный и случайный характер. Одними из первых таких союзов были крестьянские земледельческие общины. Затем возникли городские общины - государства древнего мира, средневековые городские и церковные общины и в более позднее время - государство.
К росту общественных потребностей привели: рост населения и увеличение хозяйственной зависимости людей друг от друга, что было вызвано растущим общественным и международным разделением труда. В древнем мире образованию союзов общественно-принудительного характера способствовали потребности суда, управления, военной защиты. Хозяйство было натуральное, обмен и торговля - случайны и несовместны. Общественные потребности были невелики. В средн века замкнутое домашнее хозяйство, основанное на труде крепостных, сменяется городским. В городах развивается ремесленно-цеховой строй, производятся и обмениваются продукты, улучшаются пути сообщения. Периодический характер принимает торговля, организуются ярмарки, устанавливаются прочные хоз связи между людьми; соответственно растет удовлетворение общих потребностей совместными усилиями. В этих условиях появляются зачатки гос-ва. Прототипом б-та в средн века была смета королевских доходов и расходов. В это время доходы и расходы государства не отличались от доходов и расходов государей. Постепенно натур хоз-во сменяется денежным. Невероятных размеров достигают пр-во, обмен и торговля; Появились новые потребности, кот лучше было бы удовлетворять за счет общих ср-в. Рост государственных расходов на вооружение, войны, суд и управление, народное образование требовали значительного увеличения бюджет фонда. Таким образом, организационная деят-ть го-ва по удовлетворению общественных потребностей требует мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и осуществления гос расходов.
В рабовладельческом обществе потребности го-ва удовлетворялись эксплуатацией рабов, повинностями и контрибуцией. Натуральные поступления в рабовладельческой и феодальной формациях еще не носили название "налоги". Это были дань, подать, оброк, сбор и т.д. Натуральное хозяйство этой эпохи определило и форму первых налогов. Они взимались с крестьян как часть их продукции: зерно, мед, домашний скот, пушнина и т.п. Натуральные налоговые отношения этого периода нельзя назвать фин-ми, а б-т фин категорией. Однако по мере развития ден отношений, формирующих финансы гос-ва, натуральные бюдж отношения постепенно заменяются денежными.
Таким образом, процесс трансформации б-та в фин категорию происходил одновременно с развитием общества, государства и товарно-денежных отношений. В этих условиях бюджет формируется как фонд денежных средств.
Сущность ГБ, х-ка бюджетных отношений.
Роль бюджета в регулировании воспр-венных процессов, закон Вагнера.
Для более глубокой хар-ки б-та, следует учесть факт усиления его роли в регулировании общественных процессов. С развитием гос-ва и усложнением выполняемых им функций в ряде развитых стран произошел беспрецедентный рост расходов их бюджетов. Это явление было предсказано немецким экономистом А. Вагнером в XIX в. Он обратил внимание на то, что темпы роста государственных расходов в странах Западной Европы опережают темпы роста промышленного производства. А. Вагнер одним из первых попытался объяснить рост гос расходов на основе сформулированного им закона возрастающей гос активности",в соотв с кот гос расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объемы про-ва и нац доходы. Во-первых, в связи с развитием эк-ки и углубляющим, разделением труда усложняются эк отношения в обществе; гос-ву с целью поддержания эффективной эк-ки, а также правопорядка потребуется больше ср-в на содержание правоохранительных органов, полиции, предоставления юридических услуг. Во-вторых, новые технологии создадут потребность в больших количествах капитала, необходимого для пр-ва, кот может быть обеспечен только акционерными компаниями либо гос корпорациями. В-третьих, А. Вагнер увидел растущую гос активность в таких сферах, как здравоохр-е и образование, где выгоды от предоставляемых услуг невосприимчивы к эк оценке. Его выводы сводились к тому, что тенденция роста гос расходов, кот он наблюдал, сохранится в промышленных странах до тех пор, пока их развитие будет идти по восходящей. Это явление называют законом Вагнера, действие кот проверяется расчетом доли гос расходов в ВВП. Современное гос-во использует б-т для воздействия на пр-во, накопление, потребление и др стороны воспр-ва.
Взгляд на б-т как на регулятор воспр-х процессов сложился не сразу. Более того длительное время гос бюджет рассматривался лишь с т.зр централизованного денежного фонда государства, его основного фин плана. Ситуация стала меняться в конце 80-х-начале 90-х. Развитие рын отношений заставило взглянуть на б-т как на инструмент гос регулирования. В этих условиях в силу несовершенства рынка гос регулир-е экономики становится необходимым и оправданным, а бюджетные методы – наиболее распространенными и эффективными. Активизация бюджета в условиях трансформационной экономики способствовала оживлению всей системы бюджетных отношений. С их помощью гос-во осуществляетперераспределение валового продукта, изменяет структуру общественного пр-ва, влияет на эк преобразования и соц реформы, создает условия для осуществления контроля и воздействия на эк процессы. Возрастание роли бюджета в регулировании воспр-венных процессов сопровождается увеличением доли бюдж расходов в ВВП. Изменяются и направления вложения бюдж средств. Из бюдж фонда финан-ся важнейшие гос программы: инвестиц-е, природоохр-е, приватизация, развитие рын инфраструктуры, ликвидация последствий ЧАЭС и др. расходы б-та на образование, здравоохр-е, культуру представляют не что иное, как инвестиции в чел капитал и способствуют воспр-ву труд рес. Т.О на переходном этапе к рын экономике бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется гос-м в системе гос регулир-я, благодаря активизации его ф-й, кот выступают формой проявления общественного назначения б-та.