Бюдж организация – это ЮЛ кот для осущ своей д-ти получает ден ср-ва (т.е фин-е) из бюджета. Орган-ции фин-мые из бюджета помимо бюдж ср-в могут иметь в своем распоряжении внебюдж ср-ва. Орган-ции фин-мые из бюджета, как пр, созд-ся для достижения соц, культ, образоват, управленч и иных целей неком х-ра. Д-ть бюдж организаций, как пр, не имеет целью извлечение прибыли, п.э бюдж организ м осущ предприн д-ть лишь постольку, поскольку она необх для реализации целей для кот данная организация создана. Предприн д-ть бюдж организаций планир-ся аналогично планир-ю бюдж бюдж расх на содержание организации, т.е составляется смета дох и расх внеб ср-в в соотв с бюдж класс. Осн з-ча сметы: указывает на те источ внеб ср-в и суммы кот д дать кажд источ в теч года. Источ фин-я расх на расширенное воспр-ва осн и обор фондов в отраслях народ хоз.1) собст ср-ва 2) ср-централиз фондов вышестоящ организаций 3) временно привлеч рес инвесторов 4) бюдж ассигнования. В условиях расширения самостоят-но отд товаропроизводителей увелич-ся доля собств ср-в в фин-и расширенного воспр-ва. К ним относятся: часть прибыли предприятий, амортизационные отчисления, внутрихоз резервы, АО на эти цели широко использует дох от выпуска ц.б, реализации акций и др видов ц.б. Многие министерства, ассоциации, объединения создают централизованные фонды и резервы, которые расходуются в значительной степени на расширение и улучшение организации производственных процессов (инновационные фонды, фонды научных и конструкторских работ, конверсии оборонных предприятий и др.). Когда не хватает собственных средств для покрытия расходов на расширение или модернизацию производства, предприятия обращаются за помощью к банкам за получением кредита. Выдача ссуд производится на основании кредитного договора, в котором четко предусматриваются цель кредита, его размеры, сроки, условия выдачи и погашения, форма уплаты, а также обязательства, права и ответственность заемщика и банка. в условиях действия командной системы управления бюджетные ассигнования занимали высокий удельный вес в общем объеме источников финансирования капитальных вложений важнейших отраслей народного хозяйства (40-60 %). С переходом крынку, когда принцип самофинансирования становится нормой деятельности большинства предприятий, роль бюджетного финансирования расширенного воспроизводства основных и оборотных фондов существенно меняется. Собственные и кредитные ресурсы вытесняют бюджетные ассигнования из сферы производственных инвестиций предприятий, сохраняя их значимость в финансировании крупных целевых программ (природоохранных, научно-технических проектов по совершенствованию структуры общественного ПРОизводства, развитию предпринимательства, инфраструктуры рынка и др.).
В связи с ограниченностью средств, которые государство может направить на соц-культ мероприятия, важным дополнительным источником финансирования становятся внебюджетные финансовые ресурсы. К ним относятся: собственные и приравненные к ним средства от выполнения работы по договорам с предприятиями и организациями, от оказания платных услуг населению, выполнения творческих и социальных заказов, выручка от реализации продукции, плата за проживание в общежитии, родительская плата, проценты банка за пользование временно свободными денежными средствами бюджетной организации; привлеченные средства: денежные средства и материальные ценности других предприятий и организаций, суммы, поступающие из благотворительных и других фондов, добровольные взносы и пожертвования населения, дополнительные ассигнования на централизованные и внеплановые мероприятия; заемные средства в виде банковских кредитов. Все источники финансирования образуют единый фонд финансовых ресурсов и отражаются в смете доходов и расходов бюджетных организаций.
Важное место в финансировании учебных заведений занимают их собственные доходы, полученные от образования платных услуг, производственной и научной деятельности, а также средств предприятий, организаций и граждан. Платные услуги: 1)Платные услуги, обеспечивающие получение полного образования любого уровня и специальности в разных Формах (стационарная, вечерняя, заочная, экстерная). Прежде всего - это платные услуги за обучение в альтернативных, частных учреждениях, которые получают на подготовку кадров специальную лицензию Министерства образования Республики Беларусь. Платность данных услуг существует и в государственных учебных заведениях для некоторых категорий обучающихся: иностранных граждан, а также лиц, приобретающих вторую специальность, готовящихся по заказам предприятий, организаций и принимаемых сверх установленного лимита. 2) образовательные платные услуги по углубленному изучению отдельных предметов, приобретению общих или практических навыков, которые в большинстве случаев предоставляются через кружки, клубы по интересам, курсовую сеть и т. п. 3) _ услуги лечебно-оздоровительного и досугового характера, по предоставлению возможностей дополнительного медицинского осмотра, лечения, отдыха, спортивных и культурных мероприятий и др. 4) плата за сдачу в аренду помещений, оборудования, инвентаря, прокат учебников, разных пособий, предоставления транспортных средств и т. п. 5) это услуги пошлинного характера, т. е. плата за выдачу отдельных документов, их копий, дубликатов (дипломов, студенческих билетов, удостоверений, справок и других).
Финансовые ресурсы издательств, частных фирм, занимающихся издательской деятельностью, формируются в основном за счет поступлений от реализации печатной продукции. В последнее время возросла доля дополнительных доходов от предоставления таких видов услуг, как рекламы, печатание разных объявлений, а также редактирование материалов посторонних заказчиков. Кроме того, денежные средства могут поступать от выполнения хозяйственных работ, транспортных услуг, предоставления помещения, оборудования в аренду и др. Увеличиваются финансовые ресурсы и за счет поступлений от спонсоров, учредителей, финансовой помощи, пожертвований от отдельных физических и юр лиц.
Собственные, внебюджетные доходы библиотеки могут получать от оказания дополнительных услуг населению за плату (например, доставка книг на дом, копирование текста, переплет книг, Журналов и др.), а также от обслуживания дополнительного контингента читателей - работников учреждений, предприятий на основании заключенных с ними договоров, сдачи в аренду помещений и др.
Осн источ здравоохр явл гос бюджет. Часть затрат на содержание учреждении здравоохр берут на себя гос, профсоюз организации. Однако этих ср-в недостаточно, п.э доп источ фин-я явл внебюдж ср-ва учреждений здравоохр получ ими от оказания плат услуг населению, а также предприятиям и организациям на основе заключенных с ними договоров.
25. М-ды планир-я дох б-та.
Планирование дох-в б-та осуществляется в несколько этапов. На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета (республиканского и местных) за текущий год. Проводится диагностика методов мобилизации государственных доходов. Такой анализ является основой для определения возможностей и путей увеличения поступлений в бюджет. необходимо на этом этапе дать оценку эффективности налоговой системы в целом. Это позволит обосновать направления и мероприятия по ее реформированию. В данном случае важно оценить влияние предлагаемых мер на макроэкономические показатели и увеличение доходов. Сделать это можно только на основе многовариантных аналитических расчетов, обосновывающих необходимость и преимущества нововведений. Такие расчеты могли бы стать базой для много вариантного составления бюджета с целью выбора наилучшего решения, оптимизации структуры доходов, методов их мобилизации. Таким образом, анализ текущего исполнения бюджета, в результате которого проводится диагностика состава и структуры доходов, методов их мобилизации, дается оценка налоговой нагрузки и налоговой системы, является необходимым этапом планирования доходов бюджета.
На втором этапе осуществляется планирование поступлений по всем позициям, исходя из прогнозных макроэкономических показателей. На этом этапе могут быть использованы три основных метода прогнозирования: детализированное моделирование; применение фактической налоговой ставки; определение эластичности налогов (способности налоговых поступлений реагировать на рост валового внутреннего продукта, Т.е. определение зависимости темпов роста налоговых поступлений от темпов роста ВВП). Наиболее точным является метод детализированного моделирования. Прогнозные расчеты на основании данного метода осуществляются посредством оценки базы соответствующего налога и моделирования налогового законодательства. Однако практическая реализация данного метода прогнозирования требует проведения многовариантных расчетов на основе экономико-математических методов и программирования для выбора оптимального варианта. В практике прогнозирования налоговых поступлений может использоваться метод, основанный на эластичности конкретного налога относительно его базы. Однако это требует стабильности налогового законодательства и является эффективным при неизменной системе налогообложения. Поэтому чаще всего при планировании доходов бюджета используется метод, основанный на применении средней ставки налога (среднего процента изъятия) к налогооблагаемой базе. В основу плановых расчетов принимаются прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год, изменение налогового и таможенного законодательства, а также ожидаемое поступление соответствующих доходов за текущий год.
Основными источниками доходов бюджета явл следующие налоги: НДС, прямые налоги на доходы и прибыль с ЮЛ, акцизы, подоходный налог с ФЛ, доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций. Плановые суммы НДС рассчитываются исходя из прогнозируемого объема ВВП, его структуры и уровня изъятия налога по отношению к ВВП, а также динамики поступлений за предшествующий год.
Таким же методом рассчитываются и плановые суммы акцизов, Т.е. исходя из предполагаемых объемов производства подакцизных товаров, прогнозируемого роста потребительских цен, ставок акцизов в евро, среднегодового курса евро по отношению к белорусскому рублю, а также прогнозной оценки поступления акцизов по импортируемым товарам. Вместе с тем ориентация бюджетных доходов на косвенное налогообложение в условиях инфляции предполагает заведомо завышенное прогнозирование бюджетных доходов за счет инфляционного роста, поскольку при определении ожидаемых поступлений косвенных налогов закладывается достигнутый темп инфляции. Реальное снижение инфляции автоматически отражается на снижении налоговых платежей. Поступление доходов в бюджет за счет косвенных налогов при инфляции в экономике не зависит от повышения отдачи вложенных средств в развитие производства. Доходы бюджета определяются главным образом ростом цен на продукцию, их объем зависит от ценовых факторов, а не от эффективности производства. В то же время чем выше инфляция, тем больше доходов получает государство и распределяет их посредством дотаций в неэффективные производства, что приводит к дополнительному росту инфляции издержек.
Реструктуризация доходов бюджета должна решаться на стадии планирования и предусматривать усиление роли прямого налогообложения, замещения косвенных налогов прямыми.
Прямые налоги на доходы и прибыль с юридических лиц планируются исходя из объема выручки и балансовой прибыли, изменения налогового законодательства, динамики прогнозируемого ВВП и среднего процента изъятия. При планировании подоходного налога с физических лиц исходили из среднемесячной заработной платы за предшеств год и ее прогнозной величины на тек год. Налогооблагаемая база для исчисления подоходного налога - фонд оплаты труда.
Таким образом, плановые показатели поступлений основных налогов рассчитываются методом средней процентной ставки. Альтернативных расчетов плановых сумм поступлений налогов на многовариантной основе проведено не было. В таких условиях за основу приняты показатели по доходам, рассчитанные описанным выше методом.
Поступления по неналог доходам и обязательным платежам исходя из динамики этих платежей в абсолютных суммах, а также с учетом удельного веса этих поступлений к ВВП за предыдущий год. Они включали доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, поступления по штрафам и санкциям, прочие текущие неналоговые доходы.
Нельзя согласиться с давно ставшим нормой порядком формирования доходов бюджета, при котором пролонгируются на перспективу негативные действия налогоплательщиков, подвергаемые штрафам и санкциям. Это вносит элемент субъективизма в действия контролирующих органов, отвечающих за выполнение доходов бюджета. На наш взгляд, более правильным было бы отказаться от подобного источника поступлений на стадии планирования доходов бюджета. Нельзя ставить выполнение бюджета в прямую зависимость от количества и видов нарушений, степени наказания. Проведенный анализ действующего порядка планирования дох-в б-та показал, что повышение уровня обоснованности показателей по дох-м является важнейшим условием формир-я реального б-та.