Кто может или способен обеспечить безопасность детского активного туризма?




И.А.Дрогов

В настоящее время в Российской Федерации сложилась критическая ситуация с состоянием детско-юношеского туризма.

Явно существует несоответствие действий и проводимых «преобразований» и «оптимизаций» на местах в детском туризме и Указа Президента в части необходимости обеспечения доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех детей.

После трагедии с гибелью детей в лагере ООО «Парк-отель «Сямозеро», никакого отношения не имеющей к детско-юношескому и спортивному туризму, рафтингу, скаутингу, спортивным сборам, экспедициям различной направленности, патриотическим мероприятиям, геологическим, географическим и другим полевым практикам, в большинстве субъектов Российской Федерации органы государственной власти и местного самоуправления начали действовать не методами выяснения и устранения факторов, могущих привести к трагедии, а исключительно методами тотальных запретов всего, что связано с активным отдыхом, оздоровлением, обучением и воспитанием детей в условиях природной среды.

При введении всевозможных ограничений государственные органы, особенно территориальные подразделения Роспотребнадзора, различные региональные уполномоченные по правам детей и другие (как бы озабоченные безопасностью детей структуры), зачастую руководствуются не действующими нормативно-правовыми актами, а собственными взглядами на вопросы безопасности.

В детских оздоровительных лагерях сложилась ситуация, где одна проверка сменяет другую, при этом резкий рост документооборота парализует практическую деятельность, в том числе и направленную на повышение реальной безопасности детей.

Более того, все эти запреты вступают в противоречие с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. за № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», вселившим большие надежды родителям и педагогическому сообществу на развитие дополнительного образования в интересах детей. Однако чиновники во власти и от образования быстро убивают все несостоявшиеся надежды.

Указом поставлена задача «Формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение. Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей». Там же указана необходимость «Расширения сети детских и юношеских творческих объединений, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков; развития разнообразных форм туризма и краеведения; привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности». После вступления в законную силу Указа во многих регионах России развернулась компания, видимо, «по оптимизации образования» - началось активное слияние нескольких образовательных учреждений (школы, лицеи, детские сады и др.) в единое учреждение. Порочность подобной «практики модернизации» подтверждена во многих регионах России, где были объединены, перепрофилированы или уничтожены уникальные учреждения дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.

Направления дополнительного образования детей Количество учреждений по годам % к2006 г.
           
Туристско-краеведческое           - 46%

Всего в 38 регионах, или более чем в 42% субъектах Российской Федерации, отсутствуют профильные туристско-краеведческие учреждения, и это, не считая десятков муниципальных учреждений дополнительного образования детей.

Как правило, вся эта «оптимизация» приводит к сокращению количества детей, занимающихся в туристско-краеведческих объединениях, ликвидации или сокращению массовых муниципальных и региональных туристско-краеведческих мероприятий, а дети, освободившиеся от дополнительного образования, выбрасываются на улицу.

Результаты этих «преобразований» привели к сокращению количества участников туристских походов с 1 млн. 528 тысяч детей в 2006 году до 717 тыс. детей в 2016 году, т.е. более чем вдвое.

  2006 г. 2011 г. 2015 г. 2016 г. % к 2006 г.
В походах 1 528 706 989 743 759 627 717 292 - 53 %
В экскурсиях 3 199 645 2 613 321 2 118 655 2 021 712 - 37 %

С 2009 до 2012 года в 4,5 раза сократилось количество полевых туристских лагерей (с 7000 до 1600).

 

К чему «привело» отсутствие достаточного количества мест для организованного отдыха детей - п о сообщению вице – премьера РФ О.Ю. Голодец, за три летних месяца 2016 года из числа «неорганизованных» детей погибло 1674 ребенка

О сокращении сети учреждений дополнительного образования детей и негативных последствиях этого уже написано выше.

Для выявления саботажников выполнения Указа Президента в части «Обеспечения доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни» и разрушения уникальнойсистемы дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля нет необходимости в проведении следственных экспериментов, достаточно поднять приказы чиновников по «оптимизации и преобразованию» образовательных организаций в регионах.

Видимо настало время спросить со всех эшелонов вертикали власти «на каком основании не то, что не выполняются Указы Президента, но все делается с точностью до наоборот?».

Кроме того, назрела острая необходимость спросить с чиновников и бюрократов региональных и муниципальных органов власти:

1. На каком основании и в силу, каких непреодолимых причин «оптимизации» закрываются, перепрофилируются или объединяются учреждения дополнительного образования детей?

2. Кто несет персональную ответственность за подрывную деятельность целенаправленно, уничтожающую образование в России?

3. Почему на средства законопослушных налогоплательщиков – граждан Российской Федерации – нанимаются безграмотные бюрократы, не способные ничего созидать, а только разрушать?

И наконец, попытаемся ответить на вопрос, поставленный в названии статьи «Кто может, или способен обеспечить безопасность детского туризма?»:

На наш взгляд, ждать от чиновников региональных и муниципальных органов власти, министерств и ведомств каких-либо реальных действий по обеспечению качественного и безопасного отдыха детей нет смысла.

Если вас не убедили мои доводы, изложенные выше, почитайте, статьи, мнения, и многочисленные публикации в СМИ об

Необходимокак можно шире освещать в средствах массовой информации чиновничий беспредел по «оперативным действиям» представителей власти в регионах России:

- эвакуации детей из лагерей и закрытие сотен палаточных лагерей по всей России.

2. В результате более чем вековой практики спортивного туризма и детско-юношеского туризма, научных исследований и разработанных на их основе рекомендаций, могут и способны обеспечить безопасность детского туризма:

2.1. Работающая, с обязательной бюджетной поддержкой, система подготовки квалифицированных кадров для детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма, которая, в настоящее время, как правило, осуществляется на общественных началах и за счет обучающихся.

2.2. Разработка специалистами и утверждение государственными органами сбалансированного и реально выполнимого пакета нормативно-правовых актов для детско-юношеского туризма.

2.3. Отмена ФЗ №44 по закупкам товаров и услуг для детско-юношеского туризма и краеведения.

2.4. Создание прозрачной системы закупки и обеспечения качественными и безопасными товарами и снаряжением для нужд детского туризма и отдыха.

2.5. Создание экспертного совета из числа специалистов для экспертизы всех проектов нормативно-правовых актов в сфере детского туризма и отдыха.

2.6. Разработка системы сертификации или лицензирования безопасности и качества товаров и услуг в сфере детского туризма и отдыха.

Сама по себе «оптимизация» и объединение учреждений дополнительного образования детей туристcко-краеведческого профиля не заканчивалось чем-либо позитивным.

 

В 90-е годы в Карелии было четыре детских учреждения туристско-краеведческого профиля: в Костомукше, Беломорске, Кондопоге и Петрозаводске. Во всех учреждениях занималось 2100 детей (не самое денежное время), только в республиканском центре занималось -1400 детей. Первые три уже прошли оптимизацию. По итогу в Костомукше администрация заявила, что дети слишком устают в походах, и они прекратились. В Кондопоге после реорганизации директором стал человек, далекий от туризма. И здесь в полную силу проявился синдром «Сямозера». Руководитель категорически не пускает школьников в лес с педагогами даже на 4 часа в выходной день. Страх сложно победить.

Учредителем Карельского центра является минобразования республики, определяющее госзадание, по этому заданию в 2014 году занималось 750 детей, в 2015 - 450 детей, в настоящее время 200. Всего за четыре года,в регионе созданном Богом для туризма, славный минобр. Карелии почти в четыре раза сократил количество детей, занимающихся туристско-краеведческой деятельностью.

Когда министерство образования, якобы выполняя указ Президента, определяющий уровень зарплаты педагогов, начало сокращать ставки, увольняться никто не стал, весь дружный коллектив центрадобровольно перешел на 0,8 ставки, потому как понимают, что походы и краеведческие экспедиции заменяют любой компьютер, дают жизненную и спортивную подготовку, учат не теряться в лесу и любить родные просторы.

А вот образовательные чиновники планируют отобрать помещения центра вместе музеем «Карельская изба», и гостиницу для детей, которые приезжают на соревнования и на программы из районов. Избу собирали воспитанники центра во время краеведческих экспедиций. Ежегодно в этот музей на экскурсии из школ приходят около 3,5 тысяч детей и учат историю родного края не по учебникам, а на конкретных примерах. Перенести ее некуда, а этот маленький музей никогда не нравился министерству. Сам глава ведомства Александр Морозов не раз говорил, что не видит в ней смысла. А один из его заместителей предложил из карельской избы сделать ресторан и зарабатывать деньги.

Все заинтересованные в сохранении детского туризма в Карелии, высказывают свое возмущение в соцсетях и просят подписать петицию. Оптимизация беспощадно лишает школьников того, чем по праву всегда гордились в нашей республике.

И все это случилось в год 100-летия детского туризма.

Для справки: Финляндия, всего в два раза большая по площади и с равными природными условиями (за исключение заполярных районов) имеет в 70 раз больший доход от туризма чем Карелия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: