Взгляд на точки соприкосновения




 

Возможности экономического партнерства России и ЕС лежат, прежде всего, в областях, где интересы сторон схожи. Это развитие инфраструктурных систем (транспортной, энергетической, телекоммуникационной), научно-техническое сотрудничество. Укрепление кооперации в этих сферах будет способствовать улучшению и оздоровлению рамочных условий других видов экономической деятельности.

Мы, кроме того, видим свои естественные конкурентные преимущества в следующих областях:

- глубокая переработка всех видов сырья (нефтепереработка, газохимия, металлургия, древесина, текстиль) для собственных потребностей и снабжения мировой промышленности;

- аэрокосмическая промышленность и судостроение;

- некоторые отрасли машиностроения (энергетическое и транспортное машиностроение, нефтегазовое и горно-металлургическое оборудование);

- развитие ряда новых наукоемких производств, связанных с нанотехнологиями, биотехнологиями, электроникой и информационными технологиями;

- транзитные услуги в рамках транспортных коридоров Запад-Восток и Север-Юг;

- промышленные услуги в энергетическом секторе.

Отраслевая структура европейских инвестиций в российскую экономику позволяет выделить наиболее привлекательные для ЕС сектора. Это добыча сырья, электроэнергетика, обрабатывающая промышленность, операции с недвижимостью, оптовая и розничная торговля, пищевая промышленность, телекоммуникации, транспортная отрасль.

Вложение финансовых, технологических ресурсов, применение современных методов управления для модернизации производства в России позволяет получить высокую отдачу для европейских инвесторов. Россия получает в обмен современные эффективно действующие предприятия, решая внутренние задачи по формированию новой модели экономики.

По такой схеме происходит взаимодействие в энергетическом и транспортном машиностроении, в сфере телекоммуникаций, автомобильной промышленности, транспортной инфраструктуры, внедрении современных технологий защиты окружающей среды.

Одним из примеров мотивированного и взаимовыгодного сотрудничества России и Евросоюза является повышение энергоэффективности экономик России и ЕС. Евросоюз объективно заинтересован в снижении энергоемкости нашей экономики – поскольку за счет высвобожденных углеводородных ресурсов могут быть компенсированы возрастающие потребности Европы. В условиях крайне медленного роста добычи нефти и газа, интерес России к снижению энергозатратности национальной экономики очевиден.

Россия и Евросоюз договорились начать работу по реализации мероприятий Совместной инициативы по энергоэффективности Россия-ЕС, включающей в себя проекты:

- по сближению законодательства и нормативно-правовой базы в области энергоэффективности, теплоснабжению и возобновляемым источникам энергии;

- по сотрудничеству на региональном уровне, укреплению программ партнерства между центрами энергоэффективности на местном и региональном уровнях в России и ЕС;

- по сотрудничеству в привлечении инвестиций в проекты энергоэффективности,

- по содействию использования механизмов Киотского протокола для повышения уровня энергоэффективности,

- по содействию обмену информацией и развитию пилотных проектов по возобновляемой энергетике и энергоэффективности,

- по утилизации попутного нефтяного газа.

Следует отметить, что проекты по энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии используют последние научные разработки в энергетическом машиностроении и с полным правом могут быть отнесены к высокотехнологичным.

Россия и ЕС разворачивают сотрудничество в научной сфере. В перспективе Россия может получить статус ассоциированного члена VII рамочной программы ЕС по исследованиям и технологическому развитию (РП-7). Это даст возможность развернуть совместные проекты в научной и технологической сферах по актуальной для России и ЕС тематике.

Можно заметить, что российские и европейские подходы к сотрудничеству, в том числе и в высокотехнологичных отраслях, весьма прагматичны. При отсутствии экономической выгоды совместные проекты невозможны.

Таким образом, на фоне обострения борьбы на глобальном рынке объективно возрастает взаимная потребность России и ЕС в повышении конкурентоспособности экономик на основе прагматичного и эффективного использования конкурентных преимуществ друг друга и структурной взаимодополняемости хозяйств.

Вместе с тем, динамичному развитию сотрудничества России и ЕС мешает излишняя политизированность подходов наших партнеров к вопросам экономической интеграции и недальновидность некоторых стран – новых членов Евросоюза, стремящихся внести в повестку дня будущего договора Россия-Евросоюз свои собственные проблемы текущего характера.

Интеграционные процессы имеют и свои ограничители, прежде всего, в сфере защиты национальных интересов и стратегических отраслей экономики. Это общемировой вектор. Как в Российской Федерации, так и в странах ЕС в стадии разработки или обсуждения находятся законы, направленные на усиление контроля за осуществлением иностранных инвестиций. Мы признаем, что суверенным правом любого государства является выбор цели своего экономического развития и механизмов их достижения,однако такие механизмы не должны применяться в ущерб международным обязательствам сторон. Ограничения должны приниматься в узком ряде случаев, в первую очередь связанных с защитой национальной безопасности. При этом главными принципами проводимой политики должны быть транспарентность, предсказуемость и отсутствие дискриминации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: