Формы международных экономических отношений




Выделяют следующие формы МЭО:

· международная специализация производства и научно-технических работ;

· обмен научно-техническими результатами;

· международная кооперация производства;

· международная торговля;

· информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;

· движение капитала и рабочей силы;

· деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.Поскольку МЭО основываются на международном разделении труда, значение и соотношение основных форм и направлений МЭО определяется углублением МРТ и переходом к его высшим типам. В этой связи необходимо отметить следующее: Общий тип МРТ предопределяет межотраслевой международный обмен, в частности товарами добывающих и обрабатывающих отраслей отдельных стран. Частное разделение труда приводит к развитию и преобладанию международной торговли готовыми изделиями разных отраслей и производств, в том числе внутриотраслевой. Наконец, единичный тип МРТ означает специализацию на отдельных этапах производства (узлах, деталях, полуфабрикатах и т. п.) и стадиях технологического цикла (переделах), а также в рамках научно-технических, проектно-конструкторских и технологических разработок и даже инвестиционного процесса. Тем самым создаются предпосылки ускоренного роста емкости международного рынка, устойчивого расширения МЭО.

Под внешнеэкономической политикой государства обычно понимают совокупность мер государства, направленных на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. В самом общем виде можно сказать, что главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны, поэтому внешнеэкономическая политика всегда тесно связана с внутренней политикой. Исторически сложилось два типа внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство..Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства.

Основные виды протекционизма:

· Селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или против конкретного государства;

· Отраслевой протекционизм — защита конкретной отрасли;

· Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;

· Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов;

· Местный протекционизм — протекционизм продукции и услуг местных компаний; Фритредерство (англ. free trade — свободная торговля) — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частно-предпринимательскую сферу жизни общества.

На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров.

Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. В разные периоды их соотношение менялось.

Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм/фритредерство, рассматривая их влияние на рост национального благосостояния через анализ выигрышей и потерь. По их мнению, выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от нее. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта.

ВОПРОС№38

В любой стране одной из основных задач государства является создание условий национальным производителям для завоевания позиции на мировом рынке. Исторически сформировались два основных направления в такой политике – фритредерство и протекционизм. Многие века идет спор, какая политика лучше, но однозначного ответа до сих пор нет, да, и не может быть, так как в различные исторические периоды предпочтение отдавали тому или другому направлению, не отказываясь полностью от противоположного. Под внешнеэкономической политикой государства обычно понимают совокупность мер государства, направленных на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. В самом общем виде можно сказать, что главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны, поэтому внешнеэкономическая политика всегда тесно связана с внутренней политикой. Исторически сложилось два типа внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.
Протекционизм – это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Фритредерство – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Внешнеторговая политика представляет собой комплекс мер государственного воздействия по регулированию экспортных, импортных операций с целью повышения их экономической эффективности.
Данная цель достигается на основе выработанной государством концепции хозяйственного развития, которая призвана в рамках глобализированного мирового хозяйства обеспечивать приоритет национальных экономических интересов и национальной экономической безопасности.
Исторически первой внешнеэкономической политикой был протекционизм. С его проведением связано использование различных мер ограничения мировой торговли. Любые, не просчитанные ограничения внешней торговли, отрицательно отражаются на экономике страны.Инструментами государственного регулирования являются тарифные и нетарифные методы, а реализуют их соответственно уполномоченные государством организации или общественные образования.Во внешнеторговой политике используются торговый режим наибольшего благоприятствования, преференциальный режим и протекционизм.Режим наибольшего благоприятствования представляет собой обычный торговый режим, устанавливаемый на базе межгосударственных соглашений. Это делается, как правило, на двусторонней основе, когда страны при взимании таможенных пошлин используют базовые ставки таможенного тарифа.Таможенный тариф — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях и при экспорте. Таможенная пошлина выполняет фискальную функцию. Она взимается при пересечении товаром национальной таможенной границы или в случае внешнеторговой сделки. В результате повышается цена импортируемого товара.Протекционизм представляет собой систему мер по преимуществу нетарифного характера, но при использовании экономических механизмов регулирования внешней торговли. Эта система направлена на защиту национального рынка и производителя от конкуренции зарубежных производителей такой же или подобной продукции.В условиях цивилизованного регулирования внешнеэкономической деятельности меры протекционизма, вплоть до введения монополии, устанавливаются на четко оговоренный страной с государствами-партнерами период.Дополнительно получаемые средства от более высоких таможенных пошлин, направляются на поддержку тех производств, ради которых и вводятся меры торгового протекционизма. Сегодня торговый протекционизм широко используется многими странами. Отличительной чертой торгового протекционизма является использование преимущественно таможенных пошлин, тарифов и сборов.Преференциальный режим определяется, как правило, на уровне ООН и его организаций по отношению к ряду экономически слаборазвитых, нуждающихся в поддержке стран.Состав экономически слаборазвитых стран корректируется ежегодно и согласовывается с ВТО. В этом случает весь импорт остается беспошлинным для импортера либо применяется минимальная ставка таможенной пошлины (не выше примерно 5%).Важную роль в развитии внешнеэкономических связей играют межгосударственные соглашения, договоры, которые определяют объемы и условия поставок товаров, порядок их оплаты. В них оговариваются и общие условия взаимной торговли — от режима наибольшего благоприятствования до режима четких ограничений в тех или иных секторах обмена. Договоры и соглашения могут заключаться как на двусторонней, так и на многосторонней основе. В них могут предусматриваться определенные этапы и сроки по сближению принципов государственного регулирования в интересах постепенного перехода к режиму наибольшего благоприятствования или создания системы преференций во взаимном обмене, а также ограничений в отношении третьих стран. Наконец, регулирование внешнеэкономической деятельности может осуществляться и на международном уровне путем достижения договоренностей о порядке, нормах и процедурах, регламентирующих межгосударственные торгово-экономические отношения. Реализация подобного рода мероприятий осуществляется с помощью международных экономических организаций. К таким организациям относятся прежде всего Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая занимается вопросами содействия развитию торговли и разработки принципов регулирования международных экономических отношений. Особое место в системе международных экономических отношений принадлежит Координационному комитету по экспортному контролю (КОКОМ), который был создан странами НАТО с целью осуществления контроля за недопущением продаж новой техники и передовых технологий в Советский Союз и другие социалистические страны. В настоящее время эта организация продолжает вести нелицеприятную деятельность в отношении России.Практическое задание.Должно ли производство товаров в России иметь протекционистскую защиту? Приведите примеры товаров, которые, на Ваш взгляд, особенно в ней нуждаются. Какие меры такой защиты применимы к выбранным Вами российским товарам? Каждый раз, когда мы говорим о путях выхода из кризиса для страны, нельзя не отметить политику протекционизма, которая в разные периоды истории и с разной степенью эффективности применялся государствами как один из способов защиты национальных интересов. Случаются, случаи, когда на стадии становления отрасли ее продукция просто не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа. Именно в этой ситуации протекционизм призван поддержать наиболее уязвимые отрасли страны, которые без господдержки в сложных экономических условиях могут просто не выжить. Кроме того, пошлины и налоги, установленные государством на ввоз импортной продукции,- это один из источников доходов бюджета страны. Многие экономисты считают, что ограничение импорта необходимо для обеспечения национальной безопасности.Однако чрезмерный протекционизм, с одной стороны оказывая содействие развитию отечественного производства, с другой может привести к застойным явлениям в экономике, усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров. Обратной стороной протекционизма является завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. К тому же ответные меры стран -- торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.В книге Василия Колташова говориться и о протекционистской политике российских властей в 2008-2009 годах, как о недостаточно результативном как антикризисном средстве. Причина низкой эффективности заградительных таможенных мер состояла в сочетании их с курсом на сокращение реальных доходов населения, базисных потребителей в экономике.По его словам: «Россию все чаще называли в 2009 году одним из мировых лидеров по применению протекционистских мер. При этом развитие кризиса в РФ происходило быстрее, чем во многих других странах. Малую полезность защитных таможенных мер объяснял быстро ослабевающий внутренний спрос. Правительство все чаще защищало отечественных производителей от внешних конкурентов, но при этом совершенно не заботилось о поддержании потребителей. Крах автомобильной отрасли создавал в России угрозу новой крупной волны сокращений, вероятны они были и в других хозяйственных секторах, зарплаты бюджетников в 2010 году не планировалось увеличить, а пенсии должны были возрасти незначительно. Потребительская инфляция грозила продолжить пожирать реальные доходы населения. Все это обещало обернуться новым сжатием рынка, несмотря на растущий протекционизм Кризис глобальной экономики. Протекционистская политика в России за два года кризиса не стала системной. В большой степени ее определяли лоббистские возможности компаний, а не стремление властей поддержать и расширить внутренний рынок страны. Существовало противоречие между интересами сырьевых экспортеров и работающими на внутренний сбыт предприятиями. В интересах первых государство девальвировало рубль на стыке 2008 и 2009 годов и стремилось сохранить низкий уровень оплаты труда. Вторых старались успокоить протекционистскими уступками, при этом, уничтожая их рынок сбыта. Переход России по мере роста цен на нефть в 2009 году к «политике крепкого рубля» не внушал успокоения. Государство сокращало свою инвестиционную активность (в 2010 году капвложения должны были уменьшиться на $4 млрд.), в то время как для оживления экономики ее требовалось наращивать.В ЦЭИ ИГСО были убеждены: Россия должна и дальше усиливать протекционизм. Мировой кризис отменял перспективу присоединения страны к ВТО, что могло обернуться только крушением ее экономики. В целях преодоления кризиса приоритетным для государства должно было стать развитие национального производства и расширение внутреннего рынка, а не поддержание экспортно-сырьевых монополий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: