Жива еще в потомках память тех героических времен – Советским труженикам тыла низкий наш земной поклон.




9 мая 2015 года весь советский народ, новое поколение современной России, все прогрессивное человечество будут торжественно отмечать 70-летие Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

За 75 лет эти годы многое сделано, чтобы увековечить память о героических событиях и героях тех пламенных военных лет. Большое значение в деле патриотического воспитания молодежи имеет изучение истории родного края, города. Весомый вклад в Победу советского народа над фашистской Германией внесли город Омск и омичи. 22 июня 1941 года от края до края советской земли разнеслась грозная весть о вероломном нападении на нашу страну фашистской Германии. В тот же день в Омске прошли многочисленные митинги на фабриках, заводах, площадях города. 23 июня 1941 года «Омская правда» писала:


«Как и весь многомиллионный советский народ мы от всего сердца при ветствуем решение советского правительства, отдавшего приказ нашей доблестной Красной Армии ответить врагу сокрушительным отпором. Мы отдадим все свои силы для еще больщего усиления оборонного могущества нашей Родины». Так ответили омичи на призыв партии и правительства встать на защиту социалистического отечества.

В период военного лихолетья Омская область, простиравшаяся от степей Казахстана до Карского моря, стала мощным боевым арсеналом Западной Сибири. Сюда из западных прифронтовых областей было перебазировано около 100 предприятий, в том числе 27 оборонных предприятий. Они и составили основу оборонной промышленности города Омска. Помимо оборонных предприятий были эвакуированы и другие предприятия и учреждения, так, например, в Омске размещались наркоматы мясомолочной промышленности и земледелия СССР и РСФСР, Сельскохозяйственный банк СССР, Академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина, театр им. Вахтангова и другие. Борьба советского народа за восстановление и развитие эвакуированных предприятий оборонной промышленности Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны явилась важным звеном в общей системе мероприятий по организации и укреплению советского тыла. Почти с первых же месяцев войны в Омск начали прибывать эвакуированные с запада предприятия. Необходимо было в самые кратчайшие сроки разместить и пустить в эксплуатацию перебазированные заводы с их сложным оборудованием.

Сибирь в условиях войны являлась глубоким тылом. Регион располагал необходимыми ресурсами для производства широкого спектра оборонительной продукции. Урал и Сибирь занимали 1-е место по производству цветных металлов. Удобное транспортное положение Новосибирска, Омска и других городов обеспечивало связь с сырьевой базой и позволяло в случае войны на 2 фронта – с Германией и Японией, одновременно обеспечивать воюющие армии боеприпасами и военной техникой. водившие обмундирование и продукты питания для Красной Армии. Всего в Сибирь было эвакуировано более 500 предприятий, имевшихЭти обстоятельства при перестройке промышленности на военный лад предопределили эвакуацию в Сибирь, особенно в Новосибирскую и Омскую области, важнейших заводов, выпускавших конечную продукцию (боеприпасы, боевые самолеты, танки), и предприятий, изготовлявших оптико-механическое, радиотехническое, электротехническое вооружение. Перебазировались в Сибирь также заводы, обеспечивавшие оборонную промышленность черными и цветными металлами, станками и инструментом, предприятия легкой и пищевой промышленности, произ исключительно оборонительное и народно-хозяйственное значение, в том числе 322 – в Западную Сибирь, 78 – в Восточную. Великая Отечественная война 1941–1945 годов стала для омичей нелегким испытанием. На плечи населения легла вся тяжесть приема около 200 эвакуированных промышленных предприятий, 60 госпиталей, десятков учебных заведений, театров, музеев и сотен тысяч беженцев. Необходимо было срочно перевести все хозяйство на военный лад. Из центральной части страны были эвакуированы целые предприятия, а с ними рабочие и их семьи. Нужно было обеспечить людей жильем, питанием, дровами, перебазированные объекты – помещениями, строительными материалами, электроэнергией. Целый ряд помещений медицинских и образовательных учреждений переданы промышленности; в них также организовывались госпитали. Сельское хозяйство области в тяжелейших условиях военного времени снабжало армию и население продовольствием, промышленность – сырьем. Из области на фронт было направлено 5043 трактора. В два раза сократился автомобильный парк. Ухудшилось снабжение горюче-смазочным материалом, запасными частями, минеральными удобрениями. В 1941 году из МТС области выбыло 60% комбайнеров, 65% трактористов. Число трудоспособных колхозников по сравнению с 1940 году уменьшилось на 153 тыс. человек. Часть колхозников была призвана для работы в промышленности, на лесозаготовках, в строительстве.

27 июня 1941 года бюро Омского обкома совместно с облисполкомом приняли постановление «О подготовке комбайнеров и трактористов, взамен ушедших на фронт». На тракторы, комбайны, в ремонтные мастерские пришли женщины и подростки. Чтобы компенсировать потери земельных угодий на западе, в восточных районах страны и Омской области в том числе, были расширены посевные площади зерновых культур, картофеля, сахарной свеклы и др. К 1944 году в области было освоено 264 га новых и залежных земель.

«До Великой Отечественной войны Омск не отличался особым развитием промышленности. Это был сельскохозяйственный регион, заводы появлялись, но их было сравнительно немного», – рассказывает историк Денис Плахута. С началом войны началась массовая эвакуа- ция заводов в Омск как в глубоко тыловой город. Первые из них начали поступать по железной дороге уже в середине июля. Но приходили далеко не все станки и рабочие. Поэтому производство налаживались уже с привлечением омичей. Станки часто ставились под открытым небом, лишь в третью смену шло оформление самого завода: укладывался пол, возводились стены и крыша.

Патриотический подъем омичей нашел свое выражение в повышении производительности труда на фабриках и заводах, в перевыполнении производственных программ. Один из лозунгов того времени гласил: «Каждый труженик тыла – помощник Красной Армии». Работа шла в тяжелейших, нечеловеческих условиях. Поскольку не было готовых заводских корпусов, станки размещались под открытым небом. Люди, несмотря на суровый сибирский мороз, стояли целыми сутками у станков, производя военную продукцию. Они овладевали сразу несколькими рабочими специальностями, чтобы иметь возможность заменить работников, ушедших на фронт. Производственные нормы выполнялись на 200–500 %. С первых же дней войны со всех предприятий начали уходить на фронт кадровые рабочие – высококвалифицированные слесари, токари, фрезеровщики. На смену им встали к станкам тысячи женщин, никогда ранее не работавшие на производстве. Женщины быстро нашли свое место в рядах бойцов трудового фронта и осваивали профессии, считавшиеся ранее мужскими. Они работали у сложнейших машин и на самых трудных участках. В дни войны в Омске славилась скоростной работой специальная женская смена, организованная по инициативе мастера первого механического цеха Омского ремонтного завода Веры Ворониной. Эта женская смена выполняла производственные задания на 250-300 %. Женские бригады были организованы на судоремонтном заводе, лесозаготовительных пунктах и ряде других предприятий города и области. К станкам становились и подростки, никогда раньше не работавшие на производстве. После окончания рабочей смены, люди шли на станцию разгружать эшелоны, помогали переводить и устанавливать станки, строить корпуса будущих цехов.

Несмотря на титанические усилия по поддержанию в нормальном состоянии городского хозяйства, Омск все-таки не был готов к такому наплыву предприятий и людей. Ощущалась острая нехватка транспорта по перевозке грузов. Пришлось для этих целей переоборудовать трамваи. Плохая отопительная система была причинной 40 % пожаров. Несмотря на все трудности военного лихолетья, открывались пункты бытового обслуживания и мастерские, возводились и ремонтировались мосты, строилось жилье.

В Западной Сибири размещение перебазированных предприятий проводилось с учетом специфики развития хозяйства отдельных ее районов, с учетом наличия трудовых ресурсов и других факторов. При этом учитывалось также наличие готовности базы для каждого предприятия, принимались во внимание сырьевые ресурсы и возможности ввода в действие предприятия в пункте прибытия в кратчайшие сроки при самых минимальных затратах на восстановление. Поэтому выбор районов эвакуации производился в строго централизованном порядке.

Омск стал одним из крупнейших оборонных центров страны. За годы войны промышленность Омска выросла больше, чем в четыре раза. Ведущее место заняли в ней машиностроение и металлообработка. Если в 1940 году удельный вес металлообрабатывающих предприятий в общем промышленном комплексе составил 38 %, то к концу он достиг 58 %. Из всех областей Западной Сибири Омская область оказалась первой по темпам роста объема производства, опередив на 65 % Кемеровскую область,

на 9,3 % Новосибирскую область.

Помощь фронту проявлялась в самых разнообразных формах. Уже в 1941 году по инициативе коммунистов области начался сбор средств в фонд обороны. Омичи вносили в этот фонд свои сбережения, отчисляли однодневный, трехдневный заработок. За годы Великой Отечественной войны омичи внесли в фонд обороны 250 миллионов рублей. На средства омичей были построены танковая колонна «Омский колхозник», авиа эскадрилья «Омский комсомолец», пять бронепоездов, походные механические ремонтные мастерские. С любовью готовили женщины посылки, подарки для бойцов и офицеров. 275 тысяч посылок на сумму свыше 17 миллионов рублей собрали Омские общественницы для фронта во время войны. В Омске формировалась и обучалась прославленная 308-я стрелковая гвардейская дивизия Героя Советского Союза Л. Н. Гуртьева. В 1943 году гуртьевцы прославили себя в сражении за Сталинград, на Курской дуге. В боях под орлом Леонтий Николаевич Гуртьев погиб, но его дивизия продолжала наступление и прошла путь от Волги до Одера.

Эвакуация и размещение в области около 100 промышленных пред приятий, из них свыше 80-ти в г. Омске и связанное с этим большое промышленное строительство привели к изменению структуры промышленности и росту ее валовой продукции:

Отрасли промышленности            
В % к 1940 году в том числе: Металлообрабатывающая            
Деревообрабатывающая Кожмеховая     87, 5      
Швейная Химическая         78, 2 76, 2
Пищевая   83,7 74,3 64,7 71,7 65,0
Резиноасбестовая (в млн руб.) 0,2 0,8 36,9 37,0 52,1 50,7

Великая Отечественная война затронула все стороны жизнедеятельности и далекие тыловые районы страны, население которых также испытывало неисчислимые тяготы и лишения, обострила существовавшие и выявила новые социальные проблемы. Все материальные и людские ресурсы концентрировались на обеспечение фронта. В нашу область было эвакуировано около 100 предприятий. Омск стал одним из крупнейших оборонных центров страны и занял по объему промышленного производства 2-е место в Сибири. Именно они стали основой для быстрого прогресса машиностроительной отрасли Омска, с них началось развитие омских гигантов индустрии, таких как моторостроительный завод имени П.И. Баранова, завод «Электроточприбор», завод имени Н.Г. Козицкого, производственное объединение «Полет» и др. В Омске находилось конструкторское бюро и завод опытного самолетостроения, где работали такие выдающиеся конструкторы, как А.Н. Туполев, С.П. Королев. Омску обязан своим рождением знаменитый пикирующий бомбардировщик «Ту-2». В годы Великой Отечественной войны Западная Сибирь сыграла роль одной из важнейших оборонных баз страны, снабжая Советскую Армию многими видами вооружения, боеприпасов, обмундирования и питания. В этот особенно сложный для хозяйства страны период произошли новые крупные сдвиги в ее промышленном облике. Сюда было переброшено большое количество машин и промышленного оборудования из европейской части СССР, которые устанавливались здесь на новых заводах и фабриках, построенных в поразительно короткие сроки; одновременно реконструировались и расширялись ранее созданные предприятия.

Предприятия, рожденные в трудные военные годы:

- ПО «Полет» - филиал ФГУП «ГКНПЦ им. В. Н. Хруничева»

Создание в Омске крупнейшего авиационного производства явилось мерой, обусловленной трагическими событиями начала Великой Отечественной войны. Уже к середине июля 1941 года немецко-фашистские войска захватили Литву, Латвию, Белоруссию, значительную часть Эстонии, Украины и Молдавии, продвинулись вглубь советской территории на 300–600 километров. В зоне оккупации оказались миллионы мирных людей, тысячи промышленных предприятий, в том числе оборонных. Требовались срочные меры по перестройке всей жизни страны на военный лад. И, прежде всего, немедленная эвакуация оборонной промышленности на Восток, развертывание в стратегическом тылу новой мощной базы по производству техники, вооружения и боеприпасов. Наркомат авиационной промышленности издает приказ об организа-ции в городе Омске Авиационного завода на базе Московского опытно-конструкторского завода № 156 и Тушинского Авиационного завода № 81. Началась планомерная и достаточно быстрая эвакуация из Москвы. На 156-м и 81-м заводах погрузка в эшелоны шла круглосуточно. Эшелоны эвакуированных заводов стали прибывать в Омск 19 июля 1941 года, а последний эшелон прибыл 27 августа 1941 года.

Становление ПО «Полет» состоялось на базе эвакуированных заводов – самолетостроительного завода № 166, созданного посредством московских эвакуированных авиазаводов № 156 (ныне ОАО «Туполев») и № 81 (ныне «Тушинский машиностроительный завод») и омских заводов: автосборочного № 6 им. Коминтерна, завода автоприцепов и авиационных мастерских ГВФ (Гражданского Воздуш ного Флота). Всего в Омск прибыло порядка 1900 вагонов с производ-ственными мощностями московских заводов, более 1500 единиц оборудования, около 20000 работников и их семей. 18 июля 1941 года первым директором авиационного завода (после объединения) был назначен А. В. Ляпидевский, герой Советского Союза, генерал-майор авиации. С октября 1941 года по 1946 год директором завода был Л. П. Соколов – опытный производственник, талантливый руководитель. 24 июля 1941 года, когда был издан приказ № 1, традиционно считается днем создания Производственного объединения «Полет». В 1941–1943 годах при заводе работало опытно-конструкторское бюро под руководством авиаконструктора Андрея Туполева. В числе специалистов бюро был и будущий основоположник советской практической космонавтики Сергей Королев. К концу 1941 года окончательно сложился высококвалифицированный профессиональный коллектив Омского объединенного завода № 166. Основную продукцию определяло постановление Государственного комитета обороны от 27 июля 1941 года, которое предписывало заводу № 166 (ПО «Полет») в предельно жесткие сроки развернуть серийный выпуск пикирующих бомбардировщиков ТУ-2 конструкции А. Н. Туполева – самого сложного и современного самолета до реактивной авиации. К концу 1941 года на заводе трудилось более 9000 человек, сложились и начали действовать 25 производственных цехов. По указу Президиума Верховного Совета СССР в июле 1941 года был установлен 12-часовой рабочий день с обязательным введением сверхурочных работ, отменой отпусков, праздничных и выходных дней. ТУ-2 – первенец Омского авиационного завода. Фронтовой бомбардировщик ТУ-2 КБ А. Н. Туполева выпускался на заводе с декабря 1941 года по октябрь 1942 года. На заводе принимал участие в организации производства и сборке первых ТУ-2 летчик-испытатель М. Н. Васякин. В декабре 1941 года он испытывал первый самолет завода – опытный пикирующий бомбардировщик «103 В», в августе 1943 года стал командиром 12 Авиаполка, переведенного на самолеты ТУ-2. Эти боевые машины производства завода № 166 использовались для нанесения бомбовых ударов по переднему краю противника и разведки. За 1942 год было выпущено 79 машин, войсковые испытания проходили на аэродроме в Чкаловском. И тут же последовал переход на выпуск новой продукции – истребителей КБ Яковлева, производство которых выполнялось в 1942–1945 годы. А. С. Яковлев – авиаконструктор, академик, генерал – полковник авиации, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и семи Государственных премий СССР. В 1943 году было завершено строительство нового аэродрома со взлетно-посадочной полосой. Головную серию ЯК-9 удалось собрать в начале 1943 года. С 1943 по 1945 годы произведено более 3500 самолетов. Яками всех модификаций, выпущенных заводом № 166, был укомплектован полк французских летчиков «Нормандия – Неман». Летчики полка «Нормандия – Неман» совершили свыше 5 тысяч боевых вылетов, сбили 273 и повредили 80 фашистских самолетов. Самолеты завода участвовали во всех крупнейших битвах, в том числе на Курской дуге и во время взятия Берлина. Об этом периоде работы завода ветераны вспоминают: «Работали мы на износ, но цель – Победа, цена за нее была очень высокая. Так кажется сейчас, а тогда об этом не думали, ни о здоровье, ни о собственной жизни. И еще запомнилось удивительное чувство коллективизма, сопереживания за другого человека в горе, радости, без зависти, от души. И это помогало самоотверженно трудиться и жить по совести». В 1944 году Омский авиационный завод стал одним из передовых в отрасли. В январе заводу присуждается 2-е место по Наркомавиапрому, апреле – переходящее Красное знамя ГКО, которое удерживалось до июня. В октябре завод вновь завоевал 2-е место по Наркомавиапрому и удерживал его до конца 1944 года. Еще в 1943 году на заводе начал существенно меняться кадровый состав. Часть старшего поколения ушла на фронт, была направлена на другие предприятия. Зато в цеха и отделы влились несколько тысяч подростков и прежде не работавших на производстве женщин-домохозяек. Военкоматы направляли на завод комиссованных по ранению солдат и офицеров, пересыльные пункты – эвакуированных, переходили на авиационный завод малоквалифицированные работники необоронных предприятий. Обучить профессии, включить новичков в налаженный ритм работы, приучить к жесткой дисциплине – все это стало одной из важнейших задач дирекции предприятия. Для организации всей системы подготовки кадров был создан 27-й отдел. В нем молодые рабочие проходили первоначальную подготовку, а затем направлялись в цеха, где их прикрепляли для дальнейшего обучения к опытным производственникам. Повышали технический уровень и обменивались опытом и передовые рабочие, члены знаменитых бригад.

Специалисты 27-го отдела, главный технолог завода Багрий, его

заместители Шапиро, В. Л. Владышевский и другие ведущие специалисты регулярно читали лекции рабочим, ИТР, мастерам, руководителям цехов о новых технологиях, поточных методах труда. При отработанной системе обучения удавалось за 2 месяца подготовить из ничего не умевших подростков неплохих рабочих, способных выполнять и перевыполнять норму. Во время войны изменилось, прибрело широкую массовость и наполнилось патриотическим содержанием движение ударников и стахановцев. Уже в конце 1941 года в цехах №1, 5, 21 и 23 и других появились рабочие – «двухсотники», выполнявшие нормы за себя и за ушедших на фронт товарищей. В 1942 году на заводе начинается создание комсомольско-молодежных бригад и соревнование между ними за звание «фронтовых» и «гвардейских». Выполнение норм на 200 % и более распространяется повсеместно. Одним из первых выполнивший норму на 1000 нормочасов (тысячник) был Борис Васильевич Красенков, он работал штамповщиком во 2-м цехе, вырабатывая в месяц до 1262 нормочасов, или 424 % к плану. Наряду с Б. В. Красенковым первыми «тысячниками» стали Иван Степанович Григоров, Николай Николаевич Заворотищев, Леонид Никитович Долгополый. В 1943 году превысили 1000 нормочасов слесарь Д. К. Тарасов, разметчик А. Ф. Васильев, токарь С. Ф. Романов, слесарь Ф. К. Русаков и другие. В 1943 году бригады получают широчайшее распространение, в них включается молодежь, только что пришедшая на завод. В марте 1943 года принимается Положение о «фронтовой» и «гвардейской» бригадах и Условия соревнования за лучшие бригады по заводу Во «фронтовой» бригаде могло состоять от 3 до 7 человек одной профессии, средняя норма выработки по бригаде в 175 % или 500 нормочасов на каждого члена бригады. В состав «гвардейской» бригады должно было входить не менее 5 человек, средняя норма выработки устанавливалась в 250 %, или 750 нормочасов. Звание «гвардейской» бригады являлось высшим среди бригад. В бригады принимались комсомольцы, вне союзная молодежь и кадровые рабочие. Бригадир избирался из лучших работников. Также по Условиям оценивалась работа строго по технологии, без срывов и брака, сбережение инструмента, участие в техучебе и общественной жизни. По заводу звания «гвардейских» удостоилось 26 бригад, а лучшими признаны бригады слесарей Должникова (955 нормочасов на одного члена бригады), Васильева (1085 н/ч), Русинова (1088 н/ч). Среди лучших «фронтовых» отмечались бригады Казакова, Молева, Розенберга, Назарова, Конюхова. Успех бригад был в коллективизме. «Бригады жили одной семьей, во всем помогали друг другу, никто не уходил с работы, пока каждый не выполнит задание, свою норму. После смены готовили материалы, подбирали заготовки, инструмент, обсуждали задание на следующий день, вместе занимались рационализацией», – вспоминают ветераны предприятия. Правительство по достоинству оценило подвиг Омских авиастроителей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1945 года завод № 166 за образцово выполненное задание по производству боевых самолетов был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а 321 работник завода удостоен орденов и медалей. Из заводчан орденом Ленина были награждены директор предприятия Л. П. Соколов, главный инженер Н. И. Полонский, парторг ЦК ВКП (б) А. В. Зиновьев, начальник производства К. Н. Касаткин, штамповщик В. В. Красенков. Орденом Трудового Красного Знамени – 31 работник завода, в том числе Н. К. Абдулов, В. Ф. Багрий (главный технолог), А. В. Давыдов (начальник ОТК), И. М. Курков (заместитель директора). Орденом Красной Звезды – 47 человек, орденом «Знак Почета» – 85 человек, медалью «За трудовое отличие» – 65 человек, медалью «За трудовую доблесть» – 85 человек. И еще 1200 заводчан были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

ПО «Полет» – одно из крупнейших промышленных предприятий России, которое специализируется на выпуске ракетно-космической и авиационной техники. Производственные мощности, высокая квалификация специалистов, большой научный и технический потенциал, применение передовых технологий своего времени позволили ПО «Полет» внести существенный вклад в оборонно-промышленный комплекс страны и стать единственным заводом бывшего Советского Союза, а затем и России, на котором выпускались и ракеты-носители, и космические аппараты, и сверхмощные двигатели РД -170, и самолеты как военной, так и гражданской авиации.



М. Я. Токарь и П. Т. Хлопотова на завод поступили в 1941 году клепальщиками в 6-й цех.

Клепали крылья к самолетам ТУ-2, затем ЯК-9.

Комсомольско-молодежная бригада Марии Токарь была одной из лучших на заводе.



Главный конструктор А. Н. Туполев. Фото 1945 года.



- ОМПО им. Баранова

- филиал ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют»

ГУП «ОМО им. П.И. Баранова» основано в 1916 году (Петраградское АО «Дека» г. Александровск (ныне Запорожье). В декабре 1920 года предприятие национализируется, присваивается имя «Большевик» – Госавиазавод №9. В 1925 году налажен серийный выпуск двигателей М-6. 1927 год – завод переименован в Государственный союзный завод №29. Начато производство двигателей М-11, М-22, М-85. В 1933 году заводу присвоено имя П.И. Баранова. Баранов П. И. был революционером-подпольщиком, солдатом и командиром, комиссаром и строителем. Всего 10 лет стоял Петр Иванович Баранов у руля отечественной авиации. Но это десятилетие равно эпохе. Эпохе, которая дала стране быстрые и надежные крылья, сделала ее ведущей авиационной державой мира.

22 июня 1941 года вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу страну нарушило ее нормальную жизнь. На завод в этот час легла особая ответственность. Это понимал каждый работник. Ведь начавшаяся война с первых же дней показала, что приоритет в ней будет иметь та сторона, которая оснастит свои вооруженные силы, и прежде всего воздушный флот, лучшими моторами. Враг неумолимо продвигался в глубь страны. Назревала угроза выхода гитлеровских войск к Запорожью. Вначале августа вражеские стервятники появились в запорожском небе. На город посыпались бомбы. Несколько из них упало вблизи моторостроительного завода. Обстановка на фронте все отчетливее давала запорожцам понять, что окрестности города и сам он очень скоро могут стать местом боевых действий. Изматывая силы противника, уничтожая его военную технику и людские ресурсы, наша армия, тем не менее, вынуждена была отступать. По ночам город уже слышал артиллерийскую канонаду. Все чаще и массированнее стали бомбовые удары по Запорожью. Остро встал вопрос об эвакуации предприятий города и области в глубь страны.

12 августа 1941 года на Запорожский моторостроительный завод поступил приказ наркома авиационной промышленности. В нем излагалось постановление Государственного Комитета Обороны, в котором руководству предприятия предписывалось немедленно начать подго товку завода к эвакуации на восток. Местом дислокации стал Омск. Как только был разработан и доведен до всего коллектива запорожских моторостроителей план эвакуации завода, в ночь с 12 на 13 августа в механических цехах сразу же начали снимать с фундаментов первые станки. К утру уже треть оборудования была демонтирована. Замерли, ожидая своей очереди, и другие станки. Но еще работала сборка и не затихала испытательная станция: ее стены продолжали экзаменовать авиационные двигатели – последние из тех, что были созданы на запорожской земле в первые месяцы войны. Враг все ближе подступал к городу. Бомбы и артиллерийские снаряды обрушивались на Запорожье все чаще, и удары их становились все более разрушительными. Надо было спешить. Моторостроители сутками не выходили с завода, нередко производя демонтаж оборудования под огнем врага. Подготовка к эвакуации шла четко, организовано, без нарушения установленного графика. Хорошо понимали труженики завода и то, что нельзя оставлять захватчикам ни одного станка, ни одного грамма металла. И, несмотря на почти ежедневные бомбежки и обстрелы, в эшелоны был погружен весь многотысячный парк разнообразного механического, кузнечно-прессового, литейного, сборочного, испытательного и транспортного оборудования, весь материал и все инструменты. Первым вывел свой эшелон коллектив ОКБ. С ним же отправлялся в Сибирь и основной костяк заводских рабочих. Последний эшелон моторостроителей покинул город 28 сентября. Всего же для того, чтобы весь завод поставить на колеса, потребовалось почти три тысячи вагонов. Врагу не оставили ни одного станка, а все наиболее важные объекты предприятия были взорваны. В Омске под моторостроительный завод была отведена площадка. Когда в омском обкоме и горкоме стало известно, что в город эвакуируется крупнейшее на Украине авиационное предприятие, здесь поначалу растерялись. Ведь прибывает не один и не два железнодорожных состава – 60 с лишним эшелонов потребовал запорожский гигант под свое оборудование, инструментальное хозяйство, детали, материалы, для перевозки работников предприятия и их семей. А сколько для этого потребуется автомашин и где их взять? Ведь кроме Запорожского моторостроительного, в город перебазировалось с запада еще 90 промышленных предприятий. И всем им нужен был транспорт. Наибольшую озабоченность вызывала предстоящая транспортировка от железнодорожной станции до отведенной моторостроительному за воду площади. Городской штаб по организации приема и размещения эвакуированных предприятий принял очень смелое решение: в кратчайший срок соединить завод со станцией шестикилометровой железной дорогой. Вскоре весь завод находился там, где началось еще одно, второе по счету, его рождение. Последние эшелоны прибыли в Омск в сентябре 1941 года. Оборудование, заделы деталей и заготовок, материалы – все разгружалось под открытое небо. За несколько дней были построены эстакады, временные склады для хранения химикатов и готовых деталей. Разгрузка прибывших эшелонов велась без всякого промедления. Эшелон разрешалось задерживать не более чем на четыре часа. По предложению М. М. Лукина, (директор завода с 1940 по 1942 год, Герой Социалистического Труда) не дожидаясь окончания строительства и монтажа будущих производственных корпусов, установки оборудования, коллектив сразу при-ступил к сборке моторов из привезенных заделов и деталей. Для сборщиков и испытателей ОКБ был отведен пустырь в конце завода. Здесь соорудили шалаш из брезента, закатили 2 стойки и начали разбирать собранные в Запорожье узлы. Завод № 29 имени Баранова (будущий моторостроительный) ковал Победу в далеком сибирском городе Омске. Заводчане героически трудились для фронта в холоде и голоде, проживая по девять человек на восьми квадратных метрах, работая под открытым небом в лютые морозы. Воевавшей стране нужны были надежные авиадвигатели. Для этого моторостроителям пришлось отправить в августе-сентябре 41-го на восток почти 3 тысячи вагонов с оборудованием завода имени Баранова. Уже прибыв в Омск, наши земляки с помощью местных жителей совершили еще один беспрецедентный трудовой подвиг: за один день по заболоченной местности проложили шестикилометровую железнодорожную ветку – от омской станции до площадки, отведенной под завод. С собой запорожцы привезли разработку авиационного двигателя М-88, который устанавливали на самолеты Ил-4. Уже 7 ноября 1941 года состоялся запуск первого авиационного двигателя, собранного на заводе Баранова в Омске. Этот двигатель стал первым, собранным и испытанным в Омске. Его производство засекретили и отодвинули подальше от линии фронта, чтобы чертежи не попали в руки немецких инженеров. В итоге Омск оказался единственным городом, где производились двигатели для Ил-4. Уникальность этого двигателя заключалась в том, что у него не было аналогов, поскольку он устанавливался на достаточно тя желый истребитель-бомбардировщик и позволял поднимать очень серьезные боекомплекты. «Маневренность была высокая, - рассказывает начальник учебного центра завода им. Баранова Виктор Гребнев. После успешного испытания первого двигателя, собранного из запорожских узлов и деталей, коллектив Омского моторостроительного еще энергичнее стал вести строительно-монтажные и технологические работы. Все больше становилось производственных групп и участков, включившихся в производственный конвейер. Монтаж цехов близился к концу. Их коллективы вступали уже в следующий этап работы, развертывая борьбу за своевременный выпуск продукции. В полную силу заработала сборка, получающая от смежников необходимое количество узлов и деталей. И уже почти не прекращал победно реветь испытательный стенд. Спустя ровно два месяца прошел испытания двигатель, полностью, от первой до последней детали, изготовленный на омской земле. 2 декабря 1941 года на Омском моторостроительном заводе имени П. И. Баранова был издан приказ, который положил начало новому этапу развития предприятия, открыл счет главным страницам его омской биографии. В этом документе, подписанным директором М. М. Лукиным, отмечалось, что строительство и монтаж основных цехов завода подходит к концу, большинство цехов параллельно со строительством развертывает рабо-ту по выполнению производственной программы, завод начал выпускать продукцию. «Теперь, – говорилось в приказе, – мы должны так организовать работу, чтобы на имеющемся оборудовании давать стране значительно больше продукции, чем мы делали в первые месяцы войны. Для этого нужно обучить мастерству молодых рабочих, увеличить нормы выработки, максимально упростить технологические процессы, улучшить технологическую оснастку, приспосабливая их к массовому выпуску изделий. Требуется пересмотреть конструкцию и применяемые материалы на каждую деталь и узел с целью сокращения или замены дефицитных материалов и упрощения конструкции, уменьшения отделочных и декоративных операций. Все эти мероприятия должны быть подхвачены рационализаторами и изобретателями. Каждый рабочий и ИТР должен стать рационализатором, возбудить свою смекалку, находчивость и изобретательность». Большой размах новаторское движение приобрело после того, как коллектив завода параллельно с производством двигателей М-88Б начал осваивать


новый поршневой авиационный двигатель конструкции А. Швецова – АШ-82ФН мощностью 1850 лошадиных сил, предназначавшийся для истребителей и бомбардировщиков. Этот авиамотор сыграл важную роль в боевых операциях советской авиации на фронтах ВОВ. Так, самолеты Ла-5ФН с двигателем АШ-82ФН достигали скорости 650 километров в час и имели потолок 11000 метров. Они появились в середине 1943 года и стали одними из основных истребителей, применявшихся в ВОВ. Из-за высоких маневренных качеств и надежности эти машины пользовались большой популярностью у советских летчиков. А в конце 1943 года омскими моторами АШ-82ФН стали оснащаться истребители Ла-7. Именно на этом самолете прославленный советский летчик, трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб одержал большую часть своих побед в воздушных схватках с фашистскими стервятниками. АШ-82ФН устанавливался на пикирующий бомбардировщик Ту-2 Главного конструктора А. Н. Туполева и тяжелый бомбардировщик Пе-8 – Главного конструктора Петлякова. Позднее двигатели АШ-82ФН шли на самолеты СУ-2. В послевоенное время они устанавливались на пассажирский са-молет Ил-12. Выпуск этих двигателей продолжался до 1959 года. Но все это было потом. А тогда, зимой 1942 года двигатель АШ-82ФН еще только начинал свой земной путь в небо. Работа над новым двигателем заставила по-новому организовать труд проектировщиков, конструкторов и технологов. Оба конструкторских бюро отдела главного технолога – БПП и БПИ – были объединены в отдел проектирования, который возглавил Артемченко. Коллектив конструкторов и технологов работал по 11 часов в день, а многие и по две смены подряд: первую – выполняя свои непосредственные обязанности, а вторую – на станках, восполняя дефицит квалифицированных рабочих. Технологи ОГТ совместно с работниками СКО провели большую работу по переработке технической документации на мотор АШ-82ФН, предусматривающей упрощенный вариант изготовлени



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: