Зависимость точности оценивания времени от эмоционального содержания стимула.
Положительное эмоциональное содержание | Нейтральное эмоциональное содержание | Отрицательное эмоциональное содержание | ||||
Кол-во | Процент | Кол-во | Процент | Кол-во | Процент | |
Недооценка | ||||||
Переоценка | ||||||
Точное измерение |
Табл.1
Из проведенного частотного анализа видно, что при восприятии длительности эмоционально положительного стимула имеет место тенденция переоценки времени, составляющая более половины всех оценок, а недооценка и точное измерение приблизительно в равных отношениях.
При восприятии длительности эмоционально нейтрального по содержанию интервала наблюдается больший сдвиг в сторону переоценки, а процент точного измерения очень мал.
Длительность эмоционально отрицательного стимула также в большей степени переоценивается, недооценка и точное измерение приблизительно на одном уровне.
Из вышесказанного можно сделать вывод о доминировании длительности предъявляемого стимула в диапазоне длинных интервалов более 1 мин. При этом нейтральное по содержанию переоценивается в большей степени как занятое менее значимой для субъекта деятельностью. Следует отметить совпадение точного измерения длительности предъявления стимулов эмоционально окрашенных, вне зависимости от знака окраски. Эмоционально насыщенные стимулы в большей мере заставляют субъекта концентрировать внимание, что влечет за собой меньшую ошибку оценивания.
Зависимость точности оценивания времени от показателей шкал экстраверсии-интроверсии и нейротизма-стабильности.
Проведенный корреляционный анализ показателей шкал по тесту Айзенка и распределение оценок длительности не позволяет сделать вывод о взаимосвязи точности оценивания с данными типологическими характеристиками.
Экстраверсия- интроверсия | Нейротизм | |
Эмо + | -0,21 | -0,05 |
Нейтрал | -0,16 | -0,05 |
Эмо - | -0,13 | 0,08 |
Табл.2
Коэффициент корреляции не превышает значения -0,21, что говорит об очень слабой связи этих показателей.
По приведенным данным можно сделать вывод лишь о некотором влиянии направленности личности на внешний/внутренний мир на точность оценки эмоционально положительного стимульного материала. Повышение показателей шкалы экстраверсии-интроверсии в сторону внешней направленности может повлечь за собой снижение значения переоценки и увеличения процентных значений недооценки и точного измерения. Однако достаточно малая корреляция не позволяет сделать однозначного вывода о данной зависимости.
Зависимость точности оценивания времени от принадлежности личности определенному типу темперамент.
Эмоционально положительный интервал | ||||||
недооценка | точное | переоценка | ||||
Кол-во | Процент | Кол-во | Процент | Кол-во | Процент | |
Сангвиник | ||||||
Холерик | ||||||
Флегматик | 12,5 | 12,5 | ||||
Меланхолик | 33,3 | 22,2 | 55,5 |
Табл.3
Полученные данные позволяют сделать несколько выводов: 1) в большей степени тенденция к недооценке временного интервала прослеживается у представителей меланхолического и сангвинического темпераментов; 2) точную оценку времени практически одинаково демонстрируют все четыре типа, хотя и на довольно низком уровне, почти не переходящим планку в 20% (исключения составляют флегматики с наиболее низким показателем); 3) тенденция к переоценке наблюдается у всех типов темперамента, но наиболее характерна она для флегматиков.
Эмоционально нейтральный интервал | ||||||
недооценка | точное | переоценка | ||||
Кол-во | Процент | Кол-во | Процент | Кол-во | Процент | |
Сангвиник | 5,5 | 5,5 | ||||
Холерик | ||||||
Флегматик | 12,5 | 87,5 | ||||
Меланхолик |
Табл.4
В оценивании эмоционально нейтрального интервала заметны значительные расхождения с предыдущими показаниями (табл.3). Сангвиники занимают самую низкую позицию по данным недооценки, высшую же позицию представляют холерики: почти треть из них склонна к недооценке нейтрального стимула. Заметно снизилась точность оценки нейтрального стимула по сравнению с позитивным: лишь менее 10% испытуемых дали верный ответ. По показаниям переоценки на первом месте оказались сангвиники.
Эмоционально отрицательный интервал | ||||||
недооценка | точное | переоценка | ||||
Кол-во | Процент | Кол-во | Процент | Кол-во | Процент | |
Сангвиник | ||||||
Холерик | ||||||
Флегматик | ||||||
Меланхолик |
Табл.5
Показания по третьему видеоряду также не сходятся с двумя предыдущими. Флегматики занимают лидирующую позицию как по показателям недооценки, так и по точному измерению. Переоценивают же временной интервал меланхолики. У холериков также высокий уровень безошибочной оценки, а сангвиники в данном испытании занимают среднее положение по всем показателям.
Таким образом, видно отсутствие какой-либо ярко выраженной тенденции определенного типа темперамента к определенному искажению или отсутствию оного в восприятии времени. В большей степени искажение восприятия зависит от содержания временного интервала, а не от типологических особенностей личности. Хотя достаточно достоверно прослеживается общая тенденция к переоценке, на которую указывали данные в табл.1. Не следует забывать, что разное количество представителей каждого из четырех классических типов темперамента не позволяют обобщить эти данные на генеральную совокупность. Исследование проводилось на выборочной совокупности, представленной 52 студентами 1 года обучения по специальности «психология» в возрасте 18-19 лет, и полученные данные можно рассматривать только на этой выборке. Проведение более масштабных исследований с привлечением других категорий граждан позволит подтвердить или опровергнуть полученные результаты и выявить статистическую значимость/незначимость влияния эмоционального содержания деятельности и темпераментальных особенностей личности на точность оценки длительности временных интервалов.
Выводы по главе 2
Полученные после проведения исследования данные позволяют сделать несколько общих выводов:
1) Имеет место общая тенденция к переоценке длительности предъявляемого стимула вне зависимости от эмоционального содержания. Точная оценка интервала наблюдается у меньшего числа испытуемых и носит характер случайных и исключительных данных.
2) Сами по себе шкалы экстраверсии-интроверсии и нейротизма, оцениваемые при помощи теста Айзенка, не связаны с оценкой восприятия временных интервалов и не оказывают на нее никакого искажающего влияния (равно как и корректирующего).
3) Не выявлена строгая зависимость ошибки в оценке длительности предъявляемого материала и принадлежности испытуемого к определенному типу темперамента, хотя можно проследить некоторые особенности типов в зависимости от эмоциональной окрашенности стимула.
Библиография
1. Block R.A. Models of psychological time. In R.A. Block (ed.), Cognitive models of psychological time. - NJ: Lawrence Erlbaum, 1990.
2. Frankenhauser M. Estimation of time. - Stockholm: Almqvist&Wiksell, 1959.
3. Ornstein R.E. On the experience of time. - Baltimore, MD: Penguin Books, 1969.
4. Steinberg A. Changes in time perception induced by an anesthetic drug. – British Journal of Psychology, 1955, 46.
5. Бергсон А. Длительность и одновременность. – СПб.:
6. Большой психологический словарь /Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 84 с.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер, 1999. – 297 с.
8. Вайнштейн Л.А. Психология восприятия. - Мн.: Тесей, 2007.- 224 с.
9. Гельмгольц Г. Восприятие звука. – СПб.:, 1975.
10. Гиппократ. Сочинения. – М.: Медгиз., 1944.
11. Джемс, У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 367 с.
12. Дубровина И.В. Психология. – М.:»Академия», 1999.
13. Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Восприятие движения и времени. – СПб.:, 1969.
14. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М.: МГУ, 1930.
15. Лурия А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. – М.: АПН РСФСР, 1968.
16. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. -320 с.
17. Моисеева, Н.И. Время в нас и время вне нас / Н.И. Моисеева. - Л.: Лениздат, 1991. -156 с.
18. Мюнстерберг Г. Общая и прикладная психология. – М.:, 1996.
19. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. - М.: Л., 1951. – Т.4.
20. Петровский, А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.
21. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – М.: ЧеРо, 1999.- 610 с.
22. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
23. С.А. Рубинштейн. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005.
24. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. – М.: Госполитиздат, 1957.
25. Цуканов Б.И. Время в психике человека. - Одесса.: Астро Принт, 2000. - 218 с.
26. Цуканов, Б.И. Анализ ошибки восприятия длительности / Б.И. Цуканов // Вопросы психологии. - https://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853149.htm.
27. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2003.- 928 с.
28. Элькин Д.Г. Восприятие времени. - М.: АПН РСФСР, 1962. – 312 с.
29. Энциклопедия. Общая и социальная психология. – М.: «Издательство ПРИОР», 2002. – 64 с.
Приложение
Таблица данных, полученных после проведения исследования:
№ | Эмо + | нейтрал | Эмо - | Экстраверсия- интроверсия | Нейротизм | Тип темперамента |
меланхолик | ||||||
меланхолик | ||||||
меланхолик | ||||||
4,5 | 4,5 | холерик | ||||
холерик | ||||||
холерик | ||||||
холерик | ||||||
холерик | ||||||
холерик | ||||||
холерик | ||||||
холерик | ||||||
холерик | ||||||
холерик | ||||||
холерик | ||||||
6,5 | холерик | |||||
холерик | ||||||
холерик | ||||||
холерик | ||||||
холерик | ||||||
холерик | ||||||
флегматик | ||||||
флегматик | ||||||
флегматик | ||||||
флегматик | ||||||
11,5 | 14,5 | флегматик | ||||
флегматик | ||||||
флегматик | ||||||
сангвиник | ||||||
сангвиник | ||||||
сангвиник | ||||||
флегматик | ||||||
Сангвиник | ||||||
7,5 | сангвиник | |||||
5,5 | сангвиник | |||||
сангвиник | ||||||
сангвиник | ||||||
6,5 | сангвиник | |||||
12,5 | сангвиник | |||||
сангвиник | ||||||
сангвиник | ||||||
сангвиник | ||||||
сангвиник | ||||||
сангвиник | ||||||
сангвиник | ||||||
сангвиник | ||||||
сангвиник | ||||||
20,5 | 15,5 | меланхолик | ||||
меланхолик | ||||||
меланхолик | ||||||
меланхолик | ||||||
меланхолик | ||||||
меланхолик |