Возможные сюжеты проведения праздника




С.И.Гин

И.Е.Прокопенко

«Первые дни в школе»

Пособие для учителей первых классов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый день

Классный час "Здравствуй, школа!".

Второй день

1-й урок. Знакомство детей с учителем и между собой.

2-й урок. Формы устного ответа.

3-й урок. Умение выражать свои эмоции.

Третий день

1-й урок. Парная форма работы.

2-й урок. Школьные правила вежливости.

3-й урок. Экскурсия по школе.

Четвертый день

1-й урок. Обратная связь на уроке.

2-й урок. Противоречие "люблю —не люблю".

3-й урок. Умение выражать свои мысли.

Пятый день

1-й урок. Выходы из спорных ситуаций. 2-й урок. Понятие содержательной оценки.

Школьные принадлежности. 3-й урок. Праздник "Посвящение в ученики".

Первый день

КЛАССНЫЙ ЧАС "ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА!"

После торжественной линейки учитель вместе с детьми и родителя­ми идет в класс, где проводится классный час "Здравствуй, школа!".

Рекомендуется в структуру классного часа включить следующие мо­менты:

— Поздравление с началом обучения.

(Могут принимать участие родители, старшеклассники, заранее под­готовленные первоклассники.)

— Беседа об отношении детей к школе.

(Зачем вы пошли в школу? Чему вы хотите научиться? Что вы уже умеете делать? и т. д.)

— Анкетирование детей.

(На первой странице тетради напишите буквы и цифры, какие знаете; нарисуйте что-нибудь и подпишите свой рисунок и др.)

— Ознакомление с целями и содержанием первой учебной недели.

Литературный материал и тексты песен для проведения классного часа вы можете найти в приложении.

ВТОРОЙ ДЕНЬ

УРОК1

ТЕМА. Знакомство детей с учителем и между собой. ЦЕЛИ: —познакомить детей с учителем и между собой;

— ввести правило "Хочешь говорить — подними руку";

— учить детей задавать вопросы по теме "Знакомство";

— развивать речь, внимание, наблюдательность.

ХОД УРОКА

Дети до урока рассаживаются кто с кем хочет. Рекомендуется, чтобы в первую школьную неделю дети сидели друг с другом по свое­му желанию, даже возможно, чтобы каждый день дети пересаживались на другие места (при этом учитель учитывает медицинские показа­ния, например, зрение). После окончания вводного курса учитель с учетом особенностей детей рассаживает их и составляет схему по садки.

1. (2 мин) Вступительное слово учителя.

— Поздравляю вас с началом школьной жизни! В эту первую школь­ную неделю мы не будем учиться писать, читать или считать. Вначале нам нужно познакомиться друг с другом, узнать и научиться выполнять школьные правила, т. е. мы будем учиться быть учениками. Желаю вам всем успехов! Начинаем наш первый урок...

2. (5 мин) Знакомство с учителем.

Правило "Хочешь говорить—подними руку".

— Вы знаете, что меня зовут Ирина Евгеньевна. Но вы не можете сказать, что я люблю, чем увлекаюсь, какая у меня семья, где я живу, как я провела лето, есть ли у меня домашнее животное, какие фильмы и певцы мне нравятся. Все это вы можете узнать, задавая мне вопросы. Спрашивайте, что вас интересует, я буду отвечать.

Обычно ситуация разворачивается так: вначале несколько оди­ночных ("пробных") вопросов, на которые учитель отвечает. А по­том дети начинают задавать вопросы все одновременно, не слушая и перебивая друг друга. В этом месте учитель прекращает диалог:

— Стоп! Когда все говорят одновременно, получается шум, вы не слышите друг друга, перебиваете, и мне трудно понять, что вы говорите. Чтобы такого не было, в школе есть правило: "Хочешь говорить — подними руку" (учитель демонстрирует жест).

— А теперь будем задавать вопросы, как положено ученикам. Итак, что вы еще хотите спросить у меня?

— Вы обо мне уже много узнали, а теперь вы познакомитесь между собой.

3. (12 мин) Игра "Давайте познакомимся".

Знакомство детей проходит в виде игры: учитель называет опор­ное слово (например: "Имя", "Семья", "Лето" и др.), а дети должны задавать вопросы своим соседям по парте на эту тему.

В конце игры учитель дает время для "свободного" обмена вопро­сами: "О чем еще вы бы хотели узнать друг у друга?"

Чтобы ученики смогли познакомиться не только с соседями по парте, но и с другими детьми, учитель проводит игру "Пересадки": по сигналу учителя дети пересаживаются на другие места, и проис­ходит аналогичное знакомство с новым соседом. Игра проводится 4 — 5 раз, после чего все возвращаются на свои первоначальные места.

— Я уверена, что вы смогли познакомиться друг с другом.

4. (7 мин.) Чтение рассказа.

— Сейчас мы знакомились. Мы задавали различные вопросы, чтобы лучше узнать друг друга. А теперь послушайте рассказ про мальчика Дениску, который почему-то не любил знакомиться...

Учитель читает рассказ В. Драгунского "Ничего изменить нельзя" (в сокращении):

Я давно уже заметил, что взрослые люди задают маленьким очень глупые вопросы. Они как будто сговорились. Получается так, словно они все выучили одинаковые вопросы и задают их всем ребятам под­ряд. Я так к этому делу привык, что наперед знаю, как все произойдет, если я познакомлюсь с каким-нибудь взрослым.

Это будет так:

"Ну, Денис, как тебя зовут?"

Конечно, если бы я был невежливый человек, я бы ему сказал: "Сами знаете! Ведь вы только сейчас назвали меня по имени, зачем же вы несете несуразицу?" Но я вежливый. Поэтому я притворюсь, что не рас­слышал ничего такого, я просто криво улыбнусь и, отведя в сторону глаза, отвечу:

"Денисом". Он с ходу спросит дальше:

"А сколько тебе лет?"

Как будто не видит, что мне не тридцать и даже не сорок! Ведь видит же, какого я роста, и, значит, должен понять, что мне самое большое семь, ну, восемь от силы, —зачем же тогда спрашивать? Но у него свои, взрослые взгляды и привычки, и он продолжает приставать:

"А? Сколько же тебе лет? А?"

Я ему скажу:

"Семь с половиной".

Тут он расширит глаза и схватится за голову, как будто я сообщил, что мне вчера стукнуло сто шестьдесят один. Он прямо застонет, словно у него три зуба болят:

"Ой-ой-ой! Семь с половиной! Ой-ой-ой!... Что делается, что делает­ся! Семь с половиной! Уже! —И добавит: —А я тебя вот такусеньким знал!"

И он отмерит в воздухе сантиметров двадцать. В то время когда я точно знаю, что во мне был пятьдесят один сантиметр в длину. У мамы даже такой документ есть. Официальный. Ну, на этого взрослого я не обижаюсь. Все они такие...

Вот и сейчас я твердо знаю, что ему положено задуматься. И он заду­мается. Железно. Он повесит голову на грудь, словно заснул. А тут я начну потихоньку вырываться из его рук. Но не тут-то было. Просто взрослый вспомнит, какие там у него еще вопросы завалялись в карма­не, он их вспомнит и наконец, радостно улыбаясь, спросит:

"Ах да! А кем ты будешь? А? Кем ты хочешь быть?"

Я-то, честно говоря, хочу заняться спелеологией, но я понимаю, что новому взрослому это будет скучно, это ему будет непривычно, и, чтобы не сбивать его с толку, я ему отвечу:

"Я хочу быть мороженщиком... У него всегда мороженого сколько хочешь".

Лицо нового взрослого сразу посветлеет. Все в порядке, все идет так, как ему хотелось, без отклонений от нормы. Поэтому он хлопнет меня по спине (довольно-таки больно) и снисходительно скажет:

"Правильно! Так держать! Молодец!.."

И сейчас он мне задаст еще один вопросик. Но по его тону я догады­ваюсь, что дело идет к концу. Это будет такой самый смешной вопрос, вроде бы на сладкое. Сейчас его лицо изобразит сверхъестественный испуг.

"А ты сегодня почему не мылся?"

Я мылся, конечно, но я прекрасно пойму, куда он клонит. И как им не надоест эта старая, заезженная игра? Чтобы не тянуть волынку, я схва­чусь за лицо:

"Где?! —вскрикну я.— Что?! Где?!"

Точно! Прямое попадание! Взрослый мгновенно произносит:

"А глазки? —скажет он лукаво. — Почему такие черные глазки? Их надо отмыть! Иди сейчас же в ванную!"

И он наконец-то отпустит меня! Я свободен и могу приниматься за дела.

Ох, и трудненько достаются мне эти новые знакомства! Но что по­делать? Все дети проходят через это! Не я первый, не я последний... Тут ничего изменить нельзя.

После чтения — краткое обсуждение: почему Дениске не нрави­лось знакомиться?

5. (7 мин) Игра "Будь внимательным".

— При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза и положите голову на парту.

— У кого сосед по парте со светлыми волосами? Поднимите руку (с закрытыми глазами).

— Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку.

— Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед,,.

Далее учитель задает аналогичные вопросы относительно внешне­го вида учеников своего класса.

6. (2 мин) Подведение итогов.

Проводится в виде обсуждения: что сегодня было на уроке? В конце урока учитель благодарит всех детей за работу и выражает уверенность в том, что сегодняшнее знакомство с учителем и одно­классниками всем понравилось; желает, чтобы в будущем у детей были только приятные знакомства.

УРОК 2

ТЕМА. Формы устного ответа.

ЦЕЛИ: ввести правила "Готов к уроку", "Урок окончен";

—учить хоровому ответу и ответу цепочкой;

— развивать внимание и согласованность действий учащихся, ОБОРУДОВАНИЕ:

учитель: колокольчик.

ХОД УРОКА

По звонку дети садятся на свои места, учитель не заостряет вни­мание на том, что нужно встать возле парты,

1. (5 мин) Беседа: "Начало урока". Правило "Готов к уроку".

— Для чего звенит звонок?

Как можно показать, что ты готов к уроку?

— В школе есть правило "Готов к уроку". По звонку ученик стано­вится возле своей парты и ждет команды учителя. Давайте потрениру­емся выполнять это правило.

Тренинг правила "Готов к уроку»:

Учитель говорит: "Перемена" —дети свободны, а потом звенит колокольчиком - "Звонок?" дети должны встать у своих парт. своих парт. Игра проводится 2—3 раза.

2.(5 мин) Обучение хоровому ответу.

— На первом уроке мы с вами договорились, что при желании отве­тить нужно поднимать руку. Но это делается не всегда. Бывают такие вопросы, на которые ученики отвечают все вместе, хором, не поднимая руки. Давайте потренируемся отвечать хором. (Учитель может ввести определенный жест, обозначающий хоровой ответ: взмах рукой, жест дири­жера)

Учитель читает стихотворение Ю. Тувима "Про пана Трулялянского" (в сокращении). Подчеркнутые слова учитель не читает, их дети произносят хором:

Кто не слышал об артисте

Тралиславе Трулялинском?

А живет он в Припевайске,

в переулке Веселинском!

С ним и тетка—Трулялетка,

и дочурка —Трулялюрка,

и сынишка — Трулялишка.

и собачка — Трулядячка.

Есть у них еще котенок

по прозванью Труляленок,

и вдобавок попугай —

развеселый Тру ля ля й!

Все шоферы — Трулялеры.

почтальоны — Труляльоны.

футболисты — Трулялисты.

продавщицы — Трулялипы.

музыканты — Трулялянты.

и студенты — Труляленты.

Сам учитель— Трулялитель,

а ребята — Трулялята!

3. (10 мин) Различение хорового и индивидуального ответов.

— Молодцы! А теперь задание посложнее: на одни вопросы нужно будет отвечать хором, на другие —нет. Будьте внимательны:

— Скажите хором: сколько будет один плюс один?

— Скажите все вместе: у какого животного длинный хобот?

— Кто из вас знает, какие ягоды растут в лесу?

— Листья опадают, когда это бывает?

— Какие марки легковых автомобилей вы знаете?

— Как зовут сказочного героя с длинным носом, скажите дружно?

— Ваша любимая игрушка?

— Хором: какой день недели будет после понедельника?

— Какие имена мальчиков вы знаете?

— Какие имена девочек вы знаете?

— Закончите предложение: птицы умеют плавать, а рыбы —...

— Дружно: как меня зовут?

— Все вместе: кем вы хотите стать?

Последний вопрос— "ловушку?'; на него нельзя ответить хором. Дети должны это заметить, иучительисправляет вопрос:

— Кем вы хотите стать?

4. (5 мин) Игра "Хлопки".

Правила игры:

Учащиеся передают хлопки друг другу: хлопнул один, тут же хло­пает следующий.

Учитель должен объяснить до игры, в каком порядке будут пере­даваться хлопки (т.е. кто за кем).

Рекомендуется следующий порядок: начинаем с первого ряда пер­вой парты: вначале хлопает ученик, сидящий на первом варианте, за­тем хлопает ученик второго варианта; потом вторая парта — снова первый вариант, потом второй и т. д. Когда хлопнет ученик с послед­ней парты первого ряда, наступает очередь первой парты второго ряда и т. д.

Желательно вначале провести игру с каждым рядом в отдельно­сти, а потом со всем классом вместе.

5. (7 мин) Обучение ответу по цепочке.

— В школе, кроме ответов по одному и хорового ответа, есть ответ

по цепочке. В игре вы сейчас передавали друг другу хлопки, а при ответе по цепочке нужно "передавать" слова. Попробуем рассказать по цепочке стихотворение так, чтобы получилось дружно, без запинки, что­бы со стороны могло показаться, что говорит один человек.

Рекомендуется для этого упражнения использовать хорошо из­вестные всем детям стихи, например А. Барто "Игрушки". Жела­тельно, чтобы каждый ряд получил свое стихотворение для рассказа

по цепочке.

6. (3 мин) Подведение итогов.

Введение правила "Урок окончен".

— Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали на уроке?

— В начале урока мы научились выполнять правило "Готов к уроку". То же самое нужно делать, когда урок закончен. Учитель по звонку говорит: "Урок закончен", и все ученики должны встать возле своих парт.

Тренинг правила "Урок закончен" (с колокольчиком):

— Прозвенит сейчас звонок — наш закончился... (хором!) Дети произносят: "Урок!"

Урок закончен!

УРОКЗ

ТЕМА. Умение выражать свои эмоции. ЦЕЛИ: —подвести итоги первого учебного дня;

— ввести правила "Писать закончил", "Работа выполнена";

— учить выражать настроение через цвет;

— развивать речь, внимание, память, воображение, сенсорное восприятие;

— развивать мелкие движения руки. ОБОРУДОВАНИЕ:

учитель: 5-7 кружков разного цвета (красный, желтый, синий,

белый, зеленый, коричневый, черный);

ученики: тетрадь, ручка, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

1. (5 мин) Игра "Какого цвета?".

-Давайте поиграем. Я буду показывать кружки разного цвета, а вы хором называете их цвет.

— А теперь будьте внимательны. Я буду вас запутывать, а вы не ошибайтесь: называйте правильно цвет кружка. (Учитель показывает красный, говорит: "Желтый"; иногда называет цвет правильно.)

2. (7 мин) Упражнение на развитие воображения.

— Молодцы, вы были внимательны. А сейчас посмотрим, как вы уме­ете фантазировать. Вот желтый кружок. Это может быть солнышко или цыпленок. А что или кто это может быть еще?

Аналогично обыгрываются остальные цвета.

-А сейчас представьте себя художником. Если бы у вас были только две краски — желтая и зеленая, вы могли бы нарисовать карти­ну "Одуванчики в траве". А какие еще картины можно было бы нари­совать этими красками?

Таким же образом обыгрываются два кружка другого цвета, по­том три (четыре) кружка.

3. (20 мин) Выражение настроения через цвет. Введение пра­вил "Писать закончил", "Работа выполнена".

— За цветом можно увидеть различные предметы, живые существа... При помощи цвета человек даже может выразить свое настроение. Когда человеку радостно, у него все получается, он всем доволен, гово­рят, что он видит все вокруг в розовом цвете. А когда у человека неприятности, какого цвета его настроение?

— Итак, если настроение хорошее, то его обычно "рисуют" яркими, светлыми цветами: желтым, оранжевым, красным, светло-зеленым, го­лубым... Плохое настроение — темные цвета: черный, коричневый. Если трудно определить настроение, показать его можно при помощи синего, зеленого, серого цветов. В конце нашего первого учебного дня расцветут цветы. Они будут такими, какое у вас сейчас настроение, чувства, мысли...

— Нарисуйте в тетрадях цветок, такой, как у меня на доске:

— Одни из вас справились с работой быстрее, дру­гие—медленнее. Учителю на уроке нужно знать, кто уже закончил писать, а кто — нет. Для этого есть правило: закончив писать, ученик поднимает руку с ручкой'.'' (Учитель демонстрирует жест.)

— Дорисуйте листочки к цветку и покажите жест "Писать закончил".

Учитель дорисовывает цветок на доске и показы­вает: "Писать закончил".

— В цветке пять лепестков. У нас сегодня на уроках было пять основных дел. Вам нужно будет выразить свое отношение к каждому из них, т. е. раскрасить лепестки в цвета вашего настроения. ь,

Первый лепесток у нас будет "Знакомство". Вспомни­те, вначале вы задавали вопросы мне, потом друг другу,

затем послушали рассказ про Дениску, а в конце была игра "Будь внимательным"... Вы должны раскрасить один лепесток в тот цвет, который выражает ваше отношение и ваши чувства во время знакомства.

Аналогично учитель вспоминает другие фрагменты уроков, и дети раскрашивают соответствующие лепестки: Второй лепесток—тема "Хоровой ответ".

Третий — тема "Ответ по цепочке".

Четвертый —тема "Игры с цветными кружками".

Пятый лепесток —тема "Школьные правила: "Хочешь говорить— подними руку", "Готов к уроку", "Урок закончен", "Писать закон­чил".

Молодцы! Положите на место карандаши, а тетради оставьте рас­крытыми перед собой.

— Когда ученики заканчивают выполнение какого-либо задания, они показывают это жестом "Работа выполнена".

Учитель показывает жест "сложить руки перед собой на парте".

А. (3 мин) Подведение итогов дня.

— Посмотрите на цветы в своих тетрадях и по цепочке скажите, какое у вас сегодня настроение: хорошее, плохое или непонятное?

— Спасибо всем за работу. Закройте тетради и уберите их на край парты. Покажите, что вы работу выполнили.

-Желаю хорошее настроение первого учебного дня сохранить надолго.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ

УРОК1

ТЕМА. Парная форма работы.

ЦЕЛИ: —ввести правило "Мы готовы";

— обучать работе в паре;

—развивать речь, внимание, память, наблюдательность, согласованность действий;

— расширять кругозор;

— развивать мелкие движения руки. ОБОРУДОВАНИЕ:

учитель: мяч;

ученики: тетрадь, ручка, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

1. (3 мин) Беседа о работе в парах.

— Есть такая пословица: "Одна голова хорошо, а две лучше". Как вы ее понимаете?

— На этом уроке все задания вы будете выполнять в парах. Пара — это два человека, сидящие за одной партой. (Если у кого-то пары нет, он становится третьим в какой-нибудь паре. Желательно эту ситуацию пре­дусмотреть до урока.)

2. (5 мин) Рисование мячиков. Введение знака "Мы готовы".

Учитель предварительно к уроку должен в каждой тетради нарисовать круг диаметром 10— 12 см — Откройте свои тетради на странице, где нарисован круг.

На доске заранее нарисован мяч:

Учитель открывает доску и предлагает детям превратить круг в мяч, т.е. дорисовать необходи­мые линии.

Правильность выполнения задания может проверить не только учи­тель, но и вы сами, работая в паре. Обменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте, получился ли мячик в тетради такой же, как на доске.

— Когда пара закончила работу, она показыва­ет жест "Мы готовы". — Учитель на какой-ни­будь паре демонстрирует жест:

— Снова поменяйтесь тетрадями и покажите жест "Мы готовы".

3.(3 мин) Игра «Зеркало»

Правила игры:

Каждая пара сидя поворачивается лицом друг к другу. Один из карыпоказывает любое движение, а другой является "зеркалом", должен точно повторить это движение. Затем ученики меняются ролями. Игра проигрывается несколько раз.

4. (5 мин) Раскрашивание мячиков.

Учитель дает задание каждой паре раскрасить мячики так, что­бы они стали совершенно одинаковыми:

— Чтобы пара хорошо справилась с заданием, нужно вначале его обсудить, договориться, как сделать, чтобы мячики получились одинако­выми. При этом постарайтесь разговаривать так, чтобы не мешать дру­гим парам. После того как мячики будут полностью раскрашены, пара показывает жест "Мы готовы".

5. (3 мин) Беседа "Игры с мячом".

— Какие игры с мячом вы знаете? —

Беседу можно провести в виде игрыс мячом: учительзадает вопрос и бросает мяч. Ученик отвечает и возвращает мячучителю.

6. (7 мин) Игра "Я знаю пять названий..."

Учитель вместе с одним из учеников показываетигру: игрокидолж­ныбросать друг другу мяч, ударяя о пол, ипроизносить поочереднослова на каждый удар мяча. Например:

- Я!

— Знаю!

Пять!

— Имен!

— Девочек!

— Катя!

-Раз!

-Оля!

-Два!

Затем игра повторяется, но называются имена мальчиков, назва­ния городов, цветов, птиц, растений и т. п. Предлагается парам, сидя за партами, поиграть в упрощенный вариант игры: вместо бросания мяча друг другу нужно просто закрывать ладонью рисунок мяча в тетради. Игра прекращается по команде учителя.

7. (7 мин) Инсценирование стихотворения.

-7Чтобы в паре все получалось, нужно работать дружно, сообща. Все разногласия надо решать мирно, не ссориться. Послушайте стихотво­рение Владимира Орлова "Кто кого?":

— Кто кого обидел первый? -Он меня!

— Нет, он меня!

— Кто кого ударил первый?

— Он меня!

— Нет, он меня!

-Вы же раньше так дружили!

—Я дружил!

— И я дружил!

— Что же вы не поделили?

— Я забыл!

— И я забыл!

— Видите, как иногда бывает: пока ссорились, забыли, из-за чего все началось. Давайте это стихотворение расскажем в парах.

Учитель читает слова взрослого, а дети в парах друг другу отве­чают. Учитель подсказывает, что для выразительности можно ис­пользовать жесты, мимику, различные интонации.

— А что нужно все-таки делать, если поссорился? Нужно быстро помириться! Возьмитесь мизинцами и скажите друг другу: "Мирись,

мирись, больше не дерись!"

*•*

8. (2 мин) Подведение итогов.

Подведение итогов проводится в виде обсуждения: "Что сегодня было на уроке?", "Что понравилось больше всего?"

 

урок2

ТЕМА. Школьные правила вежливости:

ЦЕЛИ: —познакомить со школьными правилами вежливости;

— развивать речь, внимание, память, координацию движений;

— расширять кругозор;

— развивать мелкие движения руки. ОБОРУДОВАНИЕ:

учитель: мяч; ученики: ' тетрадь, ручка.

ХОД УРОКА

1. (3 мин) Беседа о слове "Здравствуйте".

Чтение стихотворения А. Кондратьева "Здравствуйте":

— Здравствуйте! -ты скажешь человеку.

— Здравствуй! — улыбнется он в ответ. И, наверно,

не пойдет в аптеку

и здоровым будет много лет.

— Когда люди говорят "Здравствуйте", они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с привет­ствия. Какие слова приветствия вы знаете?

Учитель обращает внимание детей на ситуации, в которых ис­пользуются данные слова: "Привет!"говорим другу или знакомо­му, "Здравствуйте!" — это официальное приветствие и т. д.

2. (4 мин) Какие бывают приветствия.

Учитель рассказывает о различных способах приветствия: рас­кланиваться, снимать шляпу, обмениваться рукопожатием; дает крат­кую историческую справку о возникновении данных форм при­ветствия. Учитель предлагает детям обменяться "рукопожатием" в парах: в тетради обвести контур правой руки соседа.

3. (10 мин) Школьные правила приветствия.

Этот фрагмент урока проходит в виде обсуждения и инсцениро­вания отдельных ситуаций, возникающих в школьной жизни.

1. Д о уроков:

При входе в класс нужно поздороваться сразу со всеми присутству­ющими, а потом можно еще раз отдельно с друзьями и учителем.

2. Начало урока:

Учитель здоровается с классом, дети "Здравствуйте" хором не про­износят. Выполнение правила "Готов к уроку", когда дети стоят у своих парт, обозначает приветствие.

3. Во время урока:

Если во время урока в класс кто-то заходит и здоровается с детьми, они должны молча встать у своих парт. В других случаях дети продол­жают работать. (Желательно эту ситуацию несколько раз проиграть.)

4. В неурочное время:

При встрече со знакомым учителем на перемене или на улице уче­ник должен поздороваться первым.

5. При входе в служебное помещение (медпункт, библиотеку и др.) ученик должен здороваться.

4. (4 мин) Игра с мячом "Вежливые слова".

— Слова приветствия относятся к вежливым словам. Чтобы узнать, какие еще вежливые слова вы знаете, мы поиграем в игру. Я бросаю мячик, а вы, поймав, должны назвать вежливое слово и вернуть мяч. Не забывайте, что вежливые слова произносятся доброжелательно, глядя прямо в глаза....

Итогигры - чтение стихотворения В. Кудлачева " Важныеслова":

Слова "До свиданья!", "Спасибо!",

"Простите!", "Пожалуйста!",

"Здравствуйте!" щедро дарите.

Дарите прохожим, друзьям и знакомым,

в троллейбусе, в парке,

и в школе, и дома.

 

Слова эти очень

и очень важны,

они человеку

как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить. Слова эти нужно с улыбкой дарить.

5. (3 мин) Индивидуальные правила учителя.

На данном этапе урока учитель знакомит детей со своими требо­ваниями к поведению учащихся. Желательно рассмотреть действия учащихся в ситуациях: опоздание, "Разрешите обратиться" (когда учитель с кем-то разговаривает), "Можно выйти?" и др.

6. (3 мин) Игра на внимание "Пожалуйста".

Учитель показывает различные движения. Ученики повторяюттолько те, которые сопровождаются словом "Пожалуйста".

7. (5 мин) Разучивание правил.

Вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит в класс.

Парта—это не кровать, и на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.

На уроках не болтай, как говорящий попугай.

Ответить хочешь—не шуми, а только руку подними.

8. (3 мин) Подведениеитогов.

Подведение итогов проводится в форме игры "Договаривание фраз". Например, учитель говорит: "Когда вы утром входите в класс..." или "Если вы опоздали...", а ученики должны закончить это предложение. В конце урока учитель выражает уверенность в том, что все дети постараются быть вежливыми и воспитанными школьниками

УРОК З

ТЕМА. Экскурсия по школе. ЦЕЛИ: —познакомить со школой;

. — использовать на практике правила вежливости;

— развивать мелкие движения руки. ОБОРУДОВАНИЕ:

ученикн; тетрадь, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

1. (3 мин) Беседа о школе.

Учитель рассказывает о школе, ее истории и традициях.

2. (20 мин) Экскурсия по школе.

Во время экскурсии ученики могут посетить:

— школьный музей;

— библиотеку;

— медпункт;

-столовую;вахту;

— кабинет директора; — кабинет завуча начальных классов;

—кабинеты музыки, иностранного языка, рисования (если в 1-м классе

у детей будут уроки в этих кабинетах); —спортивный зал;

кабинеты, где занимаются учащиеся старших классов.

Учитель показывает, где находятся раздевалка, туалет, помещение группы продленного дня. Необходимо напомнить детям о соблюдении тишины и правил вежливости.

Учитель должен заранее договориться о предстоящей экскурсии с соответствующими работниками школы.

3. (7 мин) Рисование "Моя школа".

После экскурсии учитель предлагает детям нарисовать, что было наиболее интересным и запоминающимся из увиденного.

4. (5 мин) Подведение итогов.

Дети по цепочке рассказывают, что они нарисовали. Учитель обоб­щает ответы детей и выражает уверенность, что школа станет для ребят "вторым домом".

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ

УРОК!

ТЕМА. Обратная связь на уроке.

ЦЕЛИ: —повторить правила дорожного движения;

—научить пользоваться "светофором" для выражения своего согла­сия или несогласия;

— развивать речь, внимание;

— развивать мелкие движения руки, координацию движений. ОБОРУДОВАНИЕ:

учитель: карточка "светофор"

ученики: тетрадь, ручка, карточка "светофор".

Родители к уроку должны изготовить сигнальную карточку-"светофор" по образцу учителя (с одной стороны — красная, с другой — зеленая).

ХОД УРОКА

1. (5 мин) Беседа о правилах дорожного движения.

— Кто не знает до сих пор, что такое светофор? Что его предназначенье — регулировать движенье? Знать его обязан каждый. Он простой, но очень важный. Днем и ночью круглый год у него полно забот: днем и ночью круглый год он сигналы подает.

— А если все светофоры вдруг исчезнут, что тогда?

В конце обсуждения учитель обобщает высказывания детей:

-Значит, светофор нужендлярегулированиядвижения.

Проверим, как вы знаете, что обозначают сигналы светофора. От­вет—хором:

— Стой! —если на светофоре

— Приготовиться! — значит, на светофоре

— Можно идти! —если горит

— Вот вы и ошиблись. Я сама видела, как переходят дорогу на крас­ный свет. Значит, "идите" — это тоже красный свет...

—Я рада, что вы это понимаете. Лучше подождать лишнюю минуту у светофора, чем глупо рисковать своим здоровьем. Желаю вам всем быть внимательными и умными пешеходами!

2. (3 мин) Игра "Пешеходы".

Правила игры:

Когда учитель говорит "Красный свет!" — дети садятся за парту. Когда "Желтый!" — встают возле парт. На "Зеленый!" — ходьба на месте.

Учитель называет цвета светофора не по порядку, один и тот же цвет может называться два раза подряд. Дети должны быть внима­тельными.

3. (18 мин) Введение карточек-"светофоров".

— А если и нам с помощью сигналов светофора регулировать движе­ние нашего урока? Но для этого нужен специальный, школьный свето­фор (учитель показывает карточку-"светофор", и дети тоже должны при­готовить свои "светофоры").

***

— Когда на уроке вы со всем согласны, не имеете никаких возраже­ний и замечаний, то есть говорите "Да", —на ваших карточках-"свето­форах" горит зеленый свет. Договорились? Да? Ответьте мне "свето­фором".

— Если вы не согласны, имеете возражения и замечания; считаете, что нужно остановиться, разобраться, то есть говорите "Нет" или "Стоп", — это красный цвет на ваших карточках. А можно ли двигаться на красный свет? Ответ "светофором".

— Сейчас я буду предлагать вам различные высказывания. Если вы согласны с ними — показываете зеленый цвет "светофора". Если не согласны, имеете возражения - красный цвет. (Все "неправильные" высказывания должны по ходу исправляться.)

— Днем светло.

— В небе летают грузовики.

— Снег зеленый.

— Моя мама старше меня.

— Мамонта можно увидеть в зоопарке.

— Два плюс три равно пять.

— Когда снег растает, получится лед.

— Ученики нашего класса были на Луне.

— По утрам полезно делать exercises.

Возникает проблемная ситуация: так как смысл последнего вы­сказывания непонятен, его невозможно оценить "светофором". Дети вынуждены спросить, что значит незнакомое слово. После объяснения учителя показывается соответствующий цвет "светофора".

Учитель может предложить в ситуациях непонимания поднимать равномерно две руки: жест "Хочу говорить" и красный цвет све­тофора. Учитель призывает детей быть внимательными и, наряду с правильными и ошибочными, включает в дальнейшую игру и те высказывания, смысл которых детям непонятен.

— Мороженое делают из ваты.

— У львов есть хвосты.

— Птеродактиль умеет летать.

— Когда молоко закипит, получится каша.

— Растения питаются комарами.

— Миниатюры часто встречаются в старинных книгах.

— Все слова в разговоре начинаются со звука "И".

— Сейчас светит солнце.

— Вы устали? Покажите "светофором".

— А теперь скажите хором.

4. (7 мин) Игра " Внимательныйводитель ".

— Правила дорожного движения должны соблюдать пешеходы и водители. Что такое быть пешеходом — вы хорошо знаете. А сейчас каждый из вас попробует быть водителем. Для этого прежде всего нужна дорога. Каждый из вас в тетради должен изобразить как можно болееизвилистую, полную крутых и опасных поворотов дорогу (учитель на доске может изобразить участок дороги).

— А теперь нам нужен автомобиль. Это будет ваша ручка, которую вы поведете по дороге в тетради.

Перед началом движения — несколько слов. Вам предстоит про­ехать по трудной и опасной дороге. Водитель должен быть вниматель­ным и сосредоточенным. Нужно стараться двигаться посередине дороги, не подъезжая близко к обочине. Но при этом не нужно двигаться слиш­ком медленно, иначе вас обгонит любой пешеход, или слишком быстро, чтобы не слететь в кювет.

На старт! Приготовились! Начали! Счастливого пути!

— Поздравляю всех с прибытием! А сейчас проверьте правильность прохождения маршрута. Если вы справились с управлением, не допусти­ли ошибок, поднимите зеленый цвет. Если были ошибки, покажите крас­ный цвет на "светофоре".

Учитель благодарит детей за работу и выражает уверенность в том, что они в дальнейшем будут справляться с работой так, чтобы не было ошибок и на их "светофорах" всегда горел только зеленый свет.

5. (2 мин) Подведение итогов.

Подведение итогов проводится в виде обсуждения: "Что нового сегодня узнали на уроке?", "Что было самым интересным?", "Ответь­те "светофором": вам понравился урок?".

УРОК 2

ТЕМА. Противоречие "Люблю — не люблю". ЦЕЛИ: —обсудить, что любят и не любят дети;

—познакомить с понятием "противоречие";

— прививать терпимость к чужому мнению;

— развивать речь, внимание, память. ОБОРУДОВАНИЕ:

ученики: сигнальная карточка-"светофор".

ХОД УРОКА

[. (5 мин) Чтение сказки "Лиса и журавль".

Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по т



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: