Источники права
ИП. – это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права.
Виды ИП.:
1) Правовой обычай (обычное право) – исторически сложившееся (социальное) правило, которому государство придает общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение (ПРИМЕР – (религиозные правила = законы в некоторых странах Востока; Россия - ГК РФ ст. 5 «обычай делового оборота», при разводе супругов ребенок негласно остается с матерью).
ПОДРОБНОСТИ – см. табл. «Мораль и Право».
2) Юридический (судебный) прецедент (судебное право) – судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит образцом при рассмотрении аналогичных дел (ПРИМЕР – англо-саксонские страны и колонии).
3) Нормативно-правовой акт – писаный официальный документ, принятый государством и содержащий нормы права (ПРИМЕР – Россия, континент. Европа).
ПОДРОБНОСТИ – см. табл. «Мораль и Право» и см. ДАЛЕЕ.
4) Нормативный договор – соглашение нескольких субъектов права, в результате которого возникает новая норма права (ПРИМЕР – международные договоры, договоры о разграничении предметов ведения между субъектами в федерации (Федеративный договор РФ от 31.03.1992), коллективные договоры в Труд. праве).
Иерархия нормативных актов в РФ:
Международные договоры и юридические принципы (согласно ст. 15 КРФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы»);
1) Конституция – высший закон РФ (основы полит. строя, гос. устройство, права);
Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы основ государства, гос. строя, относящиеся к предмету ведения Конституции РФ («О ЧП», о выборах или назначениях [высших должностных лиц, «О судебной системе РФ» и т. п.);
Текущие (обычные) федеральные законы – общегосударственные («Об образовании», «О всеобщей воинской повинности» и т. п., кодексы);
Законы субъектов РФ – региональные (местные) законы.
2) Подзаконные акты – принимаются органами исполнительной власти и высшими должностными лицами (указы и распоряжения Президента, постановления / распоряжения / инструкции / приказы / решения Правительства, Министерств, Агентств, Служб, губернаторов, мэров, глав администраций и т. п.);
Локальные акты – на местном уровне в рамках органа (договоры, уставы и т. п.).
ВАЖНО!!! 1) Чем ниже уровень, тем больше обязательств: каждый новый уровень не может противоречить вышестоящим нормам права, вплоть до Конституции!!!
2) Конституционный Суд РФ следит, чтобы не было этих противоречий. Его особенность – его постановления (фактически подзаконные акты) юридически важнее, чем федеральные законы. Это единственное исключение в своем роде!!!
3) Подзаконные акты нижестоящих гос. органов или лиц также должны соответствовать актам вышестоящих.
Виды нормативно-правовых актов РФ:
I. По характеру действия:
1) Акты общего действия (действуют на всей территории страны, для всех граждан);
2) Акты ограниченного действия (действуют на части территории страны, для конкретных лиц / профессий / должностей);
3) Акты исключительного (чрезвычайного) действия (действуют во время войны, стихийного бедствия и т. п.).
II. По срокам действия:
1) Временные (действуют во время введения чрезвычайного положения);
2) Неопределенной длительности (действуют до отмены другим НП. актом).
Законотворческий процесс в РФ
1) Внесение законопроекта в Гос. Думу (ОБЯЗАНА рассмотреть):
Ст. 104 ч. 1 Конституции РФ: Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, сенаторам РФ, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ (по вопросам их ведения).
Право законодательных предложений – любой гражданин, Гос. Дума МОЖЕТ рассмотреть.
Подготовка законопроекта идет в соответствующих комитетах Гос. Думы.
2) Обсуждение законопроекта на пленарном заседании Гос. Думы:
А) предварительное обсуждение на парламентских слушаниях (мнение экспертов);
Б) 3 чтения: основные вопросы ► подробное рассмотрение, внесение поправок ► принятие окончательного решения о вынесении / не вынесении на голосование.
3) Принятие / отклонение законопроекта большинством (+1) голосов Гос. Думы и передача его в Совет Федерации в течение 5 дней;
4) Одобрение / неодобрение принятого Гос. Думой закона большинством голосов (+1) Совета Федерации в течении 14 дней. В 1 случае он в течение 5 дней направляется Президенту РФ. Во 2 случае возвращается в Гос. Думу на доработку, при этом может быть создана согласительная комиссия для преодоления разногласий;
5) Подписание / наложение вето Президентом РФ в течении 14 дней (отклонить может только 1 раз, во второй раз, если закон вернется опять, будет обязан подписать в течение уже 7 дней (ст. 107 Конституции РФ)).
Если на закон наложено вето Президента, то его можно либо принять в редакции самого Президента, либо необходимо преодолевать право вето не менее 2/3 голосов от общего числа сенаторов и депутатов, после чего он должен быть подписан Президентом РФ в течение 7 дней.
Если Президент РФ обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального закона, то этот срок может приостанавливаться. Если Конституционный Суд «даст добро» Федеральному Собранию, то Президент РФ обязан будет его подписать уже в течение 3 дней. Если он «даст добро» Президенту, то тот возвращает его в Гос. Думу без подписания.
Промульгация (одобрение Президентом и обнародование) закона в установленные в Конституции сроки в официальных источниках («Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства РФ», официальные интернет-ресурсы и т. п.).