Законотворческий процесс в РФ




Источники права

ИП. – это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права.

Виды ИП.:

1) Правовой обычай (обычное право) – исторически сложившееся (социальное) правило, которому государство придает общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение (ПРИМЕР – (религиозные правила = законы в некоторых странах Востока; Россия - ГК РФ ст. 5 «обычай делового оборота», при разводе супругов ребенок негласно остается с матерью).

ПОДРОБНОСТИ – см. табл. «Мораль и Право».

2) Юридический (судебный) прецедент (судебное право) – судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит образцом при рассмотрении аналогичных дел (ПРИМЕР – англо-саксонские страны и колонии).

3) Нормативно-правовой акт – писаный официальный документ, принятый государством и содержащий нормы права (ПРИМЕР – Россия, континент. Европа).

ПОДРОБНОСТИ – см. табл. «Мораль и Право» и см. ДАЛЕЕ.

4) Нормативный договор – соглашение нескольких субъектов права, в результате которого возникает новая норма права (ПРИМЕР – международные договоры, договоры о разграничении предметов ведения между субъектами в федерации (Федеративный договор РФ от 31.03.1992), коллективные договоры в Труд. праве).

Иерархия нормативных актов в РФ:

Международные договоры и юридические принципы (согласно ст. 15 КРФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы»);

1) Конституция – высший закон РФ (основы полит. строя, гос. устройство, права);

Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы основ государства, гос. строя, относящиеся к предмету ведения Конституции РФ («О ЧП», о выборах или назначениях [высших должностных лиц, «О судебной системе РФ» и т. п.);

Текущие (обычные) федеральные законы – общегосударственные («Об образовании», «О всеобщей воинской повинности» и т. п., кодексы);

Законы субъектов РФ – региональные (местные) законы.

2) Подзаконные акты – принимаются органами исполнительной власти и высшими должностными лицами (указы и распоряжения Президента, постановления / распоряжения / инструкции / приказы / решения Правительства, Министерств, Агентств, Служб, губернаторов, мэров, глав администраций и т. п.);

Локальные акты – на местном уровне в рамках органа (договоры, уставы и т. п.).

ВАЖНО!!! 1) Чем ниже уровень, тем больше обязательств: каждый новый уровень не может противоречить вышестоящим нормам права, вплоть до Конституции!!!

2) Конституционный Суд РФ следит, чтобы не было этих противоречий. Его особенность – его постановления (фактически подзаконные акты) юридически важнее, чем федеральные законы. Это единственное исключение в своем роде!!!

3) Подзаконные акты нижестоящих гос. органов или лиц также должны соответствовать актам вышестоящих.

Виды нормативно-правовых актов РФ:

I. По характеру действия:

1) Акты общего действия (действуют на всей территории страны, для всех граждан);

2) Акты ограниченного действия (действуют на части территории страны, для конкретных лиц / профессий / должностей);

3) Акты исключительного (чрезвычайного) действия (действуют во время войны, стихийного бедствия и т. п.).

II. По срокам действия:

1) Временные (действуют во время введения чрезвычайного положения);

2) Неопределенной длительности (действуют до отмены другим НП. актом).

Законотворческий процесс в РФ

1) Внесение законопроекта в Гос. Думу (ОБЯЗАНА рассмотреть):

Ст. 104 ч. 1 Конституции РФ: Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, сенаторам РФ, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ (по вопросам их ведения).

Право законодательных предложений – любой гражданин, Гос. Дума МОЖЕТ рассмотреть.

Подготовка законопроекта идет в соответствующих комитетах Гос. Думы.

2) Обсуждение законопроекта на пленарном заседании Гос. Думы:

А) предварительное обсуждение на парламентских слушаниях (мнение экспертов);

Б) 3 чтения: основные вопросы ► подробное рассмотрение, внесение поправок ► принятие окончательного решения о вынесении / не вынесении на голосование.

3) Принятие / отклонение законопроекта большинством (+1) голосов Гос. Думы и передача его в Совет Федерации в течение 5 дней;

4) Одобрение / неодобрение принятого Гос. Думой закона большинством голосов (+1) Совета Федерации в течении 14 дней. В 1 случае он в течение 5 дней направляется Президенту РФ. Во 2 случае возвращается в Гос. Думу на доработку, при этом может быть создана согласительная комиссия для преодоления разногласий;

5) Подписание / наложение вето Президентом РФ в течении 14 дней (отклонить может только 1 раз, во второй раз, если закон вернется опять, будет обязан подписать в течение уже 7 дней (ст. 107 Конституции РФ)).

Если на закон наложено вето Президента, то его можно либо принять в редакции самого Президента, либо необходимо преодолевать право вето не менее 2/3 голосов от общего числа сенаторов и депутатов, после чего он должен быть подписан Президентом РФ в течение 7 дней.

Если Президент РФ обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального закона, то этот срок может приостанавливаться. Если Конституционный Суд «даст добро» Федеральному Собранию, то Президент РФ обязан будет его подписать уже в течение 3 дней. Если он «даст добро» Президенту, то тот возвращает его в Гос. Думу без подписания.

Промульгация (одобрение Президентом и обнародование) закона в установленные в Конституции сроки в официальных источниках («Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства РФ», официальные интернет-ресурсы и т. п.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: