Занятия по изучению Конвенции о правах ребенка





Занятие 1. Желания и потребности

Цель: помочь молодым людям разграничивать понятия «желание» и «потребность», сформировать понятие о том, что базовые потребности могут рассматриваться как права

Материалы: набор карточек «Желания и потребности» (с. 11-14). для каждой пары участников. В качестве варианта могут использоваться несколько пар игральных костей.

Занятие (последовательность проведения):

Шаг 1.Образовать пары из участников и дать каждой паре набор карточек «желания и потребности», разрезать набор на индивидуальные карточки.

Шаг 2.Попросите участников представить, что в их деревне, посёлке, городе новое руководство. Это руководство хочет снабдить всех молодых людей товарами народного потребления и другими, которые они хотят иметь или которые им необходимы. На карточках представлен перечень желаний и потребностей, которые определили выбранные официальные лица. Эти официальные лица предлагают, чтобы молодые люди сами добавили несколько пунктов, которые могли быть упущены. Попросите пары решить совместно, какие 4 пункта можно добавить, и дописать их на чистых карточках.

Шаг 3.Объявите группе, что новое руководство постановило по политическим и экономическим причинам, оно сможет предоставить молодым людям только по 16 пунктов из перечня, а не все 24. Попросите пары решить, какие 8 пунктов они хотят убрать. Пусть они вернут эти карточки ведущему игры.

Шаг 4.Когда все пары выполнили шагЗ, предстоят дальнейшие сокращения
в перечне предоставлено молодым людям. Попросите молодых людей убрать
еще 8 пунктов. "

Шаг 5.Обсудите следующие вопросы со всей группой:

• От каких пунктов наиболее часто отказывались в первом раунде? Почему?

• Был ли второй раунд отказа сложнее, чем первый? Почему?

• Были ли у вас с партнером разногласия по поводу того, от каких пунктов
отказываться? Относительно каких именно? Почему?

• Какова разница между желаниями и потребностями? Какие пункты в перечне
были желаниями, какие потребностями?

• Отличаются ли желания и потребности у разных людей? Почему да? Почему
нет?

Объясните группе, что большинство базовых потребностей иногда могут рассматриваться как права. Права можно определить как то, человеку можно честно и справедливо иметь или делать.


Варианты:

Шаг 1.Разделите участников на группы по 4 человека, дайте каждой из групп карточки «желания и потребности». Предложите им за несколько минут определить, какие 4 пункта можно добавить.

Шаг 2. Объясните, что каждая из малых групп получит только некоторые из вещей, которые она хочет иметь. Дайте каждой группе по одной игральной кости; каждый участник может бросить ее 1 раз. Сумма из 4 бросков определит количество карточек «желания и потребности», которые можно будет иметь группе. Пусть каждая группа просмотрит свои карточки и убавит до необходимого количества.

Шаг 3. Пусть каждая группа доложит о том,

• какое количество потребностей и/или желаний им можно было сохранить;

• какие карточки они решили сохранить;

• как они пришли к своему решению;

• что затрудняло процесс принятия решений в случае разногласий.
Шаг 4. Обсудите следующие вопросы:

 

• Все ли группы в обществе одинаково определяют свои желания и
потребности?

• Если нет, то что является причиной различий?

• Справедливо ли, что эти виды неравенства существуют?

Дополнение: попросите молодых людей самих определить, что такое «права».

Пусть запишут перечень прав, которые, по их мнению, являются базовыми для людей их возраста, используя при этом карточки «желания и потребности» как отправную точку.

Пусть сравнят этот перечень с Конвенцией о правах ребенка.

Прочитайте пример «Чистая вода для деревни» (с. 15), чтобы увидеть, как группа детей в Уганде справилась с удовлетворением одной из своих базовых потребностей.

 



 



 
 

 

 


Занятие 2. Группирование прав

Цель: побудить молодых людей глубже изучить статьи Конвенции и проанализировать разные виды прав, которые там затрагиваются.

Материалы: адаптированный текст Конвенции о правах ребенка на группировочных карточках (ПК) (с.19-27), большой лист бумаги, ножницы, клей. Полные тексты Конвенции должны быть даны для справок.

На заметку руководителю группы: для этой деятельности были выбраны только 36 статей Конвенции. Эти статьи касаются конкретных ситуаций, которые молодыми людьми сразу узнаваемы, так как относятся к их жизни. Статьи, которые были исключены, связаны с контролем за выполнением Конвенции или с дефинициями.

Статьи на карточках даны в адаптированном виде.

Группировочные карточки представлены не в строгой цифровой последовательности. Это сделано для того, чтобы удобнее было сделать фотокопии для занятия 5. «Объединенные права».

Ход:

Шаг 1. Вырежьте 36 групповых карточек и дайте по одной каждому члену группы (если группа больше, чем 36 человек, то можно некоторым участникам работать в паре; если меньше - то количество карточек уменьшить соответственно). Убедитесь, что участники могут прочесть и понять то, что написано на карточках.

Шаг 2. Скажите, чтобы ученики встали, подвигались по комнате и встретились с другими участниками. При встрече они обсуждают права, которые написаны на их карточке. Если двое участников почувствуют, что их карточки имеют что-то общее или принадлежат к одной группе, то они (участники) образуют группу (кластер).

Далее они продолжают двигаться по комнате вместе. Они могут присоединять к своей группе любое количество людей, если почувствуют, что их карточки описывают права того же вида.

Шаг З.Во время процедуры молодые люди могут перейти в другую группу по" мере jorq, как уточняется их понимание категории прав, охваченных конвенцией. Некоторые молодые люди могут оказаться в одиночестве, не входя ни в одну группу. Способствуйте возникновению дискуссий, переговоров. Подчеркните, что на эти задания не может быть одного «правильного» ответа.


Шаг 4.Когда, наконец, группы образованы, движение по комнате закончено, попросите каждую группу определить для себя общее название, например, «Здоровье», «Образование», «Развитие» и т.д,

Шаг 5,Пусть члены группы сядут вместе. Вызывайте по очереди участников из каждой группы, чтобы они сообщили всему классу (коллективу) свое название и суммировали статьи, которые подходят под эту категорию. Когда это будет сделано, учитель {лидер группы) или некоторые из участников могут наклеить свои карточки на большой лист бумаги под общим названием, которому они соответствуют.

Шаг 6. Обсудите следующие вопросы:

• Было ли труднее сгруппировать одни права, чем другие? Которые именно и
почему?

• Какие типы прав, защищенных в Конвенции, кажутся основными?

• Кажется ли, что некоторым типам прав уделяется больше внимания, чем
другим? Если да, то почему?

• Есть ли типы прав, на которые, как вам кажется, нужно обратить больше
внимания? Если да, то на какие?

• Есть ли права, которые не были включены в Конвенцию, а вы чувствуете, что
их должны были включить?

• Есть ли права, которые можно считать приоритетными, или все
одинаково важны?

• Есть ли типы прав ребенка, которые в вашей общине (стране) особенно
хорошо соблюдаются? Есть ли такие права, на которые следует обратить

большее внимание?

л ■ IV

Вариант 1.Менее активная версия этой деятельности может быть такой -формируются группы от 1 до 6. Дать каждой лист бумаги, ножницы, ручки, клей и полный набор групповых карточек с правами ребенка (ПК).

Пусть молодые люди разложат карточки на бумаге, группируя права по общему признаку. Можно соединить линиями группы или отдельные статьи. Пусть каждой группе прав дадут свое название. Затем предложить участникам некоторое время свободно походить по комнате и посмотреть на работу других подгрупп. В конце занятия обсудить вопросы из шага 6.

Вариант 2. Объясните, что статьи Конвенции часто группируются на те, что

связаны с выживанием, развитием, защитой или участием в общественной жизни (см. с. 4}. Обсудите разницу между этими 4-мя группами.

Дайте группе новые копии группировочных карточек с правами из Конвенции и попросите разделить их по группам - выживание, развитие, защита, участие в общественной жизни. Если возникнут разные мнения, пусть участники лучше обсудят их, чем будут озабочены поиском «правильного» ответа.

Когда подгруппы договорятся о классификации, они могут приклеить карточки на бумагу. Если возможно, то обсудите, как получившаяся классификация соотносится с той, которая определена официально.

 

 

 


 

 


 

 


 

 


 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

Вопросы по статистике

1. 50 лет тому назад только 10% сельского населения
имели доступ к чистой питьевой воде. Как вы думаете,
сколько процентов имеет такой доступ сейчас?

Ответ: почти 60 %.

2. ЮНИСЕФ поставило цель вакцинировать к 1990 г.
80% детей в развивающихся странах против
заболеваний, которые можно предотвратить.

а. Сколько процентов детей в Центральной Африке вакцинировано сегодня?

Ответ: 46 %.

в. Сколько процентов детей в Южной Азии, по вашему мнению, вакцинировано против заболеваний сегодня?

Ответ: 79 %.

с. Сколько процентов детей в Италии, по вашему мнению, вакцинировано?

Ответ: 50 %.

3. В Австралии, Канаде и Соединенном
Королевстве 10% детей живут в бедности. Во
Франции, Нидерландах и Швеции менее 5 % детей
живут ниже границы бедности. Сколько процентов
детей в США живут ниже границы бедности?

Ответ: 20.%.

4. В Сирии в 1960 г. 39 % девочек были вовлечены в
начальное обучение. Какой процент девочек, по вашему
мнению, учится сегодня?

Ответ: 94 %.

 

 

5. На Среднем Востоке 3 страны ассигнуют более 40 %
расходов на вооружение. Сколько процентов
централизованных ассигнований направляется в этих
странах на здравоохранение?

Ответ: от 1 до 7 %.

6. Сколько процентов ежегодного бюджета в среднем
расходуют правительства развивающихся стран на еду,
чистую воду, здравоохранение и образование?

Ответ: 10 %.

7. Сколько процентов от экспорта товаров и услуг идет
на оплату иностранных долгов в 5 крупных Южно-
Африканских странах?

Ответ: от 25 до 33 %.

8. Сколько процентов помощи, которую
индустриально развитые страны направляют в
развивающиеся, выделяется специально на пищу,
чистую воду, здравоохранение и образование?

Ответ: 10 %.

9. В Европе люди расходуют около 50 млн. $ на
сигареты. Сколько процентов от этой суммы, по
вашему мнению, будет достаточно, чтобы
вакцинировать детей против болезней, уменьшить
недоедание наполовину, обеспечить чистой водой и
гигиеническими условиями все общины, сделать
средства для планирования семьи доступными для
всех, дать каждому ребенку начальное образование?

Ответ: 50 %.

Источники статистических данных; «Прогресс наций», ЮНИСЕФ, 1993. «Положение детей в мире», ЮНИСЕФ, 1993.

 

Занятие 4. Тест

Цель: дать молодым людям возможность(через игру) прочувствовать дискриминацию в области прав на образование (ст. 28).

Материалы:! лист бумаги и карандаш для каждого участника. Ход занятия:

Шаг 1.Путь молодые люди нарисуют мелом треугольник на полу комнаты на 1/8 ее площади (это легко достигнуть путем следующих измерений: основание треугольника должно быть равно половине ширины комнаты, а высота его -половине ее длины).



 


Второй вариант: Если в комнате передвижная мебель, попросите участников сдвинуть 1/8 от общего количества парт, столов или стульев на площадь, которая будет = 1/8 пространства поля, а остальную мебель оставить на большей площади.

Шаг 2.Попросите группу составить две стопки из листов бумаги; одна должна содержать 7/8 из общего числа листов, а другая - 7/8. Пусть то же проделают с карандашами.

Шаг 3.Пусть участники разделятся на 2 группы, представляя 1/8 и 7/8 от всей группы.

Шаг 4. Попросите меньшую группу занять место в большей части комнаты. Большая группа занимает места в меньшей части комнаты. (Пусть сами молодые люди решат, как это лучше сделать. Если они против, то твердо заявите, что это является условием, при котором этот вид деятельности может быть осуществлен.) Не распределяйте дополнительно карандаши и бумагу.

 
 


Шаг 5. Скажите всей группе, что будет проведен тест по письму и математике. Это очень важный тест, и от его результатов будет зависеть, продолжат ли они обучение в средней школе. (Или можно сказать, что результат определит, смогут ли они перейти в следующий класс, претендовать на работу и другое, что важно для членов группы.) Они должны будут набрать около 70 % верных ответов и более, чтобы выдержать экзамен. Разъясните, что вы продиктуете 10 слов и 10 математических задач, а они должны будут написать ответы на своих листах бумаги.


 


Шаг 6. Раздайте большую стопу бумаги и карандаши меньшей группе, а меньшую стопу - большей группе.

Например, в группе 32 участника:

4 участника расположатся в большей части комнаты и получат 28 карандашей и 28 листов бумаги.

28 участников усядутся {или встанут) в меньшей части комнаты, имея 4 карандаша и 4 листа бумаги.



 


Любые возражения игнорируйте, говоря: "Старайтесь сделать все, что сможете, с тем, что есть". Молодым людям из большей группы должно быть запрещено оставлять ту часть комнаты, которая им предназначена, или брать что-либо из меньшей группы.

Шаг 7. Начните диктовать слова на большой скорости, но на такой, которой могут следовать участники малой группы. Потом перейдите быстро к диктовке примеров.


Предложите записать любые слова, доступные уровню группы. Например:


Предложите математические примеры; можно любые, в зависимости от уровня участников.


 


образование

равный делить

сотрудничество справедливость


свобода

группа

проблема

протест

культура


14 + 14 =? 13 + 87 =? 50 + 27 =? 21 +7-?


32 - 4 =? 100 - 25-? 28-14 =?


8x4=? 25 25х 3 =? 7 x 9 =?


Шаг 8.Соберите листы и проверьте, кто сдал, а кто не сдал экзамен. По всей вероятности, все молодые люди из малой группы его сдадут, в то время как мало найдется тех (если вообще таковые будут) в большей группе, кто наберет 70 %. Объявите имена участников, которые сдали экзамен - наградите их за отличную работу и поздравьте с тем, что они смогут дальше продолжить свое образование.

Шаг 9.В этот момент участники скорее всего проявят сильное недовольство этим видом деятельности. Объясните, что это было сделано намеренно, целью было дать им почувствовать результаты дискриминации в образовании. Обсудите в группе следующие вопросы:

• Как чувствовала себя большая группа во время этой деятельности? Почему?

• Какую стратегию использовала большая группа, чтобы выполнить задание?

• Как чувствовала себя меньшая группа во время этой деятельности? Почему?

• Что думали члены большей группы о возможной реакции в ответ на
несправедливую ситуацию? Что они делали на самом деле, чтобы изменить
ситуацию?

• Что думали члены меньшей группы о возможной реакции в ответ на
несправедливую ситуацию? Что они делали на. самом деле, чтобы изменить
ситуацию?

• Как этот вид распределения ресурсов может повлиять на успех в образовании
в большей группе в будущем?

• Как этот вид распределения ресурсов может повлиять на успех в образовании
в меньшей группе в будущем?

Пусть участники узнают, что это игровая ситуация базируется на статистике по Южной Африке во времена апартеида, в 1980-е годы. В то время белые составляли 1/8 от всего населения. Расходы на одного учащегося для черных в ЮАР составляли приблизительно 1 /8 от расходов на белых детей.

Варианты: так можно рассмотреть любой вопрос, если он и заключает в себе несправедливое распределение ресурсов.

Дополнение: эта деятельность может быть использована как основа для изучения влияния апартеида на чернокожих в ЮАР. Так же ли неравномерно распределяются ресурсы среди расовых и этнических групп в других странах? Среди девочек и мальчиков?

Прочтите пример из США «Неравенство в образовании»: использование видео для изменений в обществе» (с. 34). Затем, посмотрите, как суммы, ассигнованные на образование, распределяются на региональном или национальном уровне в вашей стране? Равное ли это ассигнование? Если нет, то какие группы потенциально лишены возможностей при современной системе? Каково может быть долговременное влияние этого?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: