Роль интуиции в познании




Познание представляет собой одно из проявлений творческой деятельности человека. Необходимо отметить, что в познании весьма большую роль играет интуиция. Основываясь на познавательной деятельности с уверенностью можно говорить о том, что обычной логики не всегда достаточно для решения возникающих научных проблем. И здесь особое место отводится именно интуиции, посредством которой происходит сообщение, передача нового импульса, а также направление всего движения в целом.

В современном мире происходит переосмысление и пересмотр многих философских проблем. К таким проблемам, в частности, относится интуиция. Интерес к ней с практической стороны можно объяснить необходимостью разработки новых качеств и навыков.

Понятие интуиция происходит от латинского слова intuitus (или intuitio, intueri, intueor), что в переводе означает «созерцание», «видение». Данное понятие вошло в оборот в XIII веке и на тот момент обозначало познание предмета в целом.

В категории «интуиция» воплощено богатейшее наследие философии. Философы воспринимали интуицию в контексте поиска необходимых средств постижения достоверных знаний. Вопрос о значении интуиции стал подниматься в период античного времени. Так, по мнению Платона, интуиция является неким внутренним зрением.

Аристотель говорил о связи интуиции с фундаментальностью научного познания. Такая позиция была в дальнейшем поддержана и в средневековье. Например, Фома Аквинский полагал, что существует два источника истины, к которым необходимо отнести: откровение и человеческое мышление. Бытие и источник бытия есть только Бог. Отсюда отрицание самой сути платонического учения, т. е. отрицание самостоятельного существования идей, или субстанции, и, соответственно, врождённых идей в человеческом интеллекте, хотя именно с этими последними связана врождённая интуиция у Платона[1].

В период Нового времени понимание интуиции было весьма расширено. Так, Декарт придерживался позиции о том, что интуиция – это естественный свет разума. Спиноза утверждал, что в интуиции присутствует определенная рациональная природа. Внимание Канта было приковано к чувственной интуиции. В понимании Гегеля интуиция подчинена научному познанию.

В свою очередь, современный французский философ А. Бергсон говорит об интуиции как о способе постижения целостности мира, времени. Для него интуиция означает взгляд внутрь себя, через который достигается осознание своего единства, слитности с бытием, осознание себя в потоке времени. С интуицией А. Бергсон связывает творческий процесс, неподвластный законам и ими не охватываемый, как особое духовное напряжение. Ведь именно творческая деятельность человека определяет его как личность.

В русской философской мысли Я.А. Пономарев придерживался позиции о том, что у взрослого человека существуют различные уровни мышления. При этом каждый из таких уровней (наглядно-действенный, наглядно-образный и словесно-логический) соответствует стадиям развития в онтогенезе. Тем не менее, первоочередным типом мышления принято считать словесно-логическое. Его отличительной характеристикой является замена действий с реальными объектами, действиями, с моделями, знаками, символами, понятиями. На этом уровне мышления человек четко осознает свои действия и отделяет их от объекта, т. е. превращает в сознательно контролируемые операции.

Пуанкаре в своих трудах говорил о нескольких этапах интуитивного процесса:

- подготовительном;

- подсознательном;

- этапе получения результата и его проверки[2].

На подготовительном этапе происходит формулирование проблемы, а соответственно, проводится ее логический разбор и анализ. Позиция ученых такова, что к моменту интуитивного озарения проведена весьма кропотливая работа, а также предприняты попытки логическими средствами разрешить проблему.

В том случае, когда решение проблемы не обнаружено и необходимы какие-либо нестандартные решения, на помощь приходит интуиция. Соответственно, поиск решения плавно переходит в подсознание. А поскольку подсознание не контролируется сознанием, на этом уровне перестают действовать нормативы и запреты, ограничивающие нашу сознательную деятельность.

В подсознании может соединиться несоединимое, что, в конце концов, обеспечивает неожиданные, новые решения. Этап выхода отобранного решения в область сознания переживается как интуитивное озарение. Возникает чувство, что решение пришло внезапно из ниоткуда. Вопреки тому, что решение найдено посредством интуиции, оно воспринимается как истинное.

Неоднозначное понимание интуиции во многом продиктовано тем, что есть сходство с одной стороны с разумом, а с другой стороны, с чувством. Интуитивное познание происходит таким образом, что человек осознает только начало и конец этого процесса: саму формулировку проблемы и ее готовое решение.

Таким образом, можно сказать о том, что интуиция является неотъемлемой частью познания, но действие интуиции нельзя рассматривать в отдельности от работы ума.

 

Список литературы

1. Грядовой Д.И. Философия: Учебное пособие. – М.: Щит–М, 2013. – 381 с.

2. Губин В.Д. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2013. – 332 с.

3. Осипов А.И. Философия и методология науки: Учебное пособие. – Минск: Белорусская наука, 2013. – 285 с.

 


[1] Губин В.Д. Философия: Учебник. – Москва: Проспект, 2013. – С. 55-56.

[2] Осипов А.И. Философия и методология науки: учебное пособие. – Минск: Белорусская наука, 2013. – С. 114.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: