Популяризация теории привязанности в России.




Что такое «привязанность» в возрастной психологии?

Привязанность - это особое отношение ребенка к матери, обеспечивающее малышу чувство безопасности и эмоциональную поддержку. Основой теории привязанности послужили работы английского психолога Джона Боулби, которые он сделал во время Второй мировой войны. Ученый на практике исследовал влияние семьи и ее отсутствия в жизни маленького человека.

Раньше считалось, что ребёнок поддерживает отношения с матерью ради удовлетворения физических потребностей. Боулби же добавил к этому социальную составляющую: привязанность ребёнка к матери помогает адаптироваться к окружающему миру. Он ввёл понятие значимого взрослого, в постоянном контакте с которым нуждается малыш. Если в течение длительного времени ребёнок не может взаимодействовать с человеком, к которому привязан, это может привести к психологической травме. Мать для ребенка, по мнению психолога, это способ получения обратной связи от мира.

Доклад Боулби на тему привязанности ребёнка к родителям в европейских странах вызвал большой эффект. Именно после него родителей стали пускать в детские больницы, круглосуточные сады и ясли перестали считаться нормой, а отпуска по уходу за ребёнком увеличились.

Исследуя теорию привязанности Боулби, психолог Мэри Эйнсворт в 1970-1980 годах провела серию опытов «Незнакомая ситуация». Мать и ребёнок находились в специальной студии, где моделировались разные ситуации, например, мать уходила, в комнату внезапно входил незнакомец и другие. Исходя из реакций детей, Эйнсворт выделила четыре типа привязанности.

Типы привязанности ребёнка к матери.

· Надёжный. Возникает при правильных взаимоотношениях матери и ребёнка. Дети этого типа тянутся к матери, когда чувствуют опасность, но при этом способны самостоятельно исследовать мир, понимая, что если будет что-то, угрожающее их жизни и здоровью, мама поможет.

· Тревожно-устойчивый. Тип привязанности формируется, когда значимый взрослый часто покидает ребёнка и тот не уверен, что в нужный момент он появится рядом. Ребёнок негативно реагирует на разлуку с матерью, настороженно относится к незнакомцам. К возвращению матери он относится неоднозначно: с одной стороны, радуется, с другой - злится на то, что разлука произошла.

· Тревожно-избегающий. Самый независимый тип привязанности ребёнка. Дети такого типа рано столкнулись с отсутствием значимого взрослого, поэтому привыкли обходиться без него. Никакой поддержки со стороны родителя они не ждут, и в дальнейшем стараются избегать любых привязанностей, так как, по их мнению, это приносит лишние хлопоты и дискомфорт.

· Дезорганизованный. Дети с таким типом привязанности демонстрируют противоречивое поведение, как правило, из-за психологических травм. Они то стремятся к близости со взрослыми, то избегают её.

Согласно исследованиям психологов, типы привязанности ребёнка к родителям сохраняются на всю жизнь. Становясь взрослыми, люди склонны строить свои взаимоотношения исходя из детского типа привязанности.

Расширяет и систематизирует теорию привязанности модель доктора Ньюфелда, который ввёл шесть ступеней развития привязанности.

 

Принципы теории привязанности.

1. Первый уровень, который появляется у ребёнка с рождения - привязанность через органы чувств. Ребёнку необходимо чувствовать, что значимый взрослый находится рядом.

2. На втором году жизни появляется второй уровень - развитие привязанности посредством похожести. Ребёнок начинает имитировать поведение тех, кого он любит.

3. Третий уровень, соответствующий третьему году жизни - привязанность посредством верности, у малыша начинают проявляться эмоции обладания и ревности.

4. Четвёртый уровень (четвёртый год жизни) - появление у ребёнка желания собственной важности и значимости. Он хочет, чтобы им дорожили.

5. На пятом году ребёнок начинает осознавать, что такое любовь: говорить о ней, начинает рисовать сердечки и всячески выражать её.

6. На шестом и последнем уровне привязанности ребёнок хочет быть познанным, делиться своими секретами мыслями и быть понятым.

 

Популяризация теории привязанности в России.

Людмила Петрановская - известный российский психолог и публицист, специалист по семейному устройству, в своей книге «Тайная опора» выделила 7 стадий развития привязанности:

· вынашивание (беременность)

· донашивание (до того момента, пока ребенок не начнет ползать)

· «у юбки» (от ползания до кризиса трех лет)

· кризис трех лет

· «нежный возраст» (4-6 лет)

· кризис семи лет

· подростковый кризис

Также автор классифицировала все травмы, связанные с привязанностью. Они могут быть последствием какого-либо события (например, потеря близкого или насилие) и дефицитарными. Последние мы обычно не замечаем: они выражены неярко и разрушают ребенка медленно. Тем не менее, если вовремя не будет принято каких-то мер, последствия могут быть самыми серьезными.

· В условиях депривации (нахождения без матери) у ребенка формируется диффузная привязанность - ко всем сразу. Значимыми становится целая группа людей: одновременно малыш привязан ко всем и ни к кому. Такая модель поведения прослеживается у сирот в детских домах.

· У домашнего ребенка может проявиться функциональная привязанность. Это происходит, когда мама проводит с малышом мало времени: ее постоянно заменяют няни или бабушки.

· Перевернутая привязанность возникает, если в окружении ребенка нет надежных взрослых. Здесь остается только один вариант: стать взрослым самому.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: