Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Возраст детей от 4х до 6 лет.




Программа эмоционального и личностного развития для дошкольников

«Я-Ты-Мы»

Цель программы:

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Возраст детей от 4х до 6 лет.

Задачи программы: программа реализует 3 основные задачи гармоничного развития ребенка:

1. Просвещение. Глубокое изучение различных чувств, эмоциональных состояний и жизненных ценностей.

. Профилактика. Применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх.

. Коррекция. Снятие психоэмоционального напряжения в процессе проигрывания конфликтных жизненных ситуаций или внутренних противоречий.

Каждому чувству посвящено одно занятие. Вначале дети изучают базовые чувства (радость, грусть, злость, страх). Затем мы переходим к более тонкой дифференциации эмоций. И мы чередуем изучение неприятных, условно «негативных» и позитивных, ресурсных чувств.

Сценарий каждого занятия строится вокруг сказки, направленной на погружение детей в изучаемое чувство. Являясь психокоррекционными, сказки могут использоваться родителями вне занятий, с целью гармонизации эмоционального состояния ребенка.

Каждое чувство мы изучаем, учитывая различные аспекты:

проявление чувства в мимике и жестах;

как и в каких ситуациях, оно возникает;

как проявляется (слова, действия);

как его можно вызвать у себя и у других;

Проигрывание сказочных и игровых ситуаций позволяет ребенку учиться управлять собственными чувствами и приобретать опыт гармоничного разрешения непростых жизненных ситуаций.

Таким образом, были проанализированы программы эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь!» и Программа эмоционального и личностного развития для дошкольников «Я-Ты-Мы».

2.2 Методические рекомендации по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

 

. Читайте стихотворения, в которых называются части тела.

. Играйте в игры, в которых ребенок должен разделить что-то между людьми или игрушками.

. Играйте вместе с ребенком на детских музыкальных инструментах.

. Берите ребенка на концерты «живой музыки».

. Читайте ребенку книги, герои которых проявляют различные эмоции.

. Объясняйте ребенку, что происходит с окружающими. «Он упал и ушибся. Ему больно». «У нее день рожденья. Ей весело».

. Открыто выражайте свои эмоции и говорите о них.

. Играйте с ребенком в сюжетные игры, герои которых проявляют различные эмоции, например в «Болезнь куклы».

. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка - уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами - Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.

. Предложите воспользоваться «чудо-вещами» для выплескивания негативных эмоций:

чашка (в нее можно кричать);

тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);

листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);

карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);

пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);

подушка «Бобо» (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол.

. Средство «быстрой разрядки». Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).

. Игра «Обзывалки».

Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты - одуванчик!», «А ты тогда - дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет.

Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а вы получите эмоциональную разрядку.

Учите управлять ребенка своим эмоциями.

Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.

Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты - лев!».

Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты - могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».

Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.

Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий - заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

Как бороться с детскими истериками?

Детские истерики являются наиболее сложной и требующей большого терпения проблемой воспитания детей, наряду с детским непослушанием и детской агрессией.

Многим не понаслышке знакома следующая картина: трехгодовалый ребенок, едва услышав отказ срочно удовлетворить его…нет, не просьбу, а жесткое и сиюминутное требование, валится на пол затылком, кричит, что есть мочи, и никакой возможности прекратить это безобразие нет. Что делать с этим и как бороться с детскими истериками?

Ребенок понимает, что истерика - это самый быстрый способ добиться желаемого или, по крайней мере, привлечь к себе внимание. А если не выдержать и уступить? О, тогда он мгновенно поймет, что добился своего и станет прибегать к этому средству снова и снова.

. Дети 3-5 лет вполне способны понять логические объяснения взрослых. Пора учить ребенка переживать и проживать неприятности, а не делать вид, что ничего не произошло.

Конечно, объяснить что-либо громко кричащему ребенку очень трудно.

. По возможности забудьте, что на вас смотрят: эти люди и сами не раз попадали в такую ситуацию;

. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся не выполнимыми, не зависимыми от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации

. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние дела, телевизионные передачи, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и удачи.

Важно помнить, что даже если вы абсолютно все будете делать совершенно правильно, это не избавит вашего ребенка от проблем. Проблемы - это нормально. Важно, чтобы они не лишали вас возможности радоваться хорошему.

 


 

Заключение

 

В данной курсовой работе мы определили суть и разработали структуру ключевых понятий: «эмоциональное развитие младших дошкольников», «психолого-педагогические средства эмоционального развития»; определили психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников;

проанализировали программы дошкольного образования по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста; подобрали методические рекомендации по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

Анализ теоретических исследований свидетельствует о том, что в психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников.

Под младшим дошкольным возрастом мы понимаем благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Младший дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Под эмоциональным развитием младших дошкольников мы понимаем целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

К психолого-педагогическим средствам эмоционального развития младших дошкольников относятся: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература.

Были проанализированы программы «Детство», «Радуга», программа Васильевой, программы эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь!», программа эмоционального и личностного развития для дошкольников «Я-Ты-Мы» и подобраны методические рекомендации по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.


 

Список использованных источников

 

1. Гессе Г. Игра в бисер. - М.: Прогресс, 1975.

. Дошкольная педагогика. /Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1978.

. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др. - СПб.: Акцидент. - 1995

. Изард К. Эмоции человека. - М., 1983.

. Игра: обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, - 1994.

. Игротерапия общения: Методическое пособие. /Сост. М.А, Панфилова. - М.: ГОО "Интел Тех". - 1995.

. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития. - 1997.

. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. - Псков: Псковский областной институт усовершенствования учителей. - 1997.

. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. - М.: КСп "Института психологии РАН". - 1997

. Как обновить педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении. /Сост. И.А. Кутузова. - СПб.: Государственный университет педагогического мастерства. - 1997

. Любина Г. Обучение дошкольников "языку чувств"//Дошкольное воспитание. - 1996. -№2

. Немов Р.С. Психология. - Кн.II. Психология образования. - М.: Просвещение. - 1994.

. Основы коммуникации. Программ развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. /Сост. Л.М. Шипицина, А.П. Воронова и др. - СПб.: Международный детский фонд Рауля Валленберга. - 1993.

. Общая психодиагностика. /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Московский университет. - 1987.

. Павлова Л. Развивающие знания: взрослые и дети. //Дошкольное воспитание. - 1996. - №3

. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности. /Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа. - 1996.

. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. /Под ред. З.М. Михайловой. - СПб.: Акцидент. - 1997.

. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС. - 1995

. Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада.//Дошкольное воспитание. - 1977. - №2

. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников./Под ред. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. М., 1975.

. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. - М.: Наука. -1989.

. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М.: Новая школа. - 1993.

. Усова А.П. Обучение в детском саду. - М.:Просвещение. - 1981.

. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. -М.:Academ A. - 1997.

. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.:Просвещение. - 1990.

. Эмоциональное развитие дошкольников. /Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.,1995.

 


 

Речь

 

Здравствуйте уважаемые преподаватели, вашему вниманию предоставляется работа на тему «Средства эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста».

АКТУАЛЬНОСТЬ. Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира.

Данная работа может иметь значимость для практической деятельности воспитания, так как раскрывает возможности использования психолого-педагогических средств, способствующие эмоциональному развитию младших дошкольников.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Объект исследования: эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогические средства эмоционального развития младших дошкольников.

Цель исследования: теоретически обосновать проблему эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста и отобрать средства, способствующие эмоциональному развитию младших дошкольников.

Гипотеза исследования.

Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста будет успешным, если:

определена суть и разработана структура ключевых понятий: «эмоциональное развитие младших дошкольников», «психолого-педагогические средства эмоционального развития»;

определены психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников;

проанализированы программы дошкольного образования по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста;

подобраны методические рекомендации по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

Задачи исследования:

На основе анализа педагогической, психологической литературы определить суть и разработать структуру ключевых понятий: «эмоциональное развитие младших дошкольников», «психолого-педагогические средства эмоционального развития».

Определить психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников.

Проанализировать программы дошкольного образования по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Подобрать методические рекомендации по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ научной литературы; организационный метод (сравнительный способ).

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в научной разработке проблемы эмоционального развития младших дошкольников, что позволило определить значимость психолого-педагогических средств, как наиболее эффективных для эмоционального развития, подобрать методические рекомендации.

Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

КАК РЕЗУЛЬТАТ.

В данной курсовой работе мы определили суть и разработали структуру ключевых понятий: «эмоциональное развитие младших дошкольников», «психолого-педагогические средства эмоционального развития»; определили психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников;

проанализировали программы дошкольного образования по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста; подобрали методические рекомендации по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

Анализ теоретических исследований свидетельствует о том, что в психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников.

Под младшим дошкольным возрастом мы понимаем благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Младший дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Под эмоциональным развитием младших дошкольников мы понимаем целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

К психолого-педагогическим средствам эмоционального развития младших дошкольников относятся: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература.

Были проанализированы программы эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь!» и программа эмоционального и личностного развития для дошкольников «Я-Ты-Мы» и подобраны методические рекомендации по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: