Особенности детей с нарушением социальной компетентности.




Сравнивая разные типы проблемных детей, можно видеть, что они существенно отличаются по характеру своего поведения: одни постоянно конфликтуют, другие спокойно сидят в стороне, третьи всеми силами пытаются привлечь к себе внимание, четвёртые прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов.

Однако, несмотря на эти очевидные различия в поведении, в основе почти всех межличностных проблем выступают сходные внутриличностные основания. Суть этих психологических проблем определяется фиксацией ребёнка на своих качествах (на оценке себя), он постоянно думает о том, как его оценивают окружающие, остро аффективно переживает их отношение. Эта оценка становится главным содержанием его жизнедеятельности, закрывая весь окружающий мир и других людей. Самоутверждение, демонстрация своих достоинств или сокрытие своих недостатков становится ведущим мотивом его поведения. Дети с гармоничным, бесконфликтным отношением к сверстникам никогда не остаются безразличными к действиям сверстника. Именно они пользуются наибольшей популярностью в детской группе, так как могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Бесконфликтные дети не делают защиту, утверждение и оценку своего Я специальной и единственной жизненной задачей, что обеспечивает им эмоциональное благополучие и признание других. Отсутствие этих качеств, напротив, делает ребёнка отвергаемым и лишает симпатии сверстников.

Однако в дошкольном возрасте негативные отношения к сверстникам нельзя рассматривать как окончательно сложившиеся и закрытые для каких-либо изменений. Развитие межличностных отношений и самосознания ребёнка ещё интенсивно продолжается. На этом этапе, возможно, преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.

Конфликт в дошкольном возрасте - это определённый тип отношений ребёнка со сверстниками. О.Н. Нифонтова выделяет причины возникновения конфликтных ситуаций у детей:

отсутствие или недостаточное развитие игровых умений и навыков общения;

неблагоприятная семейная обстановка;

личностная предрасположенность к конфликту.

Обобщив результаты исследований многих педагогов и психологов, можно выделить основные показатели, раскрывающие протекание процесса социализации детей дошкольного возраста:

поло-ролевое поведение (выбор игр и игрушек, ролевые предпочтения в играх, стиль общения с взрослыми и сверстниками);

способность разрешения конфликтов (доминирование, равенство, подчинение);

самосознание (знание и принятие своего пола, имени, возраста, внешности, социальной роли);

самооценка (завышенная адекватная - неадекватная, средняя, заниженная);

усвоение социальной информации (знание структуры, традиций, домашнего обихода своей семьи; обширный словарный запас и т. д.) [7, с. 10].

 


Выводы к главе 1

 

. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание, - без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей

2. Развитие детей в семье, круг интересов родителей, их интеллектуальный уровень, позволяют ребенку приобрести первоначальный жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для нормального формирования сознания, продуктивной умственной деятельности.

Социальное развитие детей по-настоящему может осуществляться лишь в эмоциональном контакте со взрослыми. От качества общения зависят полноценное развитие ребенка и его положительное эмоциональное самочувствие среди близких в семье.

. Конфликт в дошкольном возрасте - это определённый тип отношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Выделяют причины возникновения конфликтных ситуаций у детей: отсутствие или недостаточное развитие игровых умений и навыков общения; неблагоприятная семейная обстановка;

 


Глава 2. Экспериментальное изучение влияния конфликтов дошкольников на эмоциональное развитие

 

Методы изучения эмоционального развития дошкольника

Цель экспериментального исследования: изучение влияния конфликтов на эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста.

Методики исследования

. Методика на изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок

. Методика по изучению эмоционального поведения детей при просмотре мультфильма.

3. Методика "Рисунок семьи"

4. Опростник "Родительское отношение к ребенку"

Описание методик

1. Методика на изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок [15, с. 99-100].

Подготовка исследования. Подобрала ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например:

. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.

. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.

Были подготовлены 2-3 детей для инсценировки этих сюжетов.

Проведение исследования. Исследование проводилось с детьми 5 - 6 лет.

Подготовленные заранее дети разыгрывали перед группой сценки, затем экспериментатор спрашивал у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки.

Обработка данных. Данные оформляют в таблицу, анализируют.

Например, ответы детей по первой ситуации:

 

Таблица 1

Имена детей Что чувствуют персонажи этой сценки Уровень эмоциональности
К.Маша М.Лиза С.Арина С.Женя Х.Алина Он сейчас заплачет. Он несчастный. Ему обидно, что над ним смеются. Высокий
Б.Вика В.Влад Г.Лиза К.Валентин Л.Ульна М.Саша С.Виталина Он испугался. Его нужно пожалеть. Средний
А.Саша Б.Маргарита Ж.Настя М.Яна С.Игорь Т.Денис У.Влад Х.Максим Некоторые смеялись, а некоторые не знали что он чувствует. Низкий

 

Точно также и во второй ситуации данные были занесены в таблицу (см. Приложение 2).

После чего, все полученные данные были обработаны и зафиксированы в таблице 2.1.

2. Методика по изучению эмоционального поведения детей при просмотре мультфильма (по частям) [15, с. 100-102].

Проведение исследования. При просмотре мультфильма "Снежная Королева", наблюдают, как дети воспринимают его.

Обработка данных. Фиксируют эмоциональное поведение детей при просмотре мультфильма и оценивают.

3. Методика "Рисунок семьи" [14, с. 157- 164].

Целью данной методики было выявить отношение ребенка к членам своей семьи. Ведь особенности графических презентаций членов семьи дают информацию об эмоциональном отношении ребенка к отдельным членам семьи, о том, как ребенок их воспринимает, о "Я-образе" ребенка, его половой идентификации и т.д. В рисунке дети могут выразить то, что им трудно высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Проведение. Используют лист белой бумаги, карандаш и ластик (допустимо использование цветных карандашей). Ребенку дается инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью", не объясняя, что обозначает слово "семья". Если ребенок спросит, что ему рисовать, нужно повторить еще раз инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается.

После выполнения задания нужно получить как можно больше информации вербальным путем и зафиксировать ее.

4. Опросник "Родительское отношение к ребенку"

Родителям было предложено ответить на 61 вопрос: да или нет.

Целью данного опросника было изучить отношение родителей к ребенку. В результате чего, после обработки данных было выяснено, что не все родители отвечали искренно.

 

Анализ результатов исследования

 

Результаты изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок. Полученные данные были занесены в таблицу (см. Приложение 2, I и II ситуации).


Таблица 2.1 Эмоциональные проявления детей при разыгрывании сюжетных сценок

Уровень развития эмоций Мальчики Девочки
  АВ % АВ %
Высокий уровень - -   38,5
Средний уровень   28,6   38,5
Низкий уровень   71,4    
Всего        

 

Табличные данные показывают, что только для 38,5% девочек характерен высокий уровень эмоциональной выразительности, а мальчики вообще с таким уровнем отсутствуют. 28,6% мальчиков и 38,5% девочек в средней степени выражают свои эмоции. Низкий уровень эмоциональных проявлений характерен для 71,4% мальчиков и 23% девочек.

Результаты изучения эмоционального поведения детей при просмотре мультфильма

Полученные данные были занесены в таблицу 2.2

 

Таблица 2.2 Эмоциональное проявление детей при просмотре мультфильма

Список детей Эмоциональные реакции Оценка
А.Саша Сказал, что ему не интересно Н
Б.Вика Слегка отвлекалась, комментировала С
Б.Маргарита Ноль эмоций Н
В.Влад Сказал, что на месте Кая убежал бы от Снежной Королевы С
Г.Лиза Боялась Снежную Королеву, закрывала лицо руками С
Ж.Настя Ноль эмоций Н
К.Валентин Реагировал беспокойно С
К.Маша Хлопала в ладоши, комментировала В
Л.Ульяна Не понравилась Снежная Королева, потому что она злая. Просто ее ни кто не жалеет и ей неским играть. С
М.Лиза Полное сочувствие переживаниям героев В
М.Саша Сказала, что ее отец похож на Снежную Королеву С
М.Яна Не проявляла интереса Н
С.Арина Живая мимика, восклицание В
С.Виталина Спокойное поведение, внимательность С
С.Женя Готова была помочь Герде прогнать снежную королеву В
С.Игорь Не проявлял интереса Н
Т.Денис Не определил, что ему понравилось Н
У.Влад Не проявлял интереса Н
Х.Алина Смотрела с удовольствием. Сказала по секрету, что ей очень понравился мультфильм В
Х.Максим Мешал остальным детям смотреть мультфильм Н

 

На основе этих данных в таблице 2.3 было представлено, сколько же мальчиков и девочек с высоким уровнем эмоциональности, средним и низким при просмотре мультфильма "Снежная Королева".

 

Таблица 2.3 Эмоциональные проявления детей при просмотре мультфильма

Уровень развития эмоций Мальчики Девочки
  АВ % АВ %
Высокий уровень - -   38,5
Средний уровень   28,6   38,5
Низкий уровень   71,4    
Всего        

 

Таким образом, табличные данные показали, что только для 38,5% девочек характерен высокий уровень эмоциональной выразительности, а мальчики вообще с таким уровнем отсутствуют. 28,6% мальчиков и 38,5% девочек в средней степени выражают свои эмоции. Низкий уровень эмоциональных проявлений характерен для 71,4% мальчиков и 23% девочек.

Таким образом, по данным двух таблиц, т.е. 2.1 и 2.3 видно, что есть дети как с высоким уровнем развития эмоций так со средним и низким. Большее количество детей это дети с низким уровнем и здесь преобладает больший процент мальчиков. Эти все полученные данные можно изобразить в общей схеме, которая наглядно покажет выделенные уровни развития эмоций у детей.


Рис. 2.3 Наглядное изображение уровней развития эмоций.

Примечание: В - высокий уровень развития. С - средний уровень развития. Н - низкий уровень развития.

 

Результаты восприятия внутрисемейных отношений воспринимаемых ребенком

Для оценки внутрисемейных отношений воспринимаемых ребенком использовалась таблица "Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи" (см. Приложение 3). Таблица 2.4 представляет полученные результаты при обработке рисунков.

 

Таблица 2.4 Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи

Симптомокомплекс Дети
  АВ %
Благоприятная семейная ситуация    
Тревожность    
Конфликтность    
Чувство неполноценности в семейной ситуации    
Враждебность в семейной ситуации    
Всего    

Примечание: АВ - обсолютная величина.

 

Табличные данные показывают, что из 20 семей есть 10% семей с благоприятной семейной ситуацией, 30% с тревожностью, 20% с конфликтностью, 5% с чувством неполноценности в семейной ситуации и 35% с враждебностью в семейной ситуации.

Таким образом, по данной таблице видно, что наибольший процент составил симптомокомплекс - враждебность в семейной ситуации.

Эти все данные можно изобразить в схеме, которая наглядно покажет все полученные симптомокомплексы путем рисунка семьи.

 

Рис. 2.3 Наглядное изображение симптомокомплексов.

 

Примечание: 1 - чувство неполноценности в семейной ситуации, 2 - благоприятная семейная ситуация, 3 - конфликтность, 4 - тревожность, 5 - враждебность в семейной ситуации

 

Для того чтобы узнать влияет ли семейная ситуация на эмоциональное развитие детей была построена таблица 2.4

 

Таблица 2.4

Симптомокомплекс Дети Всего
  Высокий уровень э. Средний уровень э. Низкий уровень э.  
Благоприятная семейная ситуация   - -  
Тревожность     -  
Конфликтность -      
Чувство неполноценности в семейной ситуации   - -  
Враждебность в семейной ситуации - -    
Всего        

 

Таким образом, исходя, из данных таблицы можно сделать вывод, что семейная ситуация все-таки влияет на эмоциональное развитие детей. Например, в благоприятной семейной ситуации дети с высоким уровнем эмоциональности, если враждебность в семейной ситуации, то дети с низким эмоциональным уровнем и т. п.

Изучение родительского отношения к ребенку с помощью опросника

Родителям было предложено заполнить опросник состоящий из 61 пункта (см. Приложение 4).

При подсчете баллов по всем шкалам учитывался ответ "да".

Высокий балл по соответствующим шкалам интерпретировался как:

. "Принятие - отвержение".Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравиться ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом плюсе шкалы: родитель воспринимает ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. 2. "Кооперация"- социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, сочувствует ему, старается во всем помочь. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. 3. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

. "Авторитарная гиперсоциолизация" - шкала, отражающая форму и направленность контроля за поведением ребенка. При высоком балле, в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать во всем свою волю, не в состоянии встать на точку зрения ребенка. Проявления своеволия строго наказываются. Родитель пристально следит за социальными достижениями своего ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства.

. "Маленький неудачник"- отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются тенденции инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителям детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость и, в связи с этим, старается оградить от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Таблица 2.4 представляет полученные результаты при обработке опросника.

 


Таблица 2.4 Отношение родителей к детям

Название шкал Имена детей Данные в процентах,%
Принятие - отвержение Б.Вика Б.Маргарита В.Влад Г.Лиза Ж.Настя Л.Ульяна М.Яна С.Арина С.Виталина С.Игорь Т.Денис У.Влад Х.Алина 65%
Кооперация К.Маша М.Саша 10%
Симбиоз - -
Гиперсоциализация - -
Инфантилизация - -
Принятие - отвержение + Кооперация А.Саша К.Валентин М.Лиза С.Женя Х.Максим 25%

 

Табличные данные показывают, что 65% составляет шкала "принятие - отвержение", 10% - шкала "кооперация", а такие шкалы как "симбиоз", "гиперсоциализация" и "инфантилизация" вообще отсутствуют. Но есть семьи, которые входят и в шкалу "принятие - отвержение", и в шкалу "кооперация", они составляют 25%.

Таким образом, если взять данные полученные по изучению эмоционального поведения ребенка при просмотре мультфильма, данные полученные при обработке рисунка и их объединить с полученными результатами при обработке опросника для родителей, то можно сделать вывод, что некоторые из них искажали существующую обстановку в семье.

Можно сделать общий вывод, что для ребенка пребывающего в ситуации эмоционального благополучия характерен высокий уровень эмоциональных проявлений. Такие дети могут сопереживать, видят окружающий мир в ярких радостных цветах, сними приятно общаться, у них много друзей, также можно говорить о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения. Для агрессивных, конфликтных детей характерен низкий уровень эмоциональных проявлений и средний уровень эмоциональности. Такие дети не способны в эмоциональном плане выразить свои эмоции, они замкнуты, окружающий мир видят в мрачных тонах.

Таким образом, можно считать гипотезу доказанной: существует связь между конфликтностью дошкольника и его эмоциональным развитием.

 

Игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольника

 

Цель упражнений:

научить ребенка быть внимательным к себе, своим чувствам и переживаниям,

осознать положительный эмоциональный опыт;

осознать отрицательные эмоции;

осознать свои достижения;

научиться контролировать эмоциональные проявления.

. "Какой я?" [14, с. 196].

Дети по очереди стараются дать как можно больше ответов на вопрос "Какой Я". Для описания себя используются характеристики, черты, интересы, чувства, каждое предложение начинается с местоимения "Я".

2. "Волшебники " [14, с. 193].

Вначале ребенку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры "волшебников". Его задача - дорисовать эти фигуры, превратив одну в "доброго", другого - в "злого" волшебника. Для девочек "волшебников" можно заменить на "волшебниц".

3. "Рисуем настроение" [5, с. 27].

Взрослый. Сейчас возьмите листочек бумаги и разделите его пополам. На одной половинке нарисуйте свое плохое настроение, а на другой - хорошее.

Рефлексия.

Какое настроение тебе нравится больше?

Какая из двух частей рисунка - твое настроение сейчас?

Какое настроение у тебя бывает чаще?

Методические рекомендации. Оцените преобладающий у ребенка эмоциональный фон. Отследите динамичность эмоциональных состояний, найдите у каждого ребенка скрытый потенциал, позволяющий справляться с негативными эмоциями, дайте возможность его реализовать. Фиксируется стремление детей к самопомощи. Можно предложить дорисовать часть "Плохое настроение", изменить его на позитив.

. "Как ты себя сегодня чувствуешь" [5, с. 32].

Детям предлагают карточки с изображением разных оттенков настроения. Они выбирают те, которые в наибольшей степени соответствуют их настроению сейчас.

. "Я радуюсь, когда…" [5, с. 28].

Взрослый. Давайте поиграем в проговаривании предложений. Я начинаю, а вы заканчиваете предложение.

"Я радуюсь, когда…"

Высказывания детей взрослый записывает

. "Пожелание" [5, с. 25].

Взрослый. Я принесла коробочку, в которую мы с вами постараемся собрать много разных пожеланий, они помогут нам и другим людям стать радостными. Для этого Вы будете проговаривать свое пожелание, я помогу его записать. Мы положим его в эту волшебную коробочку. Когда вам станет грустно или у вас будет плохое настроение, вы можете открыть коробочку, она поможет вам снова стать радостными.

Рефлексия.

Какое настроение у тебя сейчас?

Методические рекомендации. На занятии у детей идет формирование положительного эмоционального опыта, который может быть использован впоследствии для эмоциональной разгрузки и саморегуляции.

 


Выводы к главе 2

 

Мною были проведены следующие методы исследования: методика на изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок, методика по изучению эмоционального поведения детей при просмотре мультфильма, методика "Рисунок семьи" и опросник "Родительское отношение к ребенку".

В результате изучения влияния конфликтов на эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста было выявлено, что для ребенка, пребывающего в ситуации эмоционального благополучия характерен высокий уровень эмоциональных проявлений. Такие дети могут сопереживать, видят окружающий мир в ярких радостных цветах, сними приятно общаться, у них много друзей, также можно говорить о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения. Для агрессивных, конфликтных детей характерен низкий уровень эмоциональных проявлений и средний уровень эмоциональности. Такие дети не способны в эмоциональном плане выразить свои эмоции, они замкнуты, окружающий мир видят в мрачных тонах.

 


Заключение

 

В результате психолого-педагогической и социально-психической литературы по проблеме исследования было выявлено:

Конфликт в дошкольном возрасте - это определённый тип отношений ребёнка с взрослыми и сверстниками. Выделяют причины возникновения конфликтных ситуаций у детей: отсутствие или недостаточное развитие игровых умений и навыков общения; неблагоприятная семейная обстановка; личностная предрасположенность к конфликту. Методы исследования позволили выявить дошкольников как с высоким уровнем эмоциональности, так со средним и низким. Исследования показали, что решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка, т.е. определенное психическое состояние, от которого существенным образом зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям и к себе самому оказывает семья с ее своеобразным психологическим климатом (общим эмоциональным настроением его членов). В семье с раннего возраста ребенок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и к нему самому. Подражая взрослым, ребенок овладевает языком эмоциональной экспрессии, учится понимать эмоциональные состояния близких ему людей, получает первые представления о нормах и правилах поведения, об отношении людей друг к другу. Атмосфера взаимопонимания в семье, педагогические знания родителей положительно влияют на развитие социальных и нравственных качеств ребенка. Но в то же время можно отметить, что семейные конфликты, разнонаправленные требования к ребенку, непонимание его интересов, потребностей и т.д. могут вызвать отрицательные переживания у детей и тем самым повлияют на эмоциональное состояние ребенка. Таким образом, своеобразие в развитии эмоциональной сферы детей зависит от сочетания многих факторов, одни из которых оказываются ведущими, а другие второстепенными.


Список использованных источников

 

1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990.-144 с.

. Выготский, Л.С.Педагогическая психология.- М.,1980.- 2 т.

. Детская психология: Учеб. пособие/Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А. Н. Белоус и др.: под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. - 399 с.

. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. - Минск, ’Унiверсiтэцкае’, 1997.

. Котова, Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. - М.: ТЦ СФЕРА, 2007.- 80 с.

. Кочубей, Б., Новикова, Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. № 9, 1988.

. Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Изд. центр "Академия". - 1997. - 608 с.

. Нифонтова, О.В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с.

. Папир, О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореф. канд. дис. - М., 1993.

. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694с.

. Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.:Владос, 2003. -160 с.

. Смирнова, Е.О., Калягина, Е.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии. № 2. 2005.

. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. 1999.№10.

14. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Ярославль: "Академия развития", 1996. - 240 с.

15. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999 - 336 с.

.Фурманов, И.А., Аладьин, А.А., Фурманова, Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства.- Мн.: "ТЕСЕЙ", 1999. - 157 с.

.Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М., 1985. - С. 100-102.

. Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Педагогика, 1984. - 144с.

. Якобсон, С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения / Психология формирования и развития личности- М.: Наука, 1981. - 364с.

 


Приложение 1

 

Табл.1 Список детей и дополнительные данные

Имена детей Состав семьи Количество детей Дополнительные данные
  А.Саша полная один в семье -
  Б.Вика полная один в семье -
  Б.Маргарита неполная (нет папы) одна в семье -
  В.Влад полная один в семье -
  Г.Лиза полная одна в семье -
  Ж.Настя полная, многодетная 3-е (она + 2 брата) -
  К.Валентин неполная (нет папы) один в семье -
  К.Маша полная 2-е (она + брат) -
  Л.Ульяна полная 2-е (она + брат) -
  М.Лиза полная 2-е (она + сестра) -
  М.Саша полная, многодетная 3-е (она + 2 сестры) -
  М.Яна полная одна в семье -
  С.Арина полная одна в семье живут с бабушкой
  С.Виталина полная одна в семье -
  С.Женя неполная (нет папы) одна в семье живут с дядей; домашних животных нет
  С.Игорь неполная (нет папы), многодетная 3-е (он + брат,сестра) -
  Т.Денис полная 2-е (он + брат) -
  У.Влад полная 2-е (он + брат) -
  Х.Алина полная 2-е (она + сестра) -
  Х.Максим полная одна в семье -

 


Приложение 2

 

Табл.2 Эмоциональные проявления детей при разыгрывании сюжетных сценок I ситуация

Имена детей Что чувствуют персонажи этой сценки Уровень эмоциональности
К.Маша М.Лиза С.Арина С.Женя Х.Алина Он сейчас заплачет. Он несчастный. Ему обидно, что над ним смеются. Высокий
Б.Вика В.Влад Г.Лиза К.Валентин Л.Ульна М.Саша С.Виталина Он испугался. Его нужно пожалеть. Средний
А.Саша Б.Маргарита Ж.Настя М.Яна С.Игорь Т.Денис У.Влад Х.Максим Некоторые смеялись, а некоторые не знали что он чувствует. Низкий

 

II ситуация

Имена детей Что чувствуют персонажи этой сценки Уровень эмоциональности
К.Маша М.Лиза С.Арина С.Женя Х.Алина Ей плохо, обидно. Она сейчас заплачет. Ее жалко. Высокий
Б.Вика В.Влад Г.Лиза К.Валентин Л.Ульна М.Саша С.Виталина Жалко. Она хочет играть. Средний
А.Саша Б.Маргарита Ж.Настя М.Яна С.Игорь Т.Денис У.Влад Х.Максим Ей просто не хочется играть. Некоторые говорили, что не знают чего она стоит, а некоторые вообще молчали. Низкий

 


Приложение 3

 

Табл.3 "Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи"

Симптомокомплекс Симптом Список детей
Благоприятная семейная ситуация Общая деятельность всех членов семьи М.Лиза С.Женя
  Преобладание людей на рисунке  
  Изображение всех членов семьи  
  Отсутствие изолированных членов семьи  
  Отсутствие штриховки  
  Хорошее качество линий  
  Отсутствие показателей враждебности  
  Адекватное распределение людей на листе  
  Другие возможные признаки  
Тревожность Штриховка В. Влад К.Валентин К. Маша М.Саша С.Арина С.Виталина
  Линия основания - пол  
  Линия над рисунком  
  Линия с сильным нажимом  
  Стирание  
  Преувеличение внимания к детям  
  Преобладание вещей  
  Двойные или прерывистые линии  
  Подчеркивание отдельных деталей  
  Другие возможные признаки  
Конфликтность Барьеры между фигурами Б.Вика Г.Лиза Л.Ульяна Т.Денис
  Стирание отдельных фигур  
  Отсутствие отдельных частей тела у некоторых фигур  
  Выделение отдельных фигур  
  Изоляция отдельных фигур  
  Неадекватная величина отдельных фигур  
  Несоответствие вербального описания и рисунка  
  Преобладание вещей  
  Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи  
  Член семьи, стоящий спиной  
  Другие возможные признаки  

 


Приложение 4

 

Табл.4 Опросник родительского отношения (ответить да или нет)

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

. Я уважаю своего ребенка.

. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни..

. Мой ребенок часто неприятен мне.

. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: