Для реализации каждого ФГОС образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы.
Образовательная программа — согласно Федеральному закону № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования, высшего образования (по каждому направлению (специальности) и уровню) и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов[2]. Высшие учебные заведения разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и обязаны ежегодно обновлять её с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
ФГОС ступеней общего образования определяют следующую структуру основной образовательной программы:
· пояснительная записка
· планируемые результаты
· учебный план
· программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени общего образования
· программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в учебный план
· программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени общего образования
· программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
· программа коррекционной работы
· система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы
· план внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы
· система условий реализации основной образовательной программы
Основная образовательная программа направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования разрабатывается по каждому направлению подготовки (специальности), уровню высшего профессионального образования, профилю (магистерской программе) с учетом формы обучения и включает в себя:
· учебный план
· рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
· другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся
· программы учебной и производственной практик
· календарный учебный график
· методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий
Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц.
Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины. УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины. УМК предназначены для обеспечения открытости образовательного процесса и должны быть доступны любому желающему.
УМК по отдельным дисциплинам являются частью ООП (основной образовательной программы) специальности.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура ФГОС ВПО т. н. 3-го поколения, согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Предыдущее, второе, поколение ФГОС было разработано в 2005 году.
Структура УМКД в высших учебных заведениях составляется по стандарту, написанному и утверждённому в данном заведении.
Рабочая программа дисциплины должна в обязательном порядке содержать следующие разделы:
· Цели освоения дисциплины
· Компетенции и результаты обучения студента, формируемые в результате освоения дисциплины
· Место дисциплины в структуре образовательной программы
· Тематический план и содержание учебной дисциплины
· Формы контроля знаний студентов; критерии оценки знаний, навыков; порядок формирования оценок по дисциплине
· Применяемые образовательные технологии (могут быть дополнены методическими рекомендациями для студента и преподавателя);
· Примеры оценочных средств для текущего контроля и аттестации студента
· Списки рекомендуемой литературы и иное учебно-методическое, материально техническое обеспечение