II. Организация образовательного процесса, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов




Об утверждении Порядка осуществления образовательной деятельности детскими школами искусств

 

Во исполнение части 21 статьи 83 Федерального закона № 273-ФЗ
от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566;
№ 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2930, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 18, ст. 2625;
№ 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; № 10, ст. 1320; № 23, ст. 3289, ст. 3290; № 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, № 18, ст. 2670; № 31, ст. 4765; № 50, ст. 7563; 2018, № 1, ст. 57; № 9, ст. 1282; № 11, ст. 1591; № 27, ст. 3945, ст. 3953; № 32, ст. 5110, ст. 5122), в целях организации деятельности детских школ искусств

п р и к а з ы в а ю:

Утвердить Порядок осуществления образовательной деятельности детскими школами искусств.

 

Министр О.Б. Любимова


Приложение

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом Министерства культуры

от___________ 2021 г. №_______

 

ПОРЯДОК

Осуществления образовательной деятельности

Детскими школами искусств

 

I. Общие положения

 

1. Порядок осуществления образовательной деятельности детскими школами искусств (далее – Порядок) регулирует вопросы организации образовательного процесса, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, устанавливает особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ как основного вида деятельности детских школ искусств, реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств, управления деятельностью детской школы искусств, организации деятельности детских школ искусств.

2. Настоящий Порядок является обязательным для государственных
и муниципальных детских школ искусств.

3. Образовательная деятельность детских школ искусств должна быть направлена на:

формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся
в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию обучающихся;

обеспечение преемственности образовательных программ в области искусств (дополнительных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств);

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

создание условий для получения знаний, формирования умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области искусств и культуры;

социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры обучающихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами реализуемых образовательных программ.

4. Детская школа искусств осуществляет образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе реализуемых образовательных программ.

5. Детская школа искусств реализует дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, может реализовывать дополнительные общеразвивающие программы в области искусств (далее вместе – дополнительные общеобразовательные программы в области искусств).

6. Обучение в детской школе искусств осуществляется в очной форме.

 

II. Организация образовательного процесса, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов

 

7. Основой организации образовательного процесса в детской школе искусств является создание условий для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств.

Детская школа искусств может реализовывать дополнительные общеразвивающие программы в области искусств постольку, поскольку это не противоречит целям и задачам ее деятельности, организации образовательного процесса.

8. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной детской школой искусств. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной детской школой искусств
в соответствии с федеральными государственными требованиями[1].

Образовательный процесс по дополнительным общеразвивающим программам осуществляется в соответствии с настоящим Порядком
и порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минпросвещения России[2].

9. Детские школы искусств реализуют дополнительные общеобразовательные программы в области искусств как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

10. Детская школа искусств ежегодно обновляет дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

11. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств организуется в соответствии с утвержденными детской школой искусств учебными планами, календарными учебными графиками, на основании которых детской школой искусств составляются расписания учебных занятий по каждой дополнительной общеобразовательной программе в области искусств.

12. Календарные учебные графики дополнительных общеобразовательных программ в области искусств являются круглогодичными и включают в себя количество недель аудиторных занятий, время, предусмотренное для промежуточной и итоговой (при наличии) аттестации, и каникулы, которые являются плановыми перерывами при получении образования для отдыха детей и иных социальных целей.

13. Календарный учебный график утверждается детской школой искусств ежегодно. Основанием для изменения календарного учебного графика может быть установление периодов отмены (приостановки) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

14. Учебный год в детской школе искусств начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиками учебного процесса и учебными планами.

Перенос сроков начала учебного года более чем на десять календарных дней осуществляется в исключительных случаях по решению учредителя.

15. Расписание занятий составляется с учетом материально-технических возможностей детских школ искусств и соответствии
с санитарно-гигиеническими правилами и нормами.

Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся детских школ искусств по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.

16. Детские школы искусств самостоятельно определяют формы проведения занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся (при освоении дополнительных предпрофессиональных программ – с учетом федеральных государственных требований). Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся является локальным нормативным актом детской школы искусств.

17. Прием на обучение по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, в том числе на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами, проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами детской школой искусств в соответствии с законодательством Российской Федерации[3].

18. Прием документов по дополнительным общеобразовательным программам должен предусматривать различные способы подачи документов (исходя из технологической возможности детской школы искусств):

1) непосредственно в детскую школу искусств;

2) через операторов почтовой связи общего пользования;

3) в электронной форме (документ на бумажном носителе, преобразованный в электронную форму путем сканирования или фотографирования с обеспечением машиночитаемого распознавания его реквизитов):

посредством электронной почты организации или электронной информационной системы организации, в том числе с использованием функционала официального сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – электронная информационная система организации) или иным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

с использованием возможностей региональных порталов государственных и муниципальных услуг, являющихся государственными информационными системами субъектов Российской Федерации, созданными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (при наличии).

Информация о сроках и правилах подачи документов
на соответствующую образовательную программу должна быть размещена
в открытом доступе на сайте детской школы искусств.

19. Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств устанавливается приказом Министерства культуры Российской Федерации и предусматривает проведение индивидуального отбора в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные[4].

Детская школа искусств с учетом федеральных государственных требований самостоятельно устанавливает:

требования, предъявляемые к уровню творческих способностей и физическим данным поступающих (по каждой форме проведения отбора);

систему оценок, применяемую при проведении приема в данной образовательной организации;

условия и особенности проведения приема для поступающих с ограниченными возможностями здоровья.

20. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, могут приступить к освоению дополнительных общеобразовательных программ в области искусств в детских школах искусств со второго и последующих классов.

Поступление обучающихся в выпускные классы детской школы искусств не предусматривается.

Порядок приема обучающихся во второй и последующие классы устанавливается локальным нормативным актом детской школы искусств.

21. Прием обучающихся из других детских школ искусств, в том числе, являющихся структурными подразделениями профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, освоивших часть дополнительной общеобразовательной программы в области искусств, может осуществляться в течение учебного года при наличии свободных мест для обучения по соответствующей дополнительной общеобразовательной программе. Порядок приема обучающихся в течение учебного года определяется локальным нормативным актом детской школы искусств.

22. Детская школа искусств обеспечивает право обучающихся на освоение ими индивидуального учебного плана, в том числе на ускоренное обучение, в порядке, установленном локальными нормативными актами.

23. Порядок перевода обучающегося с одной образовательной программы в области искусств на другую определяется уставом и (или) локальным нормативным актом детской школы искусств.

Перевод обучающегося с общеразвивающей программы в области искусств на предпрофессиональную программу и с предпрофессиональной программы на общеразвивающую программу осуществляется с учетом мнения обучающихся, родителей (законных представителей).

24. Детская школа искусств может осуществлять перевод обучающихся с платного обучения на бесплатное при наличии свободных мест для обучения по соответствующей дополнительной общеобразовательной программе в области искусств.

Порядок перевода обучающихся с платного обучения на бесплатное определяется локальным нормативным актом детской школы искусств, которым устанавливаются сроки подачи обучающимися, родителями (законными представителями) заявлений на перевод с платного обучения на бесплатное, условия и приоритетность перевода обучающихся с платного обучения на бесплатное.

25. Порядок отчисления обучающихся определяется локальным нормативным актом детской школы искусств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

26. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов детские школы искусств организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.

27. Детские школы искусств создают специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ в области искусств указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

28. Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися в детских школах искусств с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья[5].

29. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки.

30. Сроки обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

31. При реализации дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков[6].

32. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых детской школой искусств) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам

33. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников детских школ искусств и порядок определения учебной нагрузки педагогических работников детских школ искусств, оговариваемой в трудовом договоре, устанавливаются детской школой искусств[7].

34. Детские школы искусств могут организовывать и проводить творческие, образовательные, просветительские, методические и иные мероприятия в порядке, установленном локальными нормативными актами.

 

III. Реализация дополнительных предпрофессиональных программ
как основного вида деятельности детских школ искусств

35. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

36. Дополнительные предпрофессиональные программы определяют организацию и основное содержание образовательного процесса в детских школах искусств с учетом:

‒ обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств (предпрофессиональных, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств);

‒ сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

37. Дополнительные предпрофессиональные программы должны быть ориентированы на:

‒ воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

‒ формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

‒ формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

‒ воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

‒ выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности; умению планировать свою домашнюю работу; осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду; формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата;

38. Учебный план дополнительной предпрофессиональной программы в области искусств определяет трудоемкость программы, выраженную в количестве часов аудиторных и самостоятельных занятий, включает перечень учебных предметов, их последовательность и распределение по периодам обучения, консультационные и пленэрные занятия, промежуточную аттестацию. Наличие пленэрных занятий в учебном плане детской школы искусств определяется соответствующими федеральными государственными требованиями.

Учебный план предусматривает объединение учебных предметов по предметным областям. Предметные области имеют обязательную и вариативную части. Вариативная часть учебного плана разрабатывается детской школой искусств самостоятельно с учетом верхнего предела нагрузки, установленного соответствующими федеральными государственными требованиями.

Учебный план включает также раздел «Аттестация», который отражает содержание итоговой аттестации и ее годовой объем в неделях.

39. При реализации дополнительных предпрофессиональных программ продолжительность учебного года устанавливается в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, которые включают проведение аудиторных занятий, консультаций, экзаменов в соответствии с объемом часов, установленным федеральными государственными требованиями, остальное время педагогических работников должно быть направлено на методическую, творческую, просветительскую работу, а также на освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.

40. В детской школе искусств с первого по выпускной классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель; в первом классе по дополнительным предпрофессиональным программам устанавливаются дополнительные недельные каникулы (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ с 5-летним сроком обучения). Летние каникулы устанавливаются в объеме не менее 8 и не более 13 недель (в соответствии с федеральными государственными требованиями к той или иной дополнительной предпрофессиональной программе), за исключением последнего года обучения.

41. При реализации дополнительных предпрофессиональных программ изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляются в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам и учебным предметам «Подготовка концертных номеров», «Подготовка сценических номеров», «Подготовка цирковых номеров» – от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

42. При реализации дополнительных предпрофессиональных программ продолжительность учебных занятий, равная одному академическому часу, определяется уставом или локальным нормативным актом детской школы искусств и может составлять 40–45 минут, в первом-втором классах – 30-35 минут.

43. Объем максимальной аудиторной учебной нагрузки по всем учебным предметам учебного плана не должен превышать 14 часов в неделю (без учета консультационных и пленэрных занятий).

44. При реализации дополнительных предпрофессиональных программ могут устанавливаться следующие виды аудиторных учебных занятий: урок (контрольный урок), прослушивание, творческий просмотр, творческий показ, зачет (технический зачет), спектакль, пленэр, репетиция, академический концерт, мастер-класс, лекция, семинар, контрольная работа, практическое занятие, лабораторное занятие.

45. При реализации дополнительных предпрофессиональных программ предусматривается внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся, которая контролируется и методически обеспечивается преподавателем. Объем времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся обосновывается в рабочих программах учебных предметов.

Максимальная аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю. Максимальный объем времени, предусмотренный для внеаудиторной (самостоятельной) работы не должен превышать 10 часов в неделю.

46. Отводимое для внеаудиторной работы время может быть использовано на выполнение обучающимися домашнего задания, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и другие), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности детских школ искусств, предусмотренных программой творческой и культурно-просветительской деятельности детских школ искусств.

47. При реализации дополнительных предпрофессиональных программ перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по итогам весенне-летней промежуточной аттестации. Обучающиеся, успешно прошедшие промежуточную аттестацию, переводятся в следующий класс на основании решения коллегиального органа (педагогического совета) детской школы искусств. Принятое решение оформляется соответствующим приказом руководителя детской школы искусств.

48. Обучающийся, успешно выполнивший программные требования по освоению дополнительной предпрофессиональной программы, допускается к итоговой аттестации, проводимой в форме выпускных экзаменов. Требования к выпускным экзаменам определяются детской школой искусств самостоятельно. Детская школа искусств разрабатывает критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с федеральными государственными требованиями.

49. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию, завершающую освоение дополнительных предпрофессиональных программ
в области искусств, выдается заверенное печатью соответствующей детской школы искусств свидетельство об освоении указанных программ. Форма свидетельства устанавливается Министерством культуры Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: