Слайд плюс куски картины




Слайд

Домашнее задание к полуфиналу олимпиады «Шедевры Русского музея».

Автор: Перевалова Анастасия Николаевна

Куратор: Захаренко Елена Евгеньевна

Тема: «Женские образы в творчестве М. В. Нестерова»

Слайд

Цели:

Раскрыть

1. Характерный «Нестеровский» женский образ через шедевр Русского музея

2.Его влияние на дальнейшее творчество художника

Задачи:

1.Изучить биографию М. В. Нестерова

2.Узнать предысторию написания картины

3.узнать мнение публики и ее влияние на карьеру художника

 

Слайд плюс портрет

«Лишь две страсти всю жизнь господствовали надо мной: страсть любовная и страсть к художеству. Обе они давали мне жизнь, смысл и вдохновение… Любви горячей, взаимной, пламенной любви к женщине и к искусству я обязан тем, что я есть…»

Слайд

 

1.Краткая биография

o "Жил я своим художеством, и, худо ли, хорошо ли, прожил жизнь с кистью в руке."

  • Михаил Нестеров- русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • Родился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1881 и 1884-1886), где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств (1881-1884), где учился у П.П.Чистякова.
  • Жил преимущественно в Москве, а в 1890-1910 - в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье.
  • Был членом Товарищества передвижников. Михаил Нестеров также был одним из членов-учредителей Союза русских художников (1903). Последний же расцвет его творчества приходится уже на 30-е годы XX века.

Слад плюс картины раннего творчества

  • 2.Творческий путь
  • В начале своего творческого пути Михаил Нестеров искал свою индивидуальную манеру в бытовом жанре. Его искусство не отличалось высоким качеством рисунка или колорита, - оно волновало начинающего художника умением проникнуть в человеческую душу. Именно поэтому его завораживало творчество художника и его учителя В. Г. Перова
  • С 1879 г. Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище ученических выставках. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Все они написаны в традициях русского передвижничества.
  • На рубеже XIX—XX веков, художник увлекается религиозной тематикой, в которой его привлекали духовность, согласие с природой, красота обрядов, аскетическая строгость монашества. Картины религиозного цикла лишены фабульности, они окрашены созерцательным любованием. Лучшие произведения этого цикла — «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890), «Пустынник» (1888), «Под благовест» (1895), «Великий постриг» (1898) и другие.

 

Слайд плюс картины с участием его жены

  • 3. Переломный момент
  • Ранняя трагическая смерть любимой жены Марии, как считал художник, стала той точкой отсчета, с которой началось становление его мировосприятия. Нестеров пытался изжить его, воскрешая любимые черты на бумаге и холсте. В 1887 году им были созданы три варианта «Царевны», а потом картина «Христова невеста» — на всех этих работах запечатлены черты лица покойной.
  • После в творчестве Нестерова появляются образы, связанные с поисками женского идеала, с раздумьями о природе женской любви и ее драматических коллизиях.

Слайд плюс сама картина

  • 4.Предыстория картины «Великий постриг» (1898)
  • В 1890 году профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве, пригласил Михаила Васильевича принять участие во внутреннем оформлении храма. Художник колебался; он, как и многие тогда, знал о работах Васнецова во Владимирском соборе, был им увлечён, но в планах Нестерова была новая картина, и, кроме того, он собирался в Петербург.
  • В Киеве Михаилу Васильевичу предстояло прожить много лет. Кроме росписей в соборе, которые принесли ему заслуженное имя, он писал и картины. Был увлечён жизнью старообрядцев, и создал свой знаменитый цикл, где сверкала жемчужиной картина «Великий постриг».
  • Создавая эту картину, художник держал в памяти другую картину –– из романа «В лесах» Мельникова-Печерского.
  • Отрывок из романа:

Клетка! Одно только и есть в ней окошко –– в природу. Сколько звуков там, сколько чувств! Там все в празднике звонком, там каждая пташка парой живет и гнедо свое строит, –– песни с утра до ночи!

Но и в скит, в тюрьму, не всякую девицу примут. Без денег не допускают к спасению. Разве что в черные трудницы –– работницы вечные. Тайной ноченькой дитя родилось у девицы. Глянуть не дали, увезли куда-то. А вокруг весна, жизнь из каждой ложбинки и почки на свет торопится, а девица заживо с жизнью прощается. Заживо отпоют ее, мирского человека. Выстригут крест на маковке, облекут в одежды черные, станет она инокиней, век будет вековать в постах и молитвах. Лучше б в могилу сразу! Мечется инокиня в душной келье, головой бьется о стену: зачем не послушалась милого дружка, не вышла замуж «уходом», повенчавшись в православной церкви? Батюшка бы простил, когда бы в ноги ему поклонилась, с родным внуком к нему пришла.

Строгий пост, удручённые плоти. Реже и реже встает в памяти милый друг, –– высохла, вытянулась инокиня. Отжила для мира. Затихло горячо любившее сердце.

«Я окончил картину «Великий постриг». Она помогла мне забыть мое горе, мою потерю, она заполнила все существо мое. Я писал с каким-то страстным воодушевлением!»
Он многое в своем творчестве склонен был объяснять событием личной жизни: потрясшей его смертью жены Машеньки. Он, как та девица, отданная отцом «на исправление» в скит, тоже был влюблен. Родители не хотели Машу, и он женился поперек их желания. Но когда Маша умерла, родители все поняли, слезами омыли свое упрямство, молили прощения у сына, и он просил у них прощения за себя и за Машу.

Слайд плюс автопортрет

5.Другая Легенда

Другие утверждают, что картина не имеет никакого отношеия к прошлым событиям его биографии, а была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Он испытал, по его словам, "молниеносную любовь". В Кисловодске он встретился с девушкой, - она была певицей и выступала с гастролями в местной опере, - и был захвачен не красотой ее, а чем-то глубоко скрытым, тайной внутренней жизни. "Через веселую остроумную речь сквозил ум и какая-то далекая печаль. В глазах эта печаль иногда переходила в тоску, в напряженную думу...". Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты.

слайд плюс куски картины

6.Описание Картины

Мы ощущаем едва слышную поступь печальной процессии, в сопровождении которой, поддерживаемая под руки старыми монахинями, идет на постриг молодая женщина. Пережив любовную драму и не найдя своего счастья, ищет она забвения в затерянном среди глухих лесов скиту. Противоположность ей, уже смирившейся со своей судьбой, являет идущая впереди девушка-послушница со свечой – «чистая голубица», как отзывался об этом образе сам Нестеров. Ее облик, отмеченный нежной, юной красотой, словно символизирует неумирающую надежду. Настроениям людей вторит один из лучших в наследии мастера пейзаж, в хрустальной весенней прозрачности которого есть какая-то особенная очúщенность, просветленность. В «Великом постриге» –– глубокая человеческая драма. Стройные девушки с тонкими, строгими лицами. Одна –– совсем девочка, сирота, которую отдают в скит, избавляясь от лишних хлопот. Какими же мрачными выглядят одежды монахинь, сопровождающих девушек под иноческие ножницы! Как страшны, должно быть, «голубицам» тяжелые удары церковного била! Похоронная процессия.

Но красота весенней природы дарит надежду: из скитов тоже случались «уходы», и, может, кому-то из «голубиц» повезет, еще наладится их молодая жизнь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: