Отношение Острогорского к современным семьям




Анализируя состояние современной ему российской семьи, Острогорский не без тревоги замечает, что она переживает серьезную трансформацию, так как «склад семейной жизни» за последние 40-50 лет значительно изменился. Патриархальность, домоседство, все это уходит в прошлое, равно как и прежняя «замкнутость» семейного круга. Жизнь стремительно обновляется, «поколения, разнящиеся всего на десятилетия», становятся «не схожи между собой». «При этих условиях у каждого члена семьи - и, прежде всего, у отца с матерью - являются свои интересы, свое общество, свои избранники и друзья <...> и в результате общение родителей с детьми стало меньше, оно осталось возможно главным образом в ранние годы детства, уже с 10-12 лет дети подвергаются обильным внешним, внесемейным влияниям».

 

 

Важность в воспитании детей обоих родителей.

Острогорский отмечает, «детское сердце вполне способно вместить любовь и к отцу, и к матери», поэтому очень важно, чтобы взаимные отношения обоих родителей «не заключали в себе ничего, что оскорбляло бы чувства детей». ученый подчеркивает, что в глазах детей «родители должны быть равны, оба хороши, каждый по-своему. Пусть дети знают, что родители оба интересуются детьми, любят их и желают им добра». При этом педагог не исключает необходимости следованию сыновей примеру и совету отца, а дочерей - матери. Это также естественно, как различия между мужскими и женскими обязанностями, существующими в обществе.

Так, ученый полагает, что оба родителя в равной степени несут ответственность за то, каким вырастет их чадо. Безусловно, важнейшие заботы по уходу за детьми и их первоначальному воспитанию ложатся на мать потому, что она в состоянии отдать им больше времени, чем отец, потому, что по традициям она больше привыкла к этому, а по натуре может внести в это больше нежности, мягкости, ласки и внимательности. именно положительное нравственное влияние матери в первые годы жизни так важно для ребенка. Однако отец при этом не должен превращаться «в простого кормильца, добытчика средств для семьи». Он также должен нравственно поддерживать своих детей, заниматься с ними и быть тем авторитетом, к мнению которого дети должны прислушиваться.


 


 

Труды

· «Педагогические экскурсы в области литературы»

Глубоко оригинальный характер имел изданный им в 1897 г. сборник «Педагогические экскурсии в область литературы». В нем автор поставил вопросы нравственного воспитания детей, индивидуального подхода к ним, взаимоотношений учителя с учащимися, общие проблемы образования и обучения

 

· «Образование и воспитание»(1897)

Образование и воспитание отнюдь не тождественные понятия. Обучение, преподавание, образование имеют в виду умственные силы, воспитание — убеждения и характер человека. Образование дает человеку знания, навыки, методы умственной работы, понимание причинной связи явлений, обобщения, систему знаний и прочее. Воспитание имеет в виду поведение человека, свойство его отношений к другим людям, определяемое общим его миросозерцанием. Руководящим началом его поведения служат отнюдь не все идеи и обобщения, ставшие достоянием его ума, но только перешедшие в убеждения. Выработка же убеждений есть акт не одной умственной, а всей психической работы, не одного ума, а и чувства, и объектом ее служит весь сложный запас впечатлений как органического, так и внешнего происхождения. Факт как бы то ни было таков, что семья и общество ждут от школы, что в ней молодежь не только получит образование, что она не только выведет ее на дорогу к самовоспитанию и наметит ей, как задачу, твердые убеждения и цельное нравственное миросозерцание, но что молодожь прэлдег в ней и элементарную школу общественной жизни. Не правы те родители, которые считают свои обязанности исполненными, раз юноша пристроен в школу, но тот, кто смотрит на школу, как на пособницу семье в воспитании детей, имеет на то полное основание.

· «Семейные отношения и их воспитательное значение»

Отношения человека к другим людям в известной и, может быть, значительной мере определяются его темпераментом, или, как говорят, его натурой. Есть люди по натуре добрые, самолюбивые, гордые, властные, и часто они остаются такими до гробовой доски, несмотря на то что жизнь дает уроки, которые должны бы были научить их совсем иному отношению к людям. Добрый человек верит в добро и в людей, несмотря на то что его обманывают, что эгоизм и людская черствость эксплуатируют его, что на каждом шагу за добро ему платят злом. Горделивый высоко несет свою голову, несмотря на то что судьба жестоко обсчитала его и поставила в общественное положение, которым не приходится гордиться. Видя деспотизм окружающих, человек должен бы привыкнуть к общему поклонению, к страху перед ним, а он благодаря своей натуре вырастает гуманнейшим человеком, возмущающимся насилием и протестующим против унижения ближнего.

· «Образцовый учитель»

В общественно-педагогической публицистике 60-70-х годов XIX века статьи А. Н. Острогорского имели большой общественный резонанс

· «Личность воспитателя в деле воспитания» (1868)

 

Заключение

Таким образом, изучив работу А. Н. Острогорского, мы можем выделить ключевые приоритеты его концепции родительского воспитания детей. На наш взгляд, такими приоритетами являются:

- обоснование процесса «естественного» родительского воспитание детей в семье;

- представления о «нормальной семье» как источнике благополучия детей и родителей;

- идея сочетания в процессе развития личности ребенка его самовоспитания и влияния личностей родителей;

- двуединство природной и социокультурной составляющей процесса формирования личности («натуры» и «опыта»);

- нравственное воспитание как основа становления личности ребенка;

- значение примера родителей, необходимость постоянного нравственного самоусовершенствования отца и матери;

- необходимость совместной работы обоих родителей в деле воспитания детей;

- приоритет духовных ценностей над материальными в воспитании детей;

- период раннего детства как наиважнейший этап воспитательных воздействий родителей;

- обоснование идеи «равноправия» детей с другими членами семьи;

- созидание в семье атмосферы взаимной любви, понимания и уважения, умение родителей «жить жизнью» каждого своего ребенка, быть ему другом и мудрым наставником;

- выявление пороков родительского воспитания («искусственность», «эгоизм») и обоснование способов их преодоления;

- обоснование необходимости взаимодействия семьи и школы в деле воспитания детей.

Следовательно, стержневой идеей, составляющей концепцию родительского воспитания детей А. Н. Острогорского, является признание ребенка личностью, имеющей свои природные задатки, индивидуальный творческий потенциал, уникальное сочетание черт характера и способностей. Поэтому основная задача родительского воспитания заключается в том, чтобы бережно раскрыть этот потенциал, сохраняя его своеобразие, и дать растущему человеку возможность воплотить в своей жизни лучшие свои дарования, помочь найти свое предназначение в мире. А для этого необходимо с самого раненного детства окружить ребенка любовью и заботой, дать ему твердые нравственные убеждения и пример достойного поведения. именно в этом и заключается «естественное» воспитание детей в «нормальной» семье.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: