Что же нужно делать в процессе семейного воспитания ребенка?




В профилактике правонарушений»

«Только муж и жена вместе,

Образуют действительность человека»

Немецкий философ Л.Фейербах

(1804-1872)

Семья – это источник духовного развития ребенка. Известно, что самые первые годы жизни человек проводит в семье, «впитывает» в себя царящую в ней атмосферу. Ребенок как личность начинает формироваться именно в семейном кругу. Все замечали, как 2-3-4 летний малыш быстро выучивается «копировать» взрослых членов своей семьи, усваивает принятые в семье взгляды и установки? А ведь эти полученные навыки остаются с ребенком на всю жизнь, это своеобразный «фундамент» его дальнейшего мировосприятия. Какова же роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений?

Любая семья – это сложившийся коллектив с определенными правилами и установками. Только в семье ребенок получает «безоговорочную» любовь и заботу своих близких – за один «факт» своего существования. И вместе с тем, семья оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, причем это влияние может принести как пользу, так и вред.

Например, какого ребенка может воспитать нервный вспыльчивый отец? Только такого же нервного неуверенного в себе человека. А мама, слишком опекающая свое «чадо», вряд ли вырастит самостоятельную дочку или заботливого (не только о себе, любимом) сына.

Роль семьи в воспитании ребенка – это подтверждение личными примерами, исходящими от мамы, папы и прочих родственников. Это очень важно, поскольку одни лекции на тему «как правильно делать», не подтвержденные реальными поступками, не принесут должного результата. Соответственно, если родители будут показывать плохой пример детям, то они будут способствовать тому, что ребенок будет нарушать все созданные в социуме правила и наоборот – хороший пример позволит предотвратить правонарушения, где бы то ни было.

Таким образом:

v Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.

v Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.

v Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.

v Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.
И наоборот:

v Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.

v Если ребенок живет в атмосфере враждебности, он учится воевать.

v Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.

Что же нужно делать в процессе семейного воспитания ребенка?

  • Уделять время для разговора с ребенком
  • Участвовать в его повседневной жизни – проблемах и достижениях, удачах и неудачах
  • Направлять (а не «давить») ребенка на самостоятельное решение разных ситуаций
  • Уважать ребенка как личность (хотя и менее опытную, чем родители)

Составными частями содержания семейного воспитания являются известные общие направления воспитательной деятельности:

Физическое воспитание в семье основывается на поддержании здорового образа жизни, включает в себя четкий распорядок дня, регулярные физические упражнения и т.п.

Умственное воспитание предполагает постоянный интерес всех членов семьи, прежде всего родителей, к знаниям, стимулирование потребности ребенка в их приобретении и обновлении. Большинство исследователей убеждены, что 50% способностей человека к обучению развиваются в течение первых четырех лет жизни. И еще 30% - до восьми лет. Поэтому именно семья, а не школа является наиболее важным образовательным учреждением, и самые важные наставники – родители, а не учителя.

Нравственное воспитание в семье – закладывает фундамент духовного мира личности, ее поведения. В русском созерцании нравственность человека начинается с почитания отца, родителей, любви к ним, с выполнения сыновнего долга и продолжается путем поддержания братских отношений между людьми.
Эстетическое воспитание призвано формировать понимание прекрасного в окружающей жизни, ценить его, а также уже с детских лет развивать художественные таланты и способности.

Трудовое воспитание создает одну из самых надежных гарантий успешного преодоления трудностей, ожидающих каждого человека на его жизненном пути.

Важно, чтобы ребенок осознал, что только в труде можно правильно познать себя и окружающие нас предметы, укрепить свои физические и моральные силы.

Воспитание трудолюбия, уважения к труду, трудовых навыков необходимо начинать с ранних лет. При правильной организации трудового воспитания у детей могут быть достигнуты немалые успехи в их нравственном воспитании, в формировании у них интереса к труду, положительного отношения к нему, желания принимать в нем участие, а также формировании навыков, умений необходимых для различных видов трудовой деятельности.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Нельзя слишком опекать детей и делать всё за них. По этому поводу хочу прочитать вам притчу.

Урок бабочки

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать. Мораль данной истории сводится к следующему: родителям, даже при всем их желании, нельзя выполнять работу за своего ребенка. Он сам должен познать все прелести жизни, извлечь из них урок и чему-то научиться.

Незаменима роль семьи в формировании знаний, навыков, привычек семейной жизни. В этом деле именно семья остается главным источником воспитания. Только в семье рождаются супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности.

В семье на примере матери девочка получает первые уроки женственности, а мальчик на примере отца – мужественности. Родители, дополняя друг друга, обеспечивают решение разнообразных воспитательных задач.

Отец формирует такие качества, как энергичность, сила, смелость, ответственность.
Мать воспитывает в детях другие, но не менее важные для жизни качества – сердечность, доброту, снисходительность т.п. И те и другие группы качеств являются духовной основой семейной жизни.

Несомненно, что семейное воспитание во всех его формах – это нелегкий упорный, повседневный труд, а успех этого дела во многом зависит от ясного понимания его целей и содержания, а также от сознания ничем незаменимых его возможностей.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: