Психолог Мария Никифорова: Подростки не знают, как получить удовольствие от жизни, потому и «играют со смертью»




В СМИ, да и на государственном уровне в последнее время активно обсуждаются смертельные игры подростков, в которые они втягиваются через соц. сети. «Групп смерти» на просторах интернета уже, как известно, немало.

К счастью, официально на Новгородчине не зафиксировано ни одного случая суицида ребенка, совершенного по призыву кураторов через мировую паутину. Специалисты же это называют не иначе, как войной психологов с психологами. Ведь одни толкают подростков на такие действия, а другие потом пытаются их из этой ситуации «вытащить».

О том, почему у молодежи возникает интерес к подобным группам, да и в целом о проблемах воспитания корреспонденту ИА «Великий Новгород.ру» рассказала педагог-психолог Новгородского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Мария Никифорова. Подробнее – в нашей традиционной рубрике «ПРАВО АВТОРА».

ВНру: Мария Анатольевна, в чем причина интереса детей к «играм со смертью»?

М.Н.: В определенной мере ребята не знают, чем себя занять, не знают, как получить удовольствие от жизни. Ну, и вообще они не ценят саму жизнь, как первостепенную ценность. Это нам говорит о том, что в семье и школе не говорят о том, как классно жить, как классно получать новые знания, общаться с друзьями, познавать мир.

Я люблю личные примеры. У меня все очень дисциплинированно в жизни. Чему я и детей учу, что должна быть внутренняя и внешняя дисциплина. Дисциплина – это не нарушение правил, а отсечение всего ненужного. Внутренняя дисциплина – это когда мы говорим: что мне надо в жизни и что пригодится. И у ребят сейчас очень такое минимальное в этом плане количество информации.

ВН.ру: Вы сталкивались с зависимостью детей от таких игр?

М.Н.: Конкретно по этим играм нет. Но с 1999 года я занимаюсь первичной и вторичной профилактикой аддиктивного поведения – все, что касается компьютерно-игровой, наркотической, алкогольной зависимости и табакокурения. И мною было очень много создано программ и сейчас создаю и внедряю.

Вообще, я очень люблю работать с трудными подростками через игровые подходы, которые помогают ребятам увидеть привлекательность этой жизни. Любая проблема подростка – это, в первую очередь, проблема родителей, которые, не потому что не хотят, а не умеют, не знают, как заинтересовать жизнью, как разобраться с проблемой свободного времени подростка, что сделать для того, чтобы у него была цель и он ее планомерно достигал. К сожалению, с этим мы очень часто сталкиваемся.

ВН.ру: К вам обращаются за помощью?

М.Н.: Конечно. Определенную работу я провожу в одном из техникумов Великого Новгорода. И я все время сталкиваюсь с тем, что ребята говорят: «Алкоголь абсолютно незазорно пить», «У меня приходит друг из армии, а что нам делать? компот пить? и на новый год вместо шампанского газировку что ли?». Я никогда не спорю, мы всегда ведем здоровый диалог, как алкоголь влияет на организм, особенно, на подростковый, мальчиковый. Обсуждаем, какие есть альтернативы, как справить праздники. Как отказаться, когда тебе предлагают употребить? Плюс есть определенная часть ребят с игровой зависимостью. А игровая зависимость – это уход в мир иллюзий, это показатель для любого психолога, для любого взрослого о том, что ребенок себя неадекватно чувствует в мире реальном. Ну, и конечно, еще и о том, что родители, чтобы сделать свои домашние дела, сажали ребенка за компьютер, у телевизора…

У меня маленький ребенок, он очень мало времени проводит не то, что с компьютером или телефоном, он мало времени смотрит мультики. И никогда не смотрит один, потому что важно с детьми проговаривать сюжет, героев, начало, завершение, кто понравился, почему? Предоставлять ребенку возможность как можно больше говорить.

ВН.ру: Педагоги в школах должны обсуждать с детьми и игры эти, и различные другие виды зависимостей?

М.Н.: Мне кажется, если мы говорим о профессионализме, каждый должен заниматься своим делом. Если у тебя не нарушены взаимоотношения с классом, если ты хорошо проинформирован по этой проблеме, если у тебя хороший опыт, тогда надо об этом говорить. Но не для того, чтобы привлечь внимание, а чтобы показать последствия, показать альтернативу.

Я в своей работе использую мультипликационные фильмы, фильмы, снятые наркоконтролем. Но мы всегда все обсуждаем. Это работа не на один час и делать это надо не для галочки. Если мы не скажем, то дети все равно обсуждают и могут прийти к неправильным выводам.

ВН.ру: С какой чаще всего вы сталкиваетесь проблемой?

М.Н.: Очень много, к сожалению, курят. Я им говорю: «Когда ты приходишь в магазин и покупаешь сигареты, ты говоришь о том, что дайте мне, пожалуйста, еще рак легких, плохой запах, проблемы с зубами, кожей, раннее старение, отсутствие рядом достойной девочки?» Потому как сейчас достойные девочки хотят строить взаимоотношения с молодыми людьми, не зависимыми от чего-либо. Мы всегда говорим вот о таких последствиях.

Сейчас многие работодатели заинтересованы в людях без зависимостей – без перерывов на перекуры, больничные. Мы говорим о перспективах. Чтобы они имели представление, что пагубные привычки – это не модно. Очень здорово, что у нас везде запретили курить.

ВН.ру: Какой бы совет вы дали родителям, чтобы они оградили своих детей от суицидных игр?

М.Н.: Завлечь можно того ребенка, с которым родители не общаются, не любят, не уделяют ему внимания. Потому как я не представляю, как можно не знать, в какие игры играет твой ребенок, на каких он сайтах?! Я не говорю о том, что надо проверять. Ни в коем случае. Есть разные модели присоединения: «Ой, как здорово, давай вместе время проведем, а что это за сайт – расскажи, почему он тебя интересует».

И, вообще, в здоровой семье, где формируется хорошее ценностное отношение к жизни, ребенку никогда не захочется уйти из жизни. Он любит себя, родителей, у него есть цель и т.д. Ведь в таких группах, в основном, дети из асоциальных семей. Не обязательно пьющие. Асоциальные – это те, где мало внимания уделяется детям. Соответственно, родители ни о чем не разговаривают, кроме того: «как дела в школе, ты поел – попил, что надо купить» и т.д. Я всегда говорю: «лучше не поджарить котлеты вечером, пускай все без ужина сидят, а это время провести рядом с ребенком». И никогда там он сидит на кресле, а вы где-то. Всегда рядом, всегда обнимашки, всегда целовашки, всегда «люблю тебя». Мы с ребенком всегда, когда засыпаем, говорим: «и теперь весь мир пускай подождет». А когда просыпаемся, говорю: «а теперь нам и целого мира мало».

ВН.ру: А разве не самая актуальная проблема, что родители все меньше времени уделяют детям?

М.Н.: Да, это актуальная проблема. Например, на базе нашего центра работает родительский клуб. Таких групп, на мой взгляд, должно быть как можно больше.

ВН.ру: А родители за помощью обращаются часто?

М.Н.: Недавно были родители, которые признаются, что не знают другой модели поведения, кроме как крик, иногда поколачивают. Я говорю: «приходите – будем работать». Потому как дети – это наше зеркало: через пару лет вы столкнетесь с тем, что дети по отношению к вам будут вести точно также.

Я всегда говорю: родитель не должен быть памятником - держу себя под контролем, безэмоциальный. Ребенок должен читать нашу эмоцию. Это не должен быть крик, но он должен чувствовать интонацию.

ВН.ру: Обычная ситуация, когда родители говорят: он меня не слышит, никак не реагирует, только когда ору…

М.Н.: Сразу вопрос и вам: а что вы сделали для того, чтобы он тебя услышал? Родительство, на мой взгляд, - это хорошая возможность проявить свои актерские способности. Он должен маму уважать? Должен. Но это мама должна бегать в магазин, предоставлять выбор, чтобы он был самостоятельным. Но чтобы у него не было «винегрета» в голове, должен быть режим дня, должна быть занятость интересная. Крик – это не выход. Он будет привыкать, что на него кричат, он по-другому будет не слышать. А потом в ответ будет также кричать и будет Содом и Гоморра или Последний день в Помпее. Такое во многих семьях встречается.

ВН.ру: С какими проблемами к вам обращаются?

М.Н.: Конфликты в семье, проблемы детско-родительских отношений, обучения, уверенности в себе. Еще бабушка надвое сказала: ребенок должен иметь пятерку по математике или он должен быть уверенным в себе лидером, у которого есть цель, и он к ней идет? Что ему больше понадобится: вторые личностные качества или первые заученные теоремы?

ВН.ру: Вы меняете стереотипы в головах родителей?

М.Н.: Я не меняю, я показываю, как более правильно. Я всегда говорю: «все можно решить, кроме двух вещей: ни одной секунды и смерть». Все остальное – в наших руках, если мы хотим что-то менять.

ВН.ру: То есть родители должны взглянуть сначала на себя со стороны?

М.Н.: Если ребенок долюблен, какая ему разница, что там говорит какой-то дядя? Если у него этих ласковых слов, слов, которые подвигают на успех достаточно, то он никогда не уйдет на улицу. Здесь не обязательно иметь психологическое образование, главное - хотеть создать такую атмосферу в семье, чтобы хотелось там быть, создать такую зону общения, где бы хотелось общаться, делиться.

Я говорю всем родителям: уходите от стандартных фраз: «как у тебя дела в школе? покажи мне дневник». Ну, хотя бы переставьте слова местами. И вам надоедает, и детям. Почему дети начинают кричать? Да, потому что им вот это «покажи дневник», не, у них теперь электронный и родители, увидев, кричат: «это что такое?!». Здесь надо в большей степени работать не с детьми, а с родителями.

Такого не бывает, что ребенок учится на пять, принимает активное участие в школьной жизни, с мамой на дачке копает картошку и еще успевает играть в компьютерные игры. Ну, не бывает такого! Что такое зависимость? Это то первостепенное, что есть в жизни человека, без чего он не может уже даже на физиологическом уровне обходится.

Беседовала Юлия Гончаренк

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: