Исходные данные по практической работе.
1. Списочный состав в АТП по маркам и моделям по вариантам:
Таблица 1. Структура подвижного состава АТП
Марка автомобиля | Тип автомобиля | 7 вариант |
КАМАЗ-4308 | Бортовой | |
ЗИЛ-433110 | Бортовой | |
ЗИЛ-ММЗ-2502 | Самосвал |
Таблица 2. Показатели пробега автомобилей.
Марка автомобиля | КАМАЗ-4308 | ЗИЛ-433110 | ЗИЛ-ММЗ-2502 |
Тип автомобиля | Бортовой | Бортовой | Самосвал |
Пробег с начала эксплуатации (тыс. км.) | |||
Среднесуточный пробег (км) | |||
Число дней работы в году |
Таблица 3. Условия эксплуатации подвижного состава.
Параметр | 7 вариант |
Дорожное покрытие | Д1 |
Рельеф местности | Р2 |
Условия движения | У3 |
Природно-климатическая зона | Очень холодный |
Исходными данными при планировании технического обслуживания (ТО) и капитального ремонта (КР) являются:
а) подвижной состав АТП по маркам и моделям (табл.1)
б) пробег и число рабочих дней (табл.2)
в) условия эксплуатации автомобилей (табл.3)
г) нормативные данные, регламентирующие ТО и КР.
Для обеспечения работоспособности автомобилей в тяжелых условиях, требуется большие трудовые и материальные ресурсы. Поэтому периодичность ТО рассчитывается с учетом определенных условий эксплуатации автомобилей через коэффициенты корректирования Крi. Корректирование нормативных данных для i-й марки.
Нормативные данные без корректировки (из таблицы) можно принимать в следующих случаях:
1. При первой категории условий эксплуатации (дорога с асфальтобетонным или бетонным покрытием, рельеф – равнинный, слабохолмистый и холмистый, движение за пределами города.
2. Использование транспорта в умеренном климате.
3. Пробег с начала эксплуатации 50-70% от пробега до первого капитального ремонта.
4. Работа транспорта в составе автотранспортного предприятия, имеющего 200-300 автомобилей трех технологически совместимых групп, для которых применимы одинаковые посты, оборудование и квалификация персонала при проведении ТО.
Корректирование нормативных данных.
С учетом действительных условий эксплуатации, производится корректирование периодичности ТО, пробега КР, трудоемкости ТО и ТР. Корректирование нормативных данных для i-й марки автомобиля, производится с использованием коэффициентов, учитывающих, условаия эксплуатации (К1), природно-климатические условия (К3), пробег автомобилей с начала эксплуатации (Кв) и размер транспортных предприятий (К5).
При определении периодичности ТО коэффициент корректирования:
KP1=K1*K3 (3)
При определении пробега до КР коэффициент корректирования:
KP2=K1*K2i*K3 (4)
При определении трудоемкости ТО коэффициент корректирования:
KP3=K2i*K5 (5)
При определении трудоемкости ТР коэффициент корректирования:
KP4=K1*K2i*K3*K4i*K5 (6)
Значения коэффициента K1 определяется в зависимости от категории условий эксплуатации и вида корректируемого норматива из табл.4.
Таблица 4 – Коэффициент корректирования К1 нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации
Категория условий эксплуатации | Вид норматива | ||
Периодичность ТО | Удельная трудоемкость ТР | Ресурс до КР | |
I | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
II | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
III | 0,8 | 1,2 | 0,8 |
IV | 0,7 | 1,4 | 0,7 |
V | 0,6 | 1,5 | 0,6 |
Категория условий эксплуатации, характеризуемая дорожным покрытием Д, рельефом местности Р и условиями движения У, определяется по табл.5.
Таблица 5 – Классификация условий эксплуатации
Категория условий эксплуатации | Условия движения | ||
У1 | У2 | У3 | |
I | Д1 – Р1, Р2, Р3 | - | - |
II | Д1 – Р4 Д2 – Р1, Р2, Р3, Р4 Д3 – Р1, Р2, Р3 | Д1 – Р1, Р2, Р3, Р4 Д2 – Р1 | - |
III | Д1 – Р5 Д2 – Р5 Д3 – Р4, Р5 Д4 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д1 – Р5 Д2 – Р2, Р3, Р4, Р5 Д3 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д4 - Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д1 - Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д2 – Р1, Р2, Р3, Р4 Д3 - Р1, Р2, Р3 Д4 – Р1 |
IV | Д5 - Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д5 - Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д2 – Р5 Д3 – Р4, Р5 Д4 – Р2, Р3, Р4, Р5 Д5 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 |
V | _ | Д6 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | - |
Дорожные условия:
Д1 – усовершенствованные капитальные (цементобетонные, монолитные, железобетонные или армированные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на битумном основании);
Д2 – усовершенствованные облегченные (из щебня, гравия и песка, обработанные вяжущими материалами, из холодного асфальтобетона);
Д3 – переходные (щебенчатые и гравийные);
Д4 – переходные (из грунтов и местных каменных материалов, обработанных вяжущими материалами, мостовые из булыжника, зимники);
Д5 – низкие (грунт, укрепленный или улучшенный добавками, лежневое и бревенчатое покрытие);
Д6 – естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и отвальные дороги, подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.
Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):
Р1 – равнинный (до 200м);
Р2 – слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);
Р3 – холмистый (свыше 300 до 1000 м);
Р4 – гористый (свыше 1000 до 2000 м);
Р5 – горный (свыше 2000 м);
Условия движения:
У1 – за пределами городской зоны (более 50 км от города);
У2 – в малых городах (до 100 тыс. жителей);
У3 – в больших городах (более 100 тыс. жителей).
Значения коэффициента К2i для i-й марки автомобиля принять из табл.6.
Таблица 6 – коэффициент корректирования K2i нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы
Подвижной состав | Трудоемкость ТО и ТР | Ресурс до КР |
Базовый автомобиль | 1,00 | 1,00 |
Седельный тягач | 1,10 | 0,95 |
Автомобиль с одним прицепом | 1,15 | 0,90 |
Автомобиль с двумя прицепами | 1,20 | 0,85 |
Автомобиль-самосвал при работе на плечах свыше 5 км | 1,15 | 0,85 |
Автомобиль-самосвал с одним прицепом или при работе на плечах до 5 км | 1,20 | 0,80 |
Автомобиль-самосвал с двумя прицепами | 1,25 | 0,75 |
Специализированный подвижной состав | 1,10-1,20 | - |
Таблица 7 – коэффициент корректирования К3 нормативов в зависимости от природно-климатических условий
Район | Периодичность ТО | Уд. Трудоемкость ТР | Ресурс до КР |
Умеренный | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Умеренно-теплый, умеренно-теплый влажный, теплый влажный | 1,0 | 0,9 | 1,1 |
Жаркий сухой, очень жаркий, сухой | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
Умеренно холодный | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
Холодный | 0,9 | 1,2 | 0,8 |
Очень холодный | 0,8 | 1,1 | 0,7 |
Значения коэффициента корректирования К4i принимают из табл. 8 в зависимости от пробега автомобиля i-й марки с начала эксплуатации (см. табл.2).
Таблица 8 – Коэффициент корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта K4i в зависимости от пробега с начала эксплуатации
Пробег с начала эксплуатации в долях нормативного пробега до КР | Автомобиль | ||
Легковой | Автобус | Грузовой | |
До 0,25 | 0,4 | 0,5 | 0,4 |
Свыше 0,25 до 0,50 | 0,7 | 0,8 | 0,7 |
Свыше 0,50 до 0,75 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Свыше 0,75 до 1,0 | 1,4 | 1,3 | 1,2 |
Свыше 1,0 до 1,25 | 1,5 | 1,4 | 1,3 |
Свыше 1,25 до 1,5 | 1,6 | 1,5 | 1,4 |
Свыше 1,5 до 1,75 | 2,0 | 1,8 | 1,6 |
Свыше 1,75 до 2,0 | 2,2 | 2,1 | 1,9 |
Свыше 2,0 | 2,5 | 2,5 | 2,1 |
Значения коэффициента корректирования К5 варьируется в пределах от 0,8 до 1,3 в зависимости от численности автомобилей.
Расчетные значения корректирующих коэффициентов КР1, КР2, КР3 и КР4 по маркам автомобилей заносятся в табл. 9.
Таблица 9 – расчетные значения корректирующих коэффициентов
Коэффициент | Марка автомобиля | ||
КАМАЗ 4308 | ЗИЛ-433110 | ЗИЛ-ММЗ-2502 | |
КР1 | 0,64 | 0,64 | 0,64 |
КР2 | 0,56 | 0,56 | 0,476 |
КР3 | 1,1 | 0,9 | 1,15 |
КР4 | 0,58 | 0,8316 | 1,0626 |
Расчеты:
КАМАЗ-4308 Бортовой
При определении периодичности ТО коэффициент корректирования:
KP1=К1*К3=0,8*0,8=0,64
К1 берем из таблицы 4. К1=0,8
К3 берем из таблицы 7. К3=0,8
При определении пробега до КР коэф. корректирования:
КР2=К1*К2i*К3=0,8*1,0*0,7=0,56
К2i берем из таблицы 6. К2i=1,0
При определении трудоемкости ТО коэф. корректирования:
КР3=К2i*К5=1,0*1,1=1,1
К5 берем равному 1,1
При определении трудоемкости ТО коэф. корректирования:
КР4=К1*К2i*К3*К4i*К5=1,2*1*1,1*0,4*1,1=0,58
К4i берем из таблицы 8. К4i=0,4
ЗИЛ 433110 – Бортовой
При определении периодичности ТО коэффициент корректирования:
KP1=К1*К3=0,8*0,8=0,64
К1 берем из таблицы 4. К1=0,8
К3 берем из таблицы 7. К3=0,8
При определении пробега до КР коэф. корректирования:
КР2=К1*К2i*К3=0,8*1,0*0,7=0,56
К2i берем из таблицы 6. К2i=1,0
При определении трудоемкости ТО коэф. корректирования:
КР3=К2i*К5=1,0*0,9=0,9
К5 берем равному 0,9
При определении трудоемкости ТО коэф. корректирования:
КР4=К1*К2i*К3*К4i*К5=1,2*1*1,1*0,7*0,9=0,8316
К4i берем из таблицы 8. К4i=0,7
ЗИЛ-ММЗ-2502 – Самосвал
При определении периодичности ТО коэффициент корректирования:
KP1=К1*К3=0,8*0,8=0,64
К1 берем из таблицы 4. К1=0,8
К3 берем из таблицы 7. К3=0,8
При определении пробега до КР коэф. корректирования:
КР2=К1*К2i*К3=0,8*0,85*0,7=0,476
К2i берем из таблицы 6. К2i=0,85
При определении трудоемкости ТО коэф. корректирования:
КР3=К2i*К5=1,15*1=1,15
К5 берем равному 1
При определении трудоемкости ТО коэф. корректирования:
КР4=К1*К2i*К3*К4i*К5=1,2*1,15*1,1*0,7*1=1,0626
К4i берем из таблицы 8. К4i=0,7
Практическая работа №2
«Корректировка сроков технического обслуживания и капитального ремонта автомобилей»
С учетом корректирующих коэффициентов полученных в практической работе №1 проводится пересчет нормативной периодичности ТО, нормы пробега до КР, а также нормативы трудоемкости ТО и ТР по выражениям:
-периодичность ТО:
(7)
(8)
где LTO-1i, LTO-2i – соответственно пробег до ТО-1 и ТО-2 после корректирования;
где LTO-1, LTO-2 – соответственно пробег до ТО-1 и ТО-2 i-го автомобиля до корректирования (см.прил.5);
-пробег до КР:
(9)
Где LHkp – нормативный пробег автомобиля до КР до корректирования;
- трудоемкость ТО:
(10)
(11)
(12)
где ЗТто-2, ЗТто-1, ЗТето – соответственно трудоемкость одного ТО-2, ТО-1 и ЕТО после корректирования;
ЗТ.Нто-2, ЗТ.Нто-1, ЗТето – соответственно трудоемкость одного ТО-2, ТО-1 и ЕТО до корректирования (принимается из прил. 4);
-трудоемкость ТР:
(13)
где ЗТтр, ЗТ.Н. – соответственно нормативная трудоемкость ТР (на 1000 км пробега) после и до корректирования. Значения ЗТ.Нтр принимаются из прил.5.
Расчеты:
КАМАЗ-4308
-периодичность ТО, км
LТО-2i=0,64*16000=10240 км
LТО-1i=0,64*4000=2560 км
-пробег до КР, тыс. км
LKPi=0,56*300=165 тыс.км
-трудоемкость ТО, чел-ч
ЗТто-2=1,1*14,9=16,39
ЗТто-1=1,1*3,4=3,74
ЗТето=1,1*0,53=0,583
-трудоемкость ТР, чел-ч/1000км
ЗТтр=0,58*5,8=3,364 чел-ч/1000км
ЗИЛ-433110
-периодичность ТО, км
LТО-2i=0,64*16000=10240 км
LТО-1i=0,64*4000=2560 км
-пробег до КР, тыс. км
LKPi=0,56*450=252 тыс.км
-трудоемкость ТО, чел-ч
ЗТто-2=0.9*12.6=11,34
ЗТто-1=0.9*3,1=2,79
ЗТето=0,9*0,48=0,432
-трудоемкость ТР, чел-ч/1000км
ЗТтр=0,8316*5,5=4,5738 чел-ч/1000км
ЗИЛ-ММЗ-2502
-периодичность ТО, км
LТО-2i=0,64*16000=10240 км
LТО-1i=0,64*4000=2560 км
-пробег до КР, тыс. км
LKPi=0,476*450=214,2 тыс.км
-трудоемкость ТО, чел-ч
ЗТто-2=1,15*10,8=12,42
ЗТто-1=1,15*2,9=3,335
ЗТето=1,15*0,55=0,6325
-трудоемкость ТР, чел-ч/1000км
ЗТтр=1,0626*4=4,2504 чел-ч/1000км
Показатели | Марка автомобиля | ||
КАМАЗ-4308 | ЗИЛ 433110 | ЗИЛ-ММЗ-2502 | |
Пробег до ТО-1 -до корректирования -после корректирования | |||
Пробег до ТО-2 -до корректирования -после корректирования | |||
Трудоемкость ЕТО -до -после | 0,53 0,583 | 0,48 0,432 | 0,55 0,6325 |
Трудоемкость ТО-1 -до -после | 3,4 3,74 | 3,1 2,79 | 2,9 3,335 |
Практическая работа №3
«Определение количества ТО на планируемый период»
1. Определение количества ТО на планируемый период
1.1. Количество КР, ТО и ЕО на один автомобиль за цикл эксплуатации до КР
В соответствии с исходными данными (см.табл.1-3) определить количество обслуживаний каждого вида за цикл эксплуатации до капитального ремонта.
Число КР(nkp):
(1)
Число ТО-2 (nто-2):
(2)
Число ТО-1 (nто-1):
(3)
КАМАЗ-4308
Число КР
Число ТО-2
Число ТО-1
ЗИЛ 433110
Число КР
Число ТО-2
Число ТО-1
ЗИЛ-ММЗ-2502
Число КР
Число ТО-2
Число ТО-1
1.2. Количество КР, ТО и ЕО на планируемый год.
Так как пробег автомобилей за год отличается от пробега за цикл, то необходимо выполнить перерасчет полученных по формулам (1) – (3) значений. Перерасчет производится с использованием коэффициента перехода от цикла к году для каждой марки автомобиля, который определяется для автомобилей данной марки:
, где
LГ – планируемый пробег автомобиля данной марки, км;
LКР – пробег до КР автомобиля данной марки, км.
Годовое количество КР и ТО на один списочный автомобиль:
Количество сезонных ТО (СТО) на один автомобиль за год равняется двум.
Годовое количество КР и ТО на парк автомобилей одной марки составит:
где АС – списочное число автомобилей.
Суточную программу по ТО автомобилей определяют отдельно по каждому виду обслуживания для каждой марки автомобилей:
, где
m – суточное количество обслуживаний j-го вида и i-й марки автомобилей в планируемом периоде;
Д – количество рабочих дней в году участка или зоны обслуживания, выполняющих данный вид обслуживания. Для расчетов принять Д=253 дня.
Отсюда
Результаты расчетов по годовому и суточному количеству технических обслуживаний свести в табл.1.
Расчеты:
КАМАЗ-4308
ЗИЛ 433110
ЗИЛ-ММЗ-2502
Таблица 1.Расчетное количество ТО по видам обслуживания и маркам автомобилей.
Показатели | Марка автомобиля | ||
КАМАЗ-4308 | ЗИЛ 433110 | ЗИЛ-ММЗ-2502 | |
Количество автомобилей | |||
Годовое обслуживание по видам | |||
СТО | |||
ТО-1 | |||
ТО-2 | |||
ЕТО | |||
Суточная программа работ по видам ТО | |||
ЕТО | 0,3 | 0,2 | 0,2 |
ТО-1 | 15,4 | 14,4 | 14,9 |
ТО-2 | 4,6 | 4,7 | 4,7 |
Годовую трудоемкость работ по ТО определяют по выражению
, где
- годовая трудоемкость работа по j-му ТО для автомобилей одной марки, чел-ч.
При определении трудоемкости сезонного ТО необходимо учитывать, что трудоемкость СТО определяется в процентном отношении от трудоемкости ТО-2 с учетом климатического района (см.выше).
Трудоемкость работ по ТР для автомобилей одной марки определяют по выражению:
, где
- годовая трудоемкость работ по ТР для автомобилей одной марки, чел-ч.
Трудоемкость работ по самообслуживанию принимается в объеме 25-30% от суммарной трудоемкости ТО и ТР () (см.выше).
Результаты расчета трудоемкости работ по ТО и ТР нужно свести в табл.2.
Расчеты:
КАМАЗ-4308
ЗИЛ 433110
ЗИЛ-ММЗ-2502
Таблица 2. Трудоемкость работ по ТО и ремонту автомобилей чел-ч.
Показатели трудоемкости на парк автомобилей | Марка автомобиля | ||
КАМАЗ-4308 | ЗИЛ-433110 | ЗИЛ-ММЗ-2502 | |
Трудоемкость ТО-1 | |||
Трудоемкость ТО-2 | |||
Трудоемкость ТР по марке |