Русские охотничьи заговоры на порчу оружия




Приложение

 

XVII век

1. «О(т) пищали. Как сера в ухе кипит, и так бы у пищали и у винтовки во всякой и у корабина, и у пистолей, и во всяково ружья и у щара железа всякая б пул(ь)ка свинцатая и стал(ь)ная, железная и медная, и серебреная, и гароховая, и позалаченая на полке бы кипела, а изидя бы железа не сея(л)а на меня имерек и на нашу стадку».

(РЗРИ 2010: 334, № 3; заговор на пищаль (фрагмент); рукописный, калуж., из дела ротмистра Семена Васильевича Айгустова, 1688-1689 гг.).

XVIII век

2. «Лежит дорога, через тое дорогу лежит колода, по той колоде идет сам сатана, несет кулек песку, да ушат воды, песком ружье заряжает, водою ружье заливает; как в ухе сера кипит, так бы в ружье порох кипел; а он бы, оберегатель мой, по всегда бодр был; а монарх наш, царь Петр, буди проклят, буди проклят, буди проклят».

(Новомбергский 1907: 725–726 (то же: Новомбергский 1909:111,112; текст переиздан в: Смилянская 2002: 104-105, № 1719-1; Смилянская 2003: 150); «заговор от ружья» (он же проклятье Петру I); список хранился в скрыне у астраханского подьячего Григория Емельянова Кочергина; был записан под его диктовку в Зарайске 15-летним Иваном Бабушкиным, сыном Василия Бабушкина, служившего приказчиком на соляных приисках братьев Строгановых; дело 1719 г.).

 

3. «Из-за горы из-за тучи выходили семдесят бесов, выносили семдесят мешков не свинцу и не пороху, а золы от Адамовой кости. И я, раб, заряжаю ружье не свинцом и не порохом — золою. А тем делам аминя нет, небо — ключ, земля — замок».

(Дубасов 1882: 695; Шацкий у. Тамбов. губ.; дело 1772 г.; помещик князь Иван Енгалычев передал в шацкую провинциальную канцелярию рукопись, которую он изъял у своего брата Григория, вместе с доносом, в котором обвинял брата в «имении им у себя заговорных богопротивных слов»)

 

XIX век

4. «Загов[о]рные стрелцов. Не пищали ходит поп[3], не пищаль носит — колоду, не порох носит и не свинец носит — свиш[4]».

(Срезневский 1902:245, № 14; ркп. куплена в Великом Устюге, ркп. нач. XIX в.)

 

5. «Раб Божий имярек возмолюсь и помолюсь Илье Пророку. Илья Пророк, огненное возхождение, предивное удивление, залей у стрельца ружевну красоту его заряду. Будь стрелец пень, ружье его колода, порох земля, изътеки из пулки слеза и будь сыра земля и во веки веков. Аминь — трижды».

(РЗРИ 2010:725-726; ркп. 2-й четверти XIX в.; заговор, чтобы осеклось ружье у охотника или воина)

 

6. «Заговор от ружья. На море, на окиане, на острове на Буяне, гонит Илья Пророк на колеснице гром со великим дождем: над тучей туча взойдет, молния осияет, гром грянет, дождь польет, порох зальет. Пена изыде и язык костян. Как раба-рабица N. мечется, со младенцем своим не разрожается, так бы у него раба N. бились и томились пули ружейные и всякого огненного орудия. Как от кочета нет яйца, так от ружья нет стрелянья. Ключ в небе, замок в море. Аминь, трижды».

(Даль 1845: 250 (переизд.: Даль 1994: 36-37); то же: Майков 1992:134, № 320)

 

7. «Как заговорить ружье. Говори сии слова: „Ты не стрелец, ты чернец; у тебя не ружье, у тебя кочерга; у тебя не порох, а сенная труха забита палкою“».

(Виноградов 1908/1: 71, № 93; ркп. серед. XIX в. (с филигранью «1850»); найдена «на чердаке дома одного из священников Костромского уезда в клочках и обрывках старых бумаг»)

 

8. «Заговор ружья, 2-й способ. „Взойдет с ночи туча, молния сверкнет, гром ударит, дождь пойдет и огненное ружье вода нальет, обмочит огниво и порох. Не охотник идет, а поп; не стреляет, а благословляет“. Сей заговор должно читать в то время, когда охотник станет заряжать ружье; должно читать сей заговор три раза без отдыха».

(Виноградов 1908/1: 71, № 95; см. выше № 7)

 

9. «Чтобы испортить ружье у охотника. „Моисей и Елисей пророк, вон идет охотник дорогою, не ружье несет, а дубину, не из ружья стреляет, а поп рукой благословляет, не стрелец, а мертвец; будь у него в ружье порох — грязь, а дробь — хмель, чтоб палило да не валило. Тпру! Идет Адам дорогой, лежит ружье за колодой, порох — земля, камень — вода, песком замывает, водой заливает. Аминь“».

(Майков 1992:133, № 317; зап. в Симбирской губ. В. Юрловым; рукопись из архива Рус. геогр. о-ва)

 

10. «Чтобы испортить ружье у охотника. „Святый Иаков, помоги и пособи неприятелю отмстить, дать пламя от огня, от кремня. Из ружья мрак пусть будет, кремень — ледень, плашка — вода, а порох — земля; вылети у него из плашки, огня мокрая, мокрая, мокрая трава, коя не сохнет, а гниет; так бы его ружью званье, как моему безъимянному персту нет имени, так бы не было бы тебе ни зверя, ни птицы; носи его вместо осинова кола; чтобы ружью ни славы не было, ни званья, ни добра; как камень не разделяется, так бы и мои слова урочились и призорились, злодею отомстились; как он другу не желает, так и себе не получит, веки по веки, отныне и до веку, аминь, аминь, аминь и во веки аминь<...>“»

(Майков 1992:133-134, № 318;

зап. в Пермской губ. А. Луканиным; рукопись из архива Рус. геогр. о-ва)

 

11. Раздел «Ратное дело». «Пашол Ховрон в лес, Ховрон Ховроныч, жена его Ховронья, сын его не умнее вышел, как пень, и ударил в пень, порох — сажа, железо — земля, и во веки веков, аминь».

(Майков 1992: 142, № 335;

зап. в Тюменском окр. Тобольской губ. А. Виноградовым, рукопись из архива Рус. геогр. о-ва)

 

12. «Чтобы ружье осеклось у охотника. „Идет не охотник, а поп; не с ружьем, а с хрестом, не на охоту, а на благословение“. Это заклинание имеет силу только на один день».

(Лиль-Адам 1871:322; зап. в дер. Княжая Гора Лужского у. С.-Петербурской губ.)

 

13. «Чтобы отнять рон от ружья охотника „ пустое средство “ говорят крестьяне-охотники, вот оно: Когда увидишь идущего с ружьем охотника на промысел, переговори сам про себе три раза: „ Не охотник — поп, не ружье — кадило, не порох — ладан [5]“. Когда произносишь эти слова, то уши заткни средним пальцем. Сколько бы охотник птицы не увидел и не стрелял, но убить не убьет и не застрелит».

(Шилков 1880:333; зап. в Верхотурском у. Пермской губ.)

 

13а. «Из ружья мрак пусть будет, кремень ледень, плашка вода, а порох земля; вылети у него из плашки огня мокрая, мокрая, мокрая трава, коя не сохнет, а гниет; так бы его ружью званье, как моему безымянному персту нет имени; так бы не было бы тебе ни зверя, ни птицы; носи его вместо осинова кола, чтобы ни славы не было, ни званья, ни добра; как камень не разделяется, так бы и мои слова урочились и призорились, злодею отомстились; как он другу не желает, так и себе не получит веки по веки, отныне и до веку аминь; аминь, аминь, аминь и вовеки аминь».

(Собрание заговоров 1883:417; Пермская губ.;

фрагмент заговора, озаглавленного: «Слова прошения Господа Бога

на послания рабу Божию Ивану с белого света птиц и с воды рыб»).

 

14. «Заговор, чтобы ружье прицелившегося охотника дало осечку: „не стрелец идет, а мертвец, не птицу бить, но на похороны собирать“».

(Зеленин 1916:1254; рукопись из архива Рус. геогр. о-ва:

А.И. Розанов. Простонародная медицина в Саратовском уезде; получена в 1889 г.)

 

15. «Чтобы охотник ничего не убил, следует, увидя его, сказать про себя:

Это идет не стрелец с ружьем,

А поп с требником;

Он идет не птиц стрелять,

А молитву давать».

(Горбанев 1893:276; зап. в г. Ейске на Кубани)

 

16. «Заговор ружья. „Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Идет не стрелец, идет мертвец; держит не ружье, а дубину. Во веки веков. Аминь!“»

(Герасимов 1896:2, № 8;

зап. от крестьянина дер. Заречья Дмитриевской вол. Череповецкого у. Новгородской губ.)

 

17. «От ружья. Пресвятая Владычица Богородица, сохрани и помилуй меня, раба Божия (имя рек). Идет Адам дорогой и стой стрелец пенью (пнем), ружье колодой, ружье не пали крест, идет Адам дорогой, стань ружье колодой, а стрелец пенью и ложись в мать сырую землю. Ружье не пали, кремень огня не роди, а порох без огня не гори, как в гортани мокрота, так бы в ружье порох как вода, как из гортани язык не выходит, так бы в ружье пуля не выходила. Запираю, замыкаю сопротивника своего в ружье пуля. Заключив словом Господним вовеки. Аминь».

(РКЖБН 2007/4:326; корреспондент А.М. Алфеев, 1899;

Воздвиженская вол., с. Воздвиженское (Ветлужский край), Макарьевский у. Нижегород. губ.)

 

18. «Хто идет? Не стрелец с ружьем,

а поп с требником;

Он идет не птиц стрелять,

а молитву давать.

Чтобы у другого ружье не стреляло»

(РКЖБН 2007/5/3: 439(1); корреспондент П.И. Васильяновский, 1898 г.; Афанасьевская вол., Пичужский Петропавловский приход, Сольвычегодский у. Вологодской губ.)

 

19. «На море, на окияне, на острове на Буяне,

Над тучей туча взойдё, молнии сияё,

Гром грянит, дождь пойдёт, порох зальёт,

Пена изойдёт за костями.

Как раба рабица мечется с младенцем своим,

Так бы у его раба Божия N бились, томились

пули ружейные.

Всяко от огненного оружия, как от кочета

нет яйца, так от ружья нет стреляния.

Ключ в небе, замок в роте,

Кое оставил – ко словам приставил,

Кое забыл – ко словам приложил»

(РКЖБН 2007/5/3: 439(2); корреспондент П.И. Васильяновский, 1898 г.; Афанасьевская вол., Пичужский Петропавловский приход, Сольвычегодский у. Вологодской губ.)

 

ХХ век

20. «На чужую дичь». «При встрече с охотником, чтобы воспользоваться дичью, нужно отворотиться от него и сказать про себя:

Это идет не стрелец с ружьем,

А мужик с батожьем,

Не птиц себе стрелять,

А ко мне их гонять.

Идет это холоп,

Да еще с требником поп,

Не птичек стрелять,

А молитву давать».

(Вашкинский 1902, № 26, с. 4, № 4; из коллекции заговоров, записанных Ф.Д. Нефёдовым во Владимирской, Костромской и Вологодской губ.)

 

21. «Против неприятеля и всякого оружия на войне». «На море, на Океане, на острове на Буяне, шумят волны в водице, гонит Илья Пророк на колеснице: сильный ветер шумит, великий дождь идет, над тучей туча взойдет, молния сияет, гром ударяет. Когда дождь польет, зелье порох зальет. Белая пена изыдет и язык костяк выдет. Как рыба рыбица мечется с младенцем своим не разрождается, так бы у врага руки бились и пули ружейные томились, никуда не годились и помимо меня (имя рек) валились, всякое огненное орудие не стреляло и (имя рек) не хватало. Как от кочета нет яйца, так от ружья нет стрелянья. Будь ключ в небе, унеси птица лебедь, замок бросаю в море, будь же крепость в заговоре. Аминь, аминь, аминь».

(Вашкинский 1902, № 32, с. 4-5, № 54; см. выше № 22)

 

22-23. «Для порчи ружья. У зверопромышленников не редко злые люди портят ружья, благодаря чему раненая дичь уходит или улетает далеко. О таком ружье говорят — „нет рона“ или „не держит“. Чтобы так испортить ружье, злой человек читает следующие заговоры в то время, когда охотник отправляется на охоту».

1. «Стану я, раб Божий (имя), на войну противо оружий, пушки, противо различия ложи. Ты ложа колота железом. Замок — пенек, курок — сучек, порох — земля, кремень — лития». Если этот заговор прочесть при виде охотника, отправляющегося на охоту, тогда ему не убить ни одного зверя. (Записан со слов казака Курлычинской ст., Нерчинского округа, М.).

2. «Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь из дверей дверьми, из ворот в ворота, в чистое поле в зеленые луга. Вижу и слышу я, что в том поле (или в лесах) идет (или едет такой-то), не стрелец, а мертвец, за плечами везет не ружье, а гроб. Он в поле идет бить не зверя рыскучего и не птицу летучую, а палить в белый свет, как в копейку. Так отныне и до века. Аминь». (Записан со слов казака Шелопугинской ст., Нерчинского округа, Скажутина).

(Логиновский 1903:117-118; записи изустные, от забайкальских казаков)

 

24. «Чтобы испортить ружье». «„Не стрелок стреляет, а чорт мишень[6] подставляет“; сказать эти слова и плюнуть „на испашку“, т.е. через левое плечо. (По поверью, плюнуть через левое плечо значит сделать угодное черту/».

(Воскресенский 1905:46, № 9; зап. в Селогорской вол. Новгородского у. и губ.)

 

25. «Заговор на ружье и порох.

Идет Адам дорогой,

Несет в руках колоду.

Порох — грязь,

Дробь — прах.

Я в ево насцу,

Он меня не убьет,

А от мово выстрела не уйдет.

Ныне и присно, и во веки веком. Аминь».

(Виноградов 1909/2: 47, № 46; недатир. ркп., куплена летом 1907 г. на толкучке в г. Костроме)

 

26. «Заговаривание ружья от выстрела. “Не стрелок идет, не ружье несет, а скалки”. То же повторяется 3 раза».

(Овчинников 1910:29, № 12; «Иркутск. Сообщил Шибанов»)

 

27. «(Охотника портить.) Ни стрелец идёт, а старец, ни ружья несёт, кадило, не стреляет, а благословляет, все к завтрею оставляет. Старцу мяса нет, собаки белки нет, ружью твоему меты нет».

(Мансикка 1926:231, № 234; устн., текст сообщил В. Мансикке П.Л. Туев; с. Красное Пудожского у. Олонецкой губ.; в 1914 г.)

 

28. «Отвратить руже. Ляжу не помолясь, стану не благословясь, вижу — несут покойника, несёт он на плече ружё. Ето не покойник и не охотник[7] ето, несёт он не ружё, а осиновый кол, у ево оружие не порох, а зола, а в руже ево ето не свинец, а вода. Ето всё превратится снарят золой и водой».

(Азадовский 1914: 014, № 44 (=РКОФ 1977: 296, № 363). Материалы собраны М.К. Азадовским в казачьих старожильческих поселениях, расположенных по среднему течению Амура, между Благовещенском и Хабаровском зимой 1914 г.

Данный текст взят из рукописи казака Филиппа К., умершего за несколько лет до того. Рукопись (набор отдельных листков) была передана М.К. Азадовскому вдовой казака, которая взяла с собирателя клятву не называть никому его полного имени. «Заговоры рукописи, по ее же сообщению, отчасти были записаны под диктовку какого-то „шоптуна“, а часть переписана с „каких-то старых бумажек“. Этим различием источников объясняется и различие в письменной передаче одних и тех же слов» (Азадовский 1914:03))

 

29. «Глядеть на окладную (нижнюю) жердь в огороде, говорить: „Ходи, охотник, как поп ходит с кадилом!“ (Охотник никого на охоте не убьет – принесет лишь „кухту“ на плечах. „Кухта“ - снег с ветвей деревьев)».

(Серебренников 1918:26-27; Оханский у. Пермской губ)

 

30. «Порча ружья.

Встал Иван-мертвяк, пошел мертвяк,

взял клюку железную.

Как воск не горит[8],

так и порох не летит.

(РКОФ 1977:296, № 364; зап. в 1964 г. в г. Белове Кемеровской обл. от Т.Е. Кулебякина, 1902 г. р., сибиряка-чалдона)

 

31. «Пойдет охотник на охоту, а другой охотник ему в спину скажет: “Это не охотник, а поп с кадилом, он будет не стрелять, а кадилом кадить”. И никогда этот охотник ничего не убьет».

(РЗЗ 1998:229, № 1363; зап. от Ф.В. Карпова, 1909 г.р., в дер. Матрук Ленского р-на Архангельской обл. в 1973 г.)

 

32. «Порча ружья.

Это не охотник идет, а поп,

Он не ружье несет, а кадило.

Он не птицу стрелять,

а время провожать.

Три раза подумать так — ружье не выстрелит»

(РКОФ 1977:297, № 365; зап. в 1974 г. в г. Красноярске от К.И. Генераловой, 1905 г.р.)

 

33. «Чтоб не повезло на охоте. (Заговор ведется двумя лицами, повторить три раза.)

Первое лицо: Кто идет?

Второе лицо: Охотники.

Первое лицо: Куда идут?

Второе лицо: Стрелять.

Первое лицо: Не стрелять, а дичь пужать. Пускай свои ружья налескуют*.

(Снять кальсоны и помахать ими в сторону охотников.)

(* Налесковать — возможно, от глагола „ляскать“ (хлопать, щелкать и т.п.))[9]».

(Новиков 2009: 508, № 958; устн., зап. от Е.Д. Бондарева, 1887 г.р., в с. Ужусаляй Йонавского р-на Литвы в 1977 г.)

 

34-35. «Формулы с упоминанием церковнослужителей в дороге использовались в качестве вредоносных заговоров. Если при встрече с охотником, идущим на промысел, проговорить: „Едет поп, не стрелец — несет крест, не ружье“, то добычи на охоте не будет» ([АМАЭ] Костромская обл., Буйский р-н, 2000 г.). Рыболов, увидев идущего на промысел конкурента, обгоняет его и тихонько приговаривает: „Не рыболов идет, а дьякон: не рыб ловить, а детей крестить!“ — „Ему ни одна рыбка не попадет, а мне вся попадет“ ([АМАЭ. Д. 1621. Л. 43] Архангельская обл., Вельский р-н, с. Благовещенск, 1988 г.)».

(Щепанская 2003:156-157; зап. Т.Б. Щепанской)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: