СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт Рабочей программы ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. | Структура и содержание ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. | Условия реализации ДИСЦИПЛИНЫ | |
4. | Контроль и оценка результатов освоения ДИСЦИПЛИНЫ | |
5. | Приложения |
Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫДИСЦИПЛИНЫ
Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 42.02.01 Реклама базовой подготовки, разработанной в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)».
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Дисциплина ОГСЭ.02 История отношения относится к общему гуманитарному и социально-экономическому учебному циклу программы подготовки специалистов среднего звена.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Обязательная часть
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в охранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
Вариативная часть – не предусмотрено.
В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны быть сформированы общие компетенции (далее - ОК):
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности |
1. 4. Количество часов на освоение дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 22 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лабораторные работы | не предусмотрено |
практические занятия | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | |
Промежуточная аттестация в форме дифференциального зачета |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. | ||||
Тема 1.1.Основные тенденции развития СССР к 1980- м гг. | Содержание | 0,5 | ||
1. | Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики | |||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | |||
Практические занятия | ||||
1. | №1. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики в СССР к началу 1980- х гг. | |||
2. | №2. Работа с наглядным и текстовым материалом, раскрывающим характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70- х гг. на фоне традиций русской культуры | |||
3. | №3Анализ исторических карт и документов, раскрывающих основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 1980-х гг. | |||
Контрольные работы | 0,5 | |||
1. | №1. «СССР в 80-е г. XX века» | |||
Самостоятельная работа обучающегося | ||||
1. | Примерный вариант заданий: №1 Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»? | |||
Тема 1.2.Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80- х гг. | Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||
Практические занятия | ||||
1. | №4. Рассмотрение и анализ документального (наглядного и текстового) материала, раскрывающего деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе. | |||
2. | №5. Рассмотрение биографий политических деятелей СССР второй половины 1980- х гг., анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей | |||
3. | №6. Работа с историческими картами СССР и РФ за 1989-1991 гг.: экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий | |||
Контрольные работы | ||||
1. | №2 «Россия – суверенное государство: приобретения и потери» | |||
Самостоятельная работа обучающегося | ||||
1. | №2 Предложите (в объеме 2-3 стр.) проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг., альтернативного «новому мышлению». | |||
2. | №3 Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000 гг. Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков с Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ – в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе и др. Ответ обосновать. | |||
Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI века | ||||
Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века. | Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||
Практические занятия | ||||
1. | №7. Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг. | |||
2. | №8. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты | |||
3. | №9. Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах | |||
Контрольные работы | Не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа обучающегося | ||||
1. | №4 Предложите в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР. Попытайтесь сделать прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. Обоснуйте свой прогноз. | |||
Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. | Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||
Практические занятия | ||||
1. | №10. Рассмотрение и анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ.. | |||
2. | №11. Изучение исторических и географических карт Северного Кавказа, биографий политических деятелей обеих сторон конфликта, их программных документов. Выработка учащимися различных моделей решения конфликта. | |||
3. | №12. Рассмотрение политических карт 1993-2009 гг. и решений Президента по реформе территориального устройства РФ | |||
Контрольные работы | 0,5 | |||
1. | №3 «Россия и СНГ» | |||
Самостоятельная работа обучающегося | ||||
1. | №5 Существуют ли отличия в содержании понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к государственной политике. Ответ объясните. Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг. | |||
Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы | Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||
Практические занятия | ||||
1. | №13. Анализ документов ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО и др. международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России. | |||
2. | №14. Изучение основных образовательных проектов с 1992 г с целью выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования. | |||
Контрольные работы | 0,5 | |||
1. | №4 «Россия как партнер НАТО» | |||
Самостоятельная работа обучающегося | ||||
1. | №6 Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале XX века и построения глобального демократического общества во второй половине XX – начала XXI вв. | |||
Тема 2.4. Развитие культуры в России. | Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||
Практические занятия | ||||
1. | №15. Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов России, и влияния на них идей «массовой культуры». | |||
2. | №16. «Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира. | |||
3. | №17. Сопоставление и анализ документов, отражающих формирование «общеевропейской» культуры, и документов современных националистических и экстремистских молодежных организаций в Европе и России. | |||
Контрольные работы | 0,5 | |||
1. | №5 «Человек как носитель культуры своего народа» | |||
Самостоятельная работа обучающегося | ||||
1. | №7 Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию. Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»? | |||
Тема 2.5. Перспективы развития РФ в современном мире. | Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||
Практические занятия | ||||
1. | №18. Рассмотрение и анализ современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной сферы и культуры, и обоснование на основе этих документов важнейших перспективных направлений и проблем в развитии РФ. | |||
2. | №19. Анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социально-экономического и политического курса с государственными традициями России. | |||
3. | №20. Осмысление сути важнейших научных открытий и технических достижений в современной России с позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике. | |||
4. | №21. «Круглый стол» по проблеме сохранения индивидуальной свободы человека, его нравственных ценностей и убеждений в условиях усиления стандартизации различных сторон жизни общества | |||
5. | №22. Рассмотрение перспективных направлений и основных проблем развития РФ на современном этапе | |||
Контрольные работы | 0,5 | |||
1. | №6 «Вызовы будущего и Россия» | |||
Самостоятельная работа обучающегося | ||||
1. | №8: Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило усиление межнациональных конфликтов в СССР – России на протяжении 1980-2000 гг. | |||
Всего |
Уровни освоения учебного материала:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).