Живопись Раннего Возрождения в Италии




В 15 веке в Италии появилось множество даровитых живописцев, работавших в разных городах. В это время утвердилось понятие картины как «окна в мир», вследствие чего одной из основных задач для художников стало изучение и воплощение перспективы – передачи глубины пространства и уменьшения предметов по мере их удаления. Перспектива эпохи Возрождения получила название прямой или линейной. Многие художники того времени писали книги об искусстве перспективы, делали сложные математические расчёты и создавали различные приспособления, чтобы точнее передать её в картине.

В 15 веке также возникли новые жанры в живописи. Родоначальником жанра портрета считают художника Пизанелло (1395-1455), создавшего тип медальерного, т.е. профильного, как на медали, портрета.

Пизанелло. Портрет принцессы из рода д,Эсте (кстати, здесь виден странный обычай выбривать женщинам волосы надо лбом, чтобы увеличить объём лба)

Создателем жанра батальной картины, т.е. картины на военную тему, является Паоло Уччелло (1397-1475, наст. фамилия ди Доно, а прозвище означает «птица»), создавший для дворца Медичи три картины «Битва при Сан-Романо». Уччелло - художник необычный, придающий военным сюжетам сказочность, перенося их в эпоху рыцарства, рисуя розовых и голубых коней, причудливые костюмы участников.

П. Уччелло. Битва при Сан-Романо, 1450-е г.

Одним из самых драматичных живописцев этого периода был Андреа Мантенья (1431-1506), очень экспрессивно и реалистично изобразивший мёртвого Христа, показав его фигуру в линейной перспективе.

Одним из любимых его сюжетов был Святой Себастьян – римский мученик, тайный христианин, расстрелянный его же солдатами.

А. Мантенья. Св. Себастьян, 1470-е г.

Полной противоположностью драматичному Мантенье был флорентиец Филиппо Липпи (1406-1469), писавший лирические картины, чаще всего с изображением Мадонны с младенцем – любимым сюжетом итальянского Возрождения. В одной из картин – «Мадонна с младенцем и ангелами» - он изобразил собственную жену и сыновей. Его мадонны – образец невинности и чистоты.

Он первым стал писать картины круглой формы, которые стали называться «тондо».

Такие же образы невинности и чистоты, только окрашенные в религиозные тона, создавал художник-монах Фра Беато Анджелико (1400-1455), чьи прозвища означают «блаженный, ангельский». В 20 веке он был причислен католической церковью к лику блаженных. Он любил чистые светлые краски, часто использовал сияющий золотой фон. Одним из любимых сюжетов было «Благовещение», т. е. явление ангела деве Марии. Часто рядом он изображал изгнание из рая Адама и Евы как знак того, что их грех искупит рождённый девой Марией сын.

Фра Беато Анджелико. Благовещение, 1430-32 г.

Пьеро делла Франческа (1420-1492) считается художником-философом. Его работы отличаются величавостью и уравновешенностью. Он много занимался изучением перспективы, писал труды по математике. Он обладал большим чувством красоты, точным рисунком и нежными цветовыми сочетаниями.

П. делла Франческа. Двойной портрет герцога и герцогини Урбинских, ок.1472 г.

Самым значительным представителем живописи раннего Возрождения является Сандро Боттичелли (1445-1510). Его настоящая фамилия – Филипепи, имя Сандро – уменьшительное от Алессандро. Прозвище «Боттичелли» не нравилось художнику, т.к. означало «бочонок» и перешло к нему от старшего брата-толстяка. Сандро был флорентийцем, выходцем из среды простых неродовитых горожан; учился в мастерской Андреа Верроккьо.

В творчестве Боттичелли отчётливо видны два периода. Первый – 70-80-е годы 15 века – связан с участием художника в кружке правителя Флоренции Лоренцо Медичи, так называемой «Медичейской академии ». Именно там сформировались такие черты его творчества как изысканность линий и утончённость фигур, лиризм в восприятии жизни, поэтичность содержания. Считается, что и сюжеты картин (а Боттичелли стал создателем жанра картины на сюжет античного мифа) связаны со спектаклями и стихами, возникавшими в кружке Медичи. Художник много взял от интеллектуалов, входивших в этот союз, знатоков философии и искусства эпохи античности, владевших древними языками.

Музой для Боттичелли стала участница кружка Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано Медичи (брата Лоренцо Великолепного). Именно её облик стал характерным женским типом в картинах этого мастера. Фигура девочки-подростка, лишённая пышных форм, бледное лицо с острым подбородком, огромные печальные глаза, тяжёлые вьющиеся бледно-рыжие волосы - таковы черты этого женского типа.

Фигуры в картинах Боттичелли выглядят бесплотными, им присуща какая-то неуверенная, болезненная грация. В них нет энергичности, господствует созерцательность. Холодные серебристые краски усиливают это впечатление. Творчество Боттичелли кажется продолжением средневекового культа Прекрасной Дамы, скорее символа, чем реальной женщины.

К этому периоду относятся его знаменитые работы «Рождение Венеры» (1485) и «Весна» (1482). Первая из них основана на греческом мифе о рождении богини любви из морской пены. Она продолжает линию целомудренной трактовки наготы, возникшую ещё в период античности. Венера выглядит печальной, задумчивой, одухотворённой. Изображение её обнажённой является смелым решением, т.к. в это время обнажённой изображали обычно только Еву.

В картине «Весна» представлена сложная многофигурная композиция, противопоставляющая увлечение радостями любви и бегство от них. Самым светлым по настроению является в ней образ богини Флоры в усыпанном цветами платье. Лукаво улыбаясь, она как будто скользит над землёй. Знаменита группа трёх граций, застывших в движении танца. Их руки образуют сложную причудливую фигуру.

 

Второй период (конец 15-начало 16 века) по настроению трагичен, что связано с увлечением художника проповедями монаха Савонаролы, призывавшего к отказу от удовольствий и предвещавшего гибель Флоренции из-за греховности её жителей. Он обращается к сюжету «Оплакивания Христа» (по-итальянски он называется «Пьета»), пишет изломанные, непропорциональные фигуры, в палитре появляются тёмные тона.

После смерти Боттичелли был быстро забыт, и его творчество заново открыли в 19 веке в период романтизма. Романтики увидели в мечтательности его картин своего предшественника. Творчество художника несколько нехарактерно для периода Возрождения, т.к. при всём любовании красотой человека, в нём нет уверенности в человеческом всемогуществе, силе, способности на дерзкие смелые поступки. Изысканная меланхоличность произведений Боттичелли, их аристократизм и сложность содержания делают его особенной фигурой в искусстве раннего Возрождения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: