причины и предпосылки суицидального поведения в подростковом возрасте




 

В последние 20–30 лет частота различных антисоциальных и саморазрушающих форм поведения среди подростков растет, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. Специалисты, занимающиеся проблемами психического здоровья детей, рассматривают разнообразные проявления насилия и жестокости, а также суицидальности, антисоциальных действий и других поведенческих расстройств в подростковой среде как неадаптивные проявления агрессии, присущие определенной части детской популяции [1] 8. розанов

В настоящее время суицид принято определять как осознанное, добровольное, собственноручно исполненное саморазрушающее деяние, непосредственной и ближайшей целью которого является смерть. (Трунов Д.Г. Определение суицида: поиск критериев // Суицидология. 2016. Т. 7. № 1 (22). С. 64—67.)

Суицидальные тенденции являются одной из частых форм девиантного поведения в подростковом возрасте. Они проявляются в виде истинных суицидальных попыток, когда намерения заранее обдуманны и целенаправленны, и демонстративных, при которых все действия предпринимаются с целью разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей, привлечь к себе внимание. Возрастание числа аутоагрессивных тенденций в подростковом возрасте объясняется многочисленными причинно-следственными отношениями, что естественно требует досконального их изучения. 7. богданов

Чаще всего суицидальное поведение – это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в жизни, а конкретно стремление избежать стрессовых ситуаций, наказаний. Также причиной этого может быть непонимание взрослыми (родителями, учителями и т.д.), а также их ровесниками [5]. Это некий сигнал о помощи, знак своим близким о том, что «обратите на меня внимание». И при этом суицидальные действия носят более «демонстративный характер». Число завершенных суицидов по сравнению с попытками крайне мало.

Подростковый возраст – это остро протекающий процесс перехода личности от детства к взрослости. Подростки переживают негативные моменты в развитии личности, такие как проблемы агрессивности и конфликтности, субъективно переживаемое чувство одиночества, комплекс неполноценности. Агрессивность подростка может являться способом защиты его самоотношения на уровне социальной активности. Отрицательное отношение к себе, низкое самоуважение компенсируется подростком благодаря совершению асоциальных поступков, актов агрессивного поведения. Объясняется это все отсутствием устойчивой личностной позиции, поглощенность «ущербностью» собственного «Я». Здесь речь идет и о самооценке, как когнитивном компоненте самоотношения, который непосредственно влияет и регулирует поведение индивида подросткового возраста. 99 немова

Из-за особенностей подросткового возраста иногда бывает трудно провести различие между настоящей попыткой убийства и демонстративными действиями. Демонстративное суицидальное поведение используется как способ привлечь внимание. Однако демонстративные акты халатности могут привести к необратимым последствиям. Суицидальные попытки во время аффекта (аффективное суицидальное поведение) имеют разную степень демонстративности. Есть много переходов от самоубийственного зрелища к желанию лишить себя жизни, практически лишенной демонстративности. И это характеризует истинное суицидальное поведение, которое выраженно стремлением к смерти.Подросток тщательно и продуманно готовится к самоубийству, заранее составляет план действий, а все попытки строятся так, чтобы они действительно закончились гибелью суицидента. Как правило, при данном виде суицидального поведения подростки оставляют предсмертные записки, в которых либо «всё всем прощают», либо никого ни в чем не винят, а также объясняют свое желание закончить земное существование. Примеры истинного суицидального поведения: повешение или прыжок с высоты.

Известно, что пик суицидальных действий приходится на период полового созревания. Подростковый возраст и ранняя юность представляет собой группу повышенного риска, так как сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая построением Яконцепции; появляются противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля.

Основным содержанием этого возраста является переход от детства к взрослости. В связи с этим в качестве одной из характерных черт ситуации развития подростка выделяют маргинальность, то есть промежуточность его положения, когда подросток уже не принадлежит к миру детства, но еще не относится к взрослому. Пограничность и неопределенность социального положения подростков обуславливает наличие противоречий в их психике, которые получили название «подросткового комплекса».

В подростковом возрасте изменения, связанные с ростом организма, могут происходить с чрезмерной скоростью. В этом случае подростку сложно справиться с ситуацией. В лучшем случае он зовет на помощь, обращаясь к близким взрослым. Многие подростки, в зависимости от их физического состояния, становятся очень нервными и обвиняют себя в неудачах. Эти чувства часто не распознаются, но неявно образуют напряжение, с которым подростку трудно справиться. На этом фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагично.

Подростковый возраст нередко сопровождается сильными контрастами как в поведении, так и в эмоциях. Часто сентиментальность может существовать параллельно с черствостью. Этот возраст включает в себя частые перепады настроения без весомых на то причин. Возникает желание быть оцененным другими и признанным в обществе, но в тоже время может происходить демонстрация независимости от других мнений, борьба с общепринятыми правилами. Подросток считает себя уникальным, но в тоже время стремится не привлекать на себя внимание и не отличаться от сверстников.

В подростковом возрасте впервые появляется "чувство взрослости", т.е. отношение к себе как к взрослому. Это выражается в желании равноправия со старшими, чтобы всё окружение относилось к нему, как ко взрослому человеку, а не как к ребенку. Подросток часто идет на конфликты и максимально старается проявить самостоятельность, с целью ограничить влияние взрослых, чаще родителей, на свою жизнь. Это касается, например, внешнего вида, отношений со сверстниками. Социальные стрессоры действуют в этот период жизни на фоне нормативного, возрастного кризиса, поэтому подростки становятся наиболее восприимчивой частью общества. Впервые пытаясь выступить в качестве субъекта «взрослого мира», подростки «примеряют» на себя различные социальные роли, пробуют себя в конкретных жизненных обстоятельствах [15].

В этом возрасте продолжается формирование личности, дальнейшее развитие интеллектуальных и волевых черт характера. Подросток активен, а это значит, что с каждым годом способность к абстрактному мышлению и формированию творческого мышления растет. В отличие от младшего школьника, он способен не только на отдельные добровольные действия, но и на волевую деятельность. Его чувства быстро развиваются. Вместе с ним меняется место, которое он занимал в системе человеческих отношений. Ему легче, по сравнению с младшим школьником сравнивать свое поведение с поведением других людей (сверстников и взрослых), анализировать их и свою деятельность. У подростка есть собственное мнение, и он очень переживает, если старшие безоговорочно отвергают все его аргументы [14].

Подростки заинтересованы в собственной личности, в развитии своих позитивных и преодолении негативных качеств. Однако их суждения поверхностны, а черты личности далеки от стабильных. Но в то же время они характеризуются повышенной возбудимостью, дисбалансом, отсутствием необходимого опыта в различных видах деятельности. Несмотря на то, что развитие интеллекта, воли и чувств идет в направлении сознательной регуляции поведения, важность непосредственных побуждений и эмоций как стимулов действия продолжает оставаться значительной. Личность подростка дисгармонична. Сокращая сложившуюся систему интересов, протестующий образ поведения сочетается с растущей самостоятельностью, с более разнообразными отношениями со сверстниками и взрослыми, со значительным расширением сферы его деятельности, подростки качественно меняют свой характер из-за акцента на новые формы отношений.

Подросток, в отличие от младшего ученика, смотрит в будущее, хотя это будущее кажется ему очень туманным. Когда человек приобретает жизненный опыт, перед ним открываются не только новые аспекты жизни, но и более или менее глубокое её переосмысление. Этот процесс, проходящий через всю жизнь человека, формирует наиболее личное и основное содержание его внутреннего существа, определяя мотивы его действий и внутренний смысл задач, которые он решает в жизни.

По мере взросления человека, в частности в подростковом возрасте, такое понятие как смерть, приобретает очевидный характер. Но подростки часто отрицают этот факт для себя, занимаясь рискованной для жизни активностью, например, эксперименты с опасными веществами, понятия большая скорость, а Жезлова также каждым проблема человеческих современного одним поколения – уже это Ему погоня до за популярностью, добиваясь её любыми способами, даже положения рискуя опьянение своей словом жизнью [20].

Спецификой подросткового и юношеского возраста является повышенная сенситивность, усиливающаяся трудностями периода неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Зачастую это способствует тому, что в кризисной ситуации молодой человек может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ ее разрешения. 39. вихристюк

«Семейные» проблемы, более значимы в препубертатном возрасте, чем «сексуальные» и «любовные» в период полового созревания. Значимость различных типов проблем не одинаков в зависимости от типа суицидального поведения.

Семейные проблемы были причиной демонстративного и аффективного суицидального поведения у 51-52% и только у 13% - с настоящей попыткой самоубийства. «Сексуальные» проблемы были в основе истинного суицидального поведения у 61%, а с аффективными - у 28% и с демонстративными - у 24% [10]. При истинном суицидальном поведении речь шла, как правило, не о неудачной любви, а о переживании сексуальной неполноценности. «Школьные» проблемы занимают сравнительно небольшое место: с ними было связано 29% аффективных, 26% демонстративных и только 12% истинного суицидального поведения. Угроза наказания за правонарушения привела к демонстративным действиям у 12% и к аффективному суицидальному поведению - у 4% и никогда не приводила к реальным покушениям на убийство. Последние зарубежные данные показывают, что и девушки, и юноши совершают более 90% попыток отравления. По некоторым данным, методы, выбранные подростками мужского пола, тесно связаны с типом суицидального поведения [6].

Суициды подростков – это следствие конфликтов и насилия в семье. Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым о своих переживаниях. Конфликты и насилие по отношению к подростку приводят к невротизации, дезориентации в себе и в отношениях (ребенок теряет смысл жизни), наступает чувство отчаяния, когда подросток особенно остро нуждается в поддержке и готов ухватиться за любую соломинку, поверить во что угодно и кого угодно. 58. бойко

При демонстративном поведении чаще всего используются порезы вен, затем отравление нетоксичными лекарственными средствами и, реже, изображение попыток самоповешения. При аффективном суицидальном поведении подростки, чаще всего, прибегают к попыткам повешения или отравления. При истинном суицидальном поведении повешение используется чаще, чем другие способы ухода из жизни. Важную роль в выборе методов попыток самоубийства играет имитационная реакция - имитация действий сверстников, услышанных или увиденных, особенно в последнее время. Подростки демонстрируют тенденцию повторять попытки самоубийства и особенно самоубийственные демонстрации. Среди 92 подростков с суицидальным поведением, 34% имели в анамнезе некоторые проявления суицидального поведения [11]. По сравнению с общим подростковым населением достоверно чаще были последующие направления в исправительные школы (то есть правонарушения), уголовные преступления и агрессивные действия. Также отмечается тенденция относительно раннего вступления в брак, в возрасте 17–18 лет, и высокая частота разводов.

По словам А. Е. Личко, возможны суицидальные факторы риска: врожденные, индивидуально-психологические, приобретенные [10].

Врожденные включают: наследственные психические, нервно-психические заболевания, тяжелые эндогенные заболевания, случаи самоубийств у близких родственников.

Индивидуально-психологические могут способствовать: высокой тревожности, агрессивности, эмоциональной нестабильности, изоляции, депрессии, неадекватной низкой самооценке (неудовлетворенность внешностью, способностями и т. д.), Сложному переживанию возрастных кризисов, подчеркнутому поведению, трудностям в адаптации для общества или команды, отсутствие целей в жизни.

Приобретенные факторы в семье: разрушительное образование, наркомания, алкоголизм, правонарушения, семьи с одним родителем, смерть близкого человека, отсутствие тепла и взаимопонимания в семье [10].

В образовательных учреждениях: неудачи в учебе, конфликты с учителями, администрацией, одноклассниками, боязнь несоответствия ожиданиям других, ошибки в образовательной и учебной деятельности.

В сфере общения: неразделенная любовь, нарушения социальной адаптации, неразвитые навыки общения, попадание под влияние окружающих, насмешки и т. д.

В сфере досуга: литературные, музыкальные, философские увлечения, религиозные, идеологические секты, средства массовой информации, подражание идолам, однообразие, скучная жизнь, отсутствие интересов и увлечений, интерес к смерти.

Эти факторы приводят к конфликтам с родителями и ровесниками, а они в свою очередь, являются предпосылками суицидального поведения. И мотивы такого поведения подростков часто кажутся несерьезными. Например, ссора с лучшим другом; неразделенная любовь, которая является наиболее частой причиной такого поведения среди подростков до 16 лет; расставания с любимым человеком; смерть близких людей.

Следует различать предпосылки и причины. Под предпосылками (условиями) понимается комплекс явлений, которые не приводят к конкретным последствиям, а выступают в качестве необходимых условий их формирования и развития. Нет никаких причин и следствий без определенных условий. Условия существенно влияют не только на действия причин, но и на характер последствий. Одни и те же причины в разных условиях приводят к разным последствиям. Анализируя причины самоубийств, везде приходится сталкиваться с их зависимостью от предпосылок.

А. Г. Амбрумова рассматривает социально-психологическую дезадаптацию личности как основную причину сложности суицидальных действий при адаптации к новой среде вследствие индивидуальных социальных характеристик, возрастных и гендерных изменений и формирования личности [2]. Такая дезадаптация обычно носит временный характер, но иногда проблема может усугубиться, что в будущем потребует особого внимания. Помимо основной причины, могут быть и незначительные (болезни, семейные и бытовые трудности и т. д.). Также не менее значимой причиной суицидального поведения является такое сложное состояние, как депрессия. Тесная связь между депрессивными и суицидальными проявлениями была установлена ​​еще в 1897 году Д.Е. Дюркгеймом. По мнению современных авторов, истинное самоубийство выявляется в 11–17% случаев депрессии; среди тех, кто совершал попытки самоубийства, 60% имели аффективные расстройства [7]. Это состояние возникает по многим причинам. Это ситуация в семье, социальный статус ребенка (особенно в отношениях со сверстниками), неудачная первая любовь и многое другое. И депрессивные подростки более склонны к суицидальному поведению. В этом состоянии часто возникают размышления о смысле жизни и о смерти [5]. Изучение проблемы самоубийств среди молодежи показывает, что депрессия, высокий уровень тревоги и агрессия характерны для молодых людей. Но если в развитых западных странах уровень подростковой депрессии не превышает 5%, то в России он составляет около 20%. Мысль о самоубийстве появляется в голове у 45% русских девушек и 27% юношей. Как уже упоминалось, раннее суицидальное поведение в подростковом возрасте часто носит демонстративный характер, включая шантаж [2].

 

Конфликты в семье подростка, также являются предпосылками к суицидальному поведению. Семейный климат имеет очень большое значение в отношениях родителей с детьми: семья с одним родителем, конфликты в семье, излишняя опека со стороны матерей, отсутствие надлежащего полового воспитания и заботы со стороны родителей. Очень часто в семьях с одним родителем дети не могут рассказать обо всех своих проблемах, особенно в семьях, например, где только отец воспитывает дочь. В таких семьях дети оказываются в изоляции, все проблемы лежат только на их плечах, и иногда они не могут справиться с этим бременем. Частые конфликты в семье приводят подростка к мысли о том, что он является обузой для родителей, что без него им будет намного легче жить. Если со стороны матери происходит излишняя опека, то дети не могут адаптироваться к окружающей среде и обществу, и без её поддержки они становятся совершенно беспомощными. Результатом конфликтов в семье может стать стресс. Селье писал: «Стресс, есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное к нему требование» [18]. Его последствия могут оказаться очень критическими для подростка, вплоть до депрессии и других серьезных расстройств, которые также могут привести к проявления суицидального поведения. В эти моменты очень важно помочь подростку справиться с его внутриличностными конфликтами и поддерживать здоровую, дружескую и доброжелательную атмосферу дома, это позже может помочь ему справиться с более серьезными конфликтами.

По мере взросления в семье к подростку всё равно продолжают относиться как к ребенку. Несмотря на те вещи, которые он делает самостоятельно, подростку всё же приходится слушаться родителей. И за-за возникающего «чувства взрослости» проявляются различные попытки копирования и подражания взрослым: курение, алкоголь, вечеринки, поездки куда-либо. Этим всем подросток пытается показать, что у него есть своя личная жизнь и никто не должен в неё вмешиваться, и порой это приводит к конфликтам с родителями. Очень часто внешний вид подростка является источником конфликта в семье. Резко могут измениться манеры, стиль одежды. Девочки часто в этом возрасте начинают сравнивать свою одежду, прическу, фигуру с образами, которые они видят в интернете, журналах и т.д. Подросток может принять отказ родителей купить ему какую-нибудь дорогостоящую вещь, ему необходимую, он воспринимает это как трагедию, особенно если отсутствие этой вещи будет отличать его от остальных.

Семья ‒ это основа жизни, развития и формирования первых навыков, представлений молодежи об окружающем мире. Именно от семьи зависит не только уровень жизни, образования и интеллекта ребенка, но и его дальнейшее существование. Семья затрагивает все сферы его жизни, именно благодаря ей человек вырастает и становится либо благополучным и успешным, либо остается недоволен своей жизнью. Семья закладывает в человека понятие о духовных ценностях, нравственности, о том, что в жизни главное и к чему нужно стремиться. Именно она формирует понятие прекрасного, учит любви и заботе. Все, чему ребенок учится в семье, остается с ним на всю жизнь.

Неуважение к старшим, жестокое обращение с животными, стремление решать проблемы с помощью агрессии или алкоголя – все это подросток выносит из семьи. Это не значит, что в семье именно это происходит, но такое поведение подростка является результатом того, как атмосфера семьи на него действует. С другой стороны, если подросток в поведении родителей с самого детства видел только хорошее отношение, поддержку, уважение со стороны старших, воспитание не силой, а словом, то он и во взрослую жизнь перенесет понимание того, как нужно обращаться с другими людьми, со своими близкими. Чаще всего ребенок копирует поведение и отношение взрослых, в младенческом и младшем возрасте это происходит подсознательно, а подростки уже вполне осознанно следуют тем привычкам, которым их научили в семье.

На сегодняшний день не редко встречается такая проблема, что заботу о детях родители выражают в денежном эквиваленте, в вещах, которые приобрели, «чтобы ребенок был не хуже других». Единственное, чем они заняты, — выживание. С детьми общаться нет ни сил, ни времени, из-за этого пресекаются попытки подростка быть ближе к своим родителям. Он начинает требовать внимания, и на этой почве могут возникать конфликты. После тщетных попыток, для него самым большим авторитетом также становятся деньги. И очень часто они начинают воспринимать своих родителей просто как «источник» дохода, а нужную им поддержку ищут в других, например, в друзьях. Из этого вытекает проблема плохих компаний, из-за которых у подростков могут появится признаки девиантного поведения и все последующие его проявления, в том числе и суицидальное поведение.

Из-за конфликтов в семье, подросток часто остается наедине со своими проблемами, и, например, к алкоголю и сигаретам прибегает чаще, чем к помощи родителей. А особенно если эти конфликты сопровождаются насилием, то это приводит и к депрессии. Развитию депрессивных состояний часто предшествуют негативные события, такие как развод родителей, смерть одного из них, смерть друга или гибель любимого животного. При этом депрессии усиливаются, если заботы и внимания к подростку становится меньше, чем было до этого [8]. Развод родителейне всегда заканчивается цивилизованно, и ребенок становится разменной монетой, способом сделать больно бывшему супругу. Отмечается, что подростки из неполных семей более тревожны, чем молодые люди из полных семей [12].

Суицидальным поведением подростки пытаются изменить свои трудные жизненные обстоятельства, привлечь внимание членов семьи к своим проблемам. Действия суицидального характера у подростков направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных отношений. У суицидальных подростков есть отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого [1].

Осознание собственной правоты делает родителей очень нетерпимыми и как следствие, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать своего ребенка. Упрекая его в чём-то, родители произносят слова настолько оскорбительные, что ими действительно можно «убить». Они при этом не думают, что этими действиями буквально толкают подростка на опасный и непоправимый для жизни поступок [3].

 

Таким образом, можно сказать, что самоубийство - это преднамеренный акт исключения себя из жизни под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, в которых собственная жизнь теряет смысл. Это является следствием социально-психологической дезадаптации человека в контексте продолжающегося микросоциального конфликта, а также депрессии, которая часто характерна для молодых людей.

 

 

23. церковникова

28. попов печиков

39. вихристюк

43. рахимкцлова розанов

48.

58. бойко савельева

78. гонахова

99. склонность к суицидальному поведению подростков

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: