Собрание сочинений Извор




200 - Памяти Учителя Петра Дынова (вне серии)

201 - К солнечной цивилизации

202 - Человек, овладевающий своей судьбой

203 - Воспитание, начинающееся до рождения

204 - Йога питания

205 - Сексуальная сила, или крылатый Дракон

206 — Философия единения

207 - Кто такой духовный Учитель?

208 - Эгрегор Голубя, или царство мира

209 - Рождество и Пасха в традиции Посвящения

210 - Древо познания Добра и Зла

211 - Свобода, победа Духа

212 - Свет, Дух живой

213 - Человеческая природа и божественная природа

214 - Духовная гальванопластика и будущее человечества

215 - Истинное Учение Христа

216 - Тайны книги природы

217 - Евангелия в новом свете

218 - Язык геометрических фигур

219 - Центры и тонкие тела

220 - Зодиак, ключ к пониманию человека и Вселенной

221 - Алхимическая работа, или поиск совершенства*

222 - Психическая жизнь: элементы и структуры

223 - Художественное творчество и духовное творчество*

224 - Силы мысли

225 - Гармония и здоровье

226 - Книга божественной Магии

227 - Золотые правила ежедневной жизни

228 - Взгляд на невидимое

229 - Путь тишины*

230 - Приближение Града Небесного

231 - Семена счастья*

232 - Откровения огня и воды

233 - Будущее для молодежи*

234 - Истина, плоды мудрости и любви*

235 - «В духе и истине»*

236 - От человека к Богу: Сефироты и Ангельские Иерархии*

237 - Космические Весы - число 2

238 - Вера, которая передвигает горы

239 - Любовь больше веры

240 - Кто такой сын Бога?

* предполагается перевести на русский язык


Учение Учителя Омраама Микаэля Ай-ванхова излагалось исключительно в уст­ной форме. Его книги были составлены на основе импровизированных лекций, кото­рые были стенографированы или записаны на магнитную ленту.


I

СОМНЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА


Сомнения современного человека


11


 


Когда мы наблюдаем за реакцией людей во вре­мя обычных разговоров, а также в публичных выс­туплениях и по радио, на телевидении, нас пора­жает тот факт, что даже если они высказывают свои убеждения (которые, впрочем, могут меняться в зависимости от обстоятельств), они фактически ли­шены уверенности. У них определённо есть фило­софские, религиозные, научные, политические, ху­дожественные идеи, но им кажется, что им чего-то не хватает, чтобы они могли чувствовать твёрдую почву под ногами. Почему?

В течение веков и даже тысячелетий наука и техника развивались очень медленно. Разумеет­ся, время от времени совершались открытия, но возможности для их распространения были огра­ниченными, и даже после того, как о них, в конце концов, узнавали и их использовали, они мало что меняли в представлениях о мире, которые были у большинства людей. Ни одно из этих научных или технических открытий не могло на самом деле поставить под сомнение идею Бога и Творе­ния, которую им дала религия, опираясь на свя­щенные тексты, которые она толковала букваль­но. Таким образом, если какие-то катастрофы и переворачивали жизнь людей, у них всегда оста-


валось внутреннее ощущение принадлежности к совершенно определённому миру и ощущение твёрдой устойчивой почвы под ногами: они опи­рались на верования и знания, которые ничто не могло поколебать. Они были счастливы, они были несчастны, но никакое событие, каким бы разру­шительным оно ни было, не подвергало сомне­нию то представление о мировом порядке, кото­рое они себе составили.

Однако с течением времени темп открытий ус­корился, а вместе с открытиями начали заклады­ваться сомнения. В частности, в течение двадца­того века рухнуло столько устоявшихся представ­лений в области науки! Создаётся впечатление, что в области физики, астрономии, биологии каждое новое поколение ставит под вопрос знания преды­дущего. Эти новые теории, которые коренным об­разом видоизменяют концепцию человека и все­ленной, каждый раз изменяют также представле­ние о Боге-Творце человека и вселенной. Религия, которая так долго отвечала верующим на все воп­росы, не является больше истинным прибежищем. Рост числа открытий и теорий, появляющихся во всё возрастающем темпе (я не вхожу в подробнос­ти, - вы их знаете), способствует созданию атмос­феры неуверенности: никто больше ни в чём не уверен. Всё меньше и меньше верят в то, что мо­гут существовать бесспорные истины, и пребыва­ют в ожидании, говоря себе: «Подождём, это, ко­нечно, ещё не конец», и такое умонастроение по­степенно охватывает все области.


12


Любовь больше веры


Сомнения современного человека


13


 


В этом состоят затруднения современного че­ловека: он уже не знает, в каком мире живёт, он ни в чём больше не уверен, и вот он кидается то впра­во, то влево, постоянно ища чего-то и даже не зная как следует, что он ищет. Поскольку теперь неуве­ренность царит в том, что могло считаться самым надёжным - в науках, то какое доверие может быть оказано морали, религии, духовности, которые не базируются ни на каких объективных критериях и которые вступают в конфликт даже с научными от­крытиями? Поэтому здесь тоже ждут; и те люди, которых материалистическая наука и философия удовлетворяют не вполне, начинают интересовать­ся всем тем, что существует как некие разновид­ности духовности, и они переходят от одной к дру­гой. Доминирующее чувство, умонастроение, про­являющееся всё больше и больше в настоящее вре­мя, - это любопытство, желание новизны: что ещё осталось открыть?

Конечно, нет ничего предосудительного в прояв­лении интереса и понимания всех форм духовности. Но опасно разбрасываться, необходимо остановить­ся на каком-то методе внутренней работы и постоян­но придерживаться его. Поймите меня правильно, вопрос даже не в том, надо ли быть католиком, про­тестантом, православным, буддистом, даоистом или совершенно неверующим. Вопрос - он встаёт пе­ред каждым, верующим или неверующим, - остано­виться на каких-то важнейших духовных истинах и постараться ввести их в практику. Вот по этому воп­росу не должно быть никакой неуверенности.


 


Духовность не является факультативной обла­стью, которую можно выбрать или не выбрать, как это происходит с другими дисциплинами: языка­ми, искусством, спортом и т. д. Принимая во вни­мание структуру человека, духовность является жизненной необходимостью, и пока человек не осознает эту необходимость, он будет устрем­ляться к бессмысленной деятельности, опасной для него самого и для других. Его строение тако­во, что если он не найдёт пищи, которой требуют его душа и дух, он будет непрерывно терзаться ощущением пустоты, и будет тщетно пытаться заполнить ее.

Человек похож на бездонный колодец; его не может по-настоящему удовлетворить никакое ма­териальное приобретение, никакой успех в обще­стве, никакое удовольствие и даже никакое интел­лектуальное знание. Поэтому не надо удивляться, что так много людей, замечательных по своим спо­собностям, уму, кончают тем, что впадают в наи­худшие заблуждения. Поскольку им не удаётся найти то, что они ищут, и поскольку они даже не осознают того, что ищут, все эти люди оказывают­ся втянутыми в бесконечную и неумолимую цепь событий: им постоянно нужно больше известнос­ти, больше власти, больше денег, больше земли, больше удовольствий... и для этого они готовы поработить или сокрушить весь мир. Но даже тог­да, когда им удастся завладеть всем тем, что со­ставляет предмет их вожделений, они остаются по-прежнему неудовлетворёнными, так как не суме-


14


Любовь больше веры


 


Сомнения современного человека


15


 


ли заполнить ту пустоту, которая ощущается ими, как зияющая пропасть1.

Единственное средство побороть эту пустоту -это отказаться жить в сомнениях и иметь духов­ный идеал. Духовный идеал связывает нас с выс­шим миром, из которого мы получаем пищу, и тот, кто вкусит - пусть даже на один миг - этого элик­сира божественной жизни, тот получит больше, чем ему могли бы принести годы учёбы, успехов, власти, славы и удовольствий. Это вас удивляет? Ну что же, это потому, что вы не знакомы с приро­дой духовного мира. Духовный мир находится под знаком качества в отличие от мира материально­го, который находится под знаком количества. Именно качество переживаний, происходящих в вашей душе и в вашем духе, может за одну секун­ду дать вам полноту, испытать которую никогда не смогут заставить вас никакие материальные накопления.

Итак, не стоит слишком восхищаться блестя­щими, богатыми, могущественными людьми, ко­торые не отводят места для жизни души и духа. И тем более, нельзя им доверять. Поскольку они не ищут духовной пищи (единственного, что могло бы их наполнить), они уподобляются голодным хищникам, и, в конце концов, их честолюбие, их вожделения, их ненасытность неизбежно увлека­ют их на путь, опасный для них самих и для окру­жающих.

К сожалению, многие так называемые духовные люди ведут себя не лучше: пользуясь теми средства-


 


ми, которые им даёт Посвященческая наука, они стараются добиться тех же успехов, что и материа­листы; и в итоге они виновны больше материалис­тов, так как они тем самым глумятся над самыми священными принципами. Случается, что они ис­пытывают удовлетворение и гордятся тем, что пре­успели с помощью этих средств, но Небо, которое не любит, чтобы им пользовались в эгоистичных, корыстных целях, когда-нибудь потребует у них отчёта, и они будут сурово наказаны. На самом деле, хотя они и называют себя людьми духовными, у них нет настоящей веры. Тот, у кого есть вера, прежде всего, озабочен тем, чтобы не нарушать божествен­ные законы, которые являются законами самоотре­чения, любви, жертвенности.

Понимание того, что каждый из вас является ду­ховной сущностью, жизнь которой связана со все­ленной, и которая может получить всё в бесконеч­ных мирах души и духа, - вот что вам даст истинную уверенность, и вы не будете больше испытьшать по­требности в погоне за эфемерными приобретения­ми. Итак, будьте осторожны, даже если в наши дни общественный и материальный успех всё больше и больше кажется единственной возможностью обес­печить безопасность, вы ни в коем случае не долж­ны ставить это на первое место, так как, в конце кон­цов, вы себя погубите. Если вам предлагают важную должность в какой бы то ни было области, посколь­ку признают ваше значение и компетентность, со­гласитесь на это, если у вас есть к этому стремле­ние, но внимательно следите за тем, чтобы не утра-


16


Любовь больше веры


Сомнения современного человека


17


 


тить главное. Вы пришли на Землю не для того, что­бы стать начальником, директором, министром, пре­зидентом; вы пришли на Землю для того, чтобы по­средством материи работать над тем, чтобы созна­тельно стать сыном Бога, дочерью Бога. Вот един­ственная уверенность, которую нужно иметь.

Это очень хорошо - исследовать материю, ра­ботать над ней и с ней, чтобы её организовать, сде­лать лучше, оживить; я первый посоветую никог­да не расставаться с материей. Но ещё важнее на­чать с оживления, организации и совершенствова­ния своей внутренней материи, чтобы ощущать в себе доверие, свободу и покой. Как только вы на­учитесь взаимодействовать в своей внутренней жизни с силами духа, вы не только многое открое­те для себя, но всё то, что вы будете делать затем в своей внешней жизни, будет отмечено печатью духа, его света и его могущества?

Некоторые мыслители, занимавшиеся вопросами веры, говорят, что небольшие знания удаляют от Бога, тогда как более значительные знания прибли­жают к Нему. Это верно, но чтобы понять это утвер­ждение, надо осознать, что речь идёт о знаниях раз­личной природы: немного больше знаний по биоло­гии, химии или астрофизике не только не приблизят вас к Богу, но они даже могут способствовать увели­чению ваших сомнений. Знание, на котором основы­вается вера, имеет другую природу, это знание, ко­торое касается лично вас; иными словами, я хочу сказать, что оно затрагивает ваше глубинное суще­ство в его богатстве и безграничных возможностях.


Раз уж вы ищете то, что вам необходимо, не внутри себя, то это значит, что вы не верите в силу божественной жизни, которая течёт в вас. Глубо­ко внутри вас, в вашем подсознании у вас нет веры, там царят сомнения. И вот поэтому вы всё время испытываете голод и жажду по божественному. Вера должна спуститься к самым корням жизни. Пока вы не научитесь черпать из этого внутренне­го источника, вы будете метаться во все стороны и будете лёгкой добычей для шарлатанов, для про­давцов счастья и исцеления. Подлинная свобода человека заключается в той способности находить всё в самом себе, которую ему дал Бог.

Я никогда не устану повторять вам эту истину, так как именно в этом состоит единственная зада­ча истинного духовного проводника: освобождать людей. Сколько людей представляют себе духов­ного Учителя в виде деспота, который непрерыв­но навязывает другим свою волю и свои убежде­ния! Э, нет, они ошибаются, так как всё именно наоборот: у духовного Учителя нет никакого же­лания навязывать другим свою волю и свои убеж­дения, или, скорее, он может навязать им только одно убеждение: то, что их спасение заключено исключительно в них самих. И он указывает им, какими методами, какими опытами можно этого достичь.

Разумеется, мне случается говорить вам: «По­верьте мне», но это не означает, что я требую от вас слепой веры. Я только прошу вас принять все­рьёз то, что я вам объясняю, прошу вас задумать-


18


Любовь больше веры


 


ся над этим, подвергнуть испытанию, проверить. И если вы это проверите, то я абсолютно уверен в том, что вы мне поверите. Если же вы поверите мне просто так, необдуманно, не проверив, то рано или поздно кто-то или что-то сможет вас свернуть с этого пути. Вопреки тому, что считает большин­ство людей, вера не является просто слепым и без-. основательным примыканием, и только потому, что они этого не поняли, в них постоянно живут сомнения. Вера, как и наука, основана на провер­ке, опыте, ясности.


II

РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ СОМНЕНИЕ: ЕДИНЕНИЕ И РАЗДВОЕНИЕ


 


Примечания

1. См. «Cherchez le Royaume de Dieu et sa Justice», Par-
tie IV, chap. 6: «A l'origine de l'or, la lumiere».

2. Там же, Partie II, chap. 3: «Sur la terre comme au ciel».


I


Разрушительное сомнение: единение и раздвоение 21


Существуют люди, которые, познакомившись с истинами духовной науки, только и делают, что принимают загадочный вид, говоря: «Я сомнева­юсь... Я скептик», как будто этот скептицизм яв­ляется результатом многолетних углублённых размышлений. На самом деле, наоборот, они по­казывают, насколько они ограничены в мыслитель­ном плане: они не изучали, они не хотят изучать, но они находят удобным придерживаться позиции, которая избавляет их от настоящих размышлений и которая даёт им иллюзию того, что они великие мыслители. Тот, кто называет себя скептиком, до­казывает только то, что он никогда ничего глубо­ко не изучал; да, да, то, что он не обрёл никакой уверенности, говорит о том, что он не очень дале­ко ушёл в своих изысканиях. А также это означа­ет, что он претенциозен, поскольку не придаёт никакого значения знанию, приобретённому дру­гими.

Скептик похож на того, кто утверждает, что всё время «ищет истину». Ему уже шестьдесят или семьдесят лет, а с тех пор, как он ищет истину, он её так и не нашёл. Именно это он повторяет в раз­говорах, чтобы показать, насколько он придирчив, требователен в том, что касается идей. Какой ве-


 


ликий мыслитель!.. На самом деле он вовсе ничего не ищет, или, точнее, он ищет всё, кроме истины, так как если бы он её действительно искал, то дав­но бы нашёл. Он просто находит для себя хоро­шие доводы, чтобы не заниматься духовной рабо­той.

Сколько людей поддерживают себя таким об­разом в состоянии постоянной неопределённости! Когда кто-то говорит: «Нет, я не верю», он, по край­ней мере, уже заявляет в какой-то форме о своей убеждённости. Но сомневаться - это значит по­зволить себе склоняться то в одну, то в другую сторону: в какой-то день он идёт в одном направ­лении, на следующий день - в другом, и в тот мо­мент, когда надо действовать, он каждый раз от­кладывает задуманное предприятие: «Правильно ли я делаю, ввязываясь в это дело?.. Не лучше ли мне заняться чем-нибудь другим?». Это достойно сожаления! Можно задавать себе вопросы, можно колебаться, да, и это даже очень полезно, но это не должно длиться всю жизнь. Наступает момент, когда нужно обрести уверенность, принять реше­ние и действовать. Сомнение распыляет наши силы, оно вносит смятение в наши мысли и чув­ства. А раз мысль и чувство смущены, то ослабле­на также и воля, и становится невозможным при­ложить необходимые усилия.

Сомнение парализует и разделяет. «Всякий дом, разделившийся сам в себе, не устоит», -говорил Иисус. А кто не слышал выражение «раз­деляй и властвуй»? Все знают, что для того, чтобы


22

Любовь больше веры

ослабить какую-либо группу людей и навязать им свою волю, достаточно их разобщить. Впрочем, мы это и видим: в правительствах, на предприятиях, в объединениях самых разных видов и даже в семь­ях как только кому-нибудь не удаётся при помощи своих достоинств и компетентности заставить при­знать себя, так он инстинктивно стремится внести раскол в коллектив.

Итак, хорошо известны губительные послед­ствия разделения в политической, социальной, профессиональной, семейной сферах. И только в сфере внутренней жизни их изучили ещё недоста­точно. Сомневающийся человек вносит раскол в самого себя, как если бы он захотел пойти одно­временно в двух противоположных направлениях: он может только раскачиваться в нерешительнос­ти. Вы скажете: «Но не всегда бывает легко найти уверенность, чтобы знать, что делать!» Я знаю, но чтобы избежать разрушительного сомнения, есть метод, и этот метод состоит в том, чтобы поднять­ся на высший план, говоря себе: «Я, конечно, не­совершенен, я не обладаю интуицией и ясным умом, необходимым для полного знания реально­сти, но это не должно меня ни смущать, ни пара­лизовать. Я уверовал в добро, в свет и я буду про­должать поступать честно, бескорыстно и муже­ственно».

Если вы умеете поддерживать в себе такое со­стояние духа, вы победите все обуревающие вас сомнения. В противном случае вы становитесь


Разрушительное сомнение: единение и раздвоение 23

похожим на поваленное лесорубом дерево. Как он берётся за дело, чтобы расколоть его? Поскольку приняться за это с топором не так-то легко, он вырубает кусочек в стволе, чтобы можно было его расколоть. Ну, а вывод делайте сами: если вы по­зволите каждый день вырывать от себя по кусоч­ку, вы подвергаетесь опасности стать жертвой раз­ного рода топоров, которые вонзятся в вас и раско­лют. Как только какая-то мысль, какое-то чувство начинают расчленять ваш ствол, так постепенно им удастся распылить ваши психические и духовные энергии. И что же от вас останется? Груда щепок. И ещё, кто не знаком с изречением «в единстве сила»? Его все знают, его применяют, но редко там, где это было бы наиболее необходимо.

Этот вопрос сомнения и веры выходит далеко за пределы религиозной сферы, он касается всех аспектов существования как верующих, так и не­верующих. Вера сближает, объединяет, а сомне­ние разделяет, дробит, приводит к раздвоению. Поэтому очень важно, чтобы вы не мирились с этим состоянием раздвоения, когда одновременно заявляют о себе две противоположные мысли, два противоречивых желания и раздирают вас, остав­ляя в полной растерянности и разладе. Чтобы из­бежать этого разлада, вы должны установить со­гласие внутри себя, единство.

«Единство» означает, что все части периферии гармонично связаны с центром, поддерживая рав­новесие, необходимое для проявления и сохране-


24

Любовь больше веры

ния жизни: атомы, молекулы, органы, члены, ин­дивиды, страны, - все, на самых разных уровнях, должны сходиться к единому центру, все должны связываться с центром и даже цепляться за него, чтобы не быть унесёнными встречными потоками. Этот центр в нас может быть назван Богом, но он может также быть очень высоким идеалом, при­званием. Тот, кто пренебрегает необходимостью соединяться с центром - своими мыслями, свои­ми чувствами и поступками - создаёт раздвоение, которое, даже будучи кратким, влечёт за собой хаос, противоречивость, разлад.

Раздвоение - это желание служить одновремен­но Богу и Мамоне, то есть силам Неба, духа и в то же время силам Земли, материи. Это напоминает некоторых двойных агентов, которые служат сво­ей стране и в то же время - стране враждебной: они думают, что, в зависимости от поворота собы­тий, они в любом случае будут иметь надёжное прибежище. И на скольких предприятиях можно видеть людей, которые служат своему хозяину и его конкурентам! Такое поведение приносит вред странам и предприятиям, но оно в такой же мере рискует быть отвергнутым обеими сторонами. В духовной жизни такое раздвоение - это угроза смерти. И, к сожалению, в такой ситуации, в боль­шей или меньшей степени, оказывается большин­ство людей.

Итак, каждый раз, когда вы оказываетесь перед необходимостью сделать выбор, как следует по­думайте, и как только перед вами ясно предстанет


Разрушительное сомнение: единение и раздвоение 25

правильное направление - решайтесь, действуй­те!.. Если вы начнёте говорить себе: «А может быть, здесь мне придётся прилагать слишком боль­шие усилия... Там я пойду против собственных интересов, так как навлеку на себя неприязнь того-то и того-то», вы откроете дверь тёмным силам, которые вас разрушат. В психической жизни так же, как и в физической, ничто не остаётся без по­следствий: тот, кто ищет предлогов, чтобы не осу­ществлять того, что ему диктует собственное пра­вильное суждение или интуиция, в конце концов утратит эти положительные качества, так как не­возможно на протяжении длительного времени ясно видеть путь, по которому следует идти, и при этом отказаться следовать по нему под тем пред­логом, что это трудно. Да, таков результат сомне­ний и раздвоений: в конце концов утрачивается способность суждения.

Когда знаешь, где добро, не надо прибегать к уловкам. Разумеется, речь не идёт о том, чтобы броситься очертя голову, не соблюдая осторожно­сти, но не нужно мириться и с этим состоянием неопределённости, при котором оспаривают пер­венство противоположные стремления. В против­ном случае можно уподобиться незанятой кварти­ре, в которую пытаются вторгнуться самые разные самозванцы, чтобы обворовать владельца и жить за его счёт.

Когда некоторым людям приходится неожидан­но покинуть свой дом, они приглашают иногда сво­их друзей занять его, чтобы следить за ним. В фи-


26

Любовь больше веры

зическом плане все хорошо знают, что нужно де­лать, но что касается внутреннего мира, то люди не думают о том, что здесь тоже существуют меры предосторожности. Итак, если вы чувствуете, что не очень уверены в себе, позаботьтесь о том, что­бы разместить хотя бы на время жильцов во всех своих квартирах; позовите светлых жильцов неви­димого мира и скажите им: «Я боюсь, что в меня вторгнутся нежелательные существа, поэтому я приглашаю вас пожить некоторое время в моём жилище, я прошу вас об этом». Потом вы уже не захотите отпустить этих умных, добрых, бдитель­ных друзей, и вы сохраните их навсегда.

Неопределённость всегда приводит к плачев­ным последствиям. Поэтому, как только вы осоз­наете, что в вас начинает закрадываться это состо­яние, немедленно исправляйте положение, начав с поиска причины. Ведь у этого состояния обяза­тельно есть причина: чтобы дойти до этого, нужно было, чтобы в тот или иной момент вы совершили ошибку, а теперь, разумеется, вы не знаете, что с вами и что вам делать. Единственное средство -это соединиться с центром, восстановить в себе единство с помощью благотворной деятельности, чтобы пойти в каком-то определённом направле­нии.

Сомнение прекращает движение, оно останав­ливает прогресс. Небольшое сомнение - и вы па­рализованы. Понаблюдайте, что вы чувствуете, когда начинаете сомневаться, например, в предан­ности друга: вы уже не знаете, как понимать его


Разрушительное сомнение: единение и раздвоение 2 7

жесты и его слова, всё в нём начинает вам казать­ся подозрительным, у вас такое ощущение, как будто что-то разлаживается у вас в голове и в сер­дце. Вы скажете, что иногда сомнение бывает оп­равданным, так как друзья не всегда оказываются преданными. Да, конечно, но если я привел этот пример, то это потому, что вы все наверняка та­кое испытывали и это может помочь вам понять, что происходит в тот момент, когда вы позволяете себе сомневаться в самом главном: в основах сво­его существования, в его смысле и в том направ­лении, которое нужно принять. И здесь тоже всё постепенно разлаживается.

Единство - это условие стабильности и всякой конструктивной деятельности. Как только вы по­чувствуете, что вашим внутренним состоянием овладевает нерешительность, разбросанность, -остановитесь, соберитесь и постарайтесь добрать­ся до единого центра в самом себе. Одним из са­мых действенных методов для достижения этого центра является установление связи с солнцем. Поскольку Солнце - это центр нашей вселенной, то, устанавливая с ним связь, вы тем самым уста­навливаете связь с центром в самом себе1. И имен­но вокруг этого центра будут гармонично органи­зовываться все проходящие через вас потоки, и какими бы ни были обстоятельства, вы почувству­ете, как в вас устанавливается равновесие, лишить которого вас не сможет ничто.

Равновесие... Что может быть важнее для на­шей физической жизни? Но начнём с разговора о


28

Любовь больше веры

физическом равновесии. Что стало бы с нами, если бы мы не обладали этим центром, который позво­ляет нам перемещаться и выполнять самые разные движения, избегая падений? Нам кажется совер­шенно естественным, что мы можем вставать, са­диться, ходить, наклоняться в ту или другую сто­рону, а ведь на самом деле надо так немного для того, чтобы потерять равновесие и упасть! Равно­весие - это победа, каждое мгновение одерживае­мая над противоположными силами, - вот почему оно постоянно под угрозой. Надо учиться подчи­нять себе эти силы, а чтобы подчинить их, необхо­димо всё ясно понимать, быть внимательным и решительным. Если в тот момент, когда вы делае­те шаг вперёд, вы повернётесь в сторону, вы ока­жетесь на земле.

Я часто говорил вам, что люблю смотреть на акробатов в цирке, так как выполняемые ими фи­гуры, такие трудные и опасные, являются приме­ром того, что и мы тоже должны делать в нашей психической жизни. Какими бы одарёнными они ни были, они должны годами работать, тысячи раз повторять одни и те же упражнения. И только бла­годаря этим долгим тренировкам они могут бро­саться в пустоту, будучи уверенными в том, что в последний момент им удастся удержаться, или танцевать на проволоке в нескольких метрах от земли с уверенностью в том, что не упадут.

Однако случается, что некоторые акробаты по­падают в беду. Они повторяли и повторяли эти сальто-мортале, но однажды они падают. Почему?


Разрушительное сомнение: единение и раздвоение 29

Потому что внезапно они оказываются в услови­ях, с которыми до сих пор не встречались: то ли в физическом плане, то ли в психическом произош­ло нечто совершенно неожиданное. Может быть, в предыдущие дни они пережили некоторые собы­тия, которые их взволновали; может быть, усло­вия, в которых они всегда работали и добивались успеха, стали менее хорошими, и они утратили уверенность в себе... Это подтверждают те, кто остался в живых после несчастного случая. Они заявляли, что у них было предчувствие и что они были недостаточно уверены. Они не всегда знали, почему состояние сознания у них не было больше таким гармоничным, как будто в них закралось сомнение. А поскольку они работали без прежней веры, их неизбежно ждала неудача. Когда работа­ют без веры, которая мобилизует и объединяет все энергии, то терпят неудачу.

Этот закон действителен для всех сторон на­шей внутренней жизни. В ходе того длительного предприятия, которым является наша духовная работа, работа над собой, тоже может появиться сомнение и внести разлад. Осознав огромность задачи, протяжённость предстоящего пути и необ­ходимость преодоления препятствий, люди иног­да спрашивают себя, в какую авантюру они втяну­лись и есть ли у них на самом деле качества, необ­ходимые для достижения какого-то результата. Вы скажете: «О, как это верно, нам это очень знако­мо!» Ну, если вы правильно поняли, в чём заклю­чается вера, то вы знаете, что должны сделать всё,



Любовь больше веры


Разрушительное сомнение: единение и раздвоение 31


 


чтобы помешать проникнуть в себя сомнению, так как оно является синонимом разрушения.

В тот или иной момент своей жизни каждый подвергается этому ужасному сомнению в себе, которое рискует постепенно уничтожить его. Я тоже часто сомневаюсь в себе, но я применяю один метод, чтобы у этого сомнения не было разруши­тельных последствий: я укрепляю свою веру в то существо во мне, которым является само Боже­ство, так как невозможно сомневаться в существе, представляющем собой свет, любовь, силу. Поче­му бы и вам не делать того же?

Какими бы ни были основания для ваших со­мнений в себе, только одно не позволит этому яду погубить вас - это сознание того, что в вас живёт всемогущее, всеведущее существо, которое есть всеобъемлющая любовь, и, соединяясь с ним, опи­раясь на него, вы сможете всё восстановить. С хо­лодом борются при помощи тепла, с тьмой борют­ся при помощи света, а с сомнением борются при помощи веры, веры в реальность божественного присутствия в самом себе.

Случается, что кто-то, потерпев ряд неудач, вынужден сказать себе: «Я ни на что не способен, я слаб, беден, глуп, я ни на что не гожусь». Согла­сен, очень хорошо, он действительно не способен, слаб, и т. д., но он не должен останавливаться на этом, так как это опасно. Если вам случается про­ходить через подобные состояния, проявите всё-таки немного ума и постарайтесь поразмышлять так: «Понятно, что я ничего не стою, но есть в мире


 

L


существа внутренне богатые, прекрасные, мудрые и т. д., и я могу связаться с ними, чтобы извлечь пользу из их достоинств и добродетелей».

Да, если вы считаете, что с Господом соединить­ся трудно, потому что Он кажется вам далёким, недоступным, то, по крайней мере, вы можете ус­тановить связь со всеми теми существами, кото­рые вошли в историю своим величием, силой ха­рактера и своими дарованиями... Но, конечно, если вы можете, лучше соединяйтесь с Господом, при­дя к осознанию того, что на самом деле Господь тоже внутри вас. И в то же время постарайтесь припомнить все те мгновения покоя, света, вдох­новения, которые вы уже пережили, ибо если вы их пережили, они не могут стереться. Зацепитесь за эти мгновения, и постепенно вера вернётся.

Впрочем, ваша вера ничего не даст так же, как и сомнения, если вы не владеете теми методами, которые позволят вам отвести каждому из них должное место. Так же, как сомневаться в Боге - это значит сомневаться в себе, так и сомневаться в себе -это значит сомневаться в Боге, и это серьёзная ошибка. Итак, никогда не допускайте проникнове­ния в себя малейшего сомнения в существовании той божественной искры, которая живёт в вас, так как это истина, она действительно живёт в вас.

Примечания

1. См. «Vous etes des dieux», Partie III, chap. 4: «Le soleil, image de Dieu et image de l'homme».


Ill

БЛАГОТВОРНОЕ СОМНЕНИЕ


Благотворное сомнение


35


 


Сколько мужчин и женщин приходят ко мне, чтобы рассказать о своих трудностях, о своих не­удачах!.. В большинстве случаев они не понима­ют, как это могло с ними случиться, и задают мне вопрос: «Почему у меня такое состояние? Поче­му я не могу из него выйти?». И хотите знать, что я отвечаю некоторым из них? Я им говорю: «Это очень просто, все эти несчастья происхо­дят оттого, что у вас слишком большая вера». Человек смотрит на меня удивлённо: «А! Какая вера? Это потому, что я верю в Бога?» - «Да нет, я говорю вам не о вере в Бога. Если бы вы дей­ствительно верили в Бога, вы бы наверняка не ока­зались в таком состоянии. Вы слишком сильно ве­рите в себя: вы слишком сильно верите в свой ум, в свои рассуждения, в свои расчёты, и именно эта вера вас губит. Если бы вы немножко сомнева­лись в себе, вы бы проявили больше здравого смысла и вы бы не поставили себя в такое невоз­можное положение. Так вот, теперь подумайте немного...».

Сомнение гложет и разрушает, как червь, это верно, но только тогда, когда оно проникает в об­ласти, где ему нет места: в высшие области света и любви. Ему нужно запретить входить туда и даже


вырывать его с корнем, как это делают некоторые птицы, освобождая деревья от насекомых-вреди­телей; ибо сомнение, подобно этим насекомым, мешает нашему духовному росту.

Поэтому - внимание! - нужно понять меня: когда я кому-то говорю, что он слишком верит в себя, я хочу сказать, что он поддался внушению своего низшего Я. Если бы он верил в своё боже­ственное Я, он бы всегда был наполнен светом и не сбился бы с пути. Я мог бы также сказать это­му человеку, что его неудачи происходят оттого, что он слишком много сомневался, но сомневал­ся в своём высшем Я: он поместил все свои капи­талы в ненадёжный банк, низшее Я, и потерпел крах. И это нормально, ибо рано или поздно низ­шее Я приходит к краху1. Подлинное искусство жизни состоит в том, чтобы знать, во что верить и в чём сомневаться.

Тот, кто умеет пользоваться сомнением, будет подниматься и двигаться вперёд. Есть так много областей, где людям было бы лучше слегка усом­ниться вместо того, чтобы безоглядно пускаться в рискованные авантюры! Посмотрите: они верят в то, что какой-то мужчина или какая-то женщина принесут им счастье, они верят в могущество де­нег, они верят в свою счастливую звезду... и осо­бенно они верят в расчёты своего ограниченного интеллекта... Так вот, в этом-то им бы лучше со­мневаться.

Но послушайте, как реагируют некоторые. Возьмём, например, того, кто занялся бесчестной


36


Любовь больше веры


Благотворное сомнение


37


 


торговлей и предстал перед судом. Если он до­шёл до этого, то потому, что провалил своё дело, но как он объясняет свой провал? Он говорит себе, что, к несчастью, не сумел всё предвидеть, но что в следующий раз он постарается получше взяться за дело. Он не думает о том, чтобы поста­вить под сомнение благонамеренность своих дей­ствий. «В конце концов, - думает он, - посколь­ку обществом правит «закон джунглей», посколь­ку каждый занят только тем, чтобы обеспечить свои интересы в ущерб интересам других, то нуж­но ли быть совестливым? Главное - это не дать себя провести».

Вот так, или примерно так реагирует большин­ство людей, когда они терпят неудачу в своих бес­честных делах. Они готовы признать, что исполь­зовали не лучшие методы, но они не ставят под сомнение законность своих действий. Эти люди непоколебимо верят в то, что в несправедливом мире они могут не терзаться сомнениями. На са­мом деле, даже если этот аргумент в глазах неко­торых людей часто кажется приемлемым, те, кто хочет духовно развиваться, должны его отверг­нуть. Ваше плохое поведение никогда не может быть оправдано тем, что другие тоже плохо себя ведут, и каждый должен только спросить себя: «Чего я добьюсь на самом деле, приняв такую точ­ку зрения, упорствуя в таком поведении?», и вновь искренне пересмотреть свои позиции.

Сколько мыслей, желаний, действий внушает людям их низшая природа! И они скачут исполнять


ее повеления! Да, низшая природа никогда не со­мневается и никогда не прекращает



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: