Методические рекомендации для студентов




При рассмотрении основных событий Первой русской революции, обратите особе внимание на «кровавое воскресенье», восстание на броненосце «Потемкин», Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, декабрьское вооруженное восстание. Особо следует остановиться на содержании и значении Манифеста 17 октября 1905 г. Анализируя программы партий, обратите внимание, как рассматриваются в них следующие вопросы: форма правления в России; рабочий вопрос; аграрный вопрос; национальный вопрос. Также укажите, кто был социальной опорой каждой партии. Отвечая на этот вопрос, нужно опираться на тексты исторических источников – программы партий, содержащиеся в хрестоматии по отечественной истории.

Анализируя манифест 17 октября 1905 г., обратите внимание на структуру образованного парламента, место в ней Государственной думы и полномочия императора по отношению к Думе. Изучая 4-й вопрос, остановитесь на партийном составе I и II Думы, обсуждавшихся в них вопросах, отношениях с правительством. Постарайтесь понять причину разгона Николаем II обеих Дум. Подумайте, почему народ не откликнулся на Выборгское воззвание депутатов разогнанной I Думы.

 

Литература

  1. Бакулин В.И. История российской социал-демократии. – Ч.1. – Киров, 1997.
  2. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. – М., 1992.
  3. История политических партий в России. – М., 1994.
  4. Леонов С.В. Партийная система России (конец 19 в. – 1917 г.) // Вопросы истории. – 1999. - №11-12.
  5. Тютюкин С. Россия, 1905-й // Свободная мысль. – 1995. - № 5.
  6. Тютюкин С.В., Шелохаев В. Марксисты и русская революция. – М., 1996. – С.5-41, 52-58.
  7. Шацилло К. Первая Государственная дума // Отечественная история. – 1996. - №4.

Тема 6. СССР в годы гражданской войны

1. Гражданская война и иностранная интервенция:

а) причины;

б) основные этапы.

2. Политика военного коммунизма: цели, основные направления, итоги.

3. Программы реформ белых правительств (Колчак, Деникин, Врангель). Их слабые и сильные стороны.

4. Красный и белый террор: причины, масштабы, целесообразность.

5. Итоги и оценки гражданской войны.

 

Методические рекомендации для студентов

Изучая 1-й вопрос, проанализируйте поведение всех будущих участников гражданской войны после падения самодержавия до весны 1918 г.: большевиков, монархистов, высшего офицерства, партий эсеров и меньшевиков и др. Задумайтесь над тем, какими методами многие из них намеревались доказывать свою политическую правоту. Объясните также, почему иностранные государства предприняли интервенцию в Советскую Россию.

2-й вопрос требует изучения того, как большевики создавали Красную Армию, как мобилизовали ресурсы страны, обеспечивая свою победу. В антибольшевистском движении (3-й вопрос) следует видеть несколько разнородных составляющих: белое движение, так называемую “демократическую контрреволюцию”, движение зеленых, анархистов, националистов. Подумайте, что их могло объединять и мог ли быть прочным такой союз. Очень сложным является 4-й вопрос об обоснованности и масштабах применения красного террора.

Причины победы большевиков (5-й вопрос) нужно искать не только в проявлении их силы, но и в проявлении слабости их противников. Подумайте, почему большинство населения в конечном счете предпочло власть большевиков, несмотря на то, что они применяли террор так же, как и их противники.

 

Литература

  1. Белое движение: начало и конец. – М., 1990.
  2. Боффа Д. История Советского Союза. – М., 1994. – Т.1. – С.91-135.
  3. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. – М., 1994. – Гл. IV. – Ч. 3-5.
  4. Долуцкий И.И. Отечественная история. XX век. - М., 1996. – Раздел III.
  5. Мельгунов С.П. Красный террор в России. – М., 1990.

Тема 7. Политический строй в СССР в 1930-е гг.

  1. Сущность тоталитарного режима (основные признаки, отличие от демократии). Предпосылки утверждения тоталитарного режима в СССР.
  2. Политическая система СССР по Конституции 1936 г.
  3. Формирование культа личности Сталина
  4. Создание системы репрессивного аппарата (карательных органов)
  5. Репрессии: причины, основные этапы и главные процессы, масштабы, последствия.
  6. Установление идеологического контроля над обществом. Культура 1930-х гг.
  7. Оценки советского строя 1930-х гг.

Методические рекомендации для студентов

Изучение 1-го вопроса начните с понятия политический режим. Сравните основные политические режимы (демократический, авторитарный, тоталитарный). Постарайтесь выявить объективные и субъективные предпосылки формирования тоталитарного режима в СССР.

Литература

1. Боффа Д. История Советского Союза. – Т.1. – М., 1994. – С.450-469, 502-521.

2. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. – М., 1992. – С.225-237.

3. Гордон Л. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е гг. – М., 1989.

4. Тоталитаризм как исторический феномен. - М.,1989.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: