При рассмотрении основных событий Первой русской революции, обратите особе внимание на «кровавое воскресенье», восстание на броненосце «Потемкин», Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, декабрьское вооруженное восстание. Особо следует остановиться на содержании и значении Манифеста 17 октября 1905 г. Анализируя программы партий, обратите внимание, как рассматриваются в них следующие вопросы: форма правления в России; рабочий вопрос; аграрный вопрос; национальный вопрос. Также укажите, кто был социальной опорой каждой партии. Отвечая на этот вопрос, нужно опираться на тексты исторических источников – программы партий, содержащиеся в хрестоматии по отечественной истории.
Анализируя манифест 17 октября 1905 г., обратите внимание на структуру образованного парламента, место в ней Государственной думы и полномочия императора по отношению к Думе. Изучая 4-й вопрос, остановитесь на партийном составе I и II Думы, обсуждавшихся в них вопросах, отношениях с правительством. Постарайтесь понять причину разгона Николаем II обеих Дум. Подумайте, почему народ не откликнулся на Выборгское воззвание депутатов разогнанной I Думы.
Литература
- Бакулин В.И. История российской социал-демократии. – Ч.1. – Киров, 1997.
- Верт Н. История советского государства. 1900-1991. – М., 1992.
- История политических партий в России. – М., 1994.
- Леонов С.В. Партийная система России (конец 19 в. – 1917 г.) // Вопросы истории. – 1999. - №11-12.
- Тютюкин С. Россия, 1905-й // Свободная мысль. – 1995. - № 5.
- Тютюкин С.В., Шелохаев В. Марксисты и русская революция. – М., 1996. – С.5-41, 52-58.
- Шацилло К. Первая Государственная дума // Отечественная история. – 1996. - №4.
Тема 6. СССР в годы гражданской войны
1. Гражданская война и иностранная интервенция:
а) причины;
б) основные этапы.
2. Политика военного коммунизма: цели, основные направления, итоги.
3. Программы реформ белых правительств (Колчак, Деникин, Врангель). Их слабые и сильные стороны.
4. Красный и белый террор: причины, масштабы, целесообразность.
5. Итоги и оценки гражданской войны.
Методические рекомендации для студентов
Изучая 1-й вопрос, проанализируйте поведение всех будущих участников гражданской войны после падения самодержавия до весны 1918 г.: большевиков, монархистов, высшего офицерства, партий эсеров и меньшевиков и др. Задумайтесь над тем, какими методами многие из них намеревались доказывать свою политическую правоту. Объясните также, почему иностранные государства предприняли интервенцию в Советскую Россию.
2-й вопрос требует изучения того, как большевики создавали Красную Армию, как мобилизовали ресурсы страны, обеспечивая свою победу. В антибольшевистском движении (3-й вопрос) следует видеть несколько разнородных составляющих: белое движение, так называемую “демократическую контрреволюцию”, движение зеленых, анархистов, националистов. Подумайте, что их могло объединять и мог ли быть прочным такой союз. Очень сложным является 4-й вопрос об обоснованности и масштабах применения красного террора.
Причины победы большевиков (5-й вопрос) нужно искать не только в проявлении их силы, но и в проявлении слабости их противников. Подумайте, почему большинство населения в конечном счете предпочло власть большевиков, несмотря на то, что они применяли террор так же, как и их противники.
Литература
- Белое движение: начало и конец. – М., 1990.
- Боффа Д. История Советского Союза. – М., 1994. – Т.1. – С.91-135.
- Верт Н. История советского государства. 1900-1991. – М., 1994. – Гл. IV. – Ч. 3-5.
- Долуцкий И.И. Отечественная история. XX век. - М., 1996. – Раздел III.
- Мельгунов С.П. Красный террор в России. – М., 1990.
Тема 7. Политический строй в СССР в 1930-е гг.
- Сущность тоталитарного режима (основные признаки, отличие от демократии). Предпосылки утверждения тоталитарного режима в СССР.
- Политическая система СССР по Конституции 1936 г.
- Формирование культа личности Сталина
- Создание системы репрессивного аппарата (карательных органов)
- Репрессии: причины, основные этапы и главные процессы, масштабы, последствия.
- Установление идеологического контроля над обществом. Культура 1930-х гг.
- Оценки советского строя 1930-х гг.
Методические рекомендации для студентов
Изучение 1-го вопроса начните с понятия политический режим. Сравните основные политические режимы (демократический, авторитарный, тоталитарный). Постарайтесь выявить объективные и субъективные предпосылки формирования тоталитарного режима в СССР.
Литература
1. Боффа Д. История Советского Союза. – Т.1. – М., 1994. – С.450-469, 502-521.
2. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. – М., 1992. – С.225-237.
3. Гордон Л. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е гг. – М., 1989.
4. Тоталитаризм как исторический феномен. - М.,1989.