ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ И РАСШИФРОВКА ПРУССКОЙ СЦЕНЫ ПО ШКАТУЛКЕ-МОЛЛЮСКУ ЛОТАРИНГИИ




История создания Екатерининской Янтарной комнаты является важной целью нашего исследования. О ней написано много книг, опубликовано многочисленное число статьи, создано несколько фильмов, ставшие материалом для изучения.

История Янтарной комнаты насчитывает более 300 лет и её можно подразделить на ряд периодов и этапов (Рис.1). Немецкий период (15 лет) создания Янтарной комнаты подразделяется на три этапа. Первый этап создания Янтарной комнаты (Берлинский) длился с 1701 по 1707 гг. В это время выдающийся архитектор и скульптор при прусском дворе Фридриха I Андреас Шлютер (1664-1714 гг.) и приглашённый в Берлин из Копенгагена Готтфрид Вольфрам работают над созданием Янтарной галереи из нетрадиционного материала того времени – янтаря. Второй этап длился с 1707 по 1717 гг. и характеризуется работой главного архитектора короля И.Ф. Эозандера фон Гёте, уволившего А. Шлютера и пригласившего для работы над Янтарным кабинетом из Данцига польских мастеров по янтарю Эрнста Шахта и Готфрида Турау. 1709 год ­ день создания Янтарного кабинета прусского короля Фридриха I. Третий этап (1713-1716 гг.) – период хранения янтарных стен в ящиках в Цейхгаузе.

Рис. 1. Этапы создания Екатерининской Янтарной комнаты.

Русский период Янтарной комнатыдлился с 17 ноября 1716 по 14 октября 1941 года (225 лет). Четвёртый этап Екатерининской Янтарной комнаты связан с перевозкой Янтарного кабинета (подарка прусского короля Фридриха Вильгельма русскому царю Петру I) по маршруту: Берлин—Кёнигсберг–Мемель–Рига–Петербург и хранение в Летнем дворце Петербурга. Пятый этап (11.02.1743-11.07.1755 гг.) характеризуется созданием при императрице Елизавете Петровне (дочери Петра I) в Зимнем дворце «Аудиенц-каморы»; в её создании принимал участие русский архитектор Б.Ф. Растрелли. Шестой этап (11.07.1755-14.10.1941 г.) характеризуется переносом «Аудиенц-каморы» из Петербурга в Царское Село (при Екатерине II) и создание Янтарной комнаты, воплощённой итальянским мастером Александром Мартелли под руководством Б. Ф. Растрелли. В реконструкции Янтарной комнаты принимали участие отец и сын Фридрих и Иоганн Роггенбук, братья Клеменсы и Генрих Вильгельм Фриде, Иоганн Вильпендорф, венецианец Франческо Фонтебассо, мастер И.В. Крестовский и др.

Фашистский период (14.10.41-9.04.1945 гг.) связан с похищением нацистами Екатерининской комнаты, перевоз её по маршруту станция Сиверская – Луга – Псков – Рига – Кёнигсберг, реставрация в Пальмникене, экспозиция в Королевском замке Кёнигсберга и захоронение.

Советский (9.04.1945 – 1991 г.) и российский (1991-нынешнее время) периоды связаны с организацией поисков Янтарной комнаты на территории Восточной Пруссии. Копия Янтарной комнаты изготавливалась с 1983 по 31.05.2003 гг. под руководством А.А. Кедринского.

На центральной панели среднего яруса передней стены располагается фрагмент декора Янтарной комнаты – раскрытая раковина двустворчатого моллюска лотарингии, в древние времена часто встречавшаяся в уловах рыбаков в Лотаринговом (позже – Свевское, ныне – Балтийское) море. Янтарная шкатулка-раковина (рис. 2) состоит из двух створок: светлой (передней) и тёмной (задней).

Передняя створка раковины символизирует день: давнее спокойное и безопасное время жизни пруссов, когда они после отступления ледника мигрировали их Индоевропы на берега Лотарингового моря, а задняя – ночь: неспокойное и опасное время пруссов, когда мессионеры-священники из Европы устремились в языческую Пруссию. Их намерения вроде были благими: склонить языческих пруссов к католической вере, а одновременно колонизировать и захватить прусские земли с помощью рыцарей Тевтонского ордена.

Рис. 2. Шкатулка-моллюск из Янтарной комнаты.

Передняя и задняя створки шкатулки-моллюска отличны друг от друга по цвету: передняя створка изготовлена из светло-жёлтого янтаря и как бы озарена солнечными лучами. Это – светлая и мирная жизнь пруссов. Задняя створка – тёмно-жёлтого и красного (кровавого) цвета, олицетворяет беспокойную жизнь пруссов.

Передняя створка раковины рассказывает о переселении пруссов к берегам Лотарингового моря. Она – трёх уровневая. В её центре возвышаются одна за другой и уменьшающиеся в размерах морские волны. Эти волны взаимосвязаны: одна волна выходит из другой. Первая волна (нижняя) – самая мощная, иона состоит из трёх гребней. Её центральный гребень состоит из пяти малых волн. Эта волна символизирует очень стародавнее время жизни пруссов, когда они под руководством своего вождя в период Великого переселения народов после отступления ледника и заселения земли растениями и животными устремились в сторону Лотарингового моря. В основании этой волны – двенадцать небольших без гребня волн, что говорит о мирной жизни пруссов в Индоевропе.

Вторая (средняя) волна – менее мощная, и она состоит из девяти волн, окружающих сверху и с боков нижнюю волну. В её центре – самая крупная пяти гребневая волна со слившимися основаниями. Эта центральная волна выглядит как бы выросшей из пяти волн, входящих в состав центрального гребня нижней волны. Первая и вторая волны символизируют время, когда пруссы в составе пяти отрядов со знамёнами, копьями, луками, округлыми и овальными щитами и сигнальными трубами, прибыли к берегам Лотарингового (ныне – Балтийского) моря на невысоких конях с мощной грудью и с одетыми на шею «хомутами».

Третья волна – самая маленькая. Она н6е имеет гребней. Над ней возвышается погребальный глиняный сосуд, поставленный на плоский камень. За сосудом – овальное возвышающееся углубление. Оно говорит, что он был закопан в землю. Отверстие этого сосуда покрыто куском материи: доступ внутрь его запрещён: в нём – останки (сожжённого по обычаям пруссов) вождя, приведшего прусские отряды к берегам Лотарингового моря. Так пруссы хранили память о своём вожде. Погребальную урну охраняют два обнажённых по грудь (переселение пруссов произошло в жаркое время), с бородами и усами, с чертами европеоидной расы воина. Один (слева) воин – с прямыми волосами на голове, а другой (справа) – с курчавыми. Оба воина сидят в пол-оборота и держат в одной руке трубу (средство подачи сигнала воинам), а локтем другой руки опираются на морскую волну.

Директор Царского Села – заповедника-музея Ольга Владиславовна Таратынова получила подарок от Виктора Петровича Залыгалина из Калининграда: книгу «История Янтарной комнаты», 29.06. 2021 г.

 

Задняя створка раковины рассказывает о борьбе пруссов с миссионерами-христианами Европы, стремившимися проповедовать среди языческих пруссов христианскую веру. Вслед за ними стали прибывать с огнём и мечом крестоносцы Тевтонского ордена, которые стали захватывать их земли.

Нам правой стороне этой части раковины изображена сцена изгнания немецкого проповедника прусскими братьями-вождями Брутеном и Видевутом. На троне полусидит прусский вождь Брутен. Он двумя руками держит копьё с острым наконечником (он правша) и нацеливает его для броска в немецкого проповедника. Лицо прусского вождя – европеоидного типа. Оно – с крупным носом, покладистой бородой и усами. На его голове – находится корона. Его левая часть груди и левая рука – оголёны от напряжения. Вдали за Брутеном сидит на ступеньках древний старик, а рядом – его брат Вудевут; Вудевут – в халате и с похожим, как у брата, лицом, но с клиновидной бородой и чалмой на голове, как у индийцев (прибыли из Индоевропы). Его руки оголены до локтей. У ног Брутена – домашняя собака.

На левой стороне задней створки моллюска виден миссионер-проповедник, пытающийся убежать от нацеленного на него копья прусским вождём Брутеном. Проповедник – средних лет, без головного убора и с чертами европеоидного типа. Его черты: широкий лоб, курносый нос и седеющие прямые волосы на голове. Он одет в приталенное «пальто» с меховым воротником (прибыл ранней весной), поверх его – плащевая накидка, на ногах – сапоги. Внизу видна часть его меча. Его кисти рук спрятаны в рукава одежды. Слева от проповедника – молодая женщина. Она – в платье и с короткой стрижкой на голове, стоит за кафедрой и читает книгу (возможно, священное писание).

По центру задней створки моллюска изображены каменные ворота, через которые входят три прусса-воина, вызванные вождём Брутеном. Посередине – старший дружинник, а по его бокам – по воину. Они олицетворяют защитников Прусской земли. Старший дружинник – средних лет и с бородой в виде полумесяца; он одет в защитную рубаху до колен и с короткими рукавами; на его голове – шлем, на ногах – сапоги, а в правой руке – меч. По обе стороны от старшего дружинника стоят по одному рядовому воину. Они одеты также, как старший дружинник, но один из них (слева) держит в руках стяг, а второй (справа) – копьё. Согнутая в локте левая рука и отстранённая в сторону и приподнимающаяся правая рука с мечом у старшего дружинника – свидетельства решительности выполнить приказ прусского вождя. Защитная одежда и вооружение свидетельствуют о времени происходившего события: X-XII вв.

Литература:

1. Залыгалин В.П. История Янтарной комнаты. – Калининград.: «Документальный центр», 2016 г. – 206 с.

2. Овсянов А.П. Янтарная комната: Возрождение шедевра. – Калининград.: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004. – 112 с.

Директор Царского Села – заповедника-музея Ольга Владиславовна Таратынова получила подарок от Виктора Петровича Залыгалина из Калининграда: книгу «История Янтарной комнаты», 29.06. 2021 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: