Тема. Мультимедийное сопровождение обучения




Методы представления информации могут быть разделены на линейные и структурные. При линейном представлении учебной информации, структура изложения учебного материала однозначно определяется порядком следования материала. Данный метод не очень хорош с точки зрения формирования у обучаемых понятия о делении преподаваемой им информации на рода и виды в зависимости от выбранных критериев классификации. Он не позволяет обучаемым делать общие выводы о том или ином информационном объекте, исходя из аналогии, которую можно провести с объектами того же класса.
Структурирование информации приводит к использованию системного подхода к изучению материала. При этом, структура учебного материала рассматривается как его модель и представляет собой совокупность определенным образом выделенных частей (элементов) учебного материала и связей между ними. Процесс выявления таких частей и связей называется структурированием. Важную роль в усвоении изучаемого материала играют его элементы и связи между ними, определяющие структуру. Психологической основой структурирования учебного материала является его понимание, т.к. оно само характеризуется отражением связей предметов и явлений действительности.
Структурированная информация, выдаваемая с использованием преимуществ компьютерной техники, ускоряет процессы восприятия и, как следствие, облегчает формирование умственного образа изучаемого предмета. Существует большое количество различных информационных технологий, так или иначе основанных на явных или неявных информационных структурах. Однако в настоящее время появилась довольно емкая технология, вмещающая в себя практически все разрозненные методы представления структурированной информации и получившая широкое распространение благодаря базированию на ней основных телекоммуникационных систем, таких как Интернет. Речь идет о гипертекстовых технологиях, и связанных с ними технологиями мульти- и гипермедиа.

В основе гипертекстового представления информации лежит идея расширения традиционного понятия текста, путем введения понятия нелинейного текста, в котором между выделенными текстовыми фрагментами устанавливаются перекрестные связи и определяются правила перехода от одного фрагмента текста к другому. При этом получается сеть, которая называется гипертекстом или нелинейным текстом. Гипертекст не является высшей и наиболее универсальной стадией представления и организации информации, поскольку увязывает с учетом некоторой структуры информацию только одного типа - текстовую. Внедрение телекоммуникаций и повсеместное использование информационных технологий в образовании привели к созданию более прогрессивных информационных средств - систем гипермедиа.
Гиперсредой или гипермедиа называется гипертекст, в состав которого входит структурированная информация разных типов (текст, иллюстрации, звук, видео). Мультимедиа («многосредовость») - это интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком.

Мультимедиа делится на программную и аппаратную. Аппаратная сторона мультимедиа может быть представлена как стандартными средствами - видеоадаптерами, мониторами, дисководами, накопителями на жёстких дисках, так и специальными средствами - звуковыми картами, приводами CD-ROM и звуковыми колонками.

Программные средства делятся на прикладные и специализированные. Прикладные - это сами приложения Windows, представляющие пользователю информацию в том или ином виде. Специализированные - это средства создания мультимедиа проектов (например, программа для создания мультимедиа презентаций MicroSoft Power Point). Сюда входят графические редакторы, редакторы видеоизображений (например, Adobe Premier), средства для создания и редактирования звуковой информации и т.д.

Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Мультимедиа представляет пользователю потрясающие возможности в создании фантастического мира (виртуальной реальности), интерактивного общения с этим миром, когда пользователь выступает не в роли стороннего пассивного созерцателя, а принимает активное участие в разворачивающихся там событиях; причем общение происходит на привычном для пользователя языке, в первую очередь на языке звуковых и видеообразов.

Решающее значение при подготовке мультимедийного проекта имеет выбор визуальных атрибутов отображаемой информации. При всем множестве вариантов существуют пять главных категорий визуальных характеристик объектов: цвет, фактура, форма, направление и размер. Изменение объекта по одной из этих категорий создаетвизуальный контраст. Чем сильнее контраст между двумя объектами, тем больше вероятность, что они будут восприняты мозгом как два отдельных, несвязанных друг с другом объекта.

Взгляд всегда привлекают в первую очередь цветные элементы, а не черно-белые, изолированные (отдельно стоящие), а не сгруппированные, графические, а не текстовые. Исходя из этого, при проектировании визуальных элементов целесообразно опираться на определенные принципы:

o иерархическая организация отображаемой информации (размещение информации с учетом ее значения относительно других визуальных элементов);

o визуальное выделение наиболее важных элементов;

o сбалансированность структуры экрана (такое размещение информации, при котором на экране в каждый момент времени представлена только та ее часть, которая действительно необходима для выполнения очередного шага задания);

o визуальное объединение логически взаимосвязанных элементов;

o обеспечение удобочитаемости и логической согласованности отображаемой информации;

o использование единых подходов к визуализации отображаемой информации (принцип интеграции).

Подобно другим визуальным элементам,шрифты способствуют организации информации и созданию определенного настроения. Изменяя размер и плотность шрифта, вы можете указать на степень важности той или иной информации и порядок, в котором она должна быть прочитана. Старайтесь не использовать курсив и рубленый шрифт (serif), поскольку они трудны для чтения. Ограничьте количество применяемых шрифтов и стилей. По возможности используйте стандартный системный шрифт.

Очень помогает при восприятии контрастность, необычности предметов, для чего удачным средством является использование различных цветов, разной толщины и характера шрифта, определенное расположение рисунков на плакате, доске и пр. Для изображения графиков лучше использовать обратную контрастность - белые линии на черном фоне, таккак это существенно увеличивает их различимость. Из контрастных цветов наибольшее значение имеют черный - белый и черный - ярко-желтый.

Большое влияние на восприятие предмета оказывают и особенности фона, характер восприятия элементов, окружающих предмет. Так, например, угол может казаться больше или меньше в зависимости от длины его сторон, а наличие координатной сетки снижает количество ошибок при чтении графиков. Известно, что если две фигуры соединены вместе, то они воспринимаются как одна большая фигура. Часть, включенная в целое, воспринимается иначе, чем расположенная отдельно.

Выделение информации – это использование таких атрибутов, которые позволяют привлечь внимание к некоторой области экрана (плаката, слайда). В качестве подобных атрибутов могут выступать: цвет символов, цвет фона, уровень яркости, мерцание и применение различных шрифтов для выводимых символов. Часто для выделения информации используют подчеркивание, различные рамки и тени. Основная рекомендация по их использованию: следует использовать минимально необходимое число атрибутов.

Очень серьезным вопросом, во многом определяющим качество восприятие информации, являетсярациональное размещение данных на экране (демонстрационной карте, плакате). Человек значительно лучше воспринимает визуальную информацию, если она соответствующим образом организована в пространственном отношении.

Для обеспечения точности и полноты восприятия необходимо правильно выбирать место размещения информации: главный материал должен располагаться в центре.

Существуют правила, регулирующие плотность расположения данных на экране:

o оставлять пустым приблизительно половину экрана;

o оставлять пустую строку после каждой пятой строки таблицы;

o оставлять четыре-пять пробелов между столбцами таблицы.

Фрагменты текста должны располагаться так, чтобы взгляд сам перемещался в нужном направлении (сверху-вниз, слева-направо).

Содержимое полей не должно «прижиматься» к краю экрана, а располагаться около его горизонтальных или вертикальных осей.

Чтобы подчеркнуть симметрию, содержимое полей, относящихся к одной группе, должны выравниваться по вертикали. По возможности необходимо выравнивать все логически связанные группы данных.

Другой аспект рекомендаций определяется факторами, связанными с право-левой асимметрией головного мозга человека: при запоминании слов ведущую роль играет левое полушарие, а при запоминании образов более активно правое.

Информация с правой части экрана поступает непосредственно в левое полушарие, а с левой части – в правое. В связи с этим можно рекомендовать текстовые сообщения группировать справа, а изображения – слева.

У некоторых людей это распределение функций полушарий противоположно.

У женщин асимметрия выражена слабее, чем у мужчин.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Губина Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения // Молодой ученый. - 2012. - №3. - С. 345-347.

2. Елистратова Н.Н. Программные и технические средства технологии мультимедиа в образовательном процессе вуза // Вестник РГУ им. С.А. Есенина, 2012. - №34.

3. Кулагин В.П. Проблемы мультимедийного образования // Перспективы науки и образования, 2013. - №5.

4. Мультимедиа лаборатория Российской академии туризма - https://multirmat.narod.ru/

5. Самсонов С.А. Преимущества учебного процесса при использовании мультимедийного сопровождения. URL: https://do.teleclinica.ru/375059/

 

Задание для самостоятельной работы: составьте список критериев оценки мультимедиа презентации для учебного занятия по текстовой составляющей и графической составляющей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: