Качество знаний учащихся как объект диагностики




Практическое занятие

 

Понятие «качество знаний» является одним из центральных не только в педагогике, но и в методике профессионального образования.

В широком смысле под знанием понимают достоверный результат познания действительности, отражающий ее в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, концепций, принципов, законов, закономерностей и так далее. «Качество» знаний понимается как иерархия свойств, характеристик и показателей состояния объекта, подлежащего измерению, анализу и оценке.

Иногда категорию качества отождествляют с полнотой знаний и их глубиной, где полнота трактуется, как способность учащегося воспроизводить признаки изучаемого предмета, необходимые и достаточные для понимания его сущности. В других случаях под качеством знаний понимается их обобщенность - понимание сущности знания из связи его признаков, его идеи, концепции. Нередко качество знаний трактуют как системность, умение обучаемого выстроить отношения познавательных объектов их иерархию. Иногда при оценке качества, по мнению теоретиков на первый план должны выходить конкретность знаний, их осознанность или прочность либо логичность изложения материала, рациональность способов и приемов решения учебных задач.

Рассмотрим существенные характеристики знаний учащихся, или их качества:

-полнота - количество знаний учащихся об изучаемых объектах, явлениях, процессах;

-глубина - совокупность осознанных учащимися связей и отношений между различными видами знаний;

-системность - наличие в сознании учащегося структурных связей или связей строения знания внутри научной теории;

-систематичность - осознание совокупности знаний учащихся в их иерархической и последовательной связи;

-конкретность - умение разложить знания на элементы, раскрыть конкретные проявления обобщенного знания;

-обобщенность - умение выразить конкретное знание в обобщенной форме;

-оперативность - качество, характеризуемое числом ситуаций, в которых учащийся может заведомо применить то или иное знание, или числом способов, которыми он может это знание применить;

-развернутость - способность личности раскрыть систему шагов, ведущую к сжатию, свертыванию знаний. Развертывание знаний является одним из условий осознания элементов объекта усвоения;

-свернутость – способность личности выразить знание компактно, но так, чтобы оно представляло видимый результат уплотнения некоторой совокупности знаний;

-осознанность знаний выражается в понимании их связей и путей их получения, в умении их доказывать, в понимании принципа действия связей и механизма их становления;

-прочность - устойчивое сохранение существенных знаний и способов их применения в памяти учащихся, готовности вывести необходимые знания, основываясь на других опорных знаниях;

-гибкость - способность самостоятельно находить вариативные способы применения знаний (прежде всего о способах действий) в измененных, нетипичных условиях;

-действенность - умение применять знания при решении практических задач в общественно полезном труде, в жизни коллектива группы, в общении со сверстниками, то есть задач не только учебного, но и жизненного характера.

Можно проследить взаимосвязи и взаимозависимости между качествами знаний, а также взаимосвязи между качествами знаний и уровнями усвоения. В результате такого анализа мы выявили уровневую структуру взаимосвязей качеств знаний, которую представили в таблице 1.

Таблица 1

Уровневая структура взаимосвязей качеств знаний

Уровень усвоения Характеристика уровня усвоения Качества знаний, формируемые на данном уровне усвоения
  Воспроизведение знаний и приведение примеров, тождественных данным Полнота системность систематичность глубина конкретность обобщенность
  Применение знаний по образцу, в знакомой ситуации Совершенствуются качества знаний, формируемые на 1 уровне, и формируются: оперативность развернутость осознанность свернутость прочность
  Применение знаний в незнакомой ситуации, творчески Совершенствуются качества знаний, формируемые на 1 и 2 уровнях, и формируются: гибкость действенность

 

Связи между качествами показывают, что их взаимовлияние избирательно, что для формирования определенных качеств имеет значение сформированность некоторых других, а другие качества влияют на третьи и т. д. Например, у учащегося нельзя сформировать обобщенность знаний, если не сформирована конкретность, или сформировать системность знаний при отсутствии полноты.

Взаимосвязей между качествами знаний значительно больше, чем видно из таблицы. Так, полнота связана с глубиной, свернутость с развернутостью, прочность с осознанностью и т.д. Качества знаний взаимообусловлены, каждое содержит в себе в свернутом виде другие качества.

Все качества знаний личности формируются постепенно, в определенной последовательности в зависимости от уровня усвоения. Постепенность формирования различных качеств знаний обусловливает их взаимодействие, которое необходимо учитывать в процессе оценивания. Каждое качество по мере своей сформированности придает знаниям специфические черты, дополняющие другие, совершенствующие их.

Знание взаимосвязей качеств между собой, а также с уровнями усвоения дает возможность преподавателям учитывать в процессе диагностики каждое качество знания, а, следовательно, помогает повысить объективность диагностирования. При этом должны разрабатываться такие задания, выполнение которых обнаруживает зафиксированные качества знаний. Каждому качеству знаний мы поставили в соответствие типы заданий, ориентированные на выявление тех или иных качеств знаний, дополнили и обобщили этот материал в виде таблицы.

Таблица 2

Типы заданий для выявления качеств знаний

Качество знаний Тип заданий для выявления данного качества знаний
полнота Задания на выявление всех признаков понятий и их связей друг с другом
глубина Задания на выявление числа существенных признаков понятия в их взаимосвязях
системность Задания на определение иерархии понятий, на самостоятельнуюиерархизацию новых знаний
систематичность Задания на определение иерархии понятий в их последовательности, взаимосвязанности, на самостоятельное установление новых связей между усвоенными знаниями, а также между ранее усвоенными и новыми знаниями, на прогнозирование шагов рассуждения, этапов исследования, логики доказательств
конкретность Задания на умение раскрыть конкретные проявления обобщенного знания
обобщенность Задания на умение обобщать конкретные знания, относить частное к общему
оперативность Задания с несколькими способами решения, задания на предъявление вариативных ситуаций, в которых можно применить изучаемые знания
развернутость Задания на разложение знаний в ряд последовательных шагов
свернутость Задания на компактное изложение материала
прочность Задания, включающие материал предыдущей темы
осознанность Задания на умение перегруппировать, систематизировать и преобразовать материал, на применение абстракций для объяснения и описания явлений, законов, на установление характера связей между знаниями, на выделение существенных связей, на поиск доказательства правильности изложенного, на классификацию данных, на вариативное воспроизведение знаний
гибкость Задания на самостоятельное применение или конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи или на разработку нестереотипного подхода к решению сходных задач
действенность Задания с элементами моделирования, ролевые игры

 

Задание: для выбранного раздела дисциплины разработать диагностические задания для выявления различныхкачеств знаний



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: