Семинарское занятие № 3
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Вопросы для изучения и обсуждения
1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат.
2. Понятие о системе образования. Факторы развития системы образования.
3. ОбзорКодексаРеспублики Беларусь об образовании.
4. Учреждения общего среднего образования в системе образования, их виды.
5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности.
I. Подготовка к занятию
Учебно-исследовательские и творческие задания
Подготовьтесь к обсуждению высказываний об образовании и школе
Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей. (Я.А. Коменский).
У каждого народа своя особенная национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным (К.Д. Ушинский).
Школа … есть лишь одно из орудий образования, вернее было бы сказать, приготовления к образованию, которое по существу своему состоит в бесконечном совершенствовании всех наиболее ценных свойств человеческой натуры – нравственных, умственных и физических (В.Д. Сиповский).
Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государств, смотря по основным предметам и принципам, вложенных в систему школьного образования, особенно среднего (Д.И Менделеев).
Так как школа должна быть и всегда будет важным орудием общественного воспитания, то на неё должно быть обращено особое внимание всех лиц, заботящихся о воспитании нашего юношества (В.М. Бехтерев).
Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее (И.А. Барбюс).
Способность к самообразованию и саморазвитию – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни (В.И. Слободчиков).
1.2. Изучите Кодекс Республики Беларусь об образовании (составьте тезисы или законспектируйте основные положения указанных статей) по следующему плану:
1.Основы государственной политики в сфере образования.(статья 2).
2. Субъекты и объекты образовательных отношений(статья 5).
3. Понятие о целях и системе образования (статья 11).
4. Основное, дополнительное и специальное образование, их уровни и виды (статьи 12-15).
5. Образовательные стандарты (статья. 92) и образовательные программы (статья 16).
6. Формы получения образования (статья 17).
7. Учреждения образования как субъекты образовательных отношений (статья 19). Структура учреждения образования (статья 23).
8. Система и учреждения дошкольного образования (статьи 141, 145).
9. Система и учреждения общего среднего образования (статьи 152-157).
10. Система и учреждения профессионально-технического образования (статьи 168, 173).
11. Система и учреждения среднего специального образования (статьи. 187, 191).
12. Система и учреждения высшего образования (статьи 202, 207).
13. Система послевузовского образования и учреждения образования, организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования (статьи 218,221).
14. Система и учреждения дополнительного образования детей и молодежи (статьи 228, 231).
15. Система и учреждения дополнительного образования взрослых (статьи 240,245, 246).
16. Система и учреждения специального образования (статьи 256, 260, 261).
1.3. Составьте структурно-логическую схему «Система образования Республики Беларусь». Подготовьтесь к ее презентации на занятии (задание может выполняться в малых группах). – Будем составлять на занятии
1.4.* Напишите педагогическое эссе на тему: «Перспективы развития национальной системы образования Республики Беларусь». (По желанию)
1.5 «Минута монолога» (предназначен для развития индивидуального сознания, мышления, творческого воображения через организацию смыслотворчества, мыследеятельности, рефлексивной деятельности).
Реализуется по следующему плану:
1. Задается тема, участники без подготовки за 1-2 минуты произносят монолог на эту тему.
Для семинарского занятия № 3 предлагаются следующие темы монологов:
· Социокультурные функции образования.
· Образование как процесс и результат.
· Понятие обобразовательной парадигме. Чем определяется формирование той или иной образовательной парадигмы?
· Краткая характеристика образовательных парадигм, известных в мировой педагогике.
· Взаимосвязь основных функций и моделей образования.
· Система образования Республики Беларусь, ее компоненты
· Основное, дополнительное, специальное образование.
· Общее среднее образование как уровень основного образования, его ступени.
· Виды учреждений общего среднего образования.
· Тенденции развития образования в современном мире.
· Непрерывное образование как средство развития личности
· Самообразование: понятие и функции.