Для студентов из Ближнего зарубежья.




КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Отечественной истории.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Для студентов из Ближнего зарубежья.


ТЕМА 2. Древняя Русь – Московское царство – Россия и ее соседи в Евразии: 9-17вв.

План.

Образование государства Киевская Русь.

Принятие христианства. Расцвет Киевской Руси.

Русские земли и Золотая Орда.

 

1. Образование государства Киевская Русь.

“Призвание варягов”

Ранняя история древних славян приводится, в так называемой легендарной части “Повести временных лет”, написанной монахом Нестором в начале 12 века. Он сообщает, что северные славяне и другие племена, жившие по берегам озера Ильмень и по рекам Ловать, Волхов, Мета, Молога, очень страдали из-за того, что их старейшины (племенные вожди) вступили между собой в острое соперничество. Каждый из них хотел быть первым и главным. Эти междоусобицы всем надоели, и тогда было решено пригласить на княжение кого-нибудь из варягов (так называли жителей соседней Скандинавии). Варяги были известны как хорошие воины.

На берега Балтийского моря отправилось славянское посольство. Прибыв на место, послы сказали норманнским князьям так: “Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами”. Те откликнулись на этот призыв, и вскоре варяжский военный предводитель Рюрик прибыл со своей дружиной в Новгород и начал там княжить. Произошло это важное событие в 862 году.

Таким образом, у истоков Новгородско-Киевской Руси оказались варяги норманнского происхождения - Рюрик, и следующие за ним князья Олег, Игорь и княгиня Ольга.

В ХVIII веке в исторической науке выделились два основных направления, которые по-разному рассматривали вопрос образования Древнерусского государства. Одно из направлений было представлено немецкими учеными, работавшими в то время в России – Г.Ф. Миллером, А.Л. Шлёцером и Г.З.Байером. Они считали, что государство было создано варягами, т.к. сами славяне были не способны к созданию государства. В середине 20 века эти утверждения взяла на вооружение гитлеровская пропаганда, провозгласившая славян расово неполноценными. Против них выступал Михаил Васильевич Ломоносов, который утверждал, что славяне сами создали государство, Рюрик – славянин, а варяги – это просто наемники, находящиеся в то время на более низкой стадии развития.

Сегодня историки в основном придерживаются, так называемой центристской теории - даже если варяги и были призваны на княжение, то к моменту их появления славяне прошли необходимый путь, предшествующий образованию государства, которое возникло в результате закономерного развития восточнославянского общества. Варягов же пригласили в первую очередь для защиты от таких - же варягов – норманнов, так как в отличие от славян, варяги были воинственнее и лучше защищены. Ученые признают историчность Рюрика, варяжское происхождение первых русских князей и призвали их явно, как нейтральную силу, способную прекратить усобицы.

 

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ РУССКИХ КНЯЗЕЙ

Олег (правление 882 – 912 гг.)

В 879 году в Новгороде умер князь Рюрик. Его сыну Игорю было тогда два года, и он не мог заменить отца, поэтому править Русью стал старший в роде Рюрика – Олег.

Олег успешно продолжил дело Рюрика. Он укрепил и расширил русскую территорию, присоединил к своему княжеству много новых племён. Но одной из главных целей Олега было утверждение своего могущества на юге, в городе Киеве, т.к. через Киев проходили важные торговые пути с запада на восток и с севера на юг.

Когда войско Олега подошло к Киеву, он приказал своим воинам спрятаться в ладьях, а сам послал сказать Аскольду и Диру, правившим в это время в Киеве, что приехали купцы и привезли товары. Аскольд и Дир поверили послам и пришли к Олегу. Олег вышел к ним с Игорем на руках и сказал: “Вы не князья, а вот сын Рюрика!” В этот момент воины Олега, которые до этого прятались, вышли и убили Аскольда и Дира.

Киев очень понравился Олегу. Город был богат и красив. Поэтому Олег остался жить и править в Киеве. Он назвал Киев “матерью русских городов” и сделал его главным городом Руси. С этого времени русское государство стало называться Киевской Русью.

Князь Олег очень много сделал для развития русского государства. Особенно он прославился своими походами на Царьград в 907 и 911гг. – столицу Византии. Олег со своей дружиной переплыл море и неожиданно напал на греков. Они испугались и дали Олегу большой выкуп, а также разрешили русским купцам свободно торговать в греческих городах.

Много лет Олег правил Русью. Весь народ очень любил своего князя за его мудрость и заботу о процветании родной земли.

После смерти князя Олега в Киеве начал княжить сын Рюрика – Игорь.

Князь Игорь (правление 912 – 945 гг.)

Князь Игорь не был сильной политической личностью. Он редко ходил за данью к подчинённым уже племенам, новые племена не покорял, дружина его бедна была. Летописец сообщает, что Игорь был труслив, нерешителен и корыстолюбив. Он также, как и его предшественник дважды военными походами ходил на Византию, но они были менее успешны.

Игорь погиб в 945 году во время сбора дани с древлян, когда он нарушил обычай и решил собрать дань второй раз.

Княгиня Ольга (правление 945 – 962 гг.)

После гибели Игоря править в Киеве стала его жена Ольга, потому что их сын был ещё маленьким. В соответствии с обычаями того времени Ольга отомстила древлянам за смерть мужа, но одновременно провела реформы: установила размер дани (урок) и места сбора дани (погост).

В русскую историю Ольга вошла как одна из первых христианок, приняла христианство в Царьграде в 955 году. Ее крестным отцом был сам греческий император Константин. Но сын Ольги Святослав отказался принять христианство, т.к. дружина его была языческой.

При Ольге усилились связи Руси с Западной Европой.

Князь Святослав Игоревич (правление 962 – 972 гг.)

У княгини Ольги после смерти мужа остался сын Святослав, который с детства воспитывался как воин. Когда он был мальчиком, он должен был начать битву с древлянами, которые убили его отца. Князя посадили на коня, и он бросил копьё в сторону, где находились древляне, но копьё упало около коня: князю было в то время только четыре года. Святослав вырос храбрым и сильным воином. Вот как описывает его летописец: ходил он легко, как барс; не боялся никакой погоды, ни жаркой, ни холодной; у него не было шатра, спал он на конской попоне с седлом под головой; ел князь грубое мясо диких животных, пил речную воду. Святослав был воинственным, но никогда не нападал неожиданно на врага, а всегда посылал сказать: “Иду на вы!” (то есть на врага или “иду на вас войной”).

Когда Святослав покорил все соседние племена, расправился с хазарами, затем пошёл в Болгарию и завоевал её. Ему очень понравилась эта богатая страна. Сюда со всех сторон везли товары: из Греции - золото, ткани, вина, овощи; из Чехии и Венгрии - серебро, коней; из Руси – меха, мёд, рабов. Святослав решил навсегда остаться жить в Болгарии и столицу Руси перенести в город Переяславец. В это время Киев окружили печенеги – кочевники, которые жили в степях. Киевляне послали Святославу сказать, что их чуть-чуть не взяли печенеги вместе с его матерью и детьми, и если он не придёт и не защитит их, то случится беда. Святослав немедленно вернулся в Киев, собрал войско и прогнал печенегов далеко от границ своего государства.

После смерти матери Святослав решил вернуться в Болгарию. Он разделил свои земли между сыновьями: Киев он отдал сыну Ярополку, другому сыну Олегу – древлянскую землю, третьему сыну, Владимиру, – город Новгород. Святослав велел сыновьям жить дружно.

Но болгарские жители встретили его не с такой любовью, с какой проводили его киевляне. И греческий император не хотел иметь рядом с собой такого сильного соседа. Поэтому он собрал большое войско и пошёл на Святослава. Началась война. Русский князь был вынужден просить мира у императора. Русский князь и греческий император встретились на берегу Дуная, чтобы подписать мирный договор, по которому Святослав должен был вернуться в Киев. По дороге в Киев (это было в 972 году) Святослав был убит печенегами в бою. Печенежский князь отрубил Святославу голову. Из его черепа печенеги сделали чашу, покрыли её золотом, пили из неё вино и думали, что вместе с вином к ним перейдёт ум и мужество русского народа.

3. КИЕВСКАЯ РУСЬ ПРИ ВЛАДИМИРЕ I, ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ И ВЛАДИМИРЕ МОНОМАХЕ.

Владимир Святой, или Владимир Красное Солнышко

(правление 980 – 1015 гг.)

Владимир стал княжить на русской земле в 980году. В это время он был язычником. На холме он поставил нового идола Перуна с серебряной головой и регулярно приносил ему жертвы.

У Владимира было несколько жён. Кроме того, он жил с вдовой Ярополка, своего брата. И ещё было у него триста наложниц в Вышгороде, триста - в Белгороде и двести – в Берестове.

За время своего княжения Владимир победил польских славян, совершил поход на вятичей и радимичей. Он предпринял реформу управления княжествами. В подчиненные города он посадил своих сыновей в качестве наместников и обложил данью восточнославянские племена. Для защиты от печенегов им была построена система крепостей и введено огневое предупреждение (воины зажигали на верхних площадках крепостей костры и таким образом предупреждали жителей Киева о начинающемся набеге печенегов).

Как государственный деятель Владимир постепенно пришел к пониманию того, что язычество с его многобожием, равенством богов и обожествлением сил природы не может дать ответы на вопросы, поставленные временем. Он приходит к мысли о введении единого бога и принятии новой религии. Владимир послал своих людей в разные государства, чтобы узнать, какой народ лучше понимает истинного Бога.

К Владимиру пришли магометане, иудеи, католики, греки. Князь слушал их внимательно. Владимир заинтересовался, когда услышал, что мусульманские законы разрешают иметь много жён, но, когда он узнал, что нельзя пить вино, сказал: “На Руси всегда пили. Мы не можем без этого”. С большим интересом князь слушал рассказы о греческой вере. Особенно понравилось Владимиру, что христиане должны воскреснуть после смерти и жить вечно.

Наконец, князь собрал бояр, чтобы обсудить, какая вера лучше. В летописи Нестора, говорится, что бояре ответили ему: «Лучше всего православная вера, если бы был плох закон греческий, то бабка твоя Ольга не приняла бы его; а она была мудрее всех людей”. И Владимир решил принять святое крещение.

Теперь перед ним стояла проблема, где креститься. Гордый князь, который привык приказывать, не мог просить крещения у греков. Он хотел, чтобы они сами предложили ему святое крещение. Через год Владимир пошёл с войском на греческий город Корсунь (сейчас он называется Херсон) и захватил его. Потом он послал сказать греческим императорам Василию и Константину: “Я взял ваш город; я слышал, что у вас есть незамужняя сестра; если не выдадите её замуж за меня, то с вашим городом будет то же, что с Корсунем”.

 

Когда князь с молодой женой вернулся в Киев, прежде всего, он крестил своих сыновей, потом приказал сжечь всех деревянных богов. На другой день князь велел киевлянам прийти к реке Днепр, чтобы принять святое крещение.

После крещения Владимир приказал строить церкви и послал священников вместе с воинами из своей дружины в другие города, чтобы крестить русский народ. Князь создал школы, где готовили будущих священников.

Итогами принятия христианства были: ликвидация международной изоляции Руси, укрепление государства и княжеской власти, объединение народа на основе единой религии, приобщение Руси к европейской культуре. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело – все это явилось на Русь из Византии благодаря распространению христианства. С христианством пришла письменность на славянском языке, стали создаваться рукописные книги, школы при монастырях. Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с торговлей людьми, стремилась ограничить рабство. Христианство укрепило княжескую власть и привело к расцвету Киевскую Русь.

Ярослав Мудрый (правление 1019 – 1054 гг.)

Наивысшего могущества Киевская Русь достигла при правлении Ярослава Мудрого, сына Владимира I. Ему удалось почти полностью обезопасить Русь от печенежских набегов, утвердить русские позиции в Прибалтике после успешного похода на прибалтийскую чудь в 1030 году, основав неподалеку от Чудского озера город Юрьев (ныне Тарту в Эстонии).

Рост международного авторитета Руси позволил Ярославу впервые назначить митрополитом Киевским государственного деятеля и писателя Иллариона. Сам князь назывался царем, о чем свидетельствует надпись XI века на стене Софийского собора. При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, о чем свидетельствуют наличие около четырехсот церквей, восьми рынков, возведение Золотых ворот — парадного въезда в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе, его дочери были замужем за венгерским, норвежским и французским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Велика заслуга Ярослава Мудрого в становлении и закреплении юридического законодательства, нашедшего свое отражение в составленном в годы его правления своде законов под названием “Русская правда”.

Владимир Мономах (правление 1113 – 1125 гг.)

Вскоре после смерти Ярослава Мудрого на престол взошел его внук Владимир Мономах, получивший это прозвище из-за брака своего отца Всеволода и дочери византийского императора Константина Мономаха. Владимиру Мономаху удавалось какое-то время удерживать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с иноземными захватчиками-половцами. При Мономахе (его женой стала английская принцесса) укрепился международный авторитет Руси. С его именем связывали введение короны русских царей – шапки Мономаха, преемственность власти русских царей от константинопольских императоров, появление первой русской летописи “Повести временных лет”, дополнение свода законов “Русской Правды” так называемым “Уставом Владимира Мономаха”.

Земли и княжества Руси в XII-XIII вв.

Подъем экономики Древней Руси шел на фоне продолжавшегося расширения ее территории за счет дальнейшего освоения Восточно-Европейской равнины. Выделение отдельных княжеств в рамках Киевского государства подготавливался издавна. Повсеместно распространялось пахотное земледелие, совершенствовались орудия труда, применявшиеся в хозяйстве. Показателем подъема экономики явился рост числа городов: накануне монгольского нашествия на Руси было около 300 городов.

Развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежным междоусобным конфликтам, для разрешения которых была необходима сильная власть на местах. Местные бояре, опиравшиеся на военную мощь своего князя, не хотели больше зависеть от центральной власти в Киеве, выступив, таким образом, главной силой разъединительного процесса. Местные князья сумели установить свою власть в каждой земле, однако между князьями и усилившимся боярством стали возникать противоречия, началась борьба за влияние. В разных княжествах эта борьба разрешилась по-разному: в Новгороде, а позже в Пскове установились боярские республики; в других землях власть утвердилась в форме монархии.

Раздробленность – закономерный этап становления древнерусской государственности, вызванный поступательным развитием общества. Закрепление отдельных территорий – земель – за определенными ветвями киевского княжеского рода было ответом на вызов времени. Раздробленность привела к ускоренному росту городов, сделала более богатой и разнообразной древнерусскую культуру. Вместе с тем раздробленность способствовала упадку военного могущества Древне Руси, особенно из-за дальнейшего дробления крупных княжеств.

Поначалу Киев стал первым среди равных княжеств – государств, а вскоре и другие земли начали догонять и даже опережать его в своем развитии. Титулом великого князя величали теперь не только киевских, но и других князей русских земель.

В результате дробления Киевской Руси в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали их стольные города: Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Смоленское и другие, всего 15 княжеств.

Несмотря на то, что внутри Древней Руси уже не было политического единства, объективно сохранялись факторы, определившие ее объединение в будущем: единый язык, единая православная вера, общие исторические корни, необходимость обороны страны и выживания на огромной территории при отсутствии естественных границ.

Начало Москвы.

Юрий Долгорукий (правление 1125 – 1157 гг.)

Много лет назад на том месте, где сейчас стоит город Москва, находились небольшие деревни и сёла, и жили здесь самые сильные племена язычников вятичей, которые были смелыми воинами и поэтому долгое время они смогли сохранять свою независимость.

До XII века место, где сейчас находится Москва, называли Кучково, потому что многие деревни и сёла были построены богатым боярином Степаном Ивановичем Кучкой. Он жил здесь со своими сыновьями и красавицей дочерью.

А недалеко от Кучково, в городе Суздале, правил младший сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий. Долгоруким его назвали потому, что он всё время воевал и захватывал чужие земли. Много городов присоединил к своему княжеству Юрий Долгорукий, многие стали называть его своим князем, но только один знатный и богатый боярин Степан Иванович Кучка не захотел ему подчиниться. Тогда Юрий Долгорукий пришёл в Кучково со своей дружиной и начал войну. Кучка был убит, а его земли отошли к Суздальскому княжеству.

Прошло некоторое время, и Юрий Долгорукий с сыном Андреем поехали посмотреть свои новые земли. Они заехали в деревню, где жили два сына и дочь Кучки Улита. Когда Андрей увидел девушку, он сразу полюбил её. Он попросил отца разрешения жениться на ней и взять на службу её братьев. Юрий Долгорукий очень любил сына и велел всё приготовить к свадьбе.

Место, где раньше жил Кучка, очень понравилось князю. Село находилось около трёх важных дорог: Новгород - Рязань, Киев - Ростов, Смоленск - Суздаль. Удобно было и торговать с другими городами. По Москве-реке плыли богатые купцы к Волге на восток. Они часто останавливались здесь, чтобы обменяться товарами. Кроме этого, село было окружено лесами, где была прекрасная охота, а в реках и озёрах было много рыбы. Поэтому Юрий Долгорукий решил построить здесь город и назвал его Москвой.

Откуда появилось это название - Москва? И что оно значит?

Как рассказывают летописи, территория Москвы была очень сырым местом. Здесь находилось более 800 озёр и болот, протекало 150 больших и малых рек. Для обозначения такого сырого места в древности было слово “моский”, что значило “мокрый, влажный”, - отсюда и название реки Москвы и города Москвы.

Впервые слово “Москва” появляется в письме Юрия Долгорукого в 1147 году: “Приди ко мне, брат, в Москов”. Так приглашает суздальский князь Долгорукий своего друга князя Святослава. Князь Святослав приехал в Москву со своим сыном и дружиной. 4 апреля 1147 года Долгорукий устроил большой пир и подарил гостям дорогие подарки. Этот год считается датой основания Москвы. Прошло время, и на высоком холме выросли первые деревянные стены. Народ охотно селился в Москве. Это было одно из самых тихих мест на Руси. Сюда редко приходили отряды татар, а от немцев и шведов Москву охраняли Новгород, Псков и Смоленск. Уже в XIII веке Москва становится столицей небольшого Московского княжества.

 

1.Барщина – отработочная рента, форма феодальной земельной ренты, бесплатный принудительный труд в хозяйстве феодала зависимых крестьян.

2.Боярин – первоначально старший дружинник, позднее - чин в Московском государстве.

3.Вече – высший орган самоуправления на Руси, народное собрание.

4.Вотчина – форма земельной частной собственности, которая характеризуется следующими признаками: 1) передавалась по наследству; 2) являлась основой земельной ренты; 3) делилась на две части: одна – отдавалась в пользование крестьянам, за что последние выполняли разные повинности в пользу владельца земли; вторая – представляла непосредственно хозяйство собственника земли, в котором работали зависимые от него крестьяне.

5.Рента – доход, не связанный с предпринимательской деятельностью и получаемый в форме процента с представляемого в ссуду капитала или в форме земельной ренты со сдаваемого в аренду или пользование участка земли.

4. Русские земли и Золотая Орда.

В 1237-1240 годах русские княжества подверглись нашествию монгольских войск во главе с внуком Чингиз хана Батыем. Целью чингизидов были западные земли – Венгрия, Польша и далее до берегов «последнего моря», но путь туда лежал через Русь. Ханские послы обратились к князю первого русского города Рязани с требованием пропустить войска, снабдив провиантом и лошадьми, но получили отказ. Город был уничтожен. Не только гордость, но и судьба соседей булгар и половцев не могли позволить князьям довериться ханскому слову. Лишь отдельные города приняли условия монгол и избежали разорения.

Смерч вторжения, сея смерть и разрушения, обрушился на северо-восточные, южные и юго-западные русские земли. Вражда княжеств друг с другом была на руку чужеземцам. Многочисленность и военный опыт обещали быструю победу. Яростное сопротивление русских сорвало планы Бату хана.

В борьбе с завоевателями чудеса героизма проявили жители Рязани, Владимира, Ростова, Киева, Чернигова. А Козельск монголы даже прозвали “злым градом” – жители его сражались до тех пор, пока все не погибли. Войска хана понесли огромные потери, но и Русь была обескровлена.

Бату хан основал государство – Золотую Орду. Ростово-Суздальские, Муромские и Рязанские князья признали власть хана, который утверждал их право на княжение специальной грамотой – ярлыком. Один из князей назначался старшим. Русские земли должны были платить дань, которую вначале собирали сборщики – баскаки, затем эту обязанность после восстаний возложили на князей. Независимость была потеряна, но сохранились государственные и социальные институты. Церковь пользовалась благосклонностью ханов. Прекратились открытая вражда и междоусобные войны князей, поскольку они стали вассалами одного хана. Вассальные территории и сохранивший независимость, но плативший дань Новгород оказались под защитой Золотой Орды, что остановило католическую агрессию с запада. Остальные русские княжества – южные, юго-западные и западные – в течение XIV в. Вошли в состав Великого княжества Литовского.

Вклад в выстраивание отношений с Ордой в самые тяжёлые первые десятилетия внёс князь Александр Невский (1252-1263). Он привёл к покорности князей, провёл перепись населения, установил доверительные отношения с ханами, обеспечив по выражению русского историка С. Соловьёва «соблюдение Русской земли от беды на Востоке».

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА XIV-XVII ВВ.

 

1.Усиление Московского княжества в конце XIII- первой половине XIV в. и начало объединения земель вокруг Москвы.

2. Образование централизованного государства. Иван III.

3. Правление Ивана IV.

4. Смутное время. Кризис власти и общества в начале XVII в.

 

1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫСКЛАДЫВАНИЯ

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Причины возвышения Москвы.

Борьба за ликвидацию вассальной зависимости русских земель от Золотой Орды стала в XIV-XV вв. главной национальной задачей. Восстановление экономики страны и ее дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. И здесь встал вопрос, требовавший незамедлительного решения, - вокруг какого центра объединятся русские земли? На лидерство претендовали прежде всего Тверь и Москва.

Москва, которая была до нашествия монголо-татар небольшим пограничным пунктом Владимиро-Суздальского княжества, в начале XIV века превратилась в важный политический центр. Этому способствовали следующие обстоятельства. Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель и являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли, что обусловливало приток населения. С 1327 г., когда Калита получил ярлык на великое княжение, то есть стал старшим среди русских князей, «золотой» ярлык почти не уходил из рук московских князей. Московские князья были верны Орде, не раз доказывая её на деле, и пользовались благосклонностью ханов, умело используя отношения с ними для собственного усиления. То есть Москва утвердилась как административный центр вассальных орде русских земель, и это было главной причиной её возвышения. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной и гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь.

Иван Калита (правление 1325 – 1340 гг.)

Возвышение Москвы связано с именем Ивана Калиты, который был хорошим хозяином и дальновидным политиком. Народ дал ему меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную суму для денег. Калитой прозвали князя из-за его скупости и привычки носить на поясе кошель с монетами для раздачи бедным. Получив право сбора дани со всех русских земель, немалую долю Калита тайно оставлял себе и потом на эти деньги покупал деревни, сёла и города, всё больше расширяя свои владения и влияние. Во время правления Ивана Калиты московское княжество стало самым большим и сильным среди русских земель, а Москва превратилась в богатый, хорошо укреплённый город.

По приглашению Калиты глава русской церкви митрополит Пётр перенёс свою резиденцию из Владимира в Москву. Москва стала духовным центром Руси.

Расширяя и укрепляя своё княжество, Иван Калита начал объединение вокруг Москвы русских земель.

Дмитрий Донской (правление 1359 – 1389 гг.)

Следующий этап объединения земель вокруг Москвы связан с именем внука Ивана Калиты – Дмитрием Ивановичем. При нём с Москвой пытались соперничать князья суздальский и тверской, но в конце концов признали верх и силу московского князя и стали действовать с ним заодно. При Дмитрии Ивановиче в Москве был возведён надёжный Кремль из белого камня. С тех пор прозвали Москву Белокаменной.

В это время могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Страну раз-дирала междоусобица. Одни ханы сменяли на троне других. Западную часть государства поставил под свой контроль темник Мамай (Мамаева Орда). Не являясь чингизидом, он не мог быть официально ханом и назначал на трон своих ставленников. Москва была вынуждена считаться с Мамаем и подтверждать ярлык у его марионеток, хотя они по законам Золотой Орды считались самозванцами. В 1374 г. Дмитрий Донской разорвал отношения с Мамаем. Князь призвал других князей вместе выступить против Мамаевой орды.

Решающая битва произошла 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. День и место были выбраны Дмитрием Донским и навязаны Мамаю. 8 сентября – почитаемый праздник Святой Богородицы. Место впадения Непрядвы в Дон, ограждённое лесами и болотами, было неудобно для мамаевой конницы. Войско Мамая было разгромлено. Сам хан сумел скрыться. Вскоре он был убит своими соперниками. В память о Куликовской битве князь Дмитрий Иванович получил прозвище Донской.

Битва не была победой над Золотой Ордой: поражение Мамая укрепило власть законного хана Тохтамыша. Однако это обстоятельство не умаляет её значения. Победа над сильнейшим в ордынских землях войском укрепила веру в скорое освобождение. На Куликово поле под началом Москвы пришли жители разных земель, показав, что на арену истории вышел новый великоросский народ. Верная Орде Москва выросла в грозную для неё силу.

 

 

Баскаки – сборщики дани в Золотой Орде.

Ордынский выход – дань Золотой Орде.

Ярлык – разрешение на княжение, выдаваемое ханами Золотой Орды

 

2. Образование централизованного государства.

Иван III (правление 1462 – 1505 гг.)

Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III. При нем Русь окончательно освободилась от ордынской зависимости (1480 г.). Осенью 1480 года войска Ивана Ш и хана Ахмата встретились на реке Угре. Противостояние продолжалось в течение трёх месяцев, и в конце осени, не дождавшись помощи Литвы, хан отступил. Победа досталась русским. Это означало конец ордынского владычества. В 1487 году был удачный поход на Казань.

Иван Ш первым принял титул “Государь всея Руси”. При нем двуглавый орёл стал гербом государства, был возведен сохранившийся до сего времени красный кирпичный Московский Кремль, был создан первый Судебник (1497 г.) и стали формироваться общегосударственные органы управления страной. Государство стало называться Россия.

Процесс централизации происходил постепенно: князья в присоединенных землях становились боярами московского государя, а княжества стали теперь называться уездами, которые управлялись наместниками из Москвы. Начал складываться централизованный аппарат управления – боярская дума, где кроме московских бояр, заседали и местные князья, признавшие старшинство Москвы. Появились первые приказы. Приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца (управление землями великого государя) и Казны (ведение финансами, государственной печатью и архивами). Впервые был принят новый свод законов единого государства – Судебник Ивана III, включавший 68 статей и отражавший усиление роли центральной власти. Началось закрепощение крестьян, которое выгодно было дворянству. Теперь крестьяне могли переходить от одного владельца земли к другому, только две недели в году, за неделю до Юрьева дня (26ноября) и после, заплатив налог за год вперед (пожилое).

Значительную роль в объединительном процессе сыграла русская церковь. После избрания митрополитом в 1448 году рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной).

Таким образом, к концу XV века образовавшееся Российское государство представляло собой единую централизованную страну. Но она не имела выхода к теплым морям, только начинала освоение плодородных земель Поволжья и юга Сибири, постепенно восстанавливала разорванные в период раздробленности экономические связи.

3. ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА IV (1533-1584 гг.)

Иван IV, вошедший в историю как Иван Грозный, вступил на великокняжеский престол в трехлетнем возрасте. В 1547 году, достигнув совершеннолетия, Иван IV официально венчался на царство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля, где из рук московского митрополита Макария Иван IV принял шапку Мономаха и отныне стал называться царем.

В царствование Ивана Грозного был проведен ряд внутриполитических реформ, суть которых заключалась в усилении централизации страны. Так, почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии.

Возник новый орган власти – Земский собор, который собирался нерегулярно и занимался решением вопросов внешней политики и финансов. Первый Земский собор был созван в 1549 году, на заседании его было принято решение составить новый Судебник и наметить программу реформ. В состав Земского собора входили Боярская дума. Освященный собор – представители высшего духовенства, а также представители дворянства.

Появилась система приказов – учреждений, построенных по территориально-отраслевому принципу, ведавших отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI века существовало уже два десятка приказов, среди них: Разрядный приказ ведал поместным войском; Пушкарский приказ занимался делами артиллерии; Посольский приказ управлял иностранными делами; Большой приказ организовывал финансовую политику. Во главе приказа стоял боярин, являвшийся крупным государственным чиновником. С усложнением задач государственного управления число приказов росло, появились приказы, ведавшие сбором налогов, судом, определенными территориями. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII века их было более сорока.

Общая тенденция к централизации власти вызвала необходимость издания нового свода законов, составившего Судебник 1550 года. Среди новых статей Судебника было введено наказание за взяточничество государственных служащих, ответственность феодала за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства.

Во время правления Ивана Грозного была проведена военная (стрелецкая) реформа. Под Москвой была “посажена” на землю “избранная тысяча” - 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой. Впервые было составлено “Уложение о службе”, где указывалось, что помещик мог начинать военную службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры “конно, людно и оружино”. В 1550 году было создано постоянное стрелецкое войско, которое составляло на первых порах три тысячи человек. Была усилена артиллерия, для несения пограничной службы привлекалось казачество. Кроме того, в армию впервые стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Бояре и дворяне, составлявшие ополчение, назывались “служилыми людьми по отечеству”, то есть по происхождению. Другую группу составляли “служилые люди по прибору” (по набору), куда входили стрельцы, пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к ним были казаки.

В 1551 году по инициативе Ивана Грозного был созван Собор русской православной церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Собор одобрил принятие Судебника 1550 года, управленческие и военные реформы. Из числа местных святых был составлен общерусский список, упорядочивалась и унифицировалась обрядность по всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписывалось создавать новые произведения, следуя утвержденным образцам. Было решено оставить во владении церкви все земли, приобретенные ею до Стоглавого собора. В дальнейшем церковь могла покупать земли или получать их в дар только с царского разрешения.

Таким образом, внутриполитические реформы 50-х годов XVI века способствовали укреплению Российского централизованного государства, усилению власти царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, увеличению военной мощи страны.

В области внешней политики основными задачами для России в XVI веке являлись: на западе – борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке – подчинение Казанского и Астраханского княжеств, начало освоения Сибири, на юге – защита страны от набегов крымского хана.

Пытаясь выйти к Балтийскому побережью, Иван IV в течение 25 лет (1558 – 1583 гг.) вел Ливонскую войну. Государственные интересы России требовали установления тесных связей с Западной Европой, а также обеспечения обороны западных границ страны, где ее противником выступал Ливонский орден. Война имела затяжной характер и закончилась поражением: Россия отдавала Речи Посполитой Ливонию в обмен на возвращение захваченных русских городов, за Швецией оставалось освоенное побережье Балтики.

Более успешно внешняя политика осуществлялась Иваном Грозным на юго-востоке России, где в результате распада Золотой Орды образовались Казанское и Астраханское княжества. После ряда неудачных военных и дипломатических п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: