Россия: необходима замена экономической модели




Важнейшая задача: пересмотр - экономической модели, образовавшейся при переводе административно-командной системы на рыночные рельсы. Глаза на эту модель открыл мировой экономический кризис 2008 года, в который втянулась и Россия, представлявшая собой страну, 40 % ВВП которой создавалось за счет экспорта сырья, за счет чего были покрыты внешние государственные долги на сумму 90 млд долларов, а внешний корпоративный долг составлял 500 млд. долларов. Хотя существовал и резервный Фонд.

Инфляция в России существует постоянно. С «грузом» Россия вступила в кризис. Также одним из негативных результатов стала хроническая нехватка инвестиций, без колоссального количества которого нельзя решить проблему модернизации экономики.

Конкуренция за инвестиции, за технологии, за информацию – основа экономической борьбы в XXI веке.

В России чудовищный уровень коррупции, отсутствие достаточного количества налоговых льгот, особенно для инвесторов – все это не способствует улучшению инвестиционного климата, а победа в конкуренции за инвестиции и появление новых предприятий важнее, чем пирровы победы в судах над компаниями.

Противоречия вокруг вопроса о сохранении или отказа от докризисной модели российской экономики становятся все очевиднее.

Антикризисная политика способствовала недопущению социальных взрывов и серьезной социальной дестабилизации.

Нельзя возвращаться к предкризисной политике. При выходе из кризиса осуществляется перевод экономик развитых и развивающихся стран на технологический уклад. Такую закономерность открыл Кондратьев – автор теории развития рыночного хозяйства через этапы «длинных» волн.

Как во многих развитых странах, России следует стимулировать развитие малых и средних предприятий. Справедливо усиление критики государственных корпораций. Конкурентную среду можно создать и без радикального изменения лоббирования чиновников. Приватизация акционерных долей государства государственными служащими чревата усилением бюрократического начала, что ослабляет общественные институты и выводит на первый план персональные отношения.

В России нужно усилить не только производство, но и потребление инновационной продукции. Необходима коренная трансформация промышленности и диверсификация, что выдвигает ряд нерешенных проблем: совершенствование научных структур с целью разработки новых технологий.

Не следует создавать Сколково в России как подобие Силиконовой долины в США, а лучше уделить внимание развитию других, уже существующих учреждений.

России не следует создавать льготные условия для возвращения уехавших за границу

специалистов. Луше предпринять превентивные меры по «утечке мозгов».

Следует использовать наше преимущество – РАН.

Привлекая иностранных специалистов, следует задуматься над тем, будут ли идеи рожденные в иннограде, в России, претворятся в жизнь у нас, а не будут вывезены за границу.

Инерционное мышление влиятельных кругов, которые полагаются исключительно сырьевое конкурентное преимущество России, может стать помехой успешному развитию России. Так же без инновационной экономики, модернизации мы можем лишиться такого преимущества перед ЕС и США, как низкие тарифы цен на электроэнергию из-за основных фондов объектов электроэнергетики России.

Признаки политической нестабильности (является ли панацеей идеология «Единая Россия»)

Удовлетворительная социальная обстановка – реальное достижение антикризисной политики России, но этого не достаточно для определения социальной стабильности в России. С угрозой сепаратизма удалось справиться, но теперь существует серьезное недовольство существующими порядками и методами государственного управления. Существование дыр в государственной власти, которые срастаются с криминалитетом, что выявилось в случившемся в станице Кущевской.

Наряду с этим, выявился еще один признак неблагополучия в политической обстановке, который отразился в демонстрациях на Манежной площади как проявление националистических и ксенофобских тенденций, что, по мнению Примакова, обусловлено поведение выходцев с юга, на чью долю приходится большинство преступлений в столице, а также и в других крупных городах России.

Нельзя игнорировать интересы большинства страны – русских, которые составляют 80 % населения. Однако забота о русских не должна осуществляться за счет интересов других народов России. Интересы большинства должны осуществляться несомненно, но наряду с интересами меньшинства. Примитивно рассматривать также историю средневековой Руси как вереницу столкновений между русскими и татарами. Напомним, что к хану князья ездили за ярлыком на княжение, а тот звался «царь». Но нельзя и освобождение от монгольского ига считать традицией русской жизни. Межнациональные и межэтнические отношения отягощает иммиграция, и это отнюдь не временное явление, ибо поток трудовой иммиграции не прекратиться, поскольку трудно ожидать улучшение экономик ряда бывших союзных республик, поэтому Россия после США – второй импортер рабочей силы. Трудовая миграция выполняет позитивные функции для России, заполняя число свободных мест в области производства.

Однако существуют и негативные моменты:

1) Мизерный процент ассимиляции трудового населения;

2) Значительное число нелегальных трудовых мигрантов;

3) «захват» ими целых структур хозяйственной деятельности.

4) Возникновение интегрированных по национальному признаку групп, что приводит к росту преступности;

5) Отток средств из страны фактически без обложения налогом;

6) Межнациональные и межкультурные конфликты;

7) Подпитка ксенофобских настроений.

Необходима последовательная и взвешенная миграционная политика:

1) Дифференцированный подход к трудовым мигрантам;

2) Создание условий для их ассимиляции;

3) Создание условий контроля трудовой миграции;

4) Обучение части трудовой миграции;

Приняты меры, чтобы вывести миграцию на законное русло.

Идеология, господствующая в обществе, должна стать выше межэтнических и межнациональных отношений. Такая роль принадлежит правящей партии «Единая Россия», идеология которой «российский «консерватизм» популярен в обществе. Это идеология заключает в себе геополитический и социально-экономический компоненты. Россия должна сохранять ценности, которые традиционно дороги ее гражданам, но в то же время должны принимать взвешенные решения по реформации, а также модернизировать общество и страну.

Модернизация: набор антитезисов

Модернизация не может состояться без борьбы с коррупцией и не должна осуществляться ценой снижения уровня жизни населения. Примаков предлагает набор антитезисов, которые, по его словам, не возникли на пустом месте:

1) Перевод экономики на инновационные рельсы – сердцевина модернизации;

2) Нельзя ограничивать модернизацию одной экономикой: она гораздо шире и затрагивает все сферы жизни общества. Модернизация в экономике не может осуществляться без демократизации общественной жизни и государственного управления. В России демократизация осуществляется зигзагообразно.

3) Демократизация ни в коем случае не должна приводить к ослаблению государства Хотя считается, что в авторитарных режимах модернизация прошла в многих странах успешно, это не означает, что для модернизации необходим авторитарный режим.;

4) Правильный вывод, что без демократизации невозможна модернизация экономики не должен интерпретироваться как заключение о необходимости сначала провести демократизацию, а потом модернизацию экономики.

5) Обеспечить решение уникальных по масштабу и сложности задач модернизации российской экономики невозможно, закрыв глаза на проблему кадровых ресурсов (невысокое качество инженерных и управленческих кадров, дефицит работников среднего и низшего уровня производственных квалификаций и одновременно избыток специалистов, на которых отсутствует спрос).

6) Модернизация Росси немыслима без выработки стратегии пространственного развития – от этого зависит судьба страны с гигантской территорией, огромными различиями ее заселенности и серьезнейшей неоднородностью промышленно-хозяйственного освоения.

7) Модернизация, которая ставит своей целью выведение России на уровень производительных сил и высших достижений общественного развития, свойственных нынешнему технико-технологическому укладу, не означает необходимость «раствориться» нашей стране в западном мире, который в целом достиг этого уклада.

8) Невозможно проводить модернизацию, отгородившись от остального мира и углубившись в чисто российские реалии.

Вертикаль власти модно отнести к историческим традициям, и историческому наследию России, что создает условие решения проблемы – наделение более широкими экономическими правами субъектов России. При всей значимости национальных культур они не могут приходить на смену отнюдь не аморфным общечеловеческим ценностям, которые являются определяющими для такого понятия, как демократия.

9) Идеология России не должна быть «пристегнутой» к одному политическому течению – либерализму или консерватизму.

Управление процессом модернизации может быть обеспечено формированием параллельной вертикали власти, замыкающейся непосредственно на Президенте и состоящей из двух типов «модернизационных структур»:

1) Чрезвычайные органы управления для решения неотложных проблем

2) Стратегических штабов по разработке перспективных программ развития страны.

Поэтому модернизационные структуры не должны мешать бюрократии и наоборот.

Мир, в котором находится Россия

Холодная война закончилась еще до появления России в карте мира. А с ее окончанием закончилось идеологическое противостояние и рухнула двухполярное мироустройство. Перестали существовать СССР, ОВД и СЭВ – на мировой арене остались только США, что обусловило появление однополярной системы с блоком НАТО. США восприняли развал СССР как военную победу, что придало им ощущение триумфа сверхдержавы как считает Рейган, но они не выиграли в войне, как оценивает ситуацию бывший посол в Москве Джон Мэтлок.

Но так думали не все, в том числе и в Москве. И неслучайно МИД России начал свою деятельность с ориентации на следование по пути за США. Президент Ельцин, не разбираясь в мировых делах, но обладая острой интуицией, по Словам Примакова, доверил ему, тогдашнему руководителю Внешней разведки возглавить МИД,

В США вес набирала тенденция к гегемонии, главными проводниками чего стали американские неоконы (неоконсерваторы). Плацдармом для отработки унилатерализма стал Ирак, когда в обход ООН США напали на эту страну под тем предлогом, что там находится ядерное оружие. Однако это не оказалось правдой, как и обвинение режима Саддама Хусейна в связи с режимом «Аль-Каидой». Конечно, режим Саддама нуждался в демократических переменах, но нельзя экспортировать демократию, а ее форма должна учитывать национальные особенности страны. Хотя режим Хусейна был не идеален и антишиитская политика имела место быть при этом режиме, после оккупации усилилась угроза развала Ирака в связи с курдской проблемой. Примаков вспоминает свою встречу с Мустафой Барзани, который после подписания соглашения об автономии курдов в 1970 году сказал ему, что при автономии его и палкой не прогонишь из Ирака», поскольку если появится независимый Курдистан, то против него объединятся сразу Сирия, Иран, Ирак, Турция, на территории которых проживают курды. То же самое сказал и сын Барзани Масуда. Но сейчас меньше уверенности в отсутствии сепаратистских настроений у курдов

Но это не единственное, что грозит Ираку развалом на части.

США, стремясь к ликвидации всего того, что было при баасистском режиме, и объявив баасистскую партию вне закона, способствовали исламизации страны, поддерживая шиитов – «Иракский национальный альянс». Еще одним результатом деятельности Америки в Ираке стало превращение этого региона в плацдарм деятельности «Аль-Каиды». Как следствие вышеперечисленного был нарушен баланс сил в регионе.

Во всяком случае, результаты американской военной операции в Ираке продемонстрировали провал возможности строительства однополярного мира, хотя из отношений США с другими странами еще не исчезли мотивы «назидательной защиты прав человека».

11 сентября 2001 года США объявили войну терроризму, возглавив интервенцию в Афганистан, но многолетняя оккупация этой страны не принесла успехов в борьбе с международным терроризмом. Расширение военной силы на Пакистан может усилить цивилизационные противоречия в глобальном масштабе.

Кроме терроризма, существует еще угроза распространения ядерного оружия и других средств массового поражения. На пороге владения ядерным оружием находится КНДР (Северная Корея), а Иран создает техническую базу, возможность использования которой для создания ядерных боеголовок очевидна.

Резко обострилась климатические события в мире. События 2010 – 2011 годов яркий тому пример.

Итак, после поражения идей однополярного мироустройства и развала двухполярной системы, по мнению Примакова, в XXI веке установилась мультиполярная система, хотя некоторые весьма влиятельные представители порицают такое явление, считая, что мультиполярность разъединит мировое сообщество. Несмотря на то что США в технико-технической области пока сохраняют мировое лидерство, к ним начал приближаться Китай.

Примаков, комментируя порицание многополярности Кондолизой Райс, говорит, что не могло быть ностальгии по многополярности, существовавшей в XX столетии. В отличие от примера ушедшего века, она не подталкивает к конфронтации, ибо обусловлена глобализацией.

В виде антипода к многополяризму появилось понятие «бесполярный мир», родоначальником которого считают Ричарда Хааса. Бесполярники исходят из того, что на смену соперничества, разных стран пришла их беспомощность – полюсы не могут диктовать международную повестку дня, а о том, что невозможна однополярная система, тем более из этого явствует.

Разумеется, расширение круга центров силы верно подмечено, но это не означает ликвидацию механизмов государственного контроля над международной повесткой дня. Конечно «Большая восьмерка» не может это осуществлять, но на это способна «Большая двадцатка».

Бесполярники считают, что бесполярный мир приведет к дестабилизации международной обстановки, ибо это обусловит отсутствие государственных механизмов регулирования региональной напряженности, а Хаас пишет, что США должны поработать над средствами провалов государственных проектов и над ликвидацией таких провалов, что само по себе является предпосылкой для восстановления однополярного мира.

В «Стратегии национальной безопасности США» они признают факт многополярности мира и предполагают усиление «Большой двадцатки».

России в многомерном мире унаследовала природные преимущества СССР, но они не вечны. Россия находится севернее Западной Европы и границы США. Именно в этих регионах товарно-рыночное производство нерентабельно. Экономика – самое слабое звено России, выступающей в качестве мировой державы. Но можно предположить, что экономический рывок состоится, ибо Росся преодолела самую острую фазу мирового экономического кризиса, к тому же в стране растет число лиц, стремящихся модернизировать экономику.

Россия искренне стремится играть одну из ведущих ролей в мире.

Экономический кризис не заставил ее, как некоторые другие государства, искать выход из трудностей в протекционизме и изоляционизме.

Обаме удалось ратифицировать Договор СНВ, заключенный с Медведевым. Если США будет вести одностороннее развертывание ПРО, то Россия выйдет из СНВ-3 и будет наращивать наступательные ядерные силы. США лучше не сомневаться в способности России сделать это ради собственных же интересов.

Соотношение внешних и внутренних угроз

Кажется, что внешние угрозы потеряли свою актуальность для России: окончание холодной войны предотвратило возможность глобального столкновения и навряд ли существует угроза нападения со стороны НАТО.

Однако не следует отказываться обеспечивать собственную безопасность от возможных внешних угроз. Промежуточные выборы в конгресс США в ноябре 2010 усилили позиции противников Обамы, в том числе и по вопросам внешней политики. Примаков выражает надежду, что это не грозит возрождением конфронтации России и США: к результату маловероятности конфронтации способствует ракетно-ядерный паритет. Далеко не разрешены разделяющие Россию и НАТО противоречия, хотя их несколько ослабили встречи во время сессии НАТО в Лиссабоне.

К внутренним угрозам можно отнести коррупцию, которая тормозит в экономике здоровую конкуренцию, без которой не может быть перехода к цивилизованному рынку, в ряде случаев препятствует обновлению старых фондов предприятий, технологий. Также коррупция препятствует потоку иностранных инвестиций. Россия является одной из самых коррупционных стран в мире по «коррупционному рейтингу».

Коррупция разъедает государство, что приносит огромный вред его организующей роли в обществе. В такой ситуации государственные структуры теряют доверие большинства населения. Без искоренения коррупции или снижения ее уровня нельзя провести модернизацию в обществе.

Борьбе с коррупцией мешают лазейки, которыми пользуются чиновники, чтобы обойти антикоррупционные меры через ужесточение требования точно отображать в декларациях доходы государственных служащих, супруг, детей. Но не учитывается тот факт, что чиновник может записывать свое имущество на родственников, взрослых детей, доверенных лиц.

Путин выступил с инициативой проверять не только доходы, но расходы чиновников.

Судебные дела ведутся до определенного уровня – отсекаются те коррупционные связи, которые ведут выше.

При ограниченной борьбе с коррупцией ее нельзя победить.

Однако нельзя и благодарность постфактум за какую-либо услугу расценивать как взятку.

Интеллектуальный труд должен оплачиваться достойно, и тогда мы будем иметь инновационную экономику, ибо, подобно коррупционной угрозе, над Россией нависла угроза технико-технологического отставания.

Также существует угроза разблансирования межнациональных и межконфессиональных конфликтов, чему примыкает, по мнению Примакова, ситуация на Северном Кавказе. Для урегулирования был придуман «кадыровский эксперимент», когда признается больше прав за местным лидером в расчете на то, что он подавит боевиков, и «хлопонинский эксперимент» (создание федерального округа, применение комбинаций из социально-экономических мер и решительных силовых приемов против нелегальных формирований с целью втягивания Северный Кавказ в российские государственные структуры).

Оба пути применимы с корректировкой по ходу дела, как считает Примаков.

На Кавказе происходит исламизация. Кавказ включался в Россию не в условиях подъема, а упадка Ислама.

На Западной Европе Ислам ограничивается требованием к «титульной нации» признать их права на исключительность – в образе жизни, в одежде, а у нас, как считает Примаков, - борьба «боевиков» за исламизацию государственных структур: на Северном Кавказе и на Западной Европе отличаются форма борьбы исламистов, хотя и там и там они составляют меньшинство. В леса молодые люди уходят не из-за безработицы, не за месть родственников, а именно по причине вышеперечисленного, как считает автор, Также присутствует влияние экстремистских проповедников, под которое молодежь подталкивает возрастающее нежелание мириться с охватившей властную структуру коррупцией, беззаконием, более ярко выраженными на Северном Кавказе.

Однако экстремизм появляется и там, где мусульманское население составляет большинство. Но не следует считать, что исламские режимы поддерживают или являются союзниками экстремистов в целом и экстремистов на Северном Кавказе в частности. Также нельзя считать, что если экстремисты на Кавказе выступают под лозунгом ваххабизма, то их поддерживает Саудовская Аравия, король которого заявил Примакову, что они «за умеренный ислам». Между учениями Абд аль-Ваххаба, с которыми он выступал в XVIII веке, и интерпретацией ваххабизма как исламистского джихадизма есть фундаментальные отличия.

Разумеется, существует поддержка извне, но явно не по государственной линии.

Экстремисты на Северном Кавказе, особенно в Дагестане, совершают террористические акты против власти и мирного населения, но дело не ограничится ликвидацией бандформирований и их лидеров, как заверяет Примаков, поскольку большая часть населения не настроена против них.

Стабилизация обстановки на Северном Кавказе будет длиться долго; тех, кто добивается оного, большинство в России. Помимо подавления боевиков нужно сконцентрироваться и на других мерах:

1) Социально-экономическое развитие отсталых республик: создание производственных объектов через привлечение высококвалифицированных специалистов, необходимо уделить внимание «духу кавказской предприимчивости», создание малых предприятий, сельских сбытовых кооперативов, сервиса, связанного с туризмом, что создает альтернативу, пусть и ограниченную, трансферту средств из государственного бюджета, которые попадают, как правило, в руки, а точнее, в карманы региональных элит;

2) Борьба с нарушителями закона среди местных властных структур;

3) Политическая работа среди мусульманского населения. В советский период велась атеистическая пропаганда, а теперь это будет контрпродуктивно, так что здесь широкое поле для исламских проповедников, которых можно обучать за границей в мусульманских центрах, известных своей приверженностью истинному исламу, ибо все конфликты на Северном Кавказе происходят на почве понимания «правильного ислама» между людьми, вооруженными не знаниями, а автоматами;

4) На Северном Кавказе отсутствует авторитет духовных управлений: если духовный лидер уличен в связи с властными структурами, то он автоматически теряет доверие населения.

5) Для стабилизации обстановки также поощряется дозированная миграция кавказцев в другие регионы России.

Борьба за Северный Кавказ оборачивается жертвами для россиян, но это та цена, которую приходится платить для стабилизации обстановки в этом регионе, поскольку Северный Кавказ был и останется частью Российской Федерации.

И все-таки отдельно о Ближнем Востоке

Примаков не может упустить возможность высказаться о Ближнем Востоке, которым он занимался долгие годы.

На момент написания книги в палестино-израильских отношениях сложилась патовая ситуация. Израильское правительство, желая сохранить статус-кво, поставило себе цель заселить Западный берег Восточного Иерусалима, чтобы потом, если когда-либо придется решать вопрос с палестинцами, Израиль мог иметь сильные позиции.

Чтобы «сохранить лицо» правительство Нетаньяху выдвигает предложение возобновить переговоры с палестинцами без всяких условий. Также Израиль выдвинул два условия США: отменить мораторий на строительство израильских поселений и заявить, что мораторий не распространяется на Восточный Иерусалим.

Разумеется, США с этим не согласится, но такая линия Израиля стало возможной, поскольку изначальная политика Обамы не долговечна, а также «квартет» (ООН, ЕС, Россия) отошел на второй план, согласившись с монополизацией посреднической миссии США.

США признал необходимость создания палестинского государства и потребовал прекращения поселенческой активности Израиля.

США стремится вовлечь в урегулирование и Россию. По поручению Путина Примаков вылетел на Ближний Восток, где вел беседы с главами Израиля, Палестинской автономии, Сирии, Египта, ЛАГ.

Ставка правительства Нетаньяху, которое рассчитывает на расширение поддержки израильского общественного мнения, на сохранение статус-кво обусловлена внутренним расколом палестинского движения, что ослабило позиции переговорщиков.

Лидер ХАМАС Машааль сказал Примакову, они же не хотят признавать Израиль, поскольку, во-первых, тогда ХАМАС потеряет свой электорат, однако добавил, что, утверждая необходимость создания палестинского государства на оккупированных Израилем территориях, они автоматически признают право Израиля на существование.

Из этой патовой ситуации следует, что регулирование этого конфликта может быть отложено до лучших времен. Прогнозы:

1) Перегруппировка сил: умеренные лидеры палестины могут потерять влияние на Западе, произойдет усиление ФАТХ и ХАМАС. Произойдет провозглашение палестинского государства, хотя ряд латиноамериканских стран уже сделали это до официального признание, но США и Израиль не признают. Возрастет напряженность, вооруженные столкновения Израиля на Западном берегу и в Газе, что чревато накоплением общественного мнения не в пользу Израиля.

2) Ухудшение возможности сирийско-израильского урегулирования из-за политики израильских поселений. В израильской элите есть те, кто хочет сосредоточиться на урегулировании Сирийского конфликта, отложив палестинский.

3) По египетско-израильскому договору 1979 года Египет препятствует проникновению оружия через Синай в Газу – оплот ХАМАСа. Однако Израиль боится, что смена режимов в Египте может ослабить блокаду Газы.

4) В силу отсутствия арабо-израильского урегулирования возможна активизация экстремистского джихадизма.

Из этого следует, что сохранение статуса-кво в арабо-израильских отношениях невыгодно всем, поэтому нужно выработать компромиссное урегулирование: по вопросам границ палестинского государства, определить судьбу Восточного Иерусалима и определить право на возвращение беженцев в Палестину

В Египте и Тунисе на смену многолетних лидеров пришли исламистские режимы.

В Египте Мубарака заменил Сулейман, Советом было принято Коммюнике №1, в котором говорилось о необходимости принять справедливые требования народа к президенту Мубараку покинуть свой пост, но он отказался, заявив, что это приведет к хаосу в стране.

В Коммюнике №2 верх взяла прорежимная линия,

Армия в государстве деполитизирована, но играет очень большую роль, так как через нее можно пробиться к власти, Можно сказать, что в Египте присутствует феномен «военной буржуазии». Армейскую верхушку устраивал режим Мубарака, но армия не была задействована против антимубаракских настроений.

11 февраля Сулейман, заявив, что Мубарака снял с себя полномочия, исчез с поля событий. Провели референдум, где большинство выступило за поправку в конституцию, ограничивающую полномочия президента.

Неизвестно, чем закончится революция в Египте, но одно ясно: страна меняется.

В Бахрейне события имели антисуннитскую окраску шиитов, которые составляют 70 % населения. Однако сохранение режима короля Хамада аль-Халифа и всевластие его окружения стал возможным после вмешательства в ход событий Саудовской Аравии.

В Сирии в ответ на волнения Асад проявил гибкость: он сформировал новое правительство и объявил о намерении провести политические и экономические реформы, хотя во время подавления антиправительственных выступлений была пролита кровь.

Кстати, руководители всех арабских стран – и новые и старые – пошли навстречу требованиям демонстрантов.

Беспокойство Саудовской Аравии вызывает затянувшееся кровавое противостояние оппозиции с режимом президента Али Абдаллы-Салеха в Йемене, поскольку там активизировалась деятельность «Аль-Каиды».

Движение против ливийского лидера Муаммара Каддафи вспыхнуло в январе 2011 года. Оно распространилось на столицу, но не охватило всю территорию. Каддафи, разумеется, сложная фигура, чья агрессивная непредсказуемость и популизм позволили ему править 42 года, но американские, французские и итальянские компании заключили многомиллионные контракты с ливийским руководством. Вмешались США и другие члены НАТО, застрельщиком чего выступил Соркази, чья авиация первой атаковала, что выходит за рамки мандата резолюции СБ ООН – никто не давал права на бомбить Ливию.

Конечно, Каддафи у власти не останется, но главное не погрузить Ливию, как до того Ирак, в хаос. Ставить точку в развитии обстановки на Ближнем Востоке и в Северной Африке еще рано, но анализировать происходящее нужно уже сегодня.

Вместо послесловия

Примаков говорит, что он высказался по целому ряду непростых вопросов, но не исключает, что не все с ним могут согласиться.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: