Педагогические приемы технологии развития критического мышления




1. Приём «Свободное письмо»

1) Озвучивание темы;

2) в течение 3 минут записываем на листке всё, что приходит в голову по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, рисунки);

3) обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут, фиксация идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены;

4) все идеи записываются на доске или листе ватмана;

5) обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.

 

2. Приём «Ассоциация»

1) Озвучивание темы;

2) ответы на вопросы:

- О чём может пойти речь?

- Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»?;

3) все ассоциации записываем на доске или листе ватмана.

 

3. Прием «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

1) На доске написаны верные и не верные утверждения по новой теме;

2) ставим знак «+» там где считаем утверждение правильным и знак

«-» там где по нашему мнению оно не верно.

 

4. Прием «Кластер»

1) Выписывается ключевое слово;

2) записываются слова и предложения по теме;

3) происходит разделение материала на отдельные блоки;

4) устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками.

 

5. Приём «Пометки на полях»

Работая с текстом, делаем пометки на полях:

«+» - если считаю, что это известно;

«-» - если считаю, что это противоречит тем знаниям которые есть;

«v» - если то, что прочитал является новым;

«?» - если то, что прочитал, оказалось непонятным и требует разъяснений.

 

6. Приём «Эффективная лекция» («Бортовой журнал»)

Предположения Новая информация
   

 

7. Приём «Двухчастный дневник»

Цитата Комментарий
   

 

8. Приём «Трёхчастные дневники»

Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? Вопросы
     

 

9. Приём «Тонкие и толстые вопросы».

Толстые вопросы: Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете...? Почему Вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если...? Что, если...?

Тонкие вопросы: Что? Когда? Может..? Будет...? Мог ли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли Вы...? Верно ли...?

 

10. Приём «Таблица «Знаю, хочу узнать, узнал»

Знаю Хочу узнать Узнал
     

 

11. Прием «Концептуальная таблица»

  Категория Сравнения Категория Сравнения Категория Сравнения Категория Сравнения
Персоналии факты        
Персоналии факты        

 

12. Приём «Сводная таблица»

Тема 1 Тема 2 Линия сравнения Тема 3 Тема 4
         

 

13. Приём таблица «Что? Где? Когда? Почему?»

Кто? Что? Где? Когда? Почему?
         

 

14. Приём «Таблица аргументов»

Аргумент Почему «да» Почему «нет»
     

 

15. Приём «Зиг-заг»

1) Участники рассчитываются по порядку 1-4;

2) объединяются в группы (все первые номера, вторые и т.д.);

3) каждая группа изучает свой вопрос и готовит вопросы по свой теме (целесообразно дать каждой группе свой абзац);

4) садятся на свои места и каждый номер рассказывает о своей теме;

5) задают друг другу вопросы.

 

16. Приём «Инструкции»

1) Участникам предлагается текст и инструкция по работе с ним;

2) группа разбивается на подгруппы по количеству частей в тексте, в каждой группе назначается эксперт;

3) необходимо изучить вопрос так, чтобы суметь его объяснить другим и выполнить это наиболее эффективным способом

 

17. Приём «Дискуссии»

Групповой или двусторонний диалог. Цель дискуссии не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её.

 

18. Синквейн.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

 

19. Приём: «Шесть шляп мышления»

1гр. Белая шляпа – текст, мыслите фактами, цифрами (нет эмоций).

2гр. Жёлтая шляпа – выявите положительные стороны в рассматриваемом явлении и аргументируйте их (позитивное мышление).

3гр. Чёрная шляпа – отметьте негативные стороны явления: определите сложности, проблемы, недостатки и причины их вызывающие (негатив).

4гр. Красная шляпа – свяжите свои чувства и эмоции с рассматриваемом явлением (эмоциональная шляпа).

5гр. Зелёная шляпа – как применить метод в новой ситуации, найти новые стороны в явлении (творческое мышление).

6гр. Синяя шляпа – обобщить всё о рассматриваемом явлении (философское мышление).

 

20. Приём «Самоанализ»

Содержание материала Знаю уверенно Надо повторить
     

 

21. Прием «Двухрядный круглый стол»

Формируются две группы. Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы.

 

22. Прием «Кубик Блума»

Понадобится кубик, на гранях которого написано: назови, почему, объясни, предложи, придумай.

 

23. Прием «Фишбоун» («Рыбная кость»)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: