Практические задания по теме




ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ

 

Для группы 1102 кмм

Преподаватель: вместо Киладзе АБ практические работы по учебной дисциплине принимает Щербинина Марина Владимировна

 

ТЕМА: «Торговля как регулятор потребительского рынка»

Теоретический материал

Организатором и регулятором потребительского рынка является торговля, выполняющая функции по доведению товаров от поставщика (производителя) до потребителя (покупателя). Благодаря торговле, продажа товаров становится самостоятельным видом хозяйственной деятельности.

А главными субъектами внутреннего рынка товаров народного потребления являются организации (или предприятия) торговли. По количеству реально действующих организаций (не только зарегистрированных, но и функционирующих) торговля занимает лидирующее положение в экономике. Так, темп прироста количества организаций, работающих в торговле и внедомашнем питании, значительно превышает в настоящее время аналогичный показатель как по экономике в целом, так и по отдельным ее отраслям. Кроме того, только в торговле наблюдается стабильный рост численности работников. Общее предназначение торговли состоит в обеспечении эффективного движения товаров и их перехода из сферы производства в сферу обращения и далее к конечному потребителю.

Большое значение отводится таким видам торговой деятельности, как оптовая торговля, розничная торговля и оптово-розничная торговля, отличающаяся комбинированными свойствами.

Оптовая торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Розничная торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Оптово-розничная торговля — совмещение двух видов торговой деятельности: оптовой и розничной [1, 2]..

Необходимо отметить ключевую роль оптовой торговли, обеспечивающей рентабельность производственной деятельности, ориентированной на массового покупателя товаров повседневного спроса.

Вопросы самоконтроля

1. Определите влияние торговли на потребительский рынок.

2. В чем заключается специфика организаций торговли?

3. Перечислите основные виды торговой деятельности.

Практическое задание по теме

Проанализируйте оборот оптовой торговли на территории Российской Федерации за 2005−2018 гг., найдя долю оборота оптовой торговли, приходящийся на организации оптовой торговли. Результаты расчетов занесите в таблицу. Сделайте письменные выводы, указав варианты динамики рассчитанного параметра (рост, снижение или стабилизация).

Таблица – Оборот оптовой торговли по Российской Федерации, млрд руб. (по: www.gks.ru)

Годы Оборот оптовой торговли - всего в том числе организаций оптовой торговли Доля оборота оптовой торговли, приходящейся на организации оптовой торговли, %
(1) (2) (3) (4)
  15 626,0 11 007,5  
  19 921,8 14 758,0  
  24 015,6 19 604,6  
  31 136,4 25 549,6  
  28 258,8 23 514,8  
  32 153,5 25 955,6  
  39 154,0 31 205,7  
  42 946,0 33 595,7  
  45 121,4 35 673,4  
  51 343,9 41 434,5  
  56 732,5 46 732,2  
  61 715,1 50 324,6  
  69 694,2 56 725,4  
  80 129,7 63 648,5  

 

Выводы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методические рекомендации

Для определения доли оборота оптовой торговли, приходящейся на организации оптовой торговли, используйте следующую формулу: (4) = [(3) / (2)] х 100, %. Расчет необходимо сделать по каждому году.

Рекомендованная литература:

1. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Иванов Г.Г. Организация торговли. М.: Академия, 2014. 192 с.

ТЕМА: «Сущность товародвижения. Факторы, оказывающие воздействие на него»

Теоретический материал

Хозяйственная деятельность торговли по доведению товаров до потребителя, которая заключается в совокупности специфических торгово-технологических операций по перемещению товаров от производителей (поставщиков) к покупателям, представляет собой процесс товародвижения. Другими словами, товародвижение можно рассматривать как процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления. Однако при этом следует учитывать, что это сложный с организационной и технологической точки зрения процесс. Ведь на каждом его этапе применяются многочисленные средства и орудия труда (торговые здания, сооружения, торгово-технологическое оборудование, транспортные средства и т. д.), в его осуществлении участвуют многие миллионы людей. Кроме того, следует иметь в виду, что основным предметом труда здесь являются товары, ассортимент которых представлен тысячами видов и разновидностей.

Таким образом, товародвижение — это торгово-технологический процесс доведения товаров из сферы материального производства в сферу материального потребления через предприятия оптовой и розничной торговли.

Товародвижение как процесс можно рассматривать в нескольких аспектах: ƒ

(1) с точки зрения маркетинга, товародвижение — это деятельность по планированию, прогнозированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением товаров от производителя до потребителя для удовлетворения нужд последних и с выгодой для себя; ƒ

(2) с точки зрения логистики, товародвижение следует рассматривать как совокупность потоков товаров и коммерческой информации (и их переработки), направленных от производителей к потребителям; ƒ

(3) с организационной точки зрения — это совокупность определенных технологических операций, направленных на перемещение товаров от производства до потребителей.

Производство и потребление того или иного товара, как правило, не совпадают друг с другом в пространстве и во времени. Этот разрыв во многом объясняется, в том числе, необходимостью осуществлять процесс товародвижения. Иначе говоря, товар должен быть доставлен от производителя до потребителя. Основу процесса товародвижения составляют технологические операции, связанные с продолжением процессов производства в сфере обращения: транспортировка товаров, погрузочно-разгрузочные операции, хранение товаров, комплектование торгового ассортимента, сортировка, фасовка, подготовка к продаже.

Процесс товародвижения осуществляется под воздействием производственных, транспортных, социально-экономических и торговых факторов.

Из производственных факторов наибольшее влияние на организацию процесса товародвижения оказывают следующие: размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства отдельных товаров. Так, чрезмерное приближение производственных предприятий к источникам сырья может привести к неравномерному распределению их на территории страны, к удалению от районов потребления. Все это вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, требует участия оптового звена торговли, что приводит к замедлению и усложнению процесса товародвижения. Большое влияние на организацию процесса товародвижения оказывает специализация производственных предприятий на выпуске сравнительно узкого ассортимента товаров. Особенно это касается товаров со сложным ассортиментом, которые не могут поступать в небольшие магазины без предварительной подсортировки на складах оптовых предприятий. Отдельные виды продовольственных товаров (овощи, фрукты, сахар и др.) могут быть заготовлены или произведены только в определенное время года. Торговый ассортимент многих товаров (обувь, одежда и т. д.) существенно изменяется в зависимости от сезона года, что также вызывает ярко выраженный сезонный характер их производства. Поэтому в организацию процесса товародвижения постоянно должны вноситься соответствующие коррективы, связанные с необходимостью длительного хранения товаров.

К числу главных транспортных факторов следует отнести состояние транспортных путей сообщения и виды транспорта, используемые для перевозки товаров. То есть, для того чтобы обеспечить бесперебойное и экономичное функционирование процесса товародвижения, необходимо наличие хорошо развитой транспортной сети, а также оптимальной структуры парка транспортных средств (наличие определенного количества специализированного транспорта, транспортных средств различной грузоподъемности и т. д.).

Основными социально-экономическими факторами являются: расселение населения и его состав, уровень денежных доходов. С учетом влияния этих факторов по-разному подходят к организации торгового обслуживания жителей городов и сельского населения. От них во многом зависит интенсивность процесса товародвижения.

Существенное влияние на процесс товародвижения оказывают следующие основные торговые факторы: типы, размеры и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента реализуемых товаров, их физико-химические и биологические свойства, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети, квалификация торговых работников, применяемые методы продажи товаров и т. д. [1, 2].

Вопросы самоконтроля

1. Каким образом можно определить понятие «товародвижение»? Перечислите технологические операции, составляющие основу товародвижения.

2. В каких аспектах можно трактовать товародвижение? Раскройте суть каждого аспекта.

3. Какие факторы оказывают влияние на процесс товародвижения? Приведите конкретные примеры, отражающие влияние различных факторов на процесс товародвижения.

Практические задания по теме

1. Рассмотрите три тезиса, которые раскрывают понятие «товародвижение»:

(1) Товародвижение — это торгово-технологический процесс доведения товаров из сферы материального производства в сферу материального потребления через предприятия оптовой и розничной торговли [2].

(2) Товародвижение можно рассматривать как процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления [2].

(3) Товародвижение представляет собой хозяйственную деятельность торговли, связанную с доведением товаров до потребителя, при этом данная деятельность заключается в совокупности специфических торгово-технологических операций по перемещению товаров от производителей (поставщиков) к покупателям [1].

Какой тезис, по Вашему мнению, наиболее полно отвечает сути понятия? Свой ответ аргументируйте в письменном виде.

 

Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Соотнесите различные аспекты товародвижения с конкретными примерами, если имеют место быть следующие случаи:

Маркетинговый аспект товародвижения Материальный и информационный потоки в условиях региона
Логистический аспект товародвижения Технологические операции, обеспечивающие перемещение товаров
Организационный аспект товародвижения Прогнозирование физического перемещения товаров

 

3. Соотнесите факторы, оказывающие влияние на процесс товародвижения, с конкретными примерами, если имеют место быть следующие случаи:

Производственный фактор Автомобили различной грузоподъемности
Транспортный фактор Половозрастной состав потребителей
Социально-экономический фактор Широта ассортиментного набора товаров
Торговый фактор Сезонность выпуска отдельных категорий товаров

Рекомендованная литература:

1. Иванов Г.Г. Организация торговли. М.: Академия, 2014. 192 с.

2. Памбухчиянц О.В. Организация торговли. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. 296 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: